Методическое сообщение "Социальное становление личности школьника"
методическая разработка (9 класс) по теме
Роль социальных факторов в развитии личности. Основные направления в технологии педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
колледж-интернат искусств
«Центр искусств для одарённых детей Севера»
Социальное становление личности школьника
Методическое сообщение
А.А. Мелентьева
Ханты-Мансийск
2011
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация (переживания и побуждения), социальные установки (убеждения и отношения людей).
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, а не от генетических и физиологических особенностей, которые никак не зависят от жизни в обществе.
Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.
Проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны и в то же время новы и сложны для познания. За рубежом их исследовали – Э. Дюркгейм, Т. Парсоне, Д.Г. Мид, А. Инкельс и другие, в нашей стране – В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, Г.М. Андреева и другие.
Фазы социального развития личности в до трудовой период:
- детство – адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
- отрочество – индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»;
- юность – интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития;
Роль социальных факторов в развитии личности.
Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а так же под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.
До 3-х лет доминирует семья. С поступления в школу – воспитательное воздействие через сверстников, учителей, школьные предметы.
Особое значения для становления личности имеет подростковый возраст.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.
Организм ребенка быстро перестраивается в организм взрослого человека.
Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения подросток вступает будучи уже интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способами, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, с друзьями, среди которых проводит большую часть времени.
Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития.
Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Это самый ответственный период, так как закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Главные мотивационные линии – активное стремление к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение.
Усиливается стремление быть похожим на старших детей и взрослых. Отсюда некритическое подражание старшим.
Собственное стремление к взрослости усиливается, так как сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Подростки начинают подражать внешним атрибутам взрослости (моде в одежде, прическах, косметики, лексикону, манере поведения, увлечением и т.д.) образцом могут стать более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых, в подростковой среде с возрастом увеличивается.
Для мальчиков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью.
У девочек – подражание «как настоящим женщинам»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.
Продолжается процесс формирования и развития самосознания. Особое внимание к собственным недостаткам. Дифференцированное отношение к учителям – одних любят, других - нет, к третьим - безразличны. Возрастает самооценка.
Меняется и восприятие подростками окружающих людей, соотносят с идеалами, ценностями, нормами.
Все больше значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которое в юности является главными средствами ее развития.
Таким образом, социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается по внутренним причинам.
Подросток продолжает жить в семье или в интернате, учиться в школе, окружен теми же сверстниками. Однако, сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации – подросток начинает интенсивно ориентироваться на себя, на других, на общество. Семья, школа, сверстники обретают новые значения и смысл.
Набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Испытывает потребность в обособлении своего «я» от «мы», поэтому обращает свой критический взор к семейным традициям, ценностям.
Особые условия жизни в отрочестве – пребывание в интернатах. Достаточно тонко ориентируются в иерархии межличностных отношений и интуитивно стремятся найти в ней свое место. Стихийно складывается солидарность, выражаемая в позиции «мы». «Свои» пользуются защитой вне дома перед теми, кто из семьи – это «чужие».
Как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайна, т.е. социализация личности частично осуществляется в семье.
Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Основное содержание общения – поиск взаимопонимания, взаимодействия.
Подросток учится осмысливать свои реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.
Взрослые выступают в качестве некоего значимого человека, который становится предметом группового обожания и подражания (учитель, руководитель секции, массовый кумир – певец и т.д.).
И все-таки для отрока наиболее значим другой отрок. «Я» - одного жаждет соединиться с «Я» - другого. И самые сладкие часы их жизни, когда наконец-то они могут вновь встретиться после школы (дома, в спортивных клубах, а так же в местах, которые могут быть скрыты от контролирующего ока общественного мнения – двор, лестничная площадка или поляна в лесу).
Главное – сумерки и наступающая ночь не только доставляют эмоциональные чувства, но и подтверждают взрослость отрока, который оторвался от детства и теперь уже может себе позволить не идти спать, а быть с приятелями.
Время дарует нам светлых отроков, которые размышляют о смысле жизни, о духовном в человеке, о своем предназначении в жизни. Ведь подростков окружают живопись, музыка, книги и прекрасные люди. Но есть и другие подростки, - тяжелые для себя и окружающих, которые идут по жизни через темные стороны человеческого бытия. Они собираются возле злачных мест, присваивая агрессивные формы воздействия на окружающих. И здесь они делятся друг с другом своим опытом.
Возникает общение со сверстниками противоположного пола, которое выражается в задирании, приставании, в болезненных действиях; в стеснительности; в романтических отношениях; в сексуальных влечениях.
Можно сказать, что в отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростков: и в пространственном отношении, и в плане увеличения духовных проб.
В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности.
На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоту духовной жизни.
В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемой роли можно получить представления о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. С помощью ролей осуществляется одна из главных социальных потребностей – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Происходит проигрывание именно тех «ролей», на которые подросток претендует.
«Умные» - котируется не только успеваемость, начитанность, но и эрудиция.
«Сильные, смелые, волевые» - увлеченные спортом. Некоторые используют свое физическое превосходство для грубого подчинения более слабых сверстников.
«Активисты» - нашедшие себя в общественной деятельности. Здесь главный мотив – стремление к лидерству.
«Талантливые» - идут по пути развития творческих способностей.
«Увлеченные» - коллекционирование, меломания (стремление к современным модным течениям и ритмам).
«Надежный друг, верный товарищ» - умение дружить, быть верными неписанному «кодексу чести». Могут не иметь успехов в учебе, но пользоваться симпатиями.
Но могут быть и отрицательные роли – «шут», «острослов», «кривляка» (бестактные выходки).
Таким образом, социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам, а так же самореализация личностью своих потенциальных и творческих способностей, как процесс преодоления негативного влияния среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.
Ведущая педагогическая идея в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
Основные направления в технологии педагогической деятельности.
I – Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
II – Организация педагогического влияния на индивидуальное, групповое и коллективное мнение подростков, т.е. формирование общественного мнения (личностная позиция, мнение наиболее авторитетных одноклассников, учителей, воспитателей, родителей).
III – Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (клептомания, уходы из дома, суициды, влечение к алкоголю, токсическим средствам.)
Личность ребенка в рамках воспитательной системы следует рассматривать как цель воспитания, объект, субъект и результат воспитания, и показатель эффективности воспитательной системы.
Все, что делается в школе, в интернате – делается ради нее.
Но личность развивается не только в результате целенаправленных воздействий, но и под многообразным влиянием среды, и в силу саморазвития.
Эффективность саморазвития во многом будет зависеть от того, в какой мере его закономерности будут учитываться в целенаправленном воспитании в рамках школы, в какой мере в ней будут создаваться условия, благоприятные для личностного развития ребенка.
Литература:
- А.С. Белкин «Основы возрастной педагогики», Москва, АСАДЕМА 2000г.
- В.С. Мухина «Возрастная психология», Москва, 2003г.
- Р.С. Немов «Психология», кл.1, Москва, 2003г.
- Р.С. Немов «Психология», кл.2, Москва, 1998г.
- В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, Д.В. Петровский «Педагогика», Москва, «Школа-пресс» 2000г.
Resource id #370
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/20/picture-96918.jpg)
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200976-1360524135.jpg)
Влияние духовной литературы на становление личности школьника.
Возрождение православной культуры – необходимый процесс в общеобразовательном учреждении, так как художественное произведение раскрывает духовные основы и формирует эстетическое восприятие литературы ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-184752-1528367823.jpg)
"Детский коллектив и его роль в становлении личности школьника"
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорга...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-73827-1412698020.jpg)
« ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Гендер — относительно новое понятие, возникшее в США в 1980-х гг., которое означает социальное разделение людей по признаку пола. То есть гендер — это набор социально приписанных мужских и женски...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-617820-1427978060.jpg)
Статья: роль патриотического воспитания в развитиии и становлении личности школьника
Статья о важной составляющей процесса обучения, воспитания и развития, о роли патриотического воспитания личности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/09/picture-891152-1486623331.jpg)
«Формирование гражданского патриотизма в школе как основа становления личности школьника»
"Как нет человека без самолюбия,-так нет человека без любвик Отечеству,и эта любовьдает воспитанию верный ключ к сердцу человека..." ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/14/picture-931121-1594714339.jpg)
Становление личности школьника через развитие ученического самоуправления.
За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься. Нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благ...