Самоанализ учителя английского языка.
материал по теме
Самоанализ учителя английского языка для получений I квалификационной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz._sevastyanova_t.s.docx | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска средняя общеобразовательная школа №26
Самоанализ педагогической деятельности
учителя английского языка
Севастьяновой Татьяны Сергеевны
г. Новосибирск, 2012 г.
Содержание
- Цели и задачи педагогической деятельности…………………………………. 3
- Выбор УМК……………………………………………………………………...4
- Материально – техническая база………………………...……………………..5
- Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности………6
- Уровень познавательного интереса обучающихся…………………………...11
- Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями……………………………….12
- Динамика успеваемости обучаемых…….…………………………………….12
- Взаимодействие с родителями…………………………………………………13
- Методы оценки деятельности учащихся……….……………………………..14
- Повышение уровня профессионального мастерства…………………………16
- Внеучебная деятельность………………………………………………………20
- Приложения……………………………………………………………………..21
- Цели и задачи педагогической деятельности.
Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость», - эти слова Аврелия Августина стали девизом моей педагогической деятельности.
Окончив в 2009 году педагогический университет и придя в школу, поняла – главным в моей работе является привитие любви к иностранному языку и интереса к процессу его изучения. Мое педагогическое кредо: сочетание традиций в обучении с инновациями. Ведущий принцип педагогической деятельности: идти в ногу со временем.
Основная цель моей деятельности – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, создание условий для становления субъектных качеств личности учащихся, активизация деятельности за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развитие навыков устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, формирование социальных компетентностей,
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой и решаю следующие задачи:
1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
2.Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д.)
3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ и т.д.
4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.
5.Развивать социокультурную направленность деятельности учащегосячерез включение школьников в диалог культур.
6. Развивать взаимопонимание, толерантное отношение к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
- Выбор УМК.
Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. Главным источником получения информации, наряду с другими дидактическими средствами, является учебный текст, обладающий коммуникативной, прагматической, когнитивной функциями. Будучи продуктом речевого высказывания, он содержит необходимую для передачи информацию и организован в смысловое и структурное единство определенного языкового уровня. В качестве учебного текста могут использоваться как тематические, страноведческие, художественные тексты, так и стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудио-тексты бесед с носителями языка и др.
Следовательно, одним из наиболее важных и значимых моментов для создания учителем условий эффективного обучения иностранному языку является выбор УМК, с учетом содержания обучения.
Изучение содержания предлагаемых рынком учебников, сопоставительный анализ востребованных сегодня УМК по английскому языку, позволили мне остановить свой выбор на УМК М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной, Н.Н.Трубаневой «Английский с удовольствием - Enjoy English». Данный курс изучения английского языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира. Курс ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Данный УМК очень четко структурирован: один юнит соответствует одной учебной четверти, включены задания для повторения пройденного материала, выделен раздел для домашнего задания, определены уровни сложности. Все темы, предложенные к изучению, соответствуют возрастным особенностям учащихся, предложен интересный сюжет. Учебник рассчитан на три занятия в неделю, что соответствует положениям современного базисного учебного плана. УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в пределах изучаемых учебных тем.
- Материально – техническая база.
Для достижения поставленной цели важное значение имеет материально-техническое оснащение образовательного процесса база. Мое рабочее место оборудовано стеллажами для хранения рабочих папок, документов, учебной литературы. В кабинете сформирован и оформлен методический уголок, в котором представлены книги, учебные и методические рекомендации и пособия для родителей и учащихся школы, буклеты, плакаты, а также опыт моей деятельности. В работе с детьми и я использую ресурсы актового зала, компьютерного кабинета, что позволяет опираться на интерактивные методы учебной работы с использованием интернет-ресурсов, мультимедийного проектора.
Все контрольно – измерительные материалы, педагогические наработки хранятся также в электронном варианте, что позволяет мне быстро и удобно оперировать данными, получать любые сведения.
Кабинет оборудован стендами, на которых можно увидеть флаги стран изучаемого языка, различные карты, алфавит английского языка, фотографии стран изучаемого языка, грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала. Один из стендов освещает деятельность учащихся (сочинения, доклады, постеры и т.д.).
- Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.
На своих уроках я применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, а также информационные технологии.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями», «Школьные проблемы», «Выбор профессии».
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата, делает явными скрытые противоречия обыденной жизни, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности. Именно в игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.
Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Is it a…?, Where is…?, Who is …?, etc.), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.
В старших классах помимо дидактических игр, я использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). Самому событию предшествует длительная подготовка: детальное чтение, изучение дополнительных материалов, выверение грамматических структур, учет возможного развития событий и т.п.
Как и любые другие технологии, игровые технологии имеют свои плюсы и минусы. С моей точки зрения, их можно представить в таком виде:
Плюсы и минусы игровых технологий:
Плюсы | Минусы |
|
|
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени, и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
На своих уроках я применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.
Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.
Использование таких педагогических технологий на уроках английского языка привело к следующим результатам:
- При работе в малых группах, при совместной проектной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
- Учащиеся научились сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
- У учащихся сформировалась собственная точка зрения, они научились ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
- Ученики осознали, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, например, в таких областях, как: профессии, общество, путешествия и т.д.
- Ребята научились общаться между собой, с учителями, овладели коммуникативными умениями.
Продолжением урочной деятельности является хорошо продуманная внеклассная работа по предмету. Она заключается в подготовке учащихся к различным творческим и исследовательским конкурсам, к экзаменам, в проведении внеклассных мероприятий, которые способствуют совершенствованию и углублению знаний учащихся. Как результат, мои воспитанники успешно участвуют в международном конкурсе по английскому языку «Британский бульдог» (Приложение 1). Традиционными внеклассными мероприятиями стали интеллектуальные игры среди 5-6 классов, викторины по страноведению в старших классах.
При проведении недели иностранных языков, я стараюсь задействовать в подготовке как можно больше учащихся. Дети участвуют в викторине «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?», разгадывают кроссворды на различные темы, пишут мини-сочинения, готовят инсценировки сказок, шуток, выпускают газеты, участвуют в поэтических конкурсах, создавая собственные переводы стихотворений. Кроме этого мои учащиеся готовят и проводят различные праздники, тематические вечера.
- Уровень познавательного интереса обучающихся.
В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в сетевых проектах, научно-исследовательской работе по предмету, разработке сценариев мероприятий, выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций.
- Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями.
Использование межпредметных связей в преподавании английского языка, позволяет мне формировать у учащихся целостное представление о роли языка в жизни человека, об общих человеческих ценностях, культуре языка и общения. Так, например, мною были проведены внеклассные мероприятия о роли не только английского языка в жизни человека, но и о роли немецкого языка (т.к немецкий язык является вторым иностранным языком, изученным мною). Ребята смогли познакомиться с традициями Германии, узнали историю этой страны. Благодаря этому мероприятию многие ребята продолжили изучение стран, говорящих на немецком языке, а некоторые учащиеся даже изучили фразы приветствия, прощания, знакомства на немецком языке.
Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ учащегося. Считаю, что содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формированием коммуникативной компетенции.
- Динамика успеваемости обучаемых.
Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.
За время моей работы в МБОУ СОШ №26 (2 года) учебные программы (теоретическая и практическая части) пройдены. Все учащиеся успешно прошли курс обучения за соответствующий класс. Об этом свидетельствует 100% успеваемость, выполнение обязательного минимума, текущие контрольные работы, контрольные срезы.
Я проводила мониторинговые исследования качества знаний школьников. Мониторинг уровня сформированности проводился в виде четвертных и годовых оценок (Приложение 2).
Использование передовых технологий, передового педагогического опыта позволило достичь следующих результатов обучения на конец 2010-2011 года: успеваемость - 100%, качество знаний – 61,5%; 2011-2012 года: успеваемость – 100%, качество знаний – 66,9% (Приложение 3).
Показатель качества знаний за два учебных года повысился, что, на мой взгляд говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.
Сравнительный анализ учебных достижений по классам, в которых я работаю, показал, что по итогам года процент качества в некоторых классах остается стабильным. Это обусловлено хорошими способностями учащихся, систематическим выполнением домашних заданий. Таких учащихся можно отнести к категории высокомотивированных, они очень переживают из-за оценок.
- Взаимодействие с родителями.
Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении английского языка сообщаю родителям посредством записи в дневник и тетрадь слов «Молодец!», «Умница!», «Очень хорошо!», а также перед родительскими собраниями на отдельных листочках описываю успехи и трудности каждого ребенка, особенно на начальном этапе изучения данного предмета, передаю их родителям через классного руководителя, либо сама.
- Методы оценки деятельности учащихся.
В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны: проверочная, обучающая, диагностическая, корригирующая, управленческая, мотивационно - стимулирующая, оценочная, обобщающая, воспитательная, развивающая. В своей деятельности использую следующие виды контроля:
- Предварительный – необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Также он служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Считаю целесообразным использовать данный вид контроля при знакомстве с новой группой учащихся, при поступлении нового учащегося в класс, а также при оценке остаточных знаний после летних каникул.
На основании данного контроля вношу коррективы в календарно-тематический план, определяю, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечаю пути устранения выявленных пробелов знаний учащихся.
- Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися упражнений и заданий ко мне поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым.
- Периодический (рубежный, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть (контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты). Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
- Итоговый контроль – контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.
Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности. Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, т.е. видам речевой деятельности, которые они должны проверить.
Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:
Вид контроля | Формы контроля |
Предварительный | Тестирование – а) индивидуальное, б) письменное; собеседование – а) индивидуальное и фронтальное; б) одноязычное или двуязычное |
Текущий | Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение |
Периодический | Опрос (индивидуальный, комбинированный, взаимный), контрольные работы, тестирование |
Итоговый | Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен |
- Повышение уровня профессионального мастерства.
Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. За время работы в школе я прошла следующие курсы повышения квалификации, большая часть которых была пройдена по собственной инициативе, не только по английскому языку, но и по немецкому:
- 19.02.2010 - 21.02.2010, г. Куйбышев, Семинар повышения квалификации Немецкого Культурного Центра им. Гёте по следующим темам «Развитие навыков письменной речи», «Задания по письму в международных экзаменах», «Кооперативное письмо» (24 академических часа); (Приложение 4).
- 29.10.2011 – 31.10.2011, г. Новосибирск, Осенняя методическая школа учебного центра Learn & Teach на следующую тему: «Организация внеклассной деятельности по английскому языку как средство поддержания мотивации к изучению иностранным языкам» (20 академических часов); (Приложение 5).
- 13.02.2012 – 14.03.2012, Обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» по курсу «Английский язык» (120 часов). (Приложение 6).
Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: www.edu.ru , www.fipi.ru, http://www.study.ru, ; зарегистрированным пользователем интернет-порталов http://pedsovet.su, www.englishteachers.ru, www.metodisty.ru, www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru. Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», «Мозаика», «Английский язык».
Еще одной немаловажной формой повышения профессионального мастерства, безусловно, являются открытые уроки и мероприятия. В период с 2010 по 2012 год в рамках недели иностранного языка я провела 2 открытых внеклассных мероприятия в 5-х классах «It’s our time» (Интеллектуальная игра среди 5 классов по страноведению). Мои учащиеся получили дипломы за успешное участие, а одна из команд заняла II место (Приложение 7). Среди учащихся 7-х классов была проведена грамматическая викторина. Ребята смогли продемонстрировать не только свои знания по грамматике английского языка, но и творческие способности (создание веселых постеров по грамматике, участие в мини-сценках).
С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, городские тематические семинары, конкурсы.
Немаловажным в повышении профессионального мастерства учителя является самообразование. С 2010 года я работаю над следующей темой: «Модульная технология обучения иностранным языкам».
Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда учителя и ученика. В соответствии с общими ориентирами обновления современной школы предстоит осуществить переход от принципа всеобщего образования, одинакового для всех, к образованию по личностным способностям и общественным потребностям, т.е. бучения сообразно способностям и склонностям учащихся вплоть до разноуровневых и разнопрофильных программ, учебников и учебных пособий. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению.
Все это определяет актуальность данного исследования.
Актуальность исследования определяет его цель: разработка модульной программы курса обучения иностранному языку как средство оптимизации процесса социализации личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд общих и частных задач:
- Путем анализа педагогической литературы охарактеризовать модульное обучение как гибкую педагогическую технологию.
- Изучить возможность реализации гибкой технологии модульного обучения, ее элементов и методов в процессе обучения иностранным языкам.
- Разработать модульную программу по одной из тем школьного курса английского языка.
- Определить эффективность применения технологии модульного обучения иностранному языку в средней школе и сформулировать условия ее применения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Таким образом, модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно обоснованных данных, не допускающих экспромтов, как это возможно при других методах обучения.
Принципиальное отличие модульного обучения от традиционной системы обучения:
1) содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;
2) взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече;
3) самая суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.
Центральным понятием теории модульного обучения является понятие «модуль».
Модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.
На мой взгляд, система модульного обучения работает именно как система благодаря принципам, определяющим общее направление модульного обучения, содержание и методику организации.
Исходя из поставленной мною цели в данном исследовании, мною была разработана экспериментальная программа модульного обучения английскому языку в средней школе. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №26 г.Новосибирска. В нем принимали участие 13 учащихся 8 класса. Для создания модульной программы, я выбрала тему «Mass Media: good or bad». Исследование включает два этапа. На первом этапе был предложен тест на контроль остаточных знаний по теме: «Mass Media». Данный тест содержал упражнения, основанные на уже изученном материале по данной теме. Второй этап состоит непосредственно из самого эксперимента, т.е проводимых мною уроков, и подведении результатов проведенного исследования.
Для того чтобы систематизировать материал и пробудить интерес к изучаемой теме, а также для обогащения знаний истории, культуре страны изучаемого языка в ограниченный промежуток времени, была предложена определенная система изучения данного материала. Прежде всего, это различные таблицы, составление диалогов, творческие задания (сочинения, эссе, мини-проекты). Мною был разработан модульный блок по теме «Mass Media», состоящий из 6 модулей, каждый из которых состоит из одного или двух уроков.
Завершающим этапом работы с материалом является урок- игра. На этом заключительном уроке была решена поставленная задача - в занимательной форме проверить, насколько хорошо ученики усвоили и помнят материал по изученной теме.
После данного урока проводилось контроль усвоенных знаний. Как результат, я получила повышение успеваемости учащихся на 9,3 %. Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что данный эксперимент полностью доказал гипотезу о том, что если формы и методы обучения будут адекватны содержанию учебных модулей и учитывать индивидуальные особенности учащихся, то использование модульной технология в процессе подготовки школьников будет успешно осуществлено.
В данный момент я продолжаю работать над исследованием данной темы, разрабатываю программу модульного обучения английского языка для 5-го класса.
За высокие показатели в профессиональной деятельности по итогам работы 2011-2012 учебного года я получила Почетную Грамоту Отдела Образования Администрации Калининского района г. Новосибирска (Приложение 8).
- Внеучебная деятельность.
Поскольку коммуникативная компетенция является не сугубо предметной, а базовой, то ее формирование стараюсь не ограничивать только рамками предмета. Я активно помогаю заместителю директора по воспитательной работе в организации мероприятий как школьного, так и районного уровня. В 2011 году я стала организатором Совета Старшеклассников школы. Самые активные ребята школы состоят в Совете Старшеклассников, мы совместно организуем такие праздники как День Знаний, День Учителя, Осенний Бал, Новый Год, 9 мая и многие другие, выпускаем школьную газету. Ежемесячно и по мере необходимости проходят собрания, на которых обсуждаются важные проблемы школы. Совет имеет свой устав и председателя. Весной 2012 года наш совет принял участие в XVI Школе Актива Калининского района.
В 2012 году с учащимися нашей школы я приняла участие в Туристком Слете Калининского района. (Приложение 9).
Совместная организация праздников и мероприятий, репортажи, интервью, небольшие заметки, стихи и сочинения учащихся – все это способствует достижению поставленной мною цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка
В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надею...
Самоанализ деятельности учителя английского языка
В этом документе я обобщила опыт работы за последние 5 лет....
Самоанализ работы учителя английского языка.
Самоанализ работы учителя английского языка....
Презентация "Самоанализ учителя английского языка"
Презентация - самоанализ учителя английского языка...
Самоанализ работы учителя английского языка
Составлен по итогам 2013-2014 уч.г....
самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка
Тема, над которой я работаю "Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка при обучении аудированию."...
Самоанализ учителя английского языка
Самоанализ учителя английского языка...