Обощение опыта
статья на тему
Публикация статьи "Педагогическая система детского хорового коллектива как средство развития и воспитания ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_v_detskom_horovom_kollektive.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы в детском хоровом коллективе.
«Совместная педагогическая и концертная деятельность
руководителя и концертмейстера в детском хоровом объединении»
Картамышева Екатерина Вячеславовна,
Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории,
Руководитель хоровой студии «Радуга»
МОУ ДОД Дома творчества детей и юношества,
ЗАТО г. Североморск;
Шапкина Наталья Анатольевна,
Концертмейстер
I квалификационной категории
хоровой студии «Радуга»,
МОУ ДОД Дома творчества детей и юношества,
ЗАТО г. Североморск.
Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования приоритет человеческой личности.
Рассматривая содержание и общее понятие эстетического воспитания, его основные задачи, психологические основы эстетического развития, выделяется возможность осуществления эстетического воспитания детей средствами вокально-хорового искусства.
Опираясь на теорию педагогических систем Льва Федоровича Спирина, мы разработали авторскую образовательную программу хоровой студии «Радуга» Дома творчества детей и юношества, ЗАТО г. Североморска.
Актуальность программы обучения обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования;
- особенностью современной ситуации.
Программа обучения составлена на основе прогнозирования конечных результатов деятельности педагога и ребенка: развития творческих способностей; повышения престижа студии у родителей, коллег и жителей города; повышения социальной адаптации учащихся.
Целью нашей педагогической деятельности является не только научить детей красиво и правильно исполнять произведения, но и способствовать эстетическому развитию личности.
Эта цель достигается посредством учебно-воспитательного процесса, где обучение носит комплексный характер, включая три аспекта: пение, обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано, гитара), музыкальную грамоту. Поскольку познание классических образцов музыки является средством эстетического воспитания, его структура и содержание должны определяться в полном единстве с общими целями всестороннего развития и воспитания личности.
Единая правильно организованная и тщательно продуманная работа руководителя – хормейстера и концертмейстера способствует воспитанию гармонически развитой личности, подъему общей музыкальной культуры, формированию и развитию музыкально-эстетических взглядов, расширению знаний о мировой классической культуре, истории академического искусства, умению ориентироваться в различных направлениях и стилях.
Каждый из участников педагогического процесса - педагог и концертмейстер занимается своей сферой деятельности, и каждый на своем месте незаменим. Роль концертмейстера заключается в совместном подборе и адаптации музыкального материала.
Занятия хоровым пением имеют огромное значение для умственного развития у детей, так как основываются на искусстве, заключающем в себе концентрированную информацию о музыке, жизни людей, обычаях, идеалах, эталонах добра и красоты. Занятия отражаются на развитии речи, дикции и физиологических факторах: поскольку пение напрямую связано с дыханием, идет профилактика простудных заболеваний и физического оздоровления детей в природно-климатических условиях Крайнего Севера.
Цели и задачи деятельности концертмейстера полностью совпадают с целями и задачами программы, и целиком подчиняются стилю и методике работы руководителя коллектива. Я, как концертмейстер, помогаю выстраивать творческий процесс познания музыкального искусства посредством донесения до детей высокохудожественных произведений, представляющих собой яркую и высокую ценность.
Еще один аспект работы концертмейстера – создание системы вокально-интонационных упражнений с различной гармонизацией, позволяющих совершенствовать вокальную технику и гармонический слух детей. При исполнении вокально-интонационных упражнений очень важным фактором является вид сопровождения, выбранный концертмейстером. Поскольку важнейшие компоненты вокальной техники – это искусство дыхания, поэтому на начальном этапе обучения дети учатся технике дыхания, т.е. правильно распределять певческое дыхание, и на каждом занятии мы обращаем внимание на правильную певческую позицию и установку.
Занятия в младшей возрастной группе должны быть эмоциональными и динамичными, поэтому мы подбираем нотный материал песенок-попевок с диапазоном в пределах квинты с запоминающейся мелодией и классической гармонизацией: тоника, субдоминанта, доминанта.
На основе навыков, полученных в предыдущий период, для детей среднего школьного возраста вводятся новые вокально-интонационные упражнения, совершенствующие их певческий уровень. Необходимо помочь детям качественно усвоить эти приемы в вокально-интонационных упражнениях с помощью усложненной гармонизации и аранжировки.
Основной задачей концертмейстера, является умение, не торопя события, ненавязчиво, но упорно добиваться того, чтобы дети учились слышать в многоголосии не только себя, но и всю гармоническую структуру и соотносить свое пение с общим музыкальным контекстом. Дети должны свободно ориентироваться в многоголосии, реализовать свои знания на практике, исполняя разнообразный репертуар. Я использую те же вокально-интонационные упражнения, что и в среднем звене.
С 2002 года хоровой коллектив, тесно сотрудничает с кадетскими классами муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната. Как правило, это не поющие ребята.
Поскольку идет активный процесс мутации, поэтому в этот период происходит перестройка органов, нервной системы, сердца, дыхательных органов, не следует в этот период петь с большой нагрузкой на голос, и не пользоваться крайними звуками диапазона. И результатом этих кропотливых занятий мы ежегодно принимаем участие в различных мероприятиях.
Творческая личность – важнейшая цель как всего процесса эстетического обучения и воспитания, так и принципа гуманитаризации образования, без которых невозможно решить задачу всестороннего и гармоничного развития личности.
Что касается выбора произведений, здесь даётся большая свобода. Так как детский коллектив высокого уровня – довольно редкое явление в системе дополнительного образования и типовой программы по данному направлению фактически не существует, подбор материала производится на основе личного опыта и сообразуется с задачами образовательной программы. Репертуар хорового коллектива достаточно разнообразен. Исполняя все эти разнохарактерные произведения, дети учатся мыслить и переживать, они задумываются о тексте, и сама музыка становится частью их жизни. Постепенно они проникаются сознанием того, что музыка, прежде всего, раскрывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры; отражает их поступки, - словом, воплощает все то, что связано с человеком, учит вниманию и доброму отношению друг к другу.
Уже к середине 1 учебного года, учащиеся студии, а особенно воспитанники кадетских классов (т.к. – это дети, оставшиеся без попечения родителей), начинают задумываться о смысле жизни человека, своих взаимоотношениях, начинают улучшать поведение и впоследствии становятся полноценными гражданами своей страны с высокими эстетическими взглядами и ценностями.
В связи с тем, что на занятиях мы соприкасаемся с классической музыкой, с замечательным поэтическим текстом, и постоянно пропагандируем музыку великих композиторов, у детей меняется мировоззрение и отношение к жизни. Для них становятся на первый план такие ценности как: любовь, доброта, радость, искренность, сочувствие, душевная деликатность и т.д. Более осмысленно представляют отношение к окружающему миру. Мы уверены в том, что, чем больше времени уделяет хормейстер классическому направлению исполнительского искусства, тем богаче становится духовный мир ребенка. И когда, на занятиях, дети просят исполнить произведение «Ave Maria» или «Улетай на крыльях ветра» - значит, музыка коснулась души и затронула самые потаенные уголки сердца.
И теперь, им становится, не интересна та «бесполезная» и «однодневная» музыка, которая звучит с экранов наших телевизоров. Они теряют в ней потребность и тянутся к лучшим образцам мировой классики. Дети начинают говорить более красивой и связной речью. Они с удовольствием приходят на занятия, более серьезно и ответственно подходят к выступлениям на концертах, направляют все свое старание артистизм и творческую активность на донесение до зрителя образа и характера исполняемого произведения.
Результатом деятельности коллектива служат концертные выступления с показом отдельных номеров, а также всей программы в целом, и активное участие в различных исполнительских конкурсах.
Видя конкретные результаты работы в достижениях своих детей, родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок посещал хоровую студию и конечно, выражают огромную благодарность педагогам за то, что их дети, пусть пока маленькие, но уже звездочки, которые светят в огромном мире замечательных и прекрасных творений классического искусства.
В заключении отметим, что создание педагогической системы построенной на четкой концепции, определении целей и задач, на достижение которых направлена общая деятельность коллектива педагогов, детей и родителей, отбор содержания данной деятельности и выход с результатами работы на связь со средой повышает эффективность педагогической работы. Воспитание у детей любви к искусству – может быть и есть высшая педагогическая стратегия и педагогическая мудрость. Обладая мощной силой непосредственного эмоционального воздействия, музыка на протяжении всей истории человечества играла и играет значительную общественную и культурно-воспитательную роль, а эстетическому воспитанию отведено особое место: довести до совершенства гармонию человеческих чувств, взглядов, вкусов, сформировать представление об эстетическом идеале. И мы как педагоги, помогаем детям в достижении этой цели. А самой большой наградой для педагога является то, как мы смогли посредством хорового искусства, воспитать в душе каждого ребенка настоящего человека, с глубокими чувствами. Передавая подрастающему поколению весь накопленный человечеством опыт чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни, который содержится во всех творениях человека, в отношениях людей друг к другу и, особенно во всей системе художественных ценностей, а также в отношениях людей с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию
Воспитать любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на произведениях декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства. Это док...
Обощение опыта работы по теме самообразования
С 2010 года по 2012 я работала по следующей теме самообразования: " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения". В данной статье представлено обобщение опыта работы....
обощение опыта по биологии
материал оформлен как обобщение передового обобщающего опыта перед аттестацией. в процессе было использовано огромное количество различной научной педагогической литературы...
обощение опыта по биологии
материал оформлен как обобщение передового обобщающего опыта перед аттестацией. в процессе было использовано огромное количество различной научной педагогической литературы...
обощение опыта по биологии
материал оформлен как обобщение передового обобщающего опыта перед аттестацией. в процессе было использовано огромное количество различной научной педагогической литературы...
обощение опыта по биологии
материал оформлен как обобщение передового обобщающего опыта перед аттестацией. в процессе было использовано огромное количество различной научной педагогической литературы...
обощение опыта по биологии
материал оформлен как обобщение передового обобщающего опыта перед аттестацией. в процессе было использовано огромное количество различной научной педагогической литературы...