Открытый урок по трудовой подготовке "Устройство швейной машины" 5 класс
план-конспект урока (5 класс) по теме

Абросимова Валентина Владимировна
краткое содержание урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_mashinam.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальной (коррекционной)

общеобразовательная школа  VII вида №39

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока в 5 классе

учителем Абросимовой В.В.

Устройство бытовой швейной машины

Ижевск 2010


Тема: Устройство бытовой швейной машины

Цели:

  1. Ознакомить с историей создания швейной машины
  2. Сформировать знания о бытовых швейных машинах, различных приводах и составных частях швейной машины
  3. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Учебно-матеориальное обеспечение:

1. Учебники

  • Учебник Технология 5 класса В.Д. Симоненко
  • Учебник Технология 5 класса В.Н. Черникова
  • Домоводство 5 класса А.П. Тарасова

2. Плакат «Общий вид швейной машины»

3. Оборудование: Швейные машины – электрические, ножные, ножницы.

4. Карточки-задания

Ход урока:

I. Организационный момент

  • приветствие
  • проверка готовности к уроку

II. Актуализация знаний

        От знаний машиноведения зависит качество пошиваемого изделия.

- Есть ли у вас дома швейная машина, и кто умеет шить?

Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Чтобы вникнуть во все секреты работы на швейной машине нужно разобраться в ее устройстве и работе.

        Тема нашего занятия: «Устройство швейной машины». – запись в тетрадь.

        В  течение урока вы познакомитесь с названием частей и деталей швейной машины.

III. Изучение нового материала

Начиная с эпохи палеолита и вплоть до начала 19 века одежду шили вручную. Сотни портных трудились над одним платьем для знатной дамы. Чтобы выглядеть модно дама надевала на себя платье сшитое из более 40 метров ткани. Оборки, складки, бантики, цветочки на одно изделие уходило не меньше недели ручного труда очень тяжелого и изнурительного. А знатная дама могла одеть это платье всего только один раз.

1. История создания швейной машины.

Рассказывают, что какой-то путешественник волею судьбы оказался в одном из самых глухих, удаленных от цивилизации мест и там, к своему великому удивлению, в жилище местного вождя увидел швейную машинку! Каким-то образом туземцы добыли ее в ближайшем поселении белых.

Шитье так много значит в жизни человека, что какую-нибудь машину, умеющую шить, просто нельзя было не изобрести. Вопрос был только в том кому удастся это сделать первому. История изобретения швейной машины полна драматических, а порой и трагических событий.

Первая швейная машина была изобретена англичанином Томасом Сейнтом. В 1790 г. он запатентовал машину обладающую уже многими особенностями современных машин. Она в основном предназначалась для работы с кожей, но так и не была использована и изобретатель не извлек из нее ни какой выгоды.

В 1830 г. бедный французский портной Бартелеми Тимонье изобрел швейную машину, которая еще больше походила на современную модель. Она уже стала практически использоваться во Франции, но разъяренная толпа рабочих боявшаяся стать безработными, разнесли завод и поломали машины. А Тимонье умер в нищите.

В 1844 г.- 1845 г. американец Элиос Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного станка. Ему удалось получить патент на новую машину и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. В течении последующих 30 лет появлялись все новые машины.

Швейные машины стали выставляться в музеях на выставках, вызывая восторг и большой интерес публики.

Наконец в 1851 г. усилиями американце Алена Вильсона и Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.

Начиная с 1870 года фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира, в том числе и в России.

В подмосковном городе Подольске в 1923 г. фирма «Зингер» организовала завод, который осуществлял сборку машин из деталей доставленных из-за границы. Подольский механический завод стал центром отечественного машиностроения.

В нашем кабинете есть машины с подольского завода.

Швейные машины служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее, и красивее ручных.

2. Краткий обзор швейных машин. Акцент на приводы машин.

Швейные машины бывают с ручным, ножным и электрическим приводом. Привод – это устройство с помощью котрого машина приводится в движение. (рис.5).

Ручной привод постепенно уходит в прошлое. Работать на такой машине не удобно, потому что правая рука занята вращением рукоядки.

Ножной привод освобождает руки для работы, это большое преимущество. Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, т.к. можно легко регулировать скорость врашения главного вала.

Машины с электрическим приводом наиболее быстроходны, современны и удобны.

Современные швейные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами (рис.6): наибольшее число стежков в минуту — 4000), автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания, пуговиц, обработки нетель) и другим сложным оборудованием.

Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения и квалификации того, кто на ней шьет.

3. Составные части швейной машины:

Основное преимущество шитья на швейной машине - большая производительность труда и хорошее качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрей, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее)

  • рукав машины, внутри его располагается главный вал машины, изогнутой частью
  • стойкой, опирается на плоскую металлическую
  • платформу, под ней находятся валы, которые приводят в движение рабочие части машины.

С помощью любого (ручного, ножного, эл-го) привода движение передается маховому колесу. Оно заставляет вращаться все рабочие органы машины.

  • винт разъединитель находится на маховом колесе и отключает главный вал машины, игла прекращает свое движение, это необходимо для работы
  • моталки. Затягивая винт начинает движение
  • игловодитель с иглой, которые совершают движение вверх и вниз.

При движении махового колеса ткань продвигается автоматически так как она

  • лапкой прижата к
  • зубчатой рейке двигателя ткани
  • натяжение верхней нити (регулятор)
  • рычаг обратной подачи, ручка регулятора длины стежка
  • нитепритягиватель
  • катушечный стержень
  • нитенаправители
  • под игольной пластиной находится челночное устройство.

Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки швейной машины. При работе на швейной машине надо соблюдать ПТБ.

Рассказать и показать санитарно-гигиенические требования при работе на машине:

а)        свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;

б)        сидеть за машиной надо прямо на всей поверхности стула;

в)        стул должен стоять напротив иглы

г)        расстояние между работающим и столом должно быть 10-15 см.

д)        ноги должны упираться всей ступней на пол

Запись: Правила техники безопасности при работе на швейной машине.

а) На машине не должны лежать посторонние предметы.

б) Перед работой нужно проверить не осталось ли в изделии булавок или игл.

в) Волосы должны быть спрятаны под косынку.

г) Не следует наклонять близко к движущимся частям машины.

д) Нужно внимательно следить за правильным положением рук и ног.

4. Практическая работа учащихся «Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями».

     Материалы и инструменты: учебник, швейная машина.

Вводный инструктаж

  • рассмотри на рисунке расположение составных частей швейной машины;
  • прочитай название составных частей швейной машины;
  • в тетради зарисуй швейную машину и подпиши ее детали и узлы;
  • подойди к швейной машине и найди на ней детали и узлы.

                         Устройство бытовой швейной машины

5. Закрепление нового материала в форме фронтального опроса:

  • Когда была создана первая машина?
  • У нас в России первый завод по производству машин, где основали?
  • Какие виды приводов машин вы запомнили?
  • Зачем надо соблюдать правила техники безопасности?

6        Повторение.

По карточкам-заданиям. Кто больше составит слов из кубиков.

IV.        Подведение итогов.

- Выставление оценок.

- Уборка рабочего места.

V.        Домашнее задание.  (Выучить тему, принести бумагу для выполнения машинных строчек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок . По профессионально-трудовому обучению швейного дела по теме "Трудовой договор" 9 класс

Открытый урок по профессионально-трудовому обучению по теме:"Трудовой договор"  9 класс....

открытый урок трудового обучения в 8 классе по теме:"Обработка криволинейных форм"

урок  призван совершенствовать знания учащихся по технологии изготовления деталей с криволинейной кромкой, развивать двигательную активность, пластичность, учить анализировать, обобщать....