Самоанализ педагогической деятельности
материал по теме
В данном материале отражена моя работа как педагога за последние 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_samoanaliz.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
педагогической деятельности учителя истории
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Азейская средняя общеобразовательная школа»
села Азей Тулунского района
Аликиной Оксаны Викторовны
Я, Аликина Оксана Викторовна, работаю в МОУ «Азейская СОШ» учителем истории с 2004 года. Образование высшее, окончила исторический факультет Иркутского государственного педагогического университета в 2004 году. Стаж педагогической работы – 8 лет 6 месяцев. Имею
I квалификационную категорию.
Основной проблемой, над которой работает педагогический коллективнашейшколы, является «Развитие личности ученика и учителя в условиях реализации школьного образования». Методическая тема школьного методического объединения обществознания, руководителем которого я являюсь, - «Современные инновационные технологии как средства повышения эффективности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС». Целью деятельности преподавателей ШМО является апробация и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Работая учителем истории и обществознания, я столкнулась с проблемой снижения уровня познавательной активности обучающихся на уроках. Это, в свою очередь, ведет к понижению качества знаний учеников по предмету. С каждым годом качество знаний обучающихся становится ниже, при этом наблюдается снижение интереса детей к предмету. Мною была определена главная причина проблемы: неумение детей работать с источниками информации, ограниченный кругозор, устаревшие представления об учебнике как единственном источнике информации.
В связи с выявленной проблемой я определила направление своей методической работы: повысить качество знаний обучающихся через использование инновационных технологий. Наиболее подходящими для решения проблемы я считаю технологии развития критического мышления (ТРКМ). Из всех приемов ТРКМ мною был выбран метод проектов, т.к. метод проектов в полной мере способствует развитию у детей самостоятельности, умения находить нужную информацию, выражать свои мысли. Также к достоинствам этой технологии можно отнести личностно- ориентированный подход; самомотивацию, что означает возрастание интереса и вовлеченность в работу по мере выполнения; поддержание педагогических целей на всех уровнях; позволяет учиться на собственном опыте; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
АКТУАЛИЗАЦИЯ
Россия находится в стадии активного перехода от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся приоритетными. Большую роль в решении задачи играет система образования. В связи с этим за последнее время в системе образования произошла серьезная модернизация. Изменились требования к уровню подготовки выпускников. В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями образования становятся: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству,развитие способности к созидательной деятельности; толерантность к чужому мнению;умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Ключевыми компетенциями выпускников являются умения работать с различными видами информации. Поэтому для себя я определила главную задачу в педагогической деятельности: научить детей работать с различными видами источников информации.
В поиске наиболее оптимальной системы и эффективных приемов работы я выбрала, на мой взгляд, наиболее подходящий для решения поставленных задач –метод проектов. Тема моей самообразовательной работы – «Повышение качества знаний учащихся через использование метода проектов на уроках истории и обществознания». За основу своей методической работы я взяла работы Е.С. Полат и др.
Использую метод проектов на уроках в различных вариациях: краткосрочные проекты (на один урок) и долгосрочные проекты (на несколько уроков, месяцев). Мини-проекты (на один урок) хороши тем, что позволяют,во-первых, развивать творческую деятельность учащихся, чего не всегда удается добиться на традиционном уроке; во-вторых, успешно решать воспитательные задачи по развитию чувства коллективизма и взаимопомощи; в-третьих, успешно решать развивающие задачи урока: учащиеся учились самостоятельно добывать информацию, анализировать, размышлять, делать выводы.
Например, при изучении темы «Реклама» на уроке обществознания
в 7 классе ученикам даю основополагающий тезис, который должен «зажечь», заинтересовать ребят: «прорекламировать можно все, что угодно». Затем ребята получают задание на дом – просмотреть разные виды рекламы, проследить, каким образом рекламодатели воздействуют на определенные аудитории потенциальных покупателей. На следующем уроке ученикам предлагаю в течение занятия прорекламировать такие товары, рекламу которых мы никогда не встретили бы в жизни. Одна группа учеников создала рекламу банного тазика, другая – домашней тапки. При этом качество знаний по теме возросло с 60% до 80% (по результатам тестирования).
Долгосрочные проекты, как правило, на моих уроках появляются в результате осмысления изучаемого материала. На уроке истории по теме «Петровские преобразования» в 7 классе учащихся заинтересовала личность царевны Софьи. Возник вопрос: действительно ли царевна является такой злодейкой, какой она представлена в официальных трудах по истории? Из этого вопроса появился проект «Сквозь призму времени», с которым ученица 7 класса выступила на муниципальном конкурсе исследовательских работ учеников младшего и среднего школьного возраста «За страницами учебника» в предметной секции «история» и заняла 1-е место.
Использование метода проектов позволило повысить творческую активность обучающихся посредством того, что ученикам предоставляется возможность увидеть результаты своего труда, сравнить его с результатами других учеников. Ученики проявляют больше активности, ежегодно,
с желанием, принимают участие в муниципальном туре всероссийской олимпиады школьников и занимают призовые места. А это, в свою очередь, позволяет повысить качество знанийпо предмету, что отражено в диаграмме:
В 2009-2010 учебном году успеваемость была 100%, качество – 68%, в 2010-2011 учебном году успеваемость 100%, качество – 70%, в 2011-2012 учебном году успеваемость 100%, качество – 75%.
Метод проектов применяю не только в учебной, но и во вне учебной деятельности. Данная технология помогает мне и в организации работы школьного музея, руководителем которого я являюсь, так как требует от учеников своего личного отношения, осмысления исторического опыта, креативного, творческого подхода к подбору материала, оформлению экспозиций, проведению экскурсий.
Как руководитель краеведческого кружка «Патриот», применяю данный метод на его занятиях. Это позволяет активно вовлекать учеников в работу кружка, формировать их жизненные ценности, воспитывать социальную ответственность и гражданские взгляды. В 2011-2012 учебном году обучающиеся создали несколько проектов, в том числе проект «Боевые награды времен Великой Отечественной войны», который продемонстрировали ученикам школы ко дню Победы. Данная работа вызвала большой интерес детей.В феврале совместно с заместителем директора по воспитательной работе был подготовлен проект учащихся, посвященный детям-героям Великой Отечественной войны «Детство, опаленное войной». Работа была организована по классам. Результаты своей работы учащиеся представили на школьной конференции в виде презентаций. Благодаря работе над проектами повысился познавательный интерес к теме великой отечественной войны, об этом говорит анализ читательских дневников в библиотеке школы.
В рамках внеучебной деятельности школа ведет совместную работу с местным домом культуры, проводятся тематические мероприятия, например, посвященные годовщинам Великой Отечественной войны. Это позволяет решить несколько задач: повысить мотивацию к исполнению, творческую активность, повысить уровень знаний о важном событии отечественной истории, провести работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В процессе работы по применению метода проектов в учебной и внеучебной деятельности я встречаюсь с некоторыми трудностями. Во-первых, в нашей школе существует проблема малокомплектности. Маленькая наполняемость классов не позволяет полноценно использовать метод проектов на уроке:невозможно сформировать несколько групп для работы над проектом, приходится значительно сокращать объем работы, невозможно разнообразить виды защиты проектов, расширить тематику.
Во-вторых, слабая техническая база. В селе постоянно действуют две библиотеки – школьная и сельская. Объем работы с дополнительными источниками информации заметно снижен. Еще одна причина этой проблемы – то, что около 70% учеников не имеют выхода в сеть Интернет, более 50% вообще не имеют компьютер. В результате основная нагрузка по информационной подготовке проекта ложится на учителя.
Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в учениках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение учителем детского воображения. Поэтому для меня очень важным является самообразование и повышение педагогического мастерства. Прошла курсы повышения квалификации: в 2010 году – в Институте развития образования Иркутской области «Технология применения образовательных электронных изданий и ресурсов. Организация образовательного процесса с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов» (72 ч.); в 2012 г. – ИИПКРО, «Современное историческое образование: проблемы, дискуссии, перспективы (по ФГОС второго поколения)» (72 ч.); в 2012 году – НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи» «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по отечественной истории и обществознанию» (108 ч.).
Как человек творческий, постоянно ищу и апробирую новые приемы в образовательном процессе. Активно на уроках применяю информационно-коммуникационные технологии.
В целях обобщения собственного опыта и повышения своего педагогического мастерства приняла участие в муниципальном смотре-конкурсе «Учитель года – 2012», по итогам которого награждена дипломом участника. Являюсь активным участником интернет-сообщества. Своими идеями, наработками, материалами я делюсь с коллегами на страницах своего сайта (адрес сайта: nsportal.ru/alikina-oksana-viktorovna)
В 2012 году была награждена грамотой Управления образования Тулунского муниципального района за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие системы образования, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
За участие в XII муниципальном смотре - конкурсе «Учитель года – 2012» награждена дипломом Отдела народного образования администрации Тулунского муниципального района.
В 2012 году получила благодарственное письмо организационного комитета Всероссийского дистанционного конкурса «Мир знаний» за подготовку участников, а также помощь в организации конкурса.
Считаю достижением своей педагогической деятельности результаты обучения по своему предмету, повышение уровня познавательной активности, о чем говорят стабильные результаты участия в муниципальных олимпиадах и конкурсах.
На перспективу ставлю следующие цели:
1.Продолжить работу над повышением уровня своего педагогического мастерства.
2. Активно внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии.
3. Продолжить развитие познавательного интереса школьников к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
самоанализ педагогической деятельности
данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...
Самоанализ педагогической деятельности
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...