самоанализ педагогической деятельности
статья по теме

Конушкина Ирина Геннадьевна

материал содержит анализ моей педагогической деятельности как учителя английского языка и как классного руководителя;  был подготовлен в рамках аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории в 2009 -2010 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_k.i.g..docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волчихинская средняя школа №2»

Волчихинского района

Алтайского края

САМОАНАЛИЗ

Педагогической деятельности

Конушкиной Ирины Геннадьевны

учителя английского языка

с.Волчиха, 2009г

Имея общий педагогический стаж 19 лет, 18 работаю учителем английского языка в МОУ «Волчихинская средняя школа №2». Основанием моей педагогической деятельности являются государственные учебные стандарты по иностранному языку. В плане методической преемственности работаю по единому УМК В.П. Кузовлева, обеспечивая плавный переход с одной ступени обучения на другую.

В настоящее время к качеству иноязычного образования предъявляют совершенно новые требования, определенные Конвенцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Таким образом, свою главную задачу как учителя предметника вижу в том, чтобы сохранить фундаментальное в английском языке и соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Я убеждена, что школа  - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как личность, как уникальная индивидуальность.

Начиная с 2007 года, наша школа работает над темой «Проектная деятельность в обучении и воспитании школьников на основе компетентностного подхода», создавая условия для формирования компетентной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Педагогический коллектив школы создает все условия для формирования у учащихся ключевых компетенций через различные виды проектной деятельности, формирование практических навыков самообразования, управляя процессом обучения и корректируя его так, чтобы он приводил к запланированному результату. В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Перспективное развитие школы вообще и нашей школы в частности ориентировано на переход от образования как передачи знаний ученику к продуктивному образованию. В связи с этим самостоятельная работа на моих уроках становится важнейшим компонентом учебного процесса.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать стойкую мотивацию в изучении английского языка, способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся, в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций, активизировать деятельность учащихся за счет включения их в проектную и исследовательскую деятельность. А так же развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения английского языка в современном мире и потребности пользоваться им, как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Воспитание у учащихся национального самосознания и толерантного отношения к проявлению другой культуры.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Научить учащихся компетентно ориентироваться в языковой среде
  2. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочниками и словарями
  3. Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом, составления плана высказывания, тезисов, вопросов, схем
  4. Научить писать эссе, сочинения, сообщения
  5. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать и делать выводы

Я на практике убедилась в том, что для решения этих задач широкие возможности открывает метод проектов. С 2005 года я работаю над темой «Метод проектов – как форма организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка». Со времени предыдущей аттестации я изучила методику проектной деятельности учащихся, специфику компетентностного подхода и убедилась, что проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. А если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы, то он в силу более высокого образовательного уровня будет легче адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и способствует формированию определенных личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, брать ответственность на себя, анализировать результаты своей деятельности, дискутировать и защищать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

С обобщением опыта по данной проблеме я неоднократно выступала на психолого-педагогических семинарах, заседаниях районного и школьного методических объединений. Например:

2007г – на педагогическом совете «Индивидуальный маршрут учащихся профильной школы – путь к успеху»

2008г – на психолого-педагогическом семинаре «Проектная деятельность педагога: проектирование успешного развития и саморазвития школьника»

2009г – на семинаре-практикуме «Информационно-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса»

Как член научно-методического совета школы я принимаю участие в разработке и организации проектной деятельности учителей и учащихся школы, делюсь с коллегами своими педагогическими находками и идеями. Участвовала в работе педагогического совета школы по теме «Проектирование воспитательного пространства школы»; семинара-практикума «Творческий проект в школе». Обогащаю свой опыт по данной проблеме через изучение методической литературы. Постоянно анализирую свою деятельность в рамках данной программы. Представляю свой анализ на методическом объединении школы и района.

Реализуя поставленные задачи, я повышаю практическую направленность урока на счет разнообразных творческих заданий и включения учащихся в активную деятельность на уроке. Этому  способствуют различные нестандартные формы уроков: урок - путешествие, урок - экскурсия, урок - пресс-конференция, урок – КВН, видео-уроки. Помня о том, что знания усваиваются успешнее в ходе активной работы с материалом, включаю учащихся в деятельность имитирующую реальные ситуации: «В кафе», «В больнице», «На вокзале».

На уроках использую деятельностный подход в обучении грамматике английского языка, а метод проектов занимает ключевое место в достижении коммуникативной компетенции. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов:

  1. Игровые – ролевые проекты: разыгрывают игры, ставят сценки, инсценируют песни и рифмовки
  2. Информационные и исследовательские проекты: «Читательские интересы моей семьи», «Первые лица России», «Британские традиции», «Должен ли политик быть добрым?»
  3. Реферативные: «Русские зимние фестивали», «Мой лучший друг»
  4. Конструктивно-практические: «Одежда моей мечты», «Школа, в которой бы я хотел учиться», «Идеальное государство»
  5. Издательские проекты: путеводители и рекламные проспекты «Добро пожаловать в Волчиху», «Исторические места Волчихинского района», «Моя школа»

Результаты анкетирования ежегодно показывают, что ролевые игры, инсценировки и другие проекты вызывают наибольший интерес учащихся, так как они наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения. Свой творческий потенциал учащиеся также развивают при выполнении письменных творческих заданий: переписка по электронной почте с друзьями из Великобритании и США, мини-сочинения, эссе, рекламные объявления, отзывы о книгах, фильмах и т.д.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным и мобильным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю как организатор, наблюдатель, консультант.

При работе над разными видами проекта я использую индивидуальную и групповую форму работы. Так, например, ролевые проекты, инсценировки требуют сначала индивидуальной работы с каждым учащимся, а затем идет работа в группах. При работе над групповыми информационными проектами сначала работаю с группой: обсуждаем содержание проекта, распределяем роли и поручения, а затем консультирую и координирую работу в группе.

Для эффективного использования времени на уроке использую различные организационные формы работы: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую. Работа в группах и парах строится с учетом индивидуальных способностей детей, их эмоционально-психического состояния. Задания даются дифференцированно. Парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными, так как работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого на английском языке, позволяет увеличить речевую практику, дает возможность взаимопомощи и обмена идеями.

В процессе обучения стараюсь ставить ученика в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности выполнения работы, объема работы и др.),  заставляя его проявлять самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с его потребностями и интересами, что придает процессу обучения английскому языку личностный смысл. У учащихся последовательно развиваются рефлексивные умения видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

Взаимодействуя с классом на уроках и во внеурочное время, стараюсь создать условия для развития детей, дать возможность каждому ребенку проявить себя, помогаю создать для каждого ребенка «поле успеха». Изучив возможности и особенности каждого ребенка, соответственно выстраиваю учебный процесс, предлагаю задания разного уровня сложности и для классной и для домашней работы. Различные формы групповой и парной работы открывают обучаемых к контакту, помогают преодолевать неуверенность, расширяют сферу общения. В работе над групповыми проектами особое внимание уделяю соблюдению принципов сотрудничества:

  1. Взаимозависимость членов группы
  2. Личная доля участия каждого члена группы
  3. Рефлексия (обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества)

Результаты работы каждого ученика сравниваю только с его собственными успехами и продвижением в развитии.

Анкетирование показывает, что уровень познавательного интереса к предмету английский язык достаточно высок. Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по английскому языку. Так в школьной олимпиаде по английскому языку:

  1. В 2007 – 2008уч. году мои ученики 9 – 11 классов заняли 4 призовых места
  2. В 2008 – 2009уч. году – 5 призовых мест
  3. В 2009 – 2010уч. году – 5 призовых мест

В районной олимпиаде:

  1. В 2007 – 2008уч. год из 4 участников – 3 призовых места
  2. В 2009 – 2010уч. году из 3 участников – 2 призовых места

В 2008 – 2009уч. году 9 моих учеников принимали участие во всероссийском чемпионате по английскому языку и получили сертификаты участников.

Учащиеся выбирают английский язык для итоговой аттестации и успешно ее выдерживают. Четыре моих ученицы закончили высшие учебные заведения, получили профессию учителя английского языка.

Учащиеся принимают участие в дополнительных развивающих мероприятиях – это творческие выставки открыток к праздникам, презентации проектов, неделя иностранных языков.

Учащиеся 9 классов с удовольствием посещают элективный курс «Деловой английский язык», результатом работы которого стали два рекламных проспекта «Алтай приглашает» и «Возьми, попробуй, запомни» о продукции Волчихинского завода, представленные на ежегодных НПК.

Учащиеся первых классов занимаются в пропедевтическом кружке «Полиглотик», что формирует интерес к иностранному языку, способствует развитию творческих способностей и расширению кругозора детей.

Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, для оказания им помощи, разрабатываю индивидуальные программы развития, применяя дифференцированный подход. Провожу консультации и индивидуальные занятия. Дети, обладающие особыми способностями и высоким уровнем учебной мотивации, работают над индивидуальными исследовательскими и творческими проектами, принимают участие в олимпиадах и конкурсах.

Ежегодно я обучаю от 120 до 150 учащихся 2 – 11 классов. Неуспевающих нет.

Динамика успеваемости и качества знаний

Года

Успеваемость

Качество знаний

2006 – 2007уч. год

100%

71%

2007 – 2008уч. год

100%

73%

2008 – 2009уч. год

100%

75%

Оценивая деятельность учащихся, я руководствуюсь требованиями к оценке качества знаний, которые заложены в государственном стандарте образования. Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения школьников. В своей работе я использую следующие виды контроля: самооценка, взаимоконтроль, текущий, итоговый. Контроль осуществляю в определенной системе:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Устный опрос
  3. Индивидуальные карточки – задания
  4. Тематический учет знаний
  5. Самоконтроль (работа по ключам)
  6. Взаимоконтроль
  7. Тесты, срезовые работы
  8. Защита проектов
  9. Экзамен

Мои выпускники подтверждают знания предмета, обучаясь в средних и высших заведениях.

В этом году у меня выпускной 11 класс. Психологическая атмосфера в классе благоприятная. Ребята самостоятельные, творческие, активные. В классе осуществляется самоуправление. Соотношение руководства и подчинения находится на допустимом уровне. По результатам диагностики 98% учащихся приятно общаться друг с другом. Уровень развития коллектива оптимальный. Основными принципами сотрудничества классного руководителя и учащихся считаю:

  1. Безусловное принятие каждого ученика
  2. Беспристрастность в оценке поступков
  3. Терпимость и терпение в достижении результатов
  4. Диалогичность и открытость в общении

Воспитательную работу также строю используя метод проектов. За 2008– 2009уч. год мы подготовили два больших проекта для учащихся 9 – 11 классов: «Мы помним» - литературно-музыкальная композиция к 9 Мая; «Я пришел с земли алтайской» - к юбилею В.М. Шукшина. С последним проектом мы выступили на районном конкурсе и завоевали Диплом первой степени. В работе с классом провожу тесты на изучение взаимоотношений методом социометрии. На основании данных определяю статусное положение каждого ребенка и затем строю воспитательную работу. Акцент стараюсь делать на нравственном воспитании и профориентационной работе. На протяжении многих лет тесно работаю с сотрудниками музея, библиотеки, ДУМа, которые оказывают неоценимую помощь в воспитании детей. Провожу много индивидуальных бесед. В общем соревновании за последние три года мой класс неоднократно входил в тройку лучших классов по школе.

Считаю, что родители являются социальными заказчиками школы. Они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе. Убедилась в том, что умело организованное и продуманное педагогическое просвещение способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменяя восприятие собственного ребенка в их глазах. Формы работы с родителями разнообразны. Это: индивидуальные беседы, анкетирование по ключевым вопросам учебной и внеклассной работы, совместное проведение праздников, посещение квартир, родительские собрания, родительские конференции. Посещаемость собраний в моем классе высокая – 76%. Информация  об учебных достижениях учащихся сообщается через грамоты, похвальные листы, удостоверения и сертификаты за участие в конкурсах, портфолио, а также рейтинг успеваемости в классном уголке.

Я работаю в сплоченном, работоспособном творческом коллективе. Считаю, что уровень коммуникативности у меня высокий, обладаю качествами лидера. Для меня психологическая атмосфера в коллективе благоприятная.

Ведущее место в моей педагогической деятельности занимает самообразование, которое я планирую в соответствии с моими потребностями и методической темой школы. Я учусь у других и делюсь с коллегами своими знаниями и успехами. Посещаю открытые уроки коллег и провожу открытые уроки для учителей школы и района. В 2007 – 2008 учебном году я провела урок по теме «Добро пожаловать в Россию» в 10 классе; в 2008 – 2009 учебном году урок-защиту проектов с использованием ИКТ «Музыка – звуковая дорожка нашей жизни» в 9 классе; в 2009 – 2010 учебном году урок по теме «Россия: политическая система, первые лица, символы страны» в 10 классе.

Уровень профессионального мастерства я повышаю через курсы повышения квалификации:

  1. АКИПКРО – 2004г по теме «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков»
  2. БГПУ – 2008г по теме «Компетентностный подход и технологии его реализации»
  3. АКИПКРО – 2009г по теме «Использование ИКТ-технологий в профессиональной деятельности учителя»

С целью обновления своих знаний регулярно изучаю методические журналы «Иностранные языки в школе» и «Первое сентября».

На сегодняшний момент, когда в Российском образовании происходят системные изменения ИКТ-технологии становятся приоритетными в методах обучения и в моей профессиональной компетенции. В этом году у нас в школе появился современный лингафонный кабинет с интерактивной доской и 16 компьютерами. Моя первоочередная задача изучить возможности использования этого нового оборудования и его применения в учебном процессе. В ближайшем будущем планирую повышение уровня информационно-коммуникационной компетенции через чтение специальной литературы, консультации с учителями информатики и практику.

За свою педагогическую деятельность я неоднократно награждалась районными и краевыми грамотами. В 2009 году я признана победителем муниципального конкурса «Учитель года».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...