Творческая работа: "Моя профессия - концертмейстер."
методическая разработка по теме
Творческий отчет о работе в концертмейстерском классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_koncertmeysterskoy_praktike.docx | 249.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчёт о работе по концертмейстерской практике
«Моя профессия - концертмейстер»
В одном из юмористических трактатов о музыке говорится:
Концертмейстер - это очень полезный, но не очень одушевленный предмет повседневного обихода.
В иерархии ценностей концертмейстер располагается примерно между любимой скрипкой (фаготом, голосовыми связками, домрой…) и нотным пультом.
У концертмейстера может с течением времени меняться имя, возраст, длина носа, цвет волос, размер ноги, национальность, пол, а также эксплуатационные характеристики.
Концертмейстер - это то, что играет. То, что не играет, концертмейстером не является. А если его не удается привести в рабочее состояние, от него следует избавиться и найти другого.
Концертмейстер начинает и заканчивает работать по кивку головы.
Концертмейстер выдерживает неограниченное число повторов одного и того же, т.е. является многоразовой системой.
В обычном режиме концертмейстер появляется и исчезает в определённое время, т.е. по расписанию.
В некоторых случаях концертмейстер может появиться вне расписания по слову "надо". При этом у него можно заметить признаки недовольства, что даёт основания некоторым изучающим концертмейстеров учёным поставить вопрос: а не являются ли они всё-таки немножко одушевлёнными предметами?
Концертмейстер всегда виноват во всём. Так следует думать всегда, но ни в коем случае нельзя так говорить вслух при концертмейстере. Потому что он думает наоборот.
Деятельность концертмейстера – это всегда творческий процесс, а, как известно, творчество – это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей.
Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования многих профессиональных пианистов, педагогов Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе». Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента». Опубликованы работы Л. Мельника «О работе над инструментальным концертом в концертмейстерском классе», С. Мошкова «О комплексном обучении пианистов», М. Спектор «Оптимизация процесса обучения в классе камерного ансамбля».
Основной целью данной работы – является систематизация накопленных в этой сфере деятельности научных знаний и методических рекомендаций, форм и методов работы, а также обобщение опыта работы в должности концертмейстера детской музыкальной школы. Кроме этого - определить специфику и проанализировать практическую деятельность концертмейстера, и, в целом, подвести некий итог своей профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы.
«Аккомпаниатор» - от франц. akkompagner – сопровождать; это музыкант, играющий партию сопровождения солисту на эстраде, т.е. мелодию сопровождает ритм и гармония; сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает лишь концертную работу.
«Концертмейстер» - от немец. «konzertmeister» - мастер концерта; это пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в репетициях и в концертах.
Если обратиться к истории, то можно отметить, что многие годы назад понятие «концертмейстер» означало музыканта, руководившего оркестром, затем - группой инструментов в оркестре (как правило – это первая скрипка).
Интересен такой факт: термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературе; термин же «аккомпаниатор» в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего – баянистам.
Концертмейстерство, как отдельный вид, исполнительства появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. В то время, концертмейстеры были профессионалами «широкого профиля»: играли хоровые и симфонические партитуры, читали в разных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и многое другое.
Образцом служили и будут ещё долгие годы служить разносторонние творческие устремления выдающихся пианистов: братьев Рубинштейнов, Мусоргского, Сафонова, Игумнова, Гольденвейзера, Нейгауза, Рихтера, Гинзбурга, которые считали, что пианисты должны быть в равной мере подготовлены к творчеству в области как сольного, так и ансамблевого исполнительства.
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе - по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (класс концертмейстерской подготовки).
Работа концертмейстера включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и умение контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста. Это и знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции и в образовательном процессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно отделить друг от друга.
В целом, всю деятельность концертмейстера можно условно разбить на несколько этапов:
предварительный или первоначальный:
зрительное прочтение нотного текста;
первичное музыкально-слуховое представление;
первоначальный разбор, проигрывание целиком.
аналитический:
анализ и выявление стилистических, жанровых, фактурных особенностей;
правильное определение темпа;
составление исполнительского плана;
нахождение выразительных средств, динамическая и драматургическая нюансировка.
основной:
техническая проработка эпизодов с различными элементами трудностей;
постижение эмоционально-образного содержания;
проработка и отшлифовка деталей, недопустимость фальшивых нот;
выдержка единого темпа;
выработка рефлекса;
репетиционные проигрывания.
заключительный – это концертные выступления.
Специфика работы концертмейстера в условиях ДМШ заключается в том, что ему приходится сотрудничать с учениками и преподавателями разных специальностей, в разных жанрах и формах. А это значит, что концертмейстер должен быть не только музыкантом-универсалом, но и обладать определённым набором теоретических знаний, профессиональных умений и навыков таких как:
знание истории МХК, стилистики и специфики исполнения инструментальных и вокально-хоровых произведений;
умение читать с листа, транспонировать, перекладывать неудобные или технически сложные аккомпанементы, не нарушая общего замысла произведения;
владение навыком ансамблевого музицирования;
поскольку мы работаем в школе, то и необходимы знания психолого-возрастных особенностей развития учащихся.
В отличие от солиста, которому предоставлена полная свобода проявления творческой индивидуальности, концертмейстеру приходится приспосабливать (или наоборот направлять) своё видение музыки к исполнительской манере солиста и что ещё труднее, сохранять при этом свой индивидуальный облик. Поэтому концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств:
мобильность, быстрота и активность реакции;
вдохновенная игра и артистизм;
сценическая выдержка и самообладание;
слуховой контроль;
бескорыстная любовь к своей профессии, ведь она не приносит внешнего успеха (аплодисменты, цветы, почести) – ведь ты всегда
«в тени», твоя работа растворяется в общем деле всего коллектива.
Инструментальная музыка имеет свой образный строй и в связи с этим, концертмейстер должен уметь слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста. Помимо ключевых знаний музыкальной терминологии, необходимы и частные знания об основах оркестровки (это инструментоведение), клавирной записи штриховых обозначений, навык настройки солирующих инструментов, умения выбрать удобную аппликатуру, распределить удары, применить тремоло или вибрацию, рационально распределить ведение смычка и т.д. Кроме этого – посадка солиста за инструментом, знание жестов дирижёра, навык импровизации.
Как правило, «инструментальные» аккомпанементы написаны специально для фортепиано, они имеют многообразную по видам удобную для исполнения фактуру, регистровую красочность и характерную педализацию.
Существует два момента в аккомпанементе, без которых не возможны целостность и законченность исполнения в ансамбле с любым партнёром: это темпоритм и динамика. Своеобразие темпоритмической стороны исполнения ученика определяется различными видами штрихов, сложностью фактуры или распределения смычка. Что касается динамической стороны, то здесь необходимо учитывать степень музыкальности, уровень технической подготовки солиста и возможности музыкального инструмента.
Бас, мелодическая линия баса – предмет особой заботы концертмейстера, т.к. бас – это основа гармонии и качественное ведение мелодической линии баса обеспечивает связную игру всей фактуры аккомпанемента. Анализируя динамические линии, очень важно проследить, какие басы и аккордовые построения подготавливают кульминацию. Особенно значима роль баса как организатора ритма, соблюдения единства темпа.
Немного о работе в классе хорового и вокального пения. Наиболее распространённым видом этой деятельности в моей педагогической практике является работа со школьным хором.
Некоторую сложность в работе с вокально-хоровыми коллективами представляет различие количественного состава: от 12 до 50 человек. Естественно, что вся организация хора ложится на плечи дирижёра, но и рабочий процесс концертмейстера хора включает в себя многие ключевые моменты. Такие как:
распевание проигрывание хоровых и вокальных партитур;
выразительное исполнении;
точное соблюдение штрихов, цезур;
верное распределение кульминаций.
Во время болезни, командировки педагога, когда приходится проводить занятия самостоятельно, необходимо обладать определённым комплексом Знаний Умений Навыков: в области вокально-хоровой терминологии, орфоэпии и фонетики, основ распределения дыхания, создания динамического ансамбля, иметь навык чтения и исполнения хоровых партитур.
В репетиционной работе очень важно всё: вербальное общение с детьми: можно рассказать об авторах музыки и текста, жанровых и стилистических, национальных и эпохальных особенностях написания того или иного произведения, о замысле композитора плане содержания песни, связав с это с особенностями дыхания, манеры исполнения, основное – увлечь и заинтересовать детей своим показом.
Говоря об умении аккомпанировать, хочется сказать о программе по предмету «Аккомпанемент», которая успешно реализуется на отделении фортепиано нашей школы.
Программа разработана на основе многолетнего опыта работы наших педагогов-концертмейстеров, адаптирована к условиям образовательного процесса в ДМШ г. Лангепаса, учащихся VI-VII классов с целью формирования навыка элементарного музицирования (чтение с листа, умение гармонизировать мелодию по цифровке в различных стилях и жанрах) и накопления опыта публичных выступлений. Отрадно отметить, что программа вышла за рамки одного отделения, поскольку в её реализации участвуют практически все преподаватели школы, выступая в качестве солистов, иллюстраторов и концертмейстеров. Нам предоставлена уникальная возможность для реализации всех своих творческих идей и замыслов.
Елена Скидан
ЛГ МАОУ ДОД «МШ», г. Лангепас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера в классе блокфлейты и саксофона» - V Открытая окружная методико-практическая конференция «Универсальность профессии концертмейстер»
Работа основана на наработках и материалах из различных источников , а также на собственном опыте....
Реферат: "Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как фактор творческого и интеллектуального роста концертмейстера."
Актуальность работы вызвана требованиями современного образования к уровню развития необходимых умений и навыков концертмейстера...
III смотр - конкурс проектно-творческих работ учащихся " Мастерство в профессии" (техническое и прикладное искусство в профессии)
Смотр -конкурс проходил на базе ГБОУ ЦСТА и ПО " Гагаринский". Коллектив ГБОУ ЦПМСС " Бутово", учащиеся и родители приняли активное участие....
Методическое сообщение "Творческая работа пианиста-концертмейстера с авторским текстом"
В работе раскрываются интересные аспекты работы пианиста-концертмейстера, исторические предпосылки отношения к авторскому тексту....
Профессия концертмейстер
Мы выбрали профессию концертмейстера. Как не разочароваться в ней? Как научиться быть не просто аккомпаниатором, а именно хорошим концертмейстером? В этой статье рассуждения на эту тему....
Доклад на тему: «Профессия - концертмейстер».
Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов....
Методическая разработка -"Профессия - концертмейстер бальной хореографии"
Методическая рекомендация концертмейстерам работающим в хореографии....