Мои статьи
статья на тему

Макашова Лариса Валентиновна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_vneklassnoy_raboty_po_literature.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_makashova.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта внеклассной работы по литературе.

Л.В. Макашова

Россия, город Борисоглебск

        Внеклассная работа по литературе приобретает в современных условиях всё большее значение: это и решение вопроса об организации досуга учащихся, и путь к развитию его творческих способностей, и возможность углубить и закрепить знания, полученные на уроке, соединяя слово, пример и действие в одно целое. На данном этапе развития общества существует множество проблем, волнующих одних и оставляющих других глубоко равнодушными. Но есть проблемы, которые касаются каждого, кто хоть когда-нибудь обратился с самому себе и попытался осмыслить своё место в жизни, цель своего существования. От решения этих проблем в значительной степени зависит нравственная ориентация человека в обществе, его гражданская позиция, то есть система принятых им моральных норм и ценностей. Благодаря внеклассной работе по литературе, учителя могут поговорить с детьми о том, как правильно сделать выбор в пользу необходимого, а не сиюминутного, о том, по каким правилам сроятся взаимоотношения между людьми, размышляют над тем, как грамотно, с гуманистической точки зрения, оценивать все, что происходит вокруг. Помогают преподавателям в этом художественные произведения, отличающиеся гуманистической направленностью, а еще В.Г. Белинский говорил: «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием».

        Я думаю, в сердцах детей надолго останется диспут, организованный педагогом после просмотра инсценированной сказки Оскара Уальда «Мальчик-звезда», на котором ученики активно обсуждали вопросы, связанные с понятием «сострадание».

        Учащиеся шестого класса после просмотра кинофильма «Чучело» активно обсуждали проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

        Разумеется, говоря о нравственности, нельзя ограничиваться только инсценированием, просмотром кинофильмов, ведь внеклассная работа по предмету должна не только быть наполненной содержанием, интересным и увлекательным, но и обязана отличаться разнообразием форм и методов:

-Экскурсии по литературным местам очные (г.Москва, Ясная, Поляна, станица Вешенская) и заочные (Тарханы) – это не только праздник, но и воспитание творческого читателя. Заочная экскурсия в имение Лермонтова с использованием мультимедиа вызвала желание учащихся обязательно посетить этот дом-музей, чтобы воочию соприкоснуться с жизнью великого поэта.

-Литературные вечера, посвященные творчеству того или иного писателя («Любовная лирика в творчестве А.С. Пушкина, «Вечер, посвященный С.Есенину).

-Инсценирование литературных произведений («Сын артиллериста», «Мы – ваши дети» по пьесе Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»), «Просто быть человеком? (по мотивам повести Евгения Новицкого «Детские шалости»).

        Эти формы позволяют не только глубже изучить творчество писателя, познакомиться с произведениями, не включенными в программу, но и выявить творческие способности детей, которые с удовольствием становятся артистами. В подготовке вечера, посвященном творчеству А.С. Пушкина, приняли участие не только учащиеся одиннадцатого класса, но и их родители, учителя. Они вместе обыграли на сцене отрывок из «Бахчисарайского фонтана». Такие внеклассные мероприятия не просто побуждают детей к творчеству, стимулируют интерес к нравственным проблемам, они помогают выработать свою позицию в жизни, учат думать, способствуют единению родителей и детей, и учеников, и учителей.

-Литературная игра («Литературный ринг, посвященный жизни и творчеству Н. Рубцова) – лучшее средство осуществления литературного и языкового развития в неформальном общении.

-Викторина («Святые заступники народа русского») знакомит учащихся с множеством интересных и полезных сведений, обогащает духовную культуру.

-Встречи с местными поэтами и художниками (И.В. Лукьяновым, Е.П. Порошенковым, С.М. Домусчи) помогают детям увидеть и почувствовать, что создавать прекрасное возможно, надо лишь верить в себя. А именно верой в мечту наполнены эти встречи. Есть у них и практическая направленность: желание творить, воплощать мечты в жизнь.

-Интегрированные внеклассные мероприятия («Сказки Шахрезады» - математика и литература; «Химия и литература о самом необходимом») помогают учащимся понять, что ни один школьный предмет не может изучаться обособленно, все в этом мире тесно связано.

        Таким образом, внеклассная работа по литературе в разных формах, наполненных интересным содержанием, - прекрасное подспорье, которое помогает учителю добиться от своих учеников «морального поведения, в котором нет никакого правового предписания» и в то же время – это помощница для самого учителя, так как он всегда должен помнить античный афоризм: «Слова волнуют, примеры влекут».      



Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты применения  ИКТ на уроках русского языка и литературы

Л.В. Макашова, учитель русского языка и литературы, МОУ Борисоглебская СОШ №3

В настоящее время внедряется множество новых форм проведения уроков с использованием компьютерных технологий.  Применение информационных технологий в преподавании литературы и русского языка   на данном этапе модернизации

 образования -  это не дань моде, а необходимость. В чём же преимущества  использования ИКТ на уроках:

1.Делают обучение более эффективным.

2.Способствуют индивидуализации обучения.

3.Повышают мотивацию обучения.

4.Активизируют познавательную деятельность учащихся.

5.Обеспечивают оперативность и объективность контроля.

6.Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

7.Облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь.

8.Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.

9.Повышают интерес к изучаемому предмету.

В настоящее время внедряется множество новых форм проведения уроков с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.

Сегодня на уроках литературы всё чаще используются активные методы обучения: к ним можно отнести и просмотр видеофильмов , и проигрывание музыкальных композиций, и  показ презентаций. Учащиеся по творчеству поэтов и писателей составляют хронологические карты, схемы для характеристики героев. Все это   при помощи компьютерных средств .Например, при изучении творчества А.С. Пушкина учащиеся составили план-схему  и свои рассказы о писателе сопровождали с помощью мультимедийного проектора. Такие уроки носят творческий характер как для учащихся , так и для учителя. Таким образом,  информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Содержание современных  информационных технологий  дает возможность для успешной реализации основной цели образования -воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых  учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....