Использование проектной методики при обучении говорению
статья по теме
В работе представлена выписка из программы по самообразованию учителя английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_metodiki_pri_obuchenii_govoreniyu.docx | 467.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выписка из программы по самообразованию
учителя английского языка
ТЕМА: «иСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ» НА 2008 – 2011 УЧ. ГОДА
Прежде всего мне, как учителю иностранного языка, необходимо обучать детей способам речевой деятельности, поэтому можно говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом). Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Язык - элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, мне необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу. Я практикую эту методику на протяжении последних лет, что позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы.
При использовании метода проектов на уроках создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе обращения;
- каждый ученик группового общения остается в фокусе внимания остальных;
- самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
- поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;
- использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
- языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;
- отношения строятся на сопереживании и понимании переживаний других;
- учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил (errors) и случайные ошибки (mistakes).
Отмечу, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Разговорная грамматика (spoken grammar) допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. В ней наблюдаются эллиптические конструкции, односоставные предложения без подлежащего, неоконченные фразы, неуверенность и колебания, оговорки и др.
Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод широко представлен на страницах учебника Кузовлева В. П. « Английский язык». В каждом из тематических блоков УМК я использую индивидуальные и групповые проекты, которые воплощаются в буклетах, постерах, различных докладах учащихся и т.д. и представляются на учебных занятиях. Учебники автора Кузовлева В. П. создают прекрасные условия для активного « добывания » информации. Но хотелось бы отметить следующее: проекты в учебниках Кузовлева начинают предлагаться только с 6 класса, а преподавание ведется по данным учебникам со 2 класса.
Вначале проекты в основном краткосрочны; в 6-7 классах проекты предлагаются как итог изучения раздела, а в последующих классах обучающиеся выполняют проекты в течении изучения разделов. Моя работа над практикой внедрения проектов в учебную деятельность продолжается уже третий год. Детально проработаны учебные проекты для 6, 8, 9, 10 и 11 классов. Мной разработана и проходит апробацию программа для учащихся 4 – 5 классов по обучению работе над проектами «Использование метода проектов с элементами исследовательской деятельности в школьной практике на начальном этапе обучения английскому языку».
Каждая ступень обучения проектной деятельности на уроках английского языка имеет свои особенности. Отправной точкой для меня в этом виде работы являются прежде всего – особенности возрастной психологии. Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно-ориентированным видом работы, в котором ребята пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях, создание проектов обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, подбирать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно делать аудио- и видеозаписи. В этом случаи повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать своими руками. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать свои усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. В этом возрасте ребятам важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
У подростков центр физической и духовной жизни перемещается во внешний мир. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
На начальной ступени английского языка ( 5 классы ) я так же предлагаю учащимся выполнение микро-проектов ( альбомов, коллажей, постеров и открыток ). Дети знакомятся с новым для них видом деятельности, делают пробные шаги на пути реализации своих творческих идей. Это позволяет формировать не только позитивную учебную мотивацию, но и подготовить школьников к исследовательской деятельности в старших классах.
Таким образом, благодаря проектной методике занятия по иностранному языку отличаются коммуникативной направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а так же равно-партнерским сотрудничеством учителя и учащихся.
Можно сделать вывод, что метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного восприятия, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а так же в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета « Иностранный язык». Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступление с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся.
При такой форме работы учащиеся имеют условия для развития речевых умений, так как они вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения. Все это способствует росту мотивации к изучению языка и помогает достижению целей обучения; развитию навыков говорения; формированию монологической и диалогической речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной методики в процессе обучения английского языка.
Каждый учитель мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать ...
Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»
1. Теоретический блок «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...
Презентация на тему " Использование проектной методики при обучении младших школьников английскому языку"
В данной презентации мне хотелось раскрыть суть такой педагогической технологии как метод проектов и поделиться своим опытом использования ее непосредственно в работе....
Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта
В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...
Использование проектной методики для обучения немецкому языку в средней школе.
Теоретические основы использования проектной методики. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов. Образец плана урока с использованием проектной методики для обуче...
Использование проектной методики в обучении иностранного языка
Данная статья рассказывает о теоретических основах использования проектной методики,здесь рассматриваются цели и задачи данной методики.Обучение проводится через личность ученика.Данная методика разви...
Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...