Проблема социального воспитания детей-сирот
методическая разработка на тему
Социализация – это процесс усвоения ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, системы социальных ролей, необходимых для успешной самостоятельной жизни, и осуществляется как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе целенаправленного воспитания. Социальное воспитание является частью процесса социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_4.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема социального воспитания детей-сирот
Социализация – это процесс усвоения ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, системы социальных ролей, необходимых для успешной самостоятельной жизни, и осуществляется как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе целенаправленного воспитания. Социальное воспитание является частью процесса социализации.
Социальное воспитание – это целенаправленное управление формированием качеств личности человека, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Особенности социального развития ребенка-сироты
Особенности социального развития ребенка-сироты обусловлено рядом факторов:
- особенностями психического развития;
- условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;
- обеднением и изменением характера влияния источников социализации.
Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психического развития:
а) в сфере общения со взрослыми
Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка-сироты, является дефицит совместных отношений с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяется режимными моментами и условиями групповой жизни детей.
В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что, в свою очередь блокирует развитие автономности, инициативности.
б) в сфере общения со сверстниками
В сфере общения со сверстниками наблюдается эмоциональная бедность, отсутствие внимания, доброжелательности, отзывчивости к другу, однокласснику сверстнику.
в) в эмоционально-волевой сфере
Эмоциональная сфера ребенка-сироты характеризуется:
- пониженным фоном настроения;
- бедной гаммой эмоций;
- склонностью к быстрой смене настроения;
- неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;
- повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
- основной направленностью эмоций на получение все новых и новых удовольствий;
- непониманием эмоционального состояния другого человека;
г) в самосознании
Для детей-сирот характерно ситуативное , «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязания.
Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторного гипермаскулинного или гиперфемининного поведения Отсутствуют образы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемам, которые мы называем трудностями социализации:
- у детей-сирот отсутствует возможность усвоения социального опыта родителей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
- в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
- ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезных феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
- затруднен процесс саморегуляции, соотносимой с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функции контроля полностью удерживается воспитателями.
Цель и задачи социального воспитания детей-сирот
Основной целью педагогического коллектива детского дома является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности
Приоритетными задачами социального воспитания детей-сирот являются те, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, духовной. При этом отношения воспитанников с людьми, обществом, государством и с миром в целом должны строиться на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.
Такими задачами в первую очередь являются:
1. Воспитание готовности к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных способностей детей, подготовку их к выбору профессий.
2. Воспитание семьянина, т.е. формирование необходимых способностей для построения собственной семьи.
3. Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач.
Идеи и принципы социального воспитания детей-сирот
Основой, позволяющей в новых условиях определить пути совершенствования организации работы с детьми в детских домах, является гуманизация воспитательного процесса, которая предполагает принятие ребенка таким, каков он есть.
Идея субъектности процесса социального воспитания, предусматривает учет интересов и потребностей воспитанника, создание условий для определения каждым ребенком своего способа самореализации, раскрытие его потенциала. Эта идея требует сочетания педагогической заботы о ребенке с разумной требовательностью к нему, при этом последнее должно осознаваться ребенком как элемент той заботы о нем.
Идея расширения социальных связей и отношений с окружающем миром, предполагает обогащение сферы социального взаимодействия, развитие разнообразных социальных отношений; требует создание поля для самоопределения детей, что означает возможность вступления ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом сохранения собственного «Я».
Идея социального закаливания, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей, означает создание условий для собственного поиска путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Выше предложенные идеи предполагают реализацию принципов организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами.
1.Принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Правила реализации данного принципа:
- ребенок должен сам решать возникающие проблемы, в случае необходимости ему только надо помогать в этом;
- поощрение преодоления трудностей – важная задача педагога;
- необходимо помочь ребенку понять его удачи и ошибки, последние удачным предостережением более серьезных затруднений;
2.Принцип вариативности организации работы с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создания условий для реализации существующих интересов детей, пробуждения новых интересов, создания условий для выбора воспитанниками форм участия в жизни детского дома.
Правила реализации:
- выбор дела – это право ребенка;
- дети должны сами организовывать свою жизнь и сами искать способ лучшей организации;
- необходимо постоянно расширять диапазон деятельности и ролей детей;
- важно научить ребенка различать понятия «хочу» и «надо», отмечая при этом важность реализации того о другого.
3.Принцип организации личного пространства ребенка требует создание условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место; учета индивидуального темпа развития; сохранение своей автономии в выборе и определении личного пространства, личных контактов, и социальных ролей.
Правилами, обеспечивающими реализацию данного принципа, являются:
- обеспечение гарантии неприкосновенности права каждого ребенка на выбор сферы деятельности;
- оказание помощи в создании его личного пространства только при желании ребенка.
4.Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения, развития детского самоуправления; создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности;
Правила реализации данного принципа:
- самоуправления для детей, а не для педагогов;
- если детям отданы полномочия , то нельзя без серьезных оснований отбирать их;
5.Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочения нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, побуждения к нравственных поступкам, развития нравственных убеждений.
Правила реализации данного принципа:
- любое отклонение от нравственных норм должно восприниматься как социальная болезнь;
- нужно каждый день делать добро;
- осуждая зло нельзя быть злым;
Содержание социального воспитания детей-сирот
Для достижения цели и решения задач социального воспитания детей-сирот требуется специально организованная психолого-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие ряда психических способностей личности, соответствующих социальным связям, межличностным отношениям и видам деятельности, внутри которых личность должна жить в обществе и профессионально самоопределиться.
Должны быть организованы такие важнейшие сферы жизнедеятельности ребенка, как:
- бытовая сфера (прежде всего организация жизненного пространства);
- учебная деятельность;
-сфера межличностного взаимодействия (должна содержать в себе возможности для получения опыта дифференцированных отношений).
При определении содержания социального воспитания важно также предусмотреть развитие всех сущностных сфер человека.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, нормы поведения (гуманность, солидарность, представления о долге, справедливости, скромности, честности).
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; отношение к своим обязанностям.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов; жалость , сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.
В волевой сфере нужно формировать нравственно - волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с действиями других, добропорядочность, самоконтроль.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявление честного и добросовестного отношения к действительности; умение оценивать нравственность поступков, умение оценить поведение других людей с точки зрения моральных норм.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми
Таким образом, уровень развития всех сущностных сфер ребенка-сироты определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности. Необходим такой подход, который заключается в соотношении, интеграции индивидуального и социального.
Если развивать все сферы индивидуальности ребенка, то процесс воспитания личности будет эффективным.
Организация процесса воспитания с целью развития всех сущностных сфер ребенка должна осуществляться в трех направлениях.
1.Создание поля самореализации ребенка, что предполагает активизацию процесса воспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей, т.е.
- социальные пробы (включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях);
- стимулирование самопознания детей, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
2.Создание воспитывающей среды внутри детского дома, что предполагает формирование в учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребенка:
- выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов, воспитателей и воспитанников;
- определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
- развитие детского самоуправления;
- формирование позитивного отношения к творчеству;
- формирование отношений « ответственной зависимости» в среде педагогов и воспитанников.
3. Педагогизация социального окружения детского дома, что означает, с одной стороны, использование воспитательного потенциала среды, а с другой,- предусматривает активное участие воспитанников в преобразовании и улучшении этой среды:
- включение воспитанников в общественно- полезную деятельность в окружающей среде ( краеведческая деятельность, охрана природы, помощь местным хозяйствам);
- взаимодействие со средствами массовой информации;
- использование «человеческих ресурсов» среды ( привлечение к организации воспитательной работы специалистов, установление связей с различными организациями и учреждениями).
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса
Основным механизмом воспитательной деятельности в детских домах , обеспечивающим реализацию вышесказанного, является взаимодействие. которое предполагает диалог и сотрудничество между участниками воспитательного процесса. Такое взаимодействие обеспечивает гуманизацию участников педагогического процесса.
Диалог предполагает равенство позиций патрнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, доверие к нему, искренний обмен мнениями, что позволяет прийти к согласию, выработать единые взгляды на ту или иную ситуацию.
Наиболее эффективным для развития взаимодействующих сторон является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие знания друг друга, гуманными, доброжелательными отношениями, положительным влиянием друг на друга.
Пути формирования диалоговых и сотруднических отношений
между участниками воспитательного процесса
- формирование положительного отношения , установки на взаимодейстие ( разъяснение важности сотрудничества);
- организация совместной деятельности (наиболее эффективна коллективная творческая деятельность);
- создание ситуаций равноправия (деятельность в органах самоуправления, в различных творческих, поисковых группах);
Необходимо управлять развитием взаимодействия субъектов воспитательного процесса, учитывая специфику каждой системы отношений:
- воспитатель – воспитанник
- воспитанник- воспитанник
- педагог- педагог
Воспитатель- воспитанник
Ведущим в системе отношений учреждения является взаимодействие между педагогами и воспитанниками.
Построение отношений сотрудничества требует от воспитателя соблюдение ряда условий. Ответственность за результат взаимодействия распределяется между взрослым и ребенком. При этом доля ответственности, возлагаемая на ребенка, должна соответствовать его возрастным и личностным возможностям.
Помощь, оказываемая ребенку, должна предлагаться ему преимущественно в ситуациях обучения его новым навыкам, необходимым для разрешения затруднений. Такого рода помощь способствует развитию инициативности ребенка и препятствует формированию « выученной беспомощности».
Выстраивание отношений сотрудничества невозможно без сформированной профессионально-педагогической позиции воспитателя. Сформированная профессиональная позиция характеризуется следующими признаками:
- ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой цели;
- у воспитателя присутствует рефлексия;
- педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Негативные ситуации проявившиеся в процессе взаимодействия с детьми, не должны блокироваться и вытесняться. Напротив, их необходимо осознавать и обсуждать в профессиональном кругу: на совещаниях, педагогических консилиумах, тренингах.
Воспитанник - воспитанник
Полноценные межличностные отношения между воспитанниками – залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, родственные связи воспитанников, время пребывания в детском доме, личностные качества детей, структура детского дома, формирование групп и многое другое, что необходимо учитывать педагогам при решении этой проблемы.
Положительное влияние на взаимоотношения в группах и в целом в детском доме оказывает организация совместной деятельности.
В зависимости от назначения характера и условий деятельности, в которую включаются воспитатели и дети, могут формироваться различные разновозрастные объединения ( в нашем случае это кружки по интересам).
Организуя взаимодействие детей, воспитатели должны руководствоваться следующими требованиями:
- учет личных и групповых интересов в совместной деятельности детей, в основе которой лежит общий интерес, конкретное и полезное для всех участников дело, в котором каждый найдет для себя привлекательную сторону
- обновление содержания и форм совместной деятельности детей, стимулирование участия воспитанников в поиске совместных дел
- развитие сотрудничества между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищенности каждого ребенка , недопущение подавления личности ребенка независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет воспитанник.
- стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в группе, воспитание детей-организаторов, лидеров организаторской деятельности
Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на преодоление наиболее типичных негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов в неумении строить межполовые коммуникации, неприятие нравственных норм отношений юношей и девушек, недостаток проявлений женственности у девушек и мужественности у мальчиков.
Воспитательные стратегии формирования готовности к адекватным социальными межличностным отношениям у воспитанников детских домов могут быть следующие:
- « Социальное обучение» - основные педагогические воздействия направлены на развитие эмоциональной, волевой и мотивационной сфер и заключаются в поддержке и поощрении здоровых типов поведения. Педагогу целесообразно использовать сказки, игры, истории, дающие позитивный пример для подражания, личный пример, беседы, тренинги. В детском доме должна быть создана четкая система поощрения одних типов полоролевого поведения и наказания других.
- « Социальная прививка» т.е. социальное закаливание – педагогическое воздействие сосредоточено в основном на развитии предметно-практической
Сферы с целью развития «иммунитета» к социальному давлению. Это организация позитивного взаимовлияния воспитанников друг на друга и их развитие по линии « от игры к делу». Ведущие методы при этом – метод воспитывающих ситуаций и социальных проб в процессе деятельности детских организаций и прежде всего детского самоуправления, , дети должны получить навыки противостояния давлению сверстников( т.е. получить «социальную прививку»), учиться вырабатывать при этом взаимоуважительный, товарищеский тип взаимоотношений без насилия и уголовной инициативы.
- Познавательно- поведенческое предотвращение нежелательного поведения. Основные педагогические воздействия при этом сосредоточены на развитии интеллектуальной и экзистенциальной сфер воспитанников и заключаются применении методов убеждения, научении анализу деятельности и общения, сознательному принятию решений и коррекции поведения. Важно развить у детей умение получать удовольствие от красоты природы, искусства, человеческого общения; научить способам снятия стрессов в адекватных социально приемлемых формах.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что главная цель социального воспитания детей—сирот – воспитание успешных и самостоятельных молодых людей, способных решать возникающие проблемы, находить выход в различных жизненных ситуациях, принимать адекватные социально одобряемые решения. Это будет возможным, если уже в стенах детского дома ребенок приобретет опыт решения различных жизненно важных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема социального воспитания детей-сирот
Рассматриваются приоритетные задачи социального воспитания детей-сирот, которые обеспечили бы им полноценное участие во всех cферах социальных отношений....
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Проблема социальной адаптации детей-сирот в условиях детского дома.
в статье описываются причины низкой социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и социально-педагогическая работа по данному направлению...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Проблемы социальной адаптации детей-сирот и факторы, препятствующие успешной социализации
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки выпускники детского дома, ...