Способы интегрированного изучения смежных предметов
методическая разработка на тему

Миронова Светлана Николаевна

Это реферативно - аналитический материал, в котором рассказывается о способах использования метода интеграции, т.к. интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sposoby_integrirovanno_izucheniya_smezhnyh_predmetov.zip422.78 КБ

Предварительный просмотр:

Реферативно-аналитические материалы по теме:

«Способы интегрированного изучения смежных предметов».

          В свете  модернизации образования в РФ  принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, « развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов  и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.                                                                                                                                                                          

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала каждого учащегося.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Интеграция в современной школе идет "по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.

Внутрипредметная интеграция:

  1. фрагментарная интеграция, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов;
  2. узловая интеграция, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знания из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.

Межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:

1. рождение абсолютно новых предметов (курсов);

2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;

3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;

4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.

Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему.

Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение.

На первых этапах обучения экономики преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. По мере овладения понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения школьников учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую деятельность.

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук.

Специфика таких уроков состоит в том, что чаще всего они проводятся учителями двух или нескольких предметов. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Я пробовала использовать фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов. Например, изучение человеческих потребностей (обществознание) используется при ранжировании потребностей и составлении «пирамиды нужд», предложенной американским социологом А. Маслоу, знания производной (алгебра) помогают решать задачи на расчет издержек фирмы.

Использовала и узловую интеграцию, предусматривающую использование знаний из других предметов в течение всего урока. Например, знания о природных ресурсах (география) могут быть использованы при изучении факторов производства и факторных доходах, знания об источниках энергии (физика) помогают рассмотреть вопрос об альтернативных источниках энергии.

Синтезированная интеграция, на мой взгляд, является наиболее эффективной, так как объединяет знания разных наук при раскрытии какого-то общего вопроса, изучении природного явления. Такие уроки могут проводиться в разных формах: лекции, семинары, конференции, устные журналы, "экскурсии" на передний край научной мысли, урок-суд, урок-презентация, урок-симпозиум.

На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему.

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками.

Урок – издание газеты или научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого и поискового характера по определениям темы. Результаты работы и составляют содержание предполагаемой газеты или альманаха.

Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион.

Дидактический анализ различных интегрированных уроков позволяет определить структуру интегрированных уроков:

1. вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания;

2. основная часть, где раскрывается содержание учебного материала;

3. заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания;

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностным качествам учителя.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения.

Приведу несколько примеров интегрированных уроков, которые были разработаны и проведены:

  1. Интегрированный урок по экономике, информатике, географии “Глобальные проблемы человечества”
  2. Интегрированный урок по биологии, географии и экономике "Природные ресурсы"
  3. Интегрированный урок по экономике, обществознанию, географии «Роль государства в рыночной экономике»
  4. Интегрированный урок по экономике, алгебре «Расчет прибыли фирмы»
  5. Интегрированный урок по экономике и информатике «Современные виды рекламы»

Исходя из анализа проведенных уроков, критериями эффективности интегрированных уроков являются:

- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

- формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;

- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремлённости учителя к поиску более совершенных приемов обучения.

Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга, интегрированный урок не получится.

Практика показывает, что передача готовых знаний не всегда побуждает человека к стремлению выявлять и анализировать проблемы, определять пути их решения. Задача формирования у учащегося готовности к непрерывному самообразованию требует включения самообразования в учебный процесс как объективно необходимого для ученика занятия. Изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой учащимися от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению материала, требующий владения приёмами самостоятельной работы.

В связи с этим педагог должен владеть методами проблемного обучения, быть квалифицированным консультантом для учащихся. Учащиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач.

Поскольку на интегрированных уроках групповая форма работы является главной, ученики приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения. Ученик – руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива. В классе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи.

Эффективность обучение зависит и от качества общения учителя с учащимися. Очень важен учёт возрастных психологических особенностей детей.

Например, характерными особенностями учеников среднего школьного возраста наряду с повышением уровня самостоятельности в поиске и усвоении знаний  являются неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом, специфическая избирательность внимания. Интересные уроки увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Следовательно, эффективность обучения зависит от организации урока, стимулирующей познавательную деятельность, и повышается в условиях познавательной напряжённости.

Особенностью старшеклассников является стремление проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом учащиеся стараются выработать свою точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. По мнению Р.С.Немова, учебные программы и методы не дадут должного результата, если не будут ориентированы на возрастные возможности учащихся, на уровень их личностной зрелости.

Заключение:

 Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

- включение самообразования учащихся в учебный процесс;

- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются учащимися в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

С другой стороны, этот метод обучения помогает учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!

Литература:

1.Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель – ученик": Методическое пособие для учителя / В.А.Кальней, С.Е.Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.

3.Петренко Л. Не простое сложение, а взаимопроникновение / Л.Петренко, О.Дубровская // Граждановедение (приложение к "Учительской газете"). – 2002. - №5. – 31.01.2002.

4.Руководство самообразованием школьников. Из опыта работы / Ред.-сост. Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 1983. – 143 с.

5.Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. Кадров / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.

6.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.

7.«Мир школы», 2002, №2.

8.«Учительская газета», 2003, №3, №4, №5, №6, №8, №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные образовательные ресурсы как способ расширения образовательных рамок при изучении отдельных предметов в условиях перехода на ФГОС второго поколения (Выступление-обзор на педагогическом совете)

Выступление на педсовете с обзором электронно-образовательных ресурсов для тех педагогов, которые ещё не используют их на уроках или используют ресурсы предыдущих поколений, но хотели бы идти в ногу с...

«Оптимальные способы повторения изученного материала»

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.Всё обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, с...

«Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе»

«Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе»...

Первообразная функции. Неопределенный интеграл, способы интегрирования.

Первообразная функции. Неопределенный интеграл, способы интегрирования....

Определенный интеграл, его свойства. Способы интегрирования.

Определенный интеграл, его свойства. Способы интегрирования....