Самоанализ педагогической деятельности
статья по теме

Юдакова Ольга Витальевна

  В свете современных требований и государственного стандарта образования целью своей педагогической деятельности считаю создание на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует повышению образовательного уровня учащихся, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, повышению познавательной активности. Для этого стараюсь создавать условия, чтобы ребёнок получал удовлетворение от результатов своей деятельности, видел пути применения полученных знаний на практике. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки , соответствующего государственному стандарту математического образования.

    Для достижения данных целей ставлю перед собой следующие задачи:

  •    Раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и 

  нравственного потенциала каждого ученика;

  •    Формирование  навыков самостоятельной работы;
  •    Совершенствование форм организации учебной деятельности;
  •    Использование новых педагогических технологий, эффективных      

  методик обучения;

  •    Развитие интереса к математике.

   Всё это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учёбе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ  педагогической деятельности

  В свете современных требований и государственного стандарта образования целью своей педагогической деятельности считаю создание на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует повышению образовательного уровня учащихся, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, повышению познавательной активности. Для этого стараюсь создавать условия, чтобы ребёнок получал удовлетворение от результатов своей деятельности, видел пути применения полученных знаний на практике. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки , соответствующего государственному стандарту математического образования.

    Для достижения данных целей ставлю перед собой следующие задачи:

  1.    Раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и  

  нравственного потенциала каждого ученика;

  1.    Формирование  навыков самостоятельной работы;
  2.    Совершенствование форм организации учебной деятельности;
  3.    Использование новых педагогических технологий, эффективных      

  методик обучения;

  1.    Развитие интереса к математике.

   Всё это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учёбе.

   Для реализации цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования « Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики».

   Работая по данной теме, учу учащихся делать самостоятельные наблюдения, высказывать, проверять предположения, делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Для того, чтобы вовлечь учащихся в работу, в творческий поиск, всегда необходимо в какой то мере воспроизвести в памяти ранее изученный материал, так как в ранее изученных знаниях всегда имеется родственное, связывающее пройденное с вновь усваиваемым. А это не всегда успешно удаётся сделать. Не у всех учащихся прочные знания изученного материала, не все могут эти знания применить в самостоятельной работе по изучаемой теме. Особенно трудно приходится работать с учащимися, которые усваивали материал только во время урока, не выполняя домашних заданий. Поэтому при организации повторения я выбираю следующие виды самостоятельной работы: математические диктанты, устные самостоятельные работы, домашние самостоятельные работы нацеленные на повторение и закрепление математических знаний. На уроках постоянно использую схемы, чертежи, карточки с заданиями, тестовые задания. Применение технических средств акцентирует внимание учащихся на главном, способствует хорошей тренировке, с их помощью удаётся в короткое время проверить уровень знаний учащихся всего класса.

    За 2007-2009 уч.год составила контрольные  и самостоятельные работы, тестовые задания по классам, провела их с диагностикой результатов деятельности учащихся. Не всегда при диагностике результаты удовлетворяли меня. Не все учащиеся могли справиться с заданиями в полной мере. Причина в том, что у многих учащихся имеются пробелы в знаниях, в развитии мышления, внимания и памяти, которые постоянно приходиться восстанавливать, организуя индивидуальный подход к учащимся на уроках математики.

    Всё это позволяет мне развивать личность ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определённых успехов в учёбе.

    Обучение на уроке организую в атмосфере доброжелательности и целеустремлённости. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках сочетаю групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

    В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:

Наименование технологии

Подтверждение

Результативность

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий.

Вовлечение в учебную деятельность всех учащихся.

Тестовая технология

Разработка тестов по темам.

Повышение эффективности контроля знаний, умений и навыков. Развитие внимательности.

Технология

учебно-поисковой деятельности

Разработка исследовательских проектов. Выступление на конференциях.

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения.

Информационно-коммуникативная технология

Использование на уроках мультимедиа средств.

Повышение эффективности урока, интерес к предмету, самостоятельность при выполнении тестовых заданий.

Технология игрового моделирования

Использование игры на уроке.

Повышение эффективности урока, качество усвоения учебного материала.

Здоровьесберегающая технология

Создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся.

Укрепление психического здоровья учащихся.

   Результативность данных образовательных технологий позволяет мне повысить: качество обученности, учитывать индивидуальные возможности ученика; развивать взаимоответственность; развивать творческие способности и поддерживать интерес к обучению.

Динамика учебных достижений за 2008-2009 год:

Ф.и.

класс

предмет

1чеверть

4 четверть

1.

Сапрыкин Егор

7 а

алгебра

3

4

2.

Сапрыкин Егор

7 а

геометрия

3

4

3.

Волков Владислав

7 а

геометрия

3

4

4.

Швецова Диана

7 а

алгебра

3

4

5.

Карпенко Алексей

7 б

алгебра

3

4

6.

Фартышев Саша

7 б

алгебра

3

5

    Анализируя результаты, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету. Для 5-6 классов включаю в урок игры, путешествия, старинные и занимательные задачи. Часто задаю домашнее задание, содержащие творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, ребусов, написание сообщений, составление тематических заданий, а 7 – 9 классах – составление тестовых заданий.

    Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачёты, тестирования. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ЕГЭ. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить учащихся самооценке своих знаний. В начале учебного года провожу входные контрольные срезы, а в конце итоговые. Анализируя результаты срезов, можно проследить общую картину о изменении в знаниях, умениях и навыках.

    По результатам исследований, проведённых мною по 1 четверти и годовым оценкам в период с 2006 по 2009 год, заметно улучшилось качество знаний:

   

   Я сделала сравнительный анализ качества знаний учащихся 6б-7б классов за 2007-2009 год. Диаграмма показывает , что качество знаний остаётся стабильным.

   Своё общение с учениками на уроках математики направляю на активизацию познавательных возможностей. Используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создавать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. (7-9 класс), сборник «Самостоятельные работы» под редакцией Ершова А.П., Голобородько В.В. (5,6 класс).

    Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге качества знаний:

Качество знаний учащихся за 2006 – 2007 учебный год - 44% (обучалось 63 уч-ся)

классы

«5»

«4»

«3»

качество

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

7 а

алгебра

нет

7

17

29%

нет

17

7

7 а

геометрия

нет

6

18

25%

нет

16

8

8 в

алгебра

2

10

8

60%

2

12

6

8 в

геометрия

3

9

9

60%

2

12

6

9 а

алгебра

нет

9

10

47%

1

11

7

9 а

геометрия

3

6

10

47%

1

11

7

Качество знаний учащихся за 2007 – 2008 учебный год – 52% (обучалось 58 уч-ся)

классы

«5»

«4»

«3»

качество

высокий

уровень

средний уровень

низкий уровень

6 а

2

9

10

52%

1

12

8

6 б

3

6

13

41%

2

12

8

Качество знаний учащихся за 2008 – 2009 учебный год – 49% (обучалось 82 уч-ся)

классы

«5»

«4»

«3»

качество

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

5 а

1

11

8

60%

1

16

3

5 б

нет

13

6

68%

1

13

5

7 а

алгебра

1

8

12

43

1

13

7

7 а

геометрия

1

7

12

43%

1

12

8

7 б

алгебра

2

13

40%

2

11

9

    Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, вечера, выпуск математических газет, олимпиады.

    В рамках декады математики провела внеклассные мероприятия с использованием игровых технологий:  

  1. «Поле математических чудес» 8 класс (2006 год);
  2. Игру «Устами младенца» 7 класс (2007 год);
  3. Игру «Математик – бизнесмен» 6 класс (2008 год).

    Мои ученики с исследовательскими работами: «Математические расчёты строительства жилого дома» (2007 год) Громова Юля; «Семейные расходы на питание» (2008 год) Филатова Вика; «Жевательная резинка: польза или вред» (2009 год) Радченко Настя; «Цветочный калейдоскоп на пришкольном участке» (2009 год) Михайленко Катя; «Пластиковый бум» (2009 год) Широкова Аня приняли участие в Дне науки и творчества.

В 2009 году Широкова Аня (5 кл) с исследовательской работой  «Пластиковый бум» в районном конкурсе исследовательских работ «Будущее Алтая» заняла 2 место.

   Учащиеся принимают активное участие в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде. В 2008 году работа Михайленко Кати (7б кл) вошла в 15% лучших работ математического тура олимпиады; в 2008 году 11 учащихся принимали участие во Всероссийском конкурсе «КИТ». Волкова Лиза заняла 1 место в школе, Радченко Настя – 2 место в школе. В 2009 году 15 учащихся приняли участие во Всероссийском конкурсе «Кенгуру». Михайленко Катя заняла 1 место в школе и 4 место в районе; Филатова Вика – 2 место в школе и 5 место в районе.

   В 2008-2009 учебном году мною была разработана и реализована программа элективного курса «Симметрия вокруг нас». В 2009 – 2010 учебном году веду занятия заочного дистанционного обучения в «Школе плюс» г.Новосибирска. Данное занятие посещают 15 учащихся 6 класса и 7 учащихся 8 класса.

    На успешность деятельности учителя влияет качество материально-технической базы. На своих уроках использую учебники и методические пособия утверждённые Министерством образования РФ. В кабинете имеются созданные мною дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии; стенды «Повторяем», «Изучаем», «Повторяем».

    Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point, Microsoft Office Excel, Adobe Photoshop и др.,  использую мультимедийные диски «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». С помощью этих программ создаю собственные презентации. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков в форме игр «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером», которые можно использовать для уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание.

    Принимаю активное участие в методическом объединении учителей математики. В 2009 году подготовила выступление по теме «Единые требования в преподавании математики». Выступала на педагогическом совете по теме: «Творчески работающий учитель – творческий ученик».

    Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми и доверительными. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий. Являюсь очень обязательным человеком.

    Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, семинарах, районных школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу, выписываю журнал «Математика в школе».

Курсовой материал ( 2008 год «Реализация личностно ориентированного компетентного подхода в профессиональной деятельности учителя предметника преподающего дисциплины естественно научного цикла ОУ»), не только повысил мой теоретический уровень, но и дал возможность систематизировать накопленный опыт и глубже понять знания компетентного подхода в обучении школьников.

   Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяю тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Если таковы запросы современного общества, то я должна стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка. Мною была поставлена цель: через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности, формировать дружный классный коллектив.

Для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

  1. Изучение личности ребенка (индивидуальных возрастных особенностей; интересов; склонностей, способностей: - 5класс.)
  2. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива;
  3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями – предметниками;
  4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями;
  5. Формирование коллектива;
  6. Нахождение путей представления детских творческих достижений.

    Работаю в тесном контакте с педагогами дополнительного образования: детско-юношеская спортивная школа, школа искусств, детский дом творчества. Все дети с удовольствием посещают кружки дополнительного образования.

   Мой класс принимает активное участие в школьных и районных конкурсах. Имеем достижения: Копылов Артём (1 место в районном конкурсе «Юный резчик»), Бехалова Ира (2 место в районном конкурсе «Шиповка юных», 3 место в районом кроссе «Золотая осень»), Семин Женя (3 место в школьном конкурсе стихов  «Я – патриот»), Шаравин Ваня признан лучшим игроком по мини-футболу на приз «Деда Мороза». Все достижения занесены в портфолио учащихся.

   Особую роль в формировании творческой личности ребенка, формировании коллектива я отвожу семье. Считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске: современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а моя задача – привлечь и умело использовать его, организуя свободное время детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Поэтому вовлекаю родителей в совместную деятельность через использование различных форм работы:

  1. Психолого-педагогические практикумы;
  2. Тренинги;
  3. Родительские собрания;
  4. Совместные праздники (для детей и их родителей).

     Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении математики. Довожу до сведения родителей требования по изучению математики. Родители всегда в курсе успеваемости учащихся. Как классный руководитель для обследования родителей с целью удовлетворённости учебным процессом использую анкетирование. Анализ результатов показал, что обучение происходит на достойном уровне создаётся хороший классный коллектив.

    В 2008-2009 году участвовала в работе творческой группы по подготовке выступления на педсовете «Взаимодействие классного руководителя и предметника», принимала участие в конкурсе «Самый классный классный», в котором заняла 1 место.

    Проанализировав свою педагогическую деятельность, мною сделаны выводы о целесообразности используемых мною подходов к обучению форм, методов и приёмов. Работа со старшими детьми непроста, но интересна! Она заставляет находиться в постоянном поиске форм и методов обучения, а самое главное, их взаимодействие, то есть системность. Считаю, что в самообразовании нет пределов, и границы со временем только расширяются, так как современность очень динамична.

   

   

   

   

     

   

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...