Электронное портфолио учителя математики
материал по теме
Учитель - не тот, кто учит, а тот у кого учатся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
электронное портфолио учителя математики | 407.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак
Ипатовского района Ставропольского края
ПОРТФОЛИО
учителя математики
муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы №16 аул Малый Барханчак
Ипатовского района
Ставропольского края
Нагумановой Зинфиры Хафизовны
09.08.1967 года рождения
2014г.
Содержание
Введение. Пояснительная записка……………………………………………………… 1 – 3
Общие сведения о работнике………………………………..………………………….……4
Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей…………………………… 5
1.1. Позитивная динамика учебных достижений учащихся………………………………5
Аналитическая справка по итогам диагностических исследований качества знаний…...6
1.2 Достижения детей в конкурсах………………………………………………………….7
1.3 Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса…………………………………………………………………………………………8
Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога…………………………….......9
2.1. Ориентация педагога в специальной научно-популярной литературе…………………9
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми………………..9
Аналитическая справка Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию…………………………………………………………………………………10
2.2. Разработка образовательных программ, позволяющих осуществить преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Аналитическая справка ……11
2.3. Наличие ИКТ-компетентности педагога………………………………………………....12
Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога……………………………………………...…12
3.1 Организация деятельности обучающихся в социально – значимых проектах в рамках класса и школы…………………………………………………………………………………12
3.2 Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности…………………………………………………………………13
Диагностические материалы по итогам организации кружковой деятельности………..…17
3.3 Организация воспитательной работы по предмету в рамках предметных недель …….18
3.4 Результаты деятельности в качестве классного руководителя…………………………25
Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога………..………………………….27
- Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет………………………………………………….27
- ЭССЕ ………………………………………………………………………………………28
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………….…………………………………………………………..29
Электронное портфолио
учителя математики МКОУ СОШ №16
Нагумановой Зинфиры Хафизовны
09.08.1967 г
Образование: высшее, СГПИ 01.06.1989г
специальность по диплому
учитель математики
общий стаж работы – 24 года,
учитель математики – 16 лет,
в данном образовательном учреждении - 22 года .
Награды: Почетная грамота губернатора Ставропольского края за активное участие в реализации государственной политики в крае и в связи со 100-летием детского общественного движения в России (2009г),
Благодарственное письмо комитета Ставропольского края по делам молодежи за большой вклад в развитие детского движения, формирование гражданских качеств у молодежи и использование инновационных подходов в воспитании молодежи (2009г),
Грамота отдела образования администрации Ипатовского муниципального района за многолетний добросовестный труд в системе образования и в связи с Днем Учителя (2010г)
Диплом участника муниципального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Самый классный классный – 2013»
2014 г
Резюме
Дата составления | 25.01.2014г. |
Категория | Образование |
ФИО | Нагуманова Зинфира Хафизовна |
Должность | учитель математики |
Занятость: | постоянная |
Место работы | МКОУ СОШ №16 |
Возраст | 46 |
Пол | Женский |
Город | аул Малый Барханчак |
Гражданство | Российское |
Образование | 1. высшее 2. Ставропольский государственный педагогический институт « Учитель математики и физики» 1989г, учитель математики – 2 года МКОУ СОШ №4 с. Золотаревка Ипатовского района. 4. Ставропольский государственный педагогический институт « Учитель информатики» 2008 г учитель информатики - МКОУ СОШ № 16 аул Малый Барханчак - 8 лет . |
Опыт работы | Общий стаж: 24 года |
Наличие детей | 2 |
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
Учитель математики
МКОУ СОШ№16 а.Малый Барханчак ______________________З.Х. Нагуманова
Пояснительная записка
"
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым.
Л. Карно
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника для аттестации на первую квалификационную категорию по должности «учитель» (приложение к письму от 27 декабря 2010 года № 01-54/10315 министерства образования Ставропольского края).
Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Зинфиры Хафизовны, учителя математики.
Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя.
Задачи портфолио:
- показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;
- показать владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами;
- проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;
- оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов.
Портфолио состоит из 4 разделов.
В разделе «Общие сведения» дана полная информация об учителе: дата рождения, образование, стаж работы, повышение квалификации, дипломы, грамоты и другие документы различных конкурсов.
В разделе 1 «Качество предметной подготовки и здоровья детей» представлены таблицы динамики показателей качества обученности, по которым прослеживается позитивная динамика учебных достижений. Затем следует аналитическая справка по итогам диагностических исследований качества знаний, в которой отмечены достижения детей как внутришкольных так и в районных мероприятиях. В разделе представлены списки учащихся, копии дипломов, грамот за достижение детей в районных конкурсах . Из аналитической справки по итогам диагностических исследований видно использование учителем здоровьесберегающих технологий, позволяющих решать проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. В приложении представлены документы, подтверждающие качество предметной подготовки и здоровья детей.
Раздел 2 «Уровень профессиональной подготовки педагога» содержит аналитическую справку, которая показывает умение педагога ориентироваться в специальной и научно-популярной литературе, осуществлять индивидуальный подход к творческой личности и ее развитию. В этом разделе представлены краткая аннотация работ учащихся (рефераты, доклады, эссе), конспект урока по математике с аспектным анализом. В аналитической справке прослеживается дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся. В приложении представлены документы, подтверждающие уровень профессиональной подготовки педагога.
В разделе 3 «Внеурочная деятельность педагога» отражается деятельность педагога, как организатора внеклассной работы школьников по преподаваемому предмету:
- организация работы учащихся на факультативных занятиях;
- организация воспитательной работы по предмету в рамках недель.
В качестве иллюстративных материалов представлены план факультативных занятий, сценарии внеурочных мероприятий.
В разделе 4 «Научно-методическая деятельность педагога» представлено участие в экспериментальной и научно-методической деятельности
- демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов;
- выступления на педсоветах, семинарах, конференциях;
Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования,
занимает одно из ведущих мест. Математика, являясь обязательной составной частью
всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего
естествознания. Включение ее в качестве основного учебного предмета в школьный
учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения.
Назначение математического образования можно охарактеризовать с двух сторон:
практической, связанной с созданием и применением инструментария, необходимого
человеку в его продуктивной деятельности и духовной, связанной с мышлением человека,
с овладения определенным методом познания и преобразованием мира математическим
методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры реального мира. Без конкретных математических знаний
затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники,
восприятие научных знаний, интерпретация разнообразной социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. С
другой стороны математическое образование вносит свой вклад в формирование общей
культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и
изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идей симметрии. Таким образом, без базовой математической подготовки невозможна
постановка образования современного человека.
Роль математики в развитии общества в целом и формировании личности каждого
отдельного человека определяет цели и задачи обучения математике в
общеобразовательной школе:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для
применения в конкретной практической деятельности, для изучения смежных
дисциплин, доля продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимых для
продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике
как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, понимания значимости математики для общечеловеческого
прогресса.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является
выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Необходимо реализовать
сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать
применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование
технических средств. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
В школе математика является опорным предметом средней школы: она обеспечивает
изучение других дисциплин, прежде всего предметов естественно-научного цикла, в частности физики, основ информатики и вычислительной техники, химии. Например, на уроках физики, изучение понятий и законов механики осуществляется с использованием знаний о векторах, действиях с ними, координатах точки, проекциях вектора, линейной функции и ее графике, квадратных уравнениях, окружности, касательной к ней. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой подготовки школьников. При изучении отдельных тем курса математики возможна опора на знания, полученные учащимися на других предметах. Например, знания, полученные при изучении механики: о мгновенной скорости развиваются при введении производной; о свободных колебаниях - используются при рассмотрении дифференциальных уравнений; о перемещении в равноускоренном движении, о работе переменной силы – при изучении интеграла.
В своей работе соблюдаю принцип преемственности – систему связи, обеспечивающую взаимодействие задач, содержания, методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса: урок - внеурочная деятельность.
При таком подходе учебная и внеурочная деятельность приобретают творческий характер, повышают интерес общения учителя с учениками, способствуют рождению новых идей, открывают широкое поле деятельности для поиска, формируют интерес у учащихся к самопознанию.
Моя задача, как учителя – научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину моего предмета, вовлечь ученика в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Многие истины, которые мы преподаем в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. Этот поиск начинаю на уроках, продолжаю и во внеурочной деятельности.
.
Общие сведения
Дата рождения 9 августа 1967 года:
Образование: высшее
Ставропольский государственный педагогический институт 1989г и 2007 гг
Стаж работы:
трудовой- 24 года,
педагогический – 24 года,
в данном общеобразовательном учреждении – 22 года.
Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов):
НОУДПО «Институт»АйТи» (72 часа) по программе «Применение пакета свободного программного обеспечения» (2009г),
ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО 2010 год – 108 часов «Преподавание информатики и ИКТ в школе в условиях модернизации общего образования»,
Свидетельство участия в семинаре «Реализация требований ФГОС при работе по учебно-методическому комплексу авторского коллектива под руководством АП.Г. Мордковича издательства Мнемозина» (6ч, 2012 г),
Сертификат участия в семинаре «методика подготовки к единому государственному экзамену по математике в 11 классе» (6ч, 2013 г)
ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО 2013 год – 78 часов « ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе»,
ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО 2013 год – 78 часов « ФГОС второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе».
Дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, справки:
Почетная грамота губернатора Ставропольского края за активное участие в реализации государственной политики в крае и в связи со 100-летием детского общественного движения в России (2009г),
Благодарственное письмо комитета Ставропольского края по делам молодежи за большой вклад в развитие детского движения, формирование гражданских качеств у молодежи и использование инновационных подходов в воспитании молодежи (2009г),
Грамота отдела образования администрации Ипатовского муниципального района за многолетний добросовестный труд в системе образования и в связи с Днем Учителя (2010г),
Свидетельство участия в семинаре «Реализация требований ФГОС при работе по учебно-методическому комплексу авторского коллектива под руководством АП.Г. Мордковича издательства Мнемозина» (6ч, 2012 г),
Диплом участника муниципального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Самый классный классный – 2013»,
Сертификат участия в семинаре «методика подготовки к единому государственному экзамену по математике в 11 классе» (6ч, 2013 г)
Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей
1.1. Позитивная динамика учебных достижений учащихся.
За последние три года в педагогической работе учителя Нагумановой Зинфиры Хафизовны наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.
2010-2011 учебный год
Наименование предмета | Классы | Успеваемость (по четвертям) | Качество знаний (по четвертям) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | ||
математика | 6, 9 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 43% | 46% | 47% | 54% | 52% |
Наименование предмета | Классы | Успеваемость (по четвертям) | Качество знаний (по четвертям) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | ||
математика алгебра геометрия | 6а | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 53% | 50% | 54% | 56% | 54% |
9б | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 42% | 46% | 51% | 48% | 51% | |
9б | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 47% | 51% | 49% | 53% | 53% |
2011-2012 учебный год
Наименование предмета | Классы | Успеваемость (по четвертям) | Качество знаний (по четвертям) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | ||
математика | 5, 7 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 46% | 52% | 47% | 48% | 50% |
Наименование предмета | Классы | Успеваемость (по четвертям) | Качество знаний (по четвертям) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | ||
математика алгебра геометрия | 5а | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 51% | 53% | 49% | 51% | 52% |
5б | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 47% | 50% | 48% | 49% | 50% | |
7а | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 51% | 53% | 52% | 54% | 54% | |
7а | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 50% | 54% | 56% | 56% | 56% |
2012-2013 учебный год
Наименование предмета | Классы | Успеваемость (по четвертям) | Качество знаний (по четвертям) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | ||
математика | 6,8 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 49% | 48% | 49% | 52% | 51% |
Наименование предмета | Классы | Успеваемость (по четвертям) | Качество знаний (по четвертям) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | ||
математика алгебра геометрия | 6а | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 51% | 52% | 48% | 52% | 53% |
6б | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 48% | 50% | 49% | 49% | 51% | |
8а | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 51% | 53% | 53% | 54% | 54% | |
8а | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 50% | 54% | 56% | 56% | 56% |
Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся за истекшие 2010 – 2013гг. по математике повысилось на 2-3%/
Аналитическая справка по итогам диагностических
исследований качества знаний.
Анализ результатов административных контрольных работ за последние 3 года свидетельствует о позитивной динамике качества знаний учащихся.
По математике:
2010-2011 учебный год - качество знаний составило 52%,
2011-2012 учебный год – 50%,
2012-2013 учебный год - 51%.
В основе деятельностного способа обучения должно лечь личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Таким образом, можно отметить, что за три последних года наблюдается позитивная динамика качества знаний и успеваемости по предмету математика.
Кроме того, результаты можно рассмотреть по основным параметрам деятельности обучения математике: анализ, сравнение, наблюдения в жизни, практические навыки.
Полученные результаты позволяют говорить, что умения, навыки и знания по изобразительному искусству в течении 3 лет стабильные.
Целенаправленная работа учителя позволяет добиваться высоких результатов. Всё это говорит о том, что Зинфира Хафизовна в совершенстве владеет методикой преподавания своего предмета. Её уроки отличает высокая плотность, темп, широкая реализация межпредметных связей. Она успешно внедряет новые технологии. Разнообразие различных форм работы: коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно- групповой, что даёт возможность учителю включать воспитанников в активную познавательную деятельность.
Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволяет ей достигать высоких результатов в обучении.
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
1.2 Достижения детей в конкурсах.
Результатом работы Нагумановой Зинфиры Хафизовны являются достижения учащихся в школьных, районных конкурсах и Всероссийских олимпиадах. За последние три года увеличилось число учащихся, принимающих активное участие в различных конкурсах.
Участие детей в школьных, районных и краевых конкурсах
2012уч.год
Уровень | Название конкурса | Кто принял участие | Результат |
Всероссийский | Общероссийская предметная олимпиада по математике «Олимпус» Международный математический конкурс – игра «Кенгуру» Общероссийский конкурс Мультитест 2012 по математике, организованном институтом развития школьного образования | 5 учеников из 6-х классов, 6 учеников из 8 класса 2 ученика из 6 классов, 4 ученика из 8 класса 2 ученика из 6-х классов 3 ученика из 8 класса | Дипломы участия Сертификаты участия Дипломы участия |
Школьный | Школьный этап олимпиады по математике | Учащиеся 6 классов (6 человек, что составило более 50% всех шестиклассников) Учащиеся 8 класса (5 человек) | Победители и призеры получили грамоты, а участники – поощрительные призы) |
2013 уч год
Уровень | Название конкурса | Кто принял участие | Результат |
Всероссийский | Общероссийская предметная олимпиада по математике «Олимпус» Международный математический конкурс – игра «Кенгуру» Общероссийский конкурс Мультитест 2012 по математике, организованном институтом развития школьного образования | 4 ученика из 7-х классов, 7 учеников из 9 класса 2 ученика из 7 классов, 3 ученика из 9 класса 3 ученика из 7-х классов 5 учеников из 9 класса | Дипломы участия Сертификаты участия Дипломы участия |
Школьный | Школьный этап олимпиады по математике | Учащиеся 7 классов (8 человек) Учащиеся 9 класса (3 человека) | Победители и призеры получили грамоты, а участники – поощрительные призы) |
Таким образом, данные таблиц говорят о том, что высокий познавательный интерес воспитанников Зинфиры Хафизовны определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в различных конкурсах, что способствует:
- формированию общей культуры учащихся
- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся
- развитию творческих способностей воспитанников
- повышению качества образования.
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
05.02.2014 г
1.3 Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.
Аналитическая справка по итогам диагностических исследований
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Нагуманова Зинфира Хафизовна внедряет образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья учитель использует различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, проводит: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».
В процессе обучения Нагуманова З.Х. использует современные информационные технологии. Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Здоровье», материалы постоянно обновляются.
Зинфира Хафизовна считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, Нагуманова З.Х. проводит физкультминутки, кроме того, определяет и фиксирует психологический климат на уроке, проводит эмоциональную разрядку, строго следит за соблюдением учащихся правильной осанки, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
На своих уроках Зинфира Хафизовна старается создать условия, которые будут способствовать сохранению здоровья детей. На каждом уроке в любом классе, с учетом возрастных особенностей, проводит физкультминутки, делает игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3минуты), для снятия статического напряжения и психо – эмоциональной нагрузки проводятся динамические паузы, физминутки для улучшения кровообращения; комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
05.02.2014г
Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога
2.1. Ориентация педагога в специальной научно-популярной литературе.
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми.
Зинфира Хафизовна большое внимание в своей работе уделяет одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемому предмету. Свою работу с одаренными детьми она начала с диагностик характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы (в 5 классе). Изучив результаты диагностики, учитель составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволило ей предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
Работа педагога с одаренными и талантливыми детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Таким образом, работу с детьми, имеющими повышенные учебные способности Зинфира Хафизовна осуществляет следующим образом:
- Диагностика параметров индивидуального развития.
- Организация индивидуальной работы на уроке (определить меру трудности задания, создать индивидуальный план работы, разработать систему творческих заданий)
- Исследовательская деятельность с учетом интересов ученика.
Поэтому, выявив одаренных детей, учитель старается научить их думать, предпринять все возможности для развития их способностей.
Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением творческих задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся, которые могут иметь один правильный ответ при разных вариантах решений, либо допускают множество ответов; решением задач практического содержания; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов, занимательными элементами урока.
Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей.
Список одаренных и талантливых детей
2012-2013 учебный год
№ | Фамилия и имя учащегося | Класс |
Аббасова Алсу | 6б | |
Левина Милана | 6а | |
Корнюшенко Максим | 6а | |
Ибрагимов Эдгар | 6а | |
Отемова Алсу | 6б | |
Садыкова Риана | 6а | |
Нурмухаметов Данир | 6б | |
Фахретдинов Артур | 6б | |
Оразов Альберт | 6б | |
Джанаев Марат | 8а | |
Мухамеджанов Ильфат | 8а | |
Мавлитов Руслан | 8а | |
Нагуманова Джамиля | 8а | |
Садретдинова Эльвира | 8а | |
Алиева Етар | 8а | |
Мустафаева Дилара | 8а | |
Хабибулаев Эльдар | 8а |
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Результатом работы педагога является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
Для раскрытия творческих способностей детей Зинфира Хафизовна применяет активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, конкурсы, турниры, олимпиады, наблюдения, поисковые эксперименты.
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, учитель предлагает составить задачи, загадки, ребусы, сказки, викторины, кроссворды по изучаемой теме. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Педагог добивается позитивных результатов в работе с одаренными детьми по математике. Она использует все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогает им успешно реализовать замыслы. Зинфира Хафизовна вовлекает одарённых детей в проектную деятельность. Она убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.
На внеурочных занятиях педагог не только решает занимательные задания по математике, но и совместно с учащимися создаёт обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовит открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, выпуски тематических стенгазет, . Всё это позволяет Зинфире Хафизовне формировать положительную учебную мотивацию по математике, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
05.02.2014 г
План работы
с неуспевающими учащимися по математике
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предметов, как математика и информатика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
1. пропуски занятий по болезни;
2. слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
3. задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей пере-вести ребенка в специализированный класс или школу.
Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
1. неблагополучная семья;
2. проблема «улицы»;
3. прогулы.
Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цели:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики и информатики;
- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости) | Мероприятия по работе с учащимися |
Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине. |
|
Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам. |
|
Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики |
|
Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию
Аналитическая справка
Особое внимание Зинфира Хафизовна уделяет созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика. Осуществляя дифференцированный подход, она руководствуется следующими требованиями:
- создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
- активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
- уровень усвоения программы должен соответствовать возможностям ученика.
Педагог работает над темой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики».
Обучение строит на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Стремится создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся. С целью формирования творчества учащихся и развития познавательного интереса к изучению математики на уроках и во внеурочное время в своей практике применяла и применяет нестандартные виды уроков. Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, конспекты и др. Зинфирой Хафизовной проводятся такие нестандартные уроки, как урок-игра, урок -КВН, урок-путешествие, урок- турнир.
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
05.02.2014 г
2.2. Разработка образовательных программ, позволяющих осуществить преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся
Аналитическая справка
Зинфирой Хафизовной разработана образовательная программа
«Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках математики», позволяющая осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
Исследовательскую работу она начала в 7 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей. Учитель не навязывала детям темы исследований. Сначала они вместе выполняли коллективные проекты: «Линейная функция», «Квадратное уравнение», а в 8 классе попробовали делать индивидуальные: «Планиметрия», «Математика и ее значение в жизни человека», «Текстовые задачи». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали, как самостоятельно создавать презентации, используя знания математики и информатики. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в учебнике математики, интернете, хотя Зинфира Хафизовна старается научить их анализировать изученное, сравнивать и делать выводы. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели! Стремление к отражению изученного и понятого материала, своего отношения к нему должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Целью своей работы она определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
05.02.2014 г
2.3. Наличие ИКТ-компетентности педагога
ИКТ в образовательном процессе служат поддержкой современного урока и играют большую мотивационную роль в обучении. Такие уроки, с использованием ИКТ, помогают учащимся стать творческой личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Цель моей педагогической деятельности в течение последних лет – выявить возможности развития творческой личности в процессе применения компьютера на уроках математики.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к изучению предмета, процент усвояемости изучаемого материала. Разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Краткая аннотация работ учащихся
Ф.И. ученика | Название работы | Краткая аннотация работы |
Алиева Етар | Виды уравнений и способы их решения. | Работа выполнена ученицей 8 класса. Девочка продолжает работать над проектом по теме «Уравнения». В работе Алиева Етар подробно рассказала о множестве видов уравнений: линейные, квадратные, полные квадратные и неполные квадратные, биквадратные, уравнения с одной переменной и с двумя переменными. Весь доклад сопровождался описанием способов решения на примерах. |
Джанаев Марат | «Графики функций» | Работа выполнена учеником 7 класса. В результате исследования, Джанаев Марат подробно рассказал, построил графики функций и рассмотрел свойства различных функций . |
Мустафаева Дилара | «Четырехугольники и их свойства» | Мустафаева Дилара подготовила индивидуальный проект: «Четырехугольники и их свойства». Она исследовалакаждую фигуру, познакомила с элементами фигур. Вся работа была представлена красочной презентацией. |
Нагуманова Джамиля | «Соотношения сторон и углов в прямоугольном треугольнике. Теоремы косинусов и синусов для произвольного треугольника». | Презентация выполнена учащейся 9 класса. В презентации наглядно описывается соотношения сторон и углов в прямоугольном треугольнике, представлены формулы, а для произвольного треугольника доказывается теорема синусов и косинусов. |
Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога.
3.1 Организация деятельности обучающихся в социально – значимых проектах в рамках класса и школы
«Сегодня ценность является не там, где мир
воспринимается по схеме «знаю - не знаю», а где есть
тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю»
Л.Г. Петерсон
Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как отмечал Л.С. Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания, которые можно включить в занятия по внеурочной деятельности. Одной из форм данного вида деятельности является построение графиков функций с применением нетрадиционных техник, направленных на раскрытие творческих способностей учащихся, формирования логического мышления.
Основной педагогической идеей данного опыта является развитие творческих способностей учащихся на занятиях во внеурочное время посредством использования нетрадиционных форм работы, на которых решаются задачи всестороннего развития детей, необходимого для успешного обучения в школе, формируются универсальные учебные метапредметные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Методы работы на занятиях во внеурочное время
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемно-поисковый.
Использование различных форм позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, мелкую моторику, дает полную свободу для самовыражения. При использовании данной методики, было отмечено, что у детей качественно повышается интерес к изучению предмета, развиваются мыслительные и коммуникативные навыки, самостоятельность. Таким образом, использование нетрадиционных форм работы является наиболее благоприятной для развития творческого потенциала детей и формирования универсальных учебных действий.
В работе применяю технологии: здоровьесберегающие , игровые, информационно- коммуникационные, проблемного обучения и КТД.
Применение нетрадиционных форме и методов позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий.
У обучающихся активно формируется уровень мотивации, развивает интерес и любовь к изучению предмета.
Креативность нетрадиционных форм способствует овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной), умению адаптироваться к окружающей социальной среде, формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
3.2 Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности
Факультатив по математике «Избранные задачи по математике»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации, выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать.
Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Таким образом, развитие мышления, формирование предметных компетенций, систематизация знаний происходит уже на уровнях межтемного и межпредметного обобщения. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ и ГИА.
Однако анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне.
В связи с этим, целями предлагаемой программы являются:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения задач на составление уравнений и средствах моделирования явлений и процессов.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
Содержание предлагаемой программы направлено на решение следующих задач:
1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Формирование креативных умений при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования.
4. Развитие коммуникативных умений.
Данный курс «Избранные задачи по математике» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)для работы с учащимися 7 классов и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом «Математика -7» рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с историей, физикой).
Задачи предмета:
1) дать ученику возможность проанализировать свои способности;
2) оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим.
3) подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;
4) помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
Функции учебного предмета:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков обучения математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения учебного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах на зачетных занятиях, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);
личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный учебный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы: стихотворения, рисунки и т.д.
Предлагаемый предмет является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.
Основная функция учителя в данном предмете состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.
Этот предмет предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Задачи на движение (7 часов).
Задачи на проценты (5 часа).
Задачи на работу (4 часа).
Задачи на концентрацию. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (5 часа).
Задачи на числа.(3ч)
Торгово-денежные отношения (3 часа).
Графические задачи (3 часа)
Рациональные методы решения задач.(2часа)
Задачи повышенной трудности.(3часа)
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
- Основные способы решения задач.
- Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
- Работать с текстами задачи, определять её тип.
- Составлять план решения задачи.
- Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
- Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
- Работать в группе.
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тема занятий | Сроки | Корректировка |
1 | Задачи на движение (7 ч). | 2 2 1 2 | Движение в одном направлении. Движение в разных направлениях. Задачи с переводом европейских единиц измерения скорости движения в наши. Задачи олимпиадного характера. | сентябрь - октябрь | |
2 | Задачи на проценты (5 ч). | 2 2 1 | Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. | октябрь - ноябрь | |
3 | Задачи на работу (4 ч). | 2 1 1 | Производительность. Совместная работа. Разноуровневый контроль. | декабрь - январь | |
4 | Задачи на концентрацию. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (5 ч) | 3 2 | Процентное содержание вещества. Количество вещества. | февраль - март | |
5 | Задачи на числа.(3ч) | 1 2 | Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа. | март | |
6 | Торгово-денежные отношения.(3ч) | 1 1 1 | Тарифы. Услуги. Прикладные задачи. | март - апрель | |
7 | Графические задачи. (3 ч) | 1 1 1 | Точечные диаграммы. Столбчатые диаграммы. Разноуровневый контроль. | апрель | |
8 | Рациональные методы решения задач.(2ч) | 1 1 | Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца. | апрель май | |
9 | Задачи повышенной трудности.(3ч) | 3 | Текстовые задачи из ЕГЭ за курс 11 класса. | май |
Диагностические материалы по итогам организации факультативных занятий
Работа осуществлялась по утверждённому плану. Занятия проводились по графику работы факультатива.
Общим теоретическим принципом, которому должны соответствовать знания по программе, является принцип многообразного предъявления одного и того же объекта темы ребёнку. Новое знание, которое он должен усвоить, основано на взаимодействии и активизации зрительных и слуховых ощущений.
В целом, занятия кружка способствовали воспитанию познавательной активности школьников и повышению качества знаний по предмету «Математика». Документальным доказательством данного факта считаю результаты четвертных отметок по предмету «Математика» за 2012-2013 учебный год.
учебная четверть | качество знаний | обученность |
1 | 51% | 100% |
2 | 52 % | 100% |
3 | 48% | 100% |
4 | 52% | 100% |
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
05.02.2014г
3.3 Организация воспитательной работы по предмету в рамках предметных недель
В последнее время активизируется поиск и широкое использование методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения вообще и внеурочной работы по предмету в частности.
Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области гуманитарных и обществоведческих дисциплин, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума.
Воспитательная работа класса строится на принципах добровольности и самоопределения.
Цель воспитательной работы:
- подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать совё мнение, творчески мыслить.
Задачи:
- содействовать формированию благоприятного психологического и нравственного климата в школьном коллективе;
- апробировать моделируемые элементы воспитательной системы школы и новые формы внеклассной работы в жизнедеятельности школьного сообщества;
- формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе взаимодействия;
- совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
- воспитывать чувство прекрасного, приобщения к духовным ценностям.
Учителем Нагумановой З.Х. были проведены внеклассные мероприятия в рамках недели математики:
№ | год | тема |
1 | 2010-2011 | «Математический бой) (6 класс) |
2 | 2011-2012 | «Поле чудес» (5 классы) «Урок – путешествие» (7 класс) |
3 | 2012-2013 | «Урок – соревнование» (6 классы) «КВМ» (8 класс) |
4 | 2013-2014 | «Математическое кафе» (7 классы) «Звездный час» (9 класс) |
Цели проведения недели:
1. Расширить и углубить знания учащихся по математике.
2. Приобщить к совместному творчеству и общению, а также развить навыки самообразования.
3. Мотивировать развитие интереса к предмету и активной познавательной деятельности.
Для того чтобы неделя математики прошла удачно, требуется большая подготовка:
необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание;
определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;
составить план проведения Недели математики, где указываются темы и формы занятий, время их проведения и исполнители.
Учителям при составлении плана Недели математики необходимо учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию Недели математики нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания.
Проведение Недели математики– это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересовать учащихся.
Поэтому внеурочная работа требует от учителя постоянной работы над собой, постоянного пополнения, обогащения своих знаний, повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня. В то же время эта работа даёт учителю широкий простор для проявления инициативы и творчества и поможет стать настоящим мастером своего дела.
Неделя математики способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Они должны уметь: находить нужную книгу в библиотеке, составлять библиографию по теме, пользоваться справочной литературой, готовить рефераты по нескольким источникам, выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией и т.д. приобщать к исследовательской работе.
В настоящее время очень много разработок различных мероприятий, открытых уроков можно прочитать в газетах, журналах, методической литературе, но в данном случае следует соблюсти баланс и не надо браться сразу за множество форм работы, мероприятий. На первый взгляд, это кажется интересным, разнообразным, но каждое мероприятие, каждый день, и даже каждый час требует большой подготовки и продуманности. Необходимо рассчитать свои силы и силы детей. План Недели математики должен содержать только то, что осуществимо и может быть доведено до конца. В противном случае у учащихся появляется неверие в реальность намеченного, исчезает интерес к работе.
Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными: игры, конкурсы, викторины, соревнования, КВН.
Большое значение играют современные информационные технологии, они могут оказать неоценимую помощь, как в подготовке, так и проведении Недели математики.
План Недели математики
№ п/п | Название мероприятия | класс | Дата проведения | ответственные |
1 | Открытие недели, линейка. Исполнение частушек о математике. | 5-11 классы 5 класс | 25.10.2013 | Руководителиь МО, учителя предметники ( математики) |
2 | «В мире дробей» -игра путешествие | 6 классы | 26.10.2013 | Шайдуллаева С.К. Аббасова Л.В. |
«Математическое кафе» | 7 классы | Нагуманова З.Х. | ||
3 | «Поле чудес». «Брейн-ринг» | 8 класс 5 классы | 27.10.2013 | Костов Р.М. Аббасова Л.В. |
4 | «Звездный час». Конкурс математических стенгазет. | 9 классы 5-11 кл | 28.10.2013 | Шайдуллаева С.К. Нагуманова З.Х. Аббасова Л.ВКостовРМ |
5 | «Математический бой». Конкурс математических задач о школе. | 10-11 кл 5-11 кл | 29.10.2013 | Шайдуллаева С.К. Аббасова Л.В. |
6 | Закрытие недели. Линейка. Подведение итогов недели, награждение победителей | 5-11 кл | 30.10.2013 | Шайдуллаева С.К. Нагуманова З.Х. Аббасова Л.В. КостовР.М. |
В ходе недели были проведены следующие мероприятия:
В мероприятиях приняли участие учащиеся 5-11-х классов.
Учащиеся пополнили знания по данным предметам, поучаствовали в занимательных играх по предметам, проявив свою сообразительность и знания по отдельным разделам дисциплин.
Учащиеся всех классов принимали активное участие как в конкурсах и викторинах, так и в литературных композициях. Учащиеся 5-х классов показали свое актерское мастерство в спектакле, посвященном Дню Матери.
С большим удовольствием учащиеся 5-х классов приняли участие в «Брейн-ринге»,6 –ки охотно совершили путешествие «В мире дробей», 7 –ки побывали в «Математическом кафе», а учащиеся 10-11 классов попробовали свои силы в «Математическом бое». Увлеченно прошел «Звездный час» среди учащихся 9-х классов, остались довольны учащиеся 8 класса, оказавшиеся на «Поле чудес».
Конкурс стенгазет, проходивший в течение всей недели, позволил ребятам, любящим рисовать, продемонстрировать свои способности, а учащиеся, любящие сочинять проявили себя в конкурсе задач о школе.
Предметная Неделя позволила учащимся и учителям ярче раскрыть свой творческий потенциал.
Директор муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
а.Малый Барханчак Ипатовского района _______________________ И.Н.Ромаева
05.02.2014 г
Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога
4.1 Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет.
Создала свой мини-сайт на nsportal.ru
http://nsportal.ru/nagumanova-zinfira-hafizovna
Эссе
Я – учитель. Я очень люблю свою работу. Много лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика. Моё педагогическое кредо: «Профессионализм учителя – успех ученика».
История цивилизации свидетельствует: только такое государство сильно, перспективно и бессмертно, которое владеет объединительной, гуманистической и развивающейся идеей. Современная школа – это государство, работать в котором должны профессионалы – люди, знающие и любящие своё дело. Справедлив был Л.Н.Толстой, говоря: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Именно профессионально грамотная работа учителя – путь к реализации идей современного образования, к созданию условий для развития личности обучающегося.
Кардинальная идея современной школы – поступательное движение, диалектика развития. Развиваться должен не только ученик, но и учитель. Сегодня, когда перед современным школьным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, в том числе связанные с введением образовательных стандартов второго поколения, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. В условиях предъявления требований к результатам освоения основной образовательной программы основного образования (личностным, предметным, метапредметным), в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и государства в образовательной сфере я осознаю, что должна дать детям больше, чем просто знания, сформировать больше, чем просто умения и навыки. Я должна суметь сформировать личность выпускника в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы, способного к личностному самоопределению, мотивированного к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
Что для этого требуется? – Находиться в постоянном творческом поиске содержания, приемов, методик и технологий обучения. В моем педагогическом арсенале системно-деятельностный подход, технологии критического мышления и групповой деятельности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, методы проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности. Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Моя цель как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать его красоту и стройность, научить решать жизненно важные задачи, добиться качественного результата освоения учащимися учебного материала. Урок математики для меня – это не просто обучение вычислению, это способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь».
Вторая идея современного образовательного процесса – единение. Единение с теми, кто верит в тебя, для кого ты не просто учитель, но еще и старший товарищ, друг, помощник, член команды. Ты классный руководитель. Задачу классного руководителя вижу в создании условий для личностного роста воспитанника, а систему воспитательной работы – не только в работе с учениками. Это и тесная связь с родителями, и с учреждениями дополнительного образования, и с общественными организациями.
Воспитывающую деятельность строю на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа и человечество), которые направлены на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укоренного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Важным также считаю формирование готовности обучающихся к выбору направлений профессиональной деятельности с учетом личных интересов и потребностей рынка труда. Работа по вышеназванным направлениям находит отражение в тематике классных часов и праздников, встречах с интересными людьми, путешествиях по достопримечательным местам Оренбуржья и Кувандыкского района, в культурно-просветительских мероприятиях, трудовой деятельности.
В воспитании учащихся основываюсь на гуманно-личностных педагогических технологиях Е.Н. Степанова (работа с коллективом), технологии гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского; технологии организации и проведения группового воспитательного дела Н.Е.Щурковой; системы инновационной оценки «портфолио».
Третья идея школы-государства – формула успеха: Закон пяти «С»: Содружество, Сотрудничество, Сопереживание, Совершенствование, Самореализация. И здесь аксиомы просты, а значит, вечны: воспитание через личный пример, милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка, признавать равенство учителя и ребенка в правах. Условиями успеха считаю дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет личностных сфер и опору на сильные стороны ученика. Создаю ситуацию успеха у каждого воспитанника, так вижу в этом стимул к дальнейшей деятельности и путь к самосовершенствованию, формированию концепции «Я – личность», путь к успеху ученика.
Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Я стараюсь соответствовать всем эти требованиям, профессионально развиваюсь: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны...
Электронное портфолио учителя истории, обществознания
Обобщение опыта работы с приложениями и итогами работы....
Электронное портфолио учителя английского языка Буевой О.С.
Электронное портфолио учителя английского языка Буевой О.С....
Электронное портфолио учителя математики
Выдержки из портфолио учителя математики....
Электронное портфолио учителя математики МБОУ В(С)ОШ №1 г.Новочеркасска
Портфолио в переводе с итальянского "папка с документами".Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в результате своей работы....
Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...
Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...
Электронное портфолио учителя математики и физики МБОУ Ушаковской СШ Ермаковой Ирины Николаевны
Ермакова Ирина Николаевна работает в школе с 2010 года, в этот же год стала участником областной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях обр...