Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал по теме

Аникина Ольга Викторовна

Материалы к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_opyt.rar57.76 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя информатики и математики

МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка Республики Мордовия

Аникиной Ольги Викторовны

Формирование информационно-коммуникативной компетентности для обеспечения социализации школьника

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!

Конфуций

В наше время компьютер прочно занял место во всех областях жизни.  В школе применяется он не только на уроках информатики, но и при обучении другим предметам, в делопроизводстве, в творческой, исследовательской работе учащихся. Компьютерная грамотность выпускника современной школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики.

Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, значит, новые образовательные цели и планируемые результаты. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Обучение строится с учётом интересов и дальнейших планов учащихся, т.е. в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, теории управления познавательной деятельностью.

Данные предпосылки определили тему моего педагогического опыта: «Формирование информационно-коммуникативной компетентности для обеспечения социализации школьника».

Актуальность и перспективность опыта

В Концепции модернизации российского образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Важную  роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, одной из основных целей, является повышение уровня информационно–коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Актуальность темы связана с ориентацией общества на решение задач модернизации содержания общего среднего образования и повышение уровня образованности обучающихся. Это связано с тем, что системы образования развитых стран мира перешли на новые системы общего среднего образования, характерными чертами которых являются следующие:

  • Интегрированные цели обучения доминируют над предметными;
  • Деятельностный подход в обучении вытеснил элементарные умения и навыки;
  • Компетентностный подход в обучении;
  • Переход на новую систему оценки качества школьного образования обучающихся;
  • Авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем уступает место сотрудничеству, партнерству в учебной деятельности.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности – это  появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и в любой другой практической деятельности, которая является одним из средств социализации школьника. В «Словаре по социальной педагогике» дается такое определение термина «социализация»: «Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат».

Перспективность опыта. Информационно-коммуникативная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать современные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая необходима и достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Концептуальность

Своеобразие и новизна

Современные требования к школьнику складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместная информатизация среды. В меняющемся мире формируются такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание социально и профессионально активной личности требует применения новых методов, приемов и  форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника в значимых сферах профессионального образования и жизнедеятельности, применяю активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, информационную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Основополагающими принципами опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • эффективность;
  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
  • перспективность;
  • технологичность.

Приёмы развития мыслительной деятельности - это разнообразие форм, методов, средств обучения, которые стимулируют учащихся к активному и творческому мышлению.

Согласно И.Я. Лернеру, метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. При этом деятельность учителя, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности школьников, а с другой – сама обусловливает эту деятельность, реализацию закономерностей усвоения и развития.

При выборе и сочетании методов обучения руководствуюсь следующими критериями:

  • соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;
  • соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.);
  • соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;
  • соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения;
  • эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);
  • соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

Цель урока согласуется с возможностями средств для ее достижения, к ним относятся содержание и методы обучения. Форму обучения на уроке выбираю по своему усмотрению: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную. При выборе фронтальной формы обучения учитываю тот факт, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ. При этом часть урока предназначена для работы за компьютером. В этой работе выступаю в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда получает.

Наличие теоретической базы опыта

В данном опыте  реализуются  идеи личностно-ориентированного обучения И.Я. Якиманской, Г.К. Селевко, принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН-ов, но и готовность личностью использовать их в личном опыте.

Компетентность – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (В. Краевский и А. Хуторской).

Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней).

Реализация идей проблемного обучения М. И. Махмутова позволяет  излагать материал по информатике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов. В основу современной теории проблемного обучения, разработанной М. И. Махмутовым,  положены частично-поисковый и поисково-исследовательский методы работы, которым отводится первостепенное значение при формировании информационно-коммуникативной компетентности.

В документах ЮНЕСКО определены следующие ключевые компетенции:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

По мнению А. В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Ключевые образовательные компетенции (по А.В.Хуторскому)

  • В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) предлагается трехуровневая иерархия компетенций:
  • Ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • Общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • Предметные – частные по отношению к ключевым и общепредметным компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов 

Ключевые образовательные компетенции (по А.В.Хуторскому)

  • Ценностно-смысловая
  • Общекультурная
  • Учебно-познавательная
  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Социально-трудовая
  • Компетенция личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с

  • Ценностными представлениями ученика,
  • Его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение,
  • Умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  • Обеспечивает механизм самоопределения ученика
  • Определяет индивидуальную образовательную траекторию ученика и программу его жизнедеятельности в целом

Общекультурная компетенция

Это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности

  • Духовно-нравственные основы жизни  человека и человечества, отдельных народов;
  • Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
  • Особенности национальной и общечеловеческой культуры;
  • Роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;
  • Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
  • Креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем.
  • В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция

  • Формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
  • Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащихся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция

Включает

  • знание необходимых языков,
  • Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,
  • Владение различными социальными ролями в коллективе.

Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, резюме, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Коммуникативная компетенция формируется в рамках каждого изучаемого предмета

Социально-трудовая компетенция

Владение знанием и опытом в:

  • Гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
  • социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента);
  • Профессиональном самоопределении;
  • Вопросах экономики и права;
  • Области семейных отношений и обязанностей.

Компетенция личностного самосовершенствования

Это - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом является ученик, овладевающий способами деятельности в собственных интересах и возможностях. Компетенция личностного самосовершенствования включает:

  • Культуру мышления;
  • Культуру поведения;
  • Основы безопасной жизнедеятельности;
  • Правила личной гигиены;
  • Заботу о собственном здоровье;
  • Половую грамотность;
  • Внутреннюю экологическую культуру.

Ключевые компетенции и предметные области

Компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Учебные предметы, где данная компетенция является ведущей

1. Социальная

Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, защита окружающей среды, здоровье)

Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.

Физическая культура, история, обществознание, экономика, технология

2. Коммуникативная

Сфера общения

Владение устным и письменным общением

Русский язык, иностранный язык, литература

3. Информационная

Сфера информации

Владение новыми технологиями; способностью оценивать информацию

Информатика

4. Учебно-познавательная

Сфера науки, искусства

Способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками

Физика, химия, биология, география, математика, искусство

В проекте концепции образовательной области «Информатика и ИКТ» компетентность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к дальнейшему образованию, самообразованию и профессиональной деятельности, а основной целью информационного образования является формирование информационно - коммуникативной компетентности, которая предполагает:

  • способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности;
  • овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

Информационно-коммуникативная компетентность является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Ведущая педагогическая идея

Выполнить социальный заказ современного общества:

  • формирование информационно-коммуникативной компетентности, обеспечивающей переход от компьютерной грамотности к информационной культуре личности;
  • подготовка школьников, владеющих современными технологиями, к социализации в обществе.

Для реализации идеи считаю необходимым решение следующих задач:

  • создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;
  • создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;
  • интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;
  • создание условий для выявления одаренности учащихся.

Оптимальность и эффективность средств

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках информатики реализую в три этапа:

  1. На пропедевтическом этапе (5-7 классы) учащиеся получают элементы знаний и умений работы на компьютере, навыки конструирования и управления информационными объектами. Этот этап является основой для формирования общей компетентности учащихся.

2.  Основной этап (8-9 классы) предполагает более широкое использование прикладных программ, расширение спектра задач, которые может решить обучающийся, используя программное обеспечение компьютера. На этом этапе веду углубленный курс информатики и ИКТ, который призван обеспечить углубление и расширение знаний учащихся по всем изучаемым темам.

  1. На этапе профильного формирования информационно-коммуникативной компетентности (10-11 классы) в курсе информатики шире изучаются вопросы программирования, компьютерной графики, принципы работы с различными пакетами прикладных программ, средства создания web-страниц, что создает основу для профессиональной ориентации будущих выпускников.

С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможностей для построения личной траектории обучения каждого ученика. В своей деятельности использую различные формы и методы обучения.

Фронтальное обучение применяю при работе всех учащихся над одной темой. На уроке выдерживается единый темп, реализуются общие задачи. Эта форма не теряет своего значения и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это привычная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Парная работа сформировалась из-за нехватки компьютеров, поэтому в современных условиях работа в парах предполагает чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.

Индивидуальная форма обучения  - это взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, консультации и т.п.).

В своей практике использую следующие средства для формирования информационно-коммуникативной компетентности:

  • информацию из Internet;
  • электронные учебники;
  • презентации;
  • аудио- и видеоинформацию;
  • тестирующие программы;
  • авторские тестирующие программы;
  • тренировочные задания для сдачи экзамена в форме ГИА и ЕГЭ;
  • задания для самоконтроля;
  • задания для итогового контроля;
  • электронное домашнее задание.

Мною разработаны поурочные конспекты, дидактические материалы,   проверочные и тестовые работы, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Данной теме посвящен ряд моих выступлений на заседаниях НМО различных уровней (школьного, муниципального): «Проектная деятельность школьников», «Проблемы углубленного изучения курса информатики», «Некоторые вопросы качества подготовки уроков информатики».

Тщательно продумывая содержание различных форм уроков, стараюсь развивать способности учеников самостоятельно мыслить, проектировать пути реализации знаний, помогаю учиться контролировать и оценивать свои достижения.

Результативность опыта

Работа над темой «Формирование информационно-коммуникативной компетентности для обеспечения социализации школьника» позволила добиться определенных результатов.

Одним из критериев результативности данного опыта являются показатели динамики качества знаний и успеваемости обучающихся.  Анализируя результативность деятельности по формированию информационно-коммуникативной компетентности, можно сделать следующие выводы:

  • наблюдается повышение мотивированности обучения и качества знаний;
  • возрастает роль самостоятельных исследований и размышлений; усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению предположений, их подтверждение или опровержение;
  • вырабатываются коммуникативные качества, умения и навыки.

У учащихся сформированы прочные знания, стабильные положительные результаты обученности. Учебные и личностные достижения учеников характеризуются позитивной динамикой.

2010 - 2011 учебный год

Класс

Качество знаний, %

Обученность, %

6 А

92

100

7 А

92

100

8 Б (алгебра)

33

100

8 Б

50

100

9 Б

46

100

9 В

59

100

10 Б

78

100

11 Б

82

100

8 Б (геометрия)

33

100

Средние данные

62,8

100

2011 - 2012 учебный год

Класс

Качество знаний, %

Обученность, %

5 А

84,6

100

7 А

91,7

100

8  А (углубл)

96,2

100

8 Б

68,2

100

9 А

84,6

100

9 Б

56

100

10 А (проф)

71,4

100

10 А (баз)

72,7

100

Средние данные

78,2

100

2012 - 2013 учебный год

Класс

Качество знаний, %

Обученность, %

6 А

88

100

7 А

84,6

100

8 А (углубл)

87,5

100

8 Б

35,3

100

9А (углубл)

96,2

100

10 А

95,5

100

11 А (проф)

92,3

100

11 А (баз)

100

100

Средние данные

84,9

100

Анализ таблиц позволяет проследить устойчивый рост  и стабильность качества знаний учащихся. В указанный период обученность учащихся составила 100%, что свидетельствует о том, что обучающиеся успешно осваивают государственный образовательный стандарт по информатике и ИКТ, в том числе на углубленном и профильном уровне. Процент качества знаний по итогам года подтверждает позитивную динамику качества знаний.

В 2012-2013 учебном году 9 учащихся 9 А класса (углубленный уровень) выбрали экзамен по информатике в форме ГИА и сдали его со 100% успеваемостью, качество знаний также составило 100%.

Результативность преподавания прослеживается в успехах и достижениях моих учащихся.

Результаты участия школьников во Всероссийской олимпиаде по информатике

Год

Уровень

Ф.И. учащегося

Класс

Результат

2011-2012

Муниципальный

Тараканов Сергей

8

участие

Синицин Владислав

9

участие

2012-2013

Муниципальный

Ульянов Данил

8

призер

Деткин Александр

9

участие

Синицин Владислав

10

участие

Логинов Алексей

7

участие

Амиров Рамиль

11

участие

Чагров Дмитрий

11

участие

2013 - 2014

Муниципальный

Ульянов Данил

9

участие

Деткин Александр

10

участие

Деткин Сергей

8

участие

Логинов Алексей

8

участие

Васин Иван

11

участие

Трифонов Евгений

7

участие

Синицин Владислав

11

призер

Творческие конкурсы

Год

Конкурс

Количество участников

Результат/уровень/класс

2011 - 2012

Всероссийский игровой конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии»

26

Сыркин Д. – 1 место/муниципальный/5 А

Цыбаков Д. – 1 место/муниципальный/5 А

Рябова М. – 1 место/ муниципальный/8 А

Лаврушкина А. – 2 место/ муниципальный/8 А

2012 - 2013

Всероссийский игровой конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии»

16

Трифонов Е. – 2 место/ муниципальный/6 А

2010 – 2011

Олимпиада по ИКТ для учащихся 6-7 классов

4

Подмарёва Ю. – 2 место/ муниципальный/7 А

2010 – 2011

Открытая Республиканская олимпиада по информатике среди учащихся 6-8 классов

2

Подмарёва Ю. – участие/ региональный/7 А

Рябова М. – участие/ региональный/7 А

Работая по проблеме «Формирование информационно-коммуникативной компетентности для обеспечения социализации школьника» можно сделать  вывод о том, что достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям, повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и ИКТ», явно просматриваются межпредметные связи. После  окончания школы все учащиеся владеют прочными навыками и знаниями, оговоренными в стандарте, причем многие на профессиональном уровне. Увеличилось число учащихся, продолжающих после школы свое образование в вузах по специальностям,         связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями.

Возможность тиражирования

Постоянно работаю над собой, повышая свой методический уровень:

  1. Участвую в заседаниях научно-методического объединения учителей математики и информатики лицея, районного методического объединения учителей информатики.
  2. Прохожу обучение на курсах повышения квалификации:
  • «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании: Применение пакета свободного программного обеспечения», Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» г.Москва, 25.11.2009 – 03.12.2009
  • «Организация воспитательной деятельности в образовательном учреждении», ФГАОУ АПК и ППРО г.Москва, 01.04.2013 – 14.04.2013
  • «Программирование на уроках школьной информатики в условиях реализации ФГОС ОО», Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования» г.Саранск, 25.11.2013 – 04.12.2013
  1. Делюсь опытом своей работы с коллегами на педагогических советах, научно-практических конференциях и семинарах.
  2. Делюсь опытом своей работы с коллегами, размещая свой опыт работы в сети Интернет:

http://nsportal.ru/olga-anikina-0

Мои публикации:

Список литературы

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10
  2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.,2004.
  4. Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг. 2004.№3.
  5. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога. // Стандарты и мониторинг. 2004. №3.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. // Народное образование. 2003. № 5.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Издательский дом «Питер», 2001.
  8. Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...