"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
материал по теме
"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
"Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительная речь
Сегодня много говорят о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – педагог, врач, политик, актер и т.д. Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. За последнее время интерес к научным изысканиям в педагогической имиджелогии резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано.
Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
1. ИМИДЖ
1.1 ПОНЯТИЕ ИМИДЖА
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих педагогов.
Имидж преподавателя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
«Эмоционально богатый преподователь, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.
Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Что такое хороший педагог?
Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» педагога в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» преподавателя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.
При этом никто не призывает педагога к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.
1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.
Преподаватель, не владеющий методическим мастерством, педагог неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.
К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность».
Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается его кругозора, его общей культуры. Ведь невозможно дать ребенку того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор педагога не ограничивался воспитательной и учебной программой. Индивидуальность педагога – главный источник мотивации к учениюи воспитанию. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует детей, пробуждает у них то же отношение к делу.
1.3 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Личность педагога – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что дети слышат от взрослого, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может научить только тот, кто сам имеет интересы и увлечения.
Многие педагоги утверждают, что становление педагога – это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда есть качество души.
По мнению Г.Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются: а) духовное и физическое развитие, б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, в) умственный и физический труд, г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом, д) научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.
Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.
Но личность – это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.
Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».
1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Педагогическая этика – основа личности педагога. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.
Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности педагога, независимо от того, желает ли он этого или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.
Иногда преподаватель осознает свой долг, но не желает его выполнять из-за личных соображений. Это бывает редко, но вреда приносит много и детям, и обществу, и, в конечном счете, самому педагогу.
Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (дтей) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия детей к педагогу. Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в отсутствии справедливости задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности детей, а некоторые превращаются в невротиков.
Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании педагога, представитель, который контролирует выполнение преподавателем его профессионального долга.
Совесть педагога отражает его этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у детей этические нормы, их нравственное поведение в обществе.
Совесть педагога должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.
2. МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Работа педагога альтруистична, а значит, его имидж – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ребенка.
Забота преподавателя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.
Обучение детей – это сущность труда педагога. Следовательно, его забота о своем имидже – это также профессиональное требование.
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:
- визуальная привлекательность;
- вербальное поведение;
- невербальное поведение;
- манеры, этикет;
- соответствие необходимому образу;
- обаяние.
Рассмотрим модель имиджа учителя.
2.1 ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.
Основной стиль педагога – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.
Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.
Одежда педагога несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый человек воспитывает эти же качества в детях.
Во – вторых, одежда может отвлекать внимание во время занятий, подрывая процесс обучения.
В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах детей сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания подаваемого материала. То есть, неправильно одетый педагог может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.
Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.
Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание может быть приковано к этим движущимся блестящим объектам на протяжении всего занятия.
То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.
К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять.
Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться, в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).
Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.
Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспользуйтесь этим.
2.2 ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.
Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.
Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
2.3 ЭТИКЕТ
Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.
Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо - терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.
Говорят, что педагог должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир детей, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на ребенка.
Неотъемлемым компонентом личности педагога является его разносторонность, эрудици, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает ему уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к воспитанию даже тех детей, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера педагога в своих подопечных.
И наконец – общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с детьми: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального педагога», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие/Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.
- Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
- Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. – 1975.
- Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.
- Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.
- Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
- Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
- Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
- Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.
- Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
- Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Слагаемые профессионального имиджа педагога".
Курс: «Образование и общество» Актуальные проблемы психолого-педагогической науки.Тема: Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВведениеВ силу сложившихся в стране социально-экологических и полити...
практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....
Слагаемые профессионального имиджа педагога
Современный учитель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивид...
Слагаемые профессионального имиджа педагога
Секрет успеха профессионального имджа учитиля напрямую будет зависеть от того, насколько педагогу удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей....
Слагаемые профессионального имиджа педагога.
Эта работа поможет учителю в условиях реформации школы....
Практико-значимый проект на тему: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».
Работа выполнена в рамках курсов "Образование общество"....
"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
Забота учителя о своем имидже-это немаловажная задача его педагогической деятельности.В презентации раскрываются основные составляющие имиджа учителя; предложен тест М.Снайдера...