Диалоговые и компьютерные технологии при обучении химии.
статья по теме
Активное внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс – необходимая реалия современной школы. Благодаря оснащению нашей школы компьютерами и подключению к сети Интернет, в образовательном процессе появился новый вариант приобретения знаний: дистанционное обучение. Такая форма образовательного процесса позволяет снять временные и пространственные ограничения в процессе обучения, вовлекает школьника в обширный информационный мир, что позволяет молодому человеку новой социальной формации полнее реализовать свои потенциальные возможности(2). Кроме того, учащиеся «поколения видеоигр» ориентированы на восприятие высокоинтерактивной, мультимедианасыщенной обучающей среды (1).
В «Новых направлениях информатизации школьного химического образования» отмечены принципы, которые удается реализовать в дистанционном обучении:
- доступность обучения, в частности преодоление физических ограничений человека, расширение аудитории обучающихся;
- личная направленность обучения, создание комфортных условий для школьников и учителей, учет индивидуальных психологических особенностей (восприятия, памяти, мышления), индивидуальный темп обучения;
- развитие информационной культуры, навыков работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации;
- социализация обучения, учет личностно-коммуникативных особенностей учащихся(2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernovol_nv_dialog_i_kompyuter_obuch.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автора: Черновол Наталья Васильевна
Район (город): Новокубанский район, г.Новокубанск
Название ОУ: МОБУСОШ №1 г.Новокубанска
Должность: учитель химии и биологии
Диалоговые и компьютерные технологии при обучении химии.
Активное внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс – необходимая реалия современной школы. Благодаря оснащению нашей школы компьютерами и подключению к сети Интернет, в образовательном процессе появился новый вариант приобретения знаний: дистанционное обучение. Такая форма образовательного процесса позволяет снять временные и пространственные ограничения в процессе обучения, вовлекает школьника в обширный информационный мир, что позволяет молодому человеку новой социальной формации полнее реализовать свои потенциальные возможности(2). Кроме того, учащиеся «поколения видеоигр» ориентированы на восприятие высокоинтерактивной, мультимедианасыщенной обучающей среды (1).
В «Новых направлениях информатизации школьного химического образования» отмечены принципы, которые удается реализовать в дистанционном обучении:
- доступность обучения, в частности преодоление физических ограничений человека, расширение аудитории обучающихся;
- личная направленность обучения, создание комфортных условий для школьников и учителей, учет индивидуальных психологических особенностей (восприятия, памяти, мышления), индивидуальный темп обучения;
- развитие информационной культуры, навыков работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации;
- социализация обучения, учет личностно-коммуникативных особенностей учащихся(2).
Для детей, которые не могут посещать школу по разным причинам, дистанционное обучение - уникальная возможность полноценно и систематически получать знания под руководством учителя.
До недавнего времени одна из сложностей дистанционного обучения состояла в том, что было затруднено общение между учителем и учеником, не было непосредственного, живого контакта. Сегодня эта проблема снята в связи с применением WEB-камеры. Современные телекоммуникационные технологии коренным образом изменили формы и методы дистанционного обучения. Стало возможным не только полноценно теоретически обучать ребят, но и демонстрировать химические опыты в режиме on-line.
В настоящее время для наших учащихся, сделавших выбор в пользу дистанционного обучения, наиболее приемлемыми оказались следующие основные формы:
- диалоговое общение с учителем в режиме on-line;
- изучение теоретических вопросов с применением электронных сетевых учебников;
- выполнение опытов и конструирование моделей в виртуальной лаборатории;
- участие в виртуальных экскурсиях;
- использование разнообразных информационных ресурсов для развития химических представлений.
По мнению одиннадцатиклассников, находящихся на индивидуальном обучении и изучающих органическую химию, из всех электронных учебников самым понятным и удобным для использования признан электронный учебник для средней школы под редакцией Г.И.Дерябиной, Г.В.Кантария и А.В.Соловова (Самарский государственный университет.Органическая химия. http://www.chemistry. ssu.samara.ru). Учебник предназначен для компьютерной поддержки изучения органической химии, может с успехом применяться для подготовки к ЕГЭ. Ребята с интересом читают тексты с большим количеством графических иллюстраций (примерно 500) и анимационных приложений (около 60), с удовольствием рассматривают VRML- модели органических соединений, сами создают модельные объекты, что способствует расширению кругозора и улучшению мотивации. В режиме on-line учащиеся выполняют контрольные задания, позволяющие проверить степень усвоения материала.
Как показывает практика, некоторые разделы общей и неорганической химии для учащихся 8-х и 9-х классов («Строение атома и периодический закон», «Химическая связь и строение молекул», «Простые и сложные вещества», « Водород и кислород») в увлекательной и доступной форме представлены в « Курсе школьной химии», который создан профессором кафедры неорганической химии Московской государственной академии тонкой химической технологии им М.В.Ломоносова Л.Ю.Аликберовой. Простые химические опыты учащиеся 8-х и 9-х классов могут выполнить в домашних условиях, а начинающим изучать химию адресован раздел «Химическая азбука».
Высокоактивные курсы дистанционного обучения i-Школы - школы дистанционной поддержки образования детей-инвалидов доступны и часто используются нами при обучении химии детей, находящихся на индивидуальном обучении на дому. Здесь школьники могут найти яркие демонстрационные опыты.
На сайте «Мир химии» учащиеся знакомятся с практическими рекомендациями для проведения химического эксперимента в домашней лаборатории, находят материал по истории химии.
Как сетевые электронные учебники, так и электронные издания на CD-ROM, содержат трехмерную анимацию, что является важнейшим качественным и реалистичным элементом информации(3). Роль учителя - отбор необходимого объема изучаемого материала и оказание помощи ребенку.
Наши учащиеся с особым удовольствием работают в виртуальных лабораториях, которые формируют основные навыки работы с оборудованием, развивают наблюдательность, учат планировать ход эксперимента. У школьников не только усиливается познавательный интерес, но и желание экспериментировать, получая удовольствие от собственных открытий. Работа в виртуальной лаборатории не заменяет реальный эксперимент, а лишь дополняет проведение реальных опытов. Из всех рекомендуемых электронных изданий мы выбрали «Виртуальную химическую лабораторию для 8-11 классов», разработанную в Лаборатории Марийского технологического университета. Химические опыты показаны с использованием синтезированных в реальном времени трехмерных анимаций, благодаря чему дети могут проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Содержание этого ресурса охватывает весь школьный курс химии(1).
На портале информационной поддержки «Единого государственного экзамена» (ЕГЭ) имеются разделы : «Для учащихся и учителей», «Для абитуриентов», «Для наблюдателей», «Для руководителей образования», «Для организаторов», «Для разработчиков КИМ», «Для журналистов». Здесь(http://ege.edu.ru) можно познакомиться с результатами ЕГЭ последних лет, нормативными документами, технологией ЕГЭ. Постоянно обновляется новостная лента, можно получить исчерпывающий квалифицированный ответ в форуме.
В разделе «Демоверсии» можно скачать варианты экзаменационных заданий ЕГЭ , а также ознакомительные варианты в формате документа Microsoft Word. Доступны интерактивные ознакомительные тесты ЕГЭ , которые позволят пользователю проверить свои силы и уровень подготовленности к экзамену.
Особая форма использования образовательных веб-технологий — организация проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые имеют возможность не только осуществлять поиск, отбор и анализ информации в глобальном масштабе, но и сопоставлять собственные результаты с выводами и полученными данными проектных работ, выполненных другими учениками, публиковать свои работы на веб-серверах, принимать участие в обсуждениях, сетевых конференциях и форумах(1).
Существенным дополнением вышеизложенным информационным ресурсам являются виртуальные экскурсии, позволяющие школьникам познакомиться с работой любого химического предприятия, изучить объекты, имеющие отношение к химии.
Таким образом, использование дистанционного обучения в образовательном процессе существенно повышает его качество, реализует творческий потенциал учащихся и учителя.
Необходимая техника и технические данные для дистанционного обучения с использованием современных технологий:
Компьютер:
-----------------------------------------------------------------------------
Системные требования:
-процессор AMD Athion 550 Мгц или Pentium ||| 550Мгц;
-256 Мб ОЗУ;
-полностью совместимый с OpenGL 3D-ускоритель с 32 Мб ОЗУ;
-Criative Labs Sound Blaster Live;
-450 Мб свободного дискового пространства;
Специализированное ПО(skype, виртуальные лаборатории и др.)
-------------------------------------------------------------------------------
Доступ в интернет:
--------------------------------------------------------------------------------
Соединение со скоростью более 256 кбит/с;
--------------------------------------------------------------------------------
Web-камера
Наушники с микрофоном
Литература
- 1. Дорофеев М.В. Новые направления информатизации школьного химического образования. Выступление на Четвертом Московском педагогическом марафоне учебных предметов 7 апреля 2005 года
- 2. Дорофеев М.В. Информатизация школьного курса химии. Химия (ИД«Первоесентября»),2002,№ 37.
- 3. Добротин Д.Ю., Журин А.А. Интернет в обучении химии. Химия в школе, 2001, № 7, с. 52–55.
- 4. Загорский В.В. Интернет-ресурсы для учителя. Химия в школе, 2003, № 9, с. 2–7.
- 5. Дорофеев М.В. Дистанционное обучение химии школьников с ограниченными возможностями. Химия. Методика преподавания в школе, 2004, № 8, с. 41–48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии
Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с эт...
Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии
Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с эт...
Опыт использования компьютерных технологий при обучении химии
Данный материал представляет собой статью, в которой я делюсь своим опытом использования ИКТ-технологий при изучении химии. Данная тема стала мне интересна уже давно, А когда в кабинете появилас...
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
"К вопросу использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии"
Доклад на научно-практической конференции "Сочетание традиционных и современных технологий в учебно-воспитательном процессе СКСВУ" (2012 г)...
Реализация системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями в преподавании химии.
Материал содержит методическую информацию по применению системно-деятельностного подхода на разных уроках химии....
«Информационно-компьютерные технологии на уроках химии»
«Информационно-компьютерные технологии на уроках химии»...