Развитие речевой компетенции
статья по теме
В своей работе я хочу показать, как на уроках русского языка обучающиеся получают знания о родном языке, его богатстве, ресурсах; познакомить с основами культуры, с различными нормами литературного языка, его вариантами; дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки культурного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_tvorcheskoy_raboty_razvitie_rechevoy_kompetencii.docx | 139.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание: 2
Введение. 3
- Основная часть. Теоретический раздел 7
- Русский язык и культура речи 7
- Русский язык конца XX века и демократизация русского языка начала XXI века 9
- Речь в межличностных и общественных отношениях 13
1.4.Формирование языковой личности в условиях модернизации российского образования 16
- Основная часть. Практический раздел 21
2.1.Формы и методы работы по УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В.Львова 21
2.2.Об эффективности работы по картине для развития мышления и речи учащихся 30
2.3.Методика работы по культуре речи. Анкетирование 32
2.4.Уроки русского языка в форме лабораторных работ 33
2.5.Чтение по технологии Зайцева В.Н. 34
2.6. Факультативы 35
2.7.Внеклассная работа по русскому языку и литературе 36
2.8.Анализ работы и результатов ЕГЭ выпускников 2006-2007, 2007-2008 учебных лет 38
Заключение 45
Литература 46
Приложения 47
1.Введение.
Развитие российского общества на современном этапе ставит перед школой задачу сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, который связан с гуманизацией образования, и выдвигает новые требования к личности выпускника школы, в первую очередь, с позиции социализации и высокого уровня культуры.
Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи. Не сделаю открытие, если скажу, что усвоение языка происходит успешнее, если изучение его органически связано с задачами речевого общения, если созданы условия, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования. К таковым условиям можно отнести следующие:
- формирование потребности (мотивации в общении, желания поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается человеком ситуация или событие);
- обучение школьников различным видам речевой деятельности.
На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – определить организационно-педагогические условия формирования коммуникативных (речеведческих) компетенций. Решение данной проблемы и определило тему моего исследования «Формирование речевой компетенции на уроках русского языка».
Цель исследования – показать, как на уроках русского языка обучающиеся получают знания о родном языке, его богатстве, ресурсах; познакомить с основами культуры, с различными нормами литературного языка, его вариантами; дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки культурного общения.
Объект исследования – личность обучающегося общеобразовательной школы.
Предмет исследования – коммуникативные (речевые) компетенции учащихся школы.
Гипотеза исследования – формирование коммуникативных (речевых) компетенций учащихся школы будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если
- учитываются наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности учащихся;
- обучение строится на использовании разнообразных современных методов обучения.
Главная задача, которую я ставлю при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Я работаю по программе С.И. Львовой, В.В.Львова, которая предполагает совершенствование речевой деятельности и формирование системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков. Поэтому главной дидактической целью уроков является цель, соответствующая требованиям программы.
Центральной единицей обучения на уроках становится текст как речевое произведение. Именно поэтому большее количество времени отвожу работе с текстом. Яркой особенностью уроков является его нацеленность на совершенствование речевой деятельности обучающихся: способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать; грамотно, точно, выразительно точно передавать в устной и письменной форме собственные мысли). «Мышление ребенка развивается в зависимости от речи», - писал Л.С.Выготский. Стимулирование речи ребенка происходит в процессе непосредственного общения с явлениями жизни, будь то природа, люди или произведения искусства. Поэтому забота о речевой среде составляет «условие речевого развития».
Для формирования и развития этих умений в своей работе я применяю разные методы обучения, определяя их как «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающую усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения»
Одним из ведущих методов является метод личностно - ориентированного обучения, при котором учащийся сам определяет
- объект деятельности
- форму деятельности
- форму представления полученной информации
Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности или стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность средств и приемов, побуждающих школьников к определенным действиям». Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, моделирование беседы с информантом, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению.
Проектно-исследовательский метод, несомненно, основываясь на двух вышеназванных методах, широко используется мною во внеурочной деятельности. На основе данного метода строится любая исследовательская работа учащихся, являющаяся основой работы факультатива «Занимательная грамматика», деятельности кружка «Юные лингвисты», спецкурса «Выпускаем школьную стенгазету»
(Электронное приложение №1 «Есть ли привила у приставок»).
Этот метод предполагает формирование и развитие многих речеведческих умений:
- планирование деятельности,
- сбор материала самостоятельно,
- поиск материала в литературных источниках,
- поиск материала в архивных источниках,
- отбор и систематизация материала,
- написание текстов научного и публицистического стиля,
- редактирование и совершенствование текстов,
- подготовка тезисов и докладов (переработка ранее созданных текстов),
- публичное выступление в разных аудиториях,
- ответы на вопросы оппонентов.
Таким образом, используя известные методы обучения, я считаю, что правильно организованное взаимодействие со школьниками позволит мне реализовать основные цели обучения.
1. Основная часть. Теоретический раздел.
« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И.С.Тургенев.
1.1 Русский язык и культура речи.
Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.
Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?
Состояние современного русского языка (рассматривание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов – филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования.
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллиона молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и умений.
Знание языка, его законов, заложенных в нем возможностей, знание риторики – искусство владения речью – позволяет воздействовать на другие личности, использовать слово как оружие: « Слово может спасти человека, может и убить», « Слово не стрела, но пуще стрелы разит». Поэтому очень важно, кто этим оружием владеет. Прежде чем вложить его в руки подрастающего поколения, следует воспитать в молодых людях те нравственные качества, которые не позволяют обращать слово во вред людям.
Роль обучения русскому языку является главенствующей. При этом языковая подготовка школьников призвана решать не только образовательные, но и воспитательные задачи.
Все сказанное определяет цель моей работы – показать, как на уроках русского языка обучающиеся получают знания о родном языке, его богатстве, ресурсах; познакомить с основами культуры, с различными нормами литературного языка, его вариантами, дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки культурного общения.
1.2 Русский язык конца XX века и демократизация русского языка начала XXI века.
Период перестройки придал особое значение тем процессам, которые сопровождают развитие языка на всех этапах существования. Что же является отличительной чертой современного состояния лексики русского языка?
Словарный состав русского языка пополнился новыми словами, находящимися ранее в пассиве.
Новая лексика отражает все сферы жизни общества: политику (госструктура, инаугурация), экономику (бартер, конвертация, бизнес-центр), медицину (иммунодефицит, хоспис), быт (йогурт, киви, гамбургер).
Помимо новых слов возвращены к жизни многие слова, которые, казалось, навсегда вышли в тираж или находились в пассиве: гимназия, лицей, благословение, арендатор и другие.
К сожалению, к концу XX века началу XXI становится актуальной проблема языка как средства общения, языка в его реализации, проблема речи.
В чем это проявляется? Прежде всего, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.
Справедливо пишет А. Эмирова: «Я знаю, что общество озабочено вопросами повышения правовой и политической культуры депутатов. К сожалению, выступления многих депутатов обнаружили их низкую речевую и, следовательно, общую культуру. Я не могу доверять дела государственной важности человеку, который коряво излагает свои мысли, допускает грубые речевые ошибки, такие как соболезновАние, Арест, средствА, ходатАйство, осУжденный, сочуЙствовать, нАчать и многие другие». (Поиск,7-13.12.90)
В научной литературе, в печати, появляются статьи, заметки, авторы которых по- разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель. Вот, например, что пишет проф. Л.В.Савельева: «Мощный напор низкосортной теле - и кинопродукции с полуграмотным переводом, а также обезличенно - массовой, денационализированной псевдокультуры планомерно и скрупулезно разрушают нашу языковую экологию, обесценивают русское слово, его духовную суть, его генную память о прошлом».
А.И.Солженицын в 1995 г. издал «Русский словарь языкового расширения». В нем он поместил 30000, по мнению, автора, «еще жизнеспособных, полнокровных слов, которым грозит преждевременное отмирание». Как пишет Солженицын, ему «захотелось восполнить иссушительное обеднение русского языка и всеобщее падение чутья к нему».
Другие более трезво оценивают ситуацию и предлагают практический выход из нее. Известный лингвист О.Б.Сиротинина пишет: «По-моему, ни об упадке, ни об оскудении, обеднении, тем более, вырождении его (языка) говорить нельзя. Вмешательство необходимо в речевую культуру (спец.курсы для депутатов, штрафы для ошибающихся работников радио и телевидения, квалифицированные собеседования для учителей и т.д.)»
Чтобы выработать свое отношение к языку, определить свое речевое поведение, необходимо разобраться в тех процессах, которые характеризуют нашу речь.
Одна из особенностей связана с демократизацией языка. Проблема демократизации русского литературного языка приобрела особую остроту в XIX веке. Её блестяще разрешил А.С.Пушкин. На рубеже XX и XXI веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а еще точнее – вульгаризацией.
На страницы периодической литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы: бабки, кусок, чирик, лимон, зеленые, баксы, балдеть, выкачивать, отмывать, отстегивать и др.
Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова тусовка, тусоваться, разборка, беспредел. Для говорящих, публично выступающих изменилась мера допустимости.
Ругательства, «матерный язык», «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений.
Не менее яркой чертой нашего сегодняшнего языкового развития считается засорение речи заимствованными. В научной, публицистической литературе, разговорной речи все чаще встречаются такие слова как гамбургер, чизбургер, менеджер, менеджмент, спикер, дайджест, спонсор, шоу и мн.др. Сыплющиеся, как из рога изобилия, заимствования порой затуманивают, а то и просто искажают смысл сказанного или написанного.
По мнению ученых, порог допустимости заимствования иностранных слов явно завышен.
Очень эмоционально об отношении к иностранным словам в наше время пишет К.И.Чуковский:
Только простакам и невеждам можно навязать мысль, будто русский язык терпит хоть малейший ущерб от того, что наряду со словом вселенная в нем существует космос, наряду с мышцами – мускулы, наряду с сочувствием - симпатия, наряду с вопросами - проблемы, наряду с предположением - гипотеза, наряду с воображением - фантазия, наряду с полосою - зона, наряду со спором - дискуссия, наряду с указателем цен - прейскурант, наряду с языковедом - лингвист.
Нужно быть беспросветным ханжой, чтобы требовать изгнания подобных синонимов, которые обогащают наш язык, тем более что у этих синонимов очень разные смысловые оттенки.
Из сказанного делаем вывод: с одной стороны, заимствование без меры засоряет речь, делает ее не для всех понятной; с другой стороны, разумное заимствование обогащает речь, придает ей большую точность.
И кто, если не мы, россияне, должны бережно относиться к родному языку, к русской речи. Ведь мы и только мы несем ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.
Внимательное, вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться прежде всего в школе. Эта тема меня заинтересовала и стала объектом исследования.
Задача моей работы – помочь обучающимся овладеть чистой, грамотной и выразительной речью.
1.3. Речь в межличностных и общественных отношениях.
Когда люди встречаются, они разговаривают. Не всегда, не везде, но в большинстве случаев. Они могут вступать в контакт, даже находясь далеко друг от друга, используя письменную речь. Речь – это то, что составляет саму суть социального взаимодействия, а самые разнообразные виды разговоров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступления в средствах массовой информации – становятся предметом теории речевой коммуникации.
С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и владеть им призывали нас великие писатели и ученые. И. С. Тургенев, например, писал: "Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать пример у тех, кто беднее нас".
Внимательно относиться к своей речи, уметь слушать и тактично исправлять ошибки в чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, соблюдать нормы русского литературного языка - значит владеть куль турой речи. В статье "Поэзия прозы" К. Паустовский писал: "По отно шению человека к своему языку можно совершенно точно узнать не только о его культурном уровне, но и о его гражданской позиции".
Важное место в культуре общения занимает умение выбирать способ выражения в зависимости от условий общения и ситуации. В настоящее время определены речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств с учетом взаимоотношений между собеседниками (официальные - неофициальные), их социальных ролей, места общения, цели и намерения говорящего. Учет этих условий и определяет уместность или неуместность речи.
По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся лингвист и методист XX века В. И. Чернышев писал: "Лю ди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным".
Задача школы XXI века - ликвидировать этот пробел. Владение языком означает умение действовать на данном языке, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Конечно, овладеть культурой речи невозможно без знания правил и законов, по которым развивается язык, без умения разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет и обедняет язык, и в то же время развивая в нем ценное, накопленное веками или возникающее вновь. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.
(см. Приложение №6).
Наконец, надо обращаться к научно-популярной литературе о русском языке, о культуре речи, об истории языка и его современном состоянии.
Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения особенно актуально сегодня.
"Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, называет коммуникативность и способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать эти способности, чтобы школьники смогли реализовать себя в динамичных условиях, сумели адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Сегодня одной из основных характеристик личности становится коммуникабельность, владение культурой речи, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Культура личности предполагает владение культурой речи, включающей такие качества, как правильность, чистоту, точность, логичность, краткость, выразительность, уместность. Правильность речи означает её соответствие нормам современного русского литературного языка, которые усваиваются в процессе изучения всех тем курса.
В моей работе я на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интере са к русскому языку.
Еще В. В. Виноградов писал, что хорошее знание и чутье русского языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека и его общественной жизни и творческой деятельности"
К. Ушинский считал развитие речи центральным занятием, вокруг которого группируются другие виды занятий по русскому языку. Он под черкивал, что развивать в детях дар слова - значит развивать в них мышление, а тот, кто хочет развивать у них языковую способность, дол жен развивать прежде всего мыслительную способность. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обо гащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, исполь зовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, под чиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыс лу.
Творческие работы учащихся, характер выделения ключевых слов в текстах для изложений и для комплексного анализа позволяют выделить два типа "языковой личности":
-репродуктивный (с копиальным, упрощающим, формальным подтипами);
- креативный, (творческий, развивающий исходный текст, дополняющий его аргументами, доказательствами, выражением личного отношения к фактам и событиям, описанным в первичном тексте.
Целью своей педагогической деятельности я ставлю развитие креативной личности (творчески мыслящего человека).
1.4 Формирование языковой личности в условиях модернизации российского образования.
Формирование "языковой личности" является объектом изучения антрополингвистики, исследующей коммуникативно-деятельностные формы существования языка.
По меткому выражению В. Гумбольдта, "языковая личность" существует в индивиде как возможность и стремление использовать все богатство языка. То, как человек владеет этим "богатством", что использует из этого "богатства", и составляет характеристику "языковой личности".
"Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" и "Стратегия модернизации содержания общего образования" (М., 2OO1) определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.
Введение понятия "компетенция" и ее типов соотносится с мировой теорией и практикой владения языком. Определение понятия "владение языком" принадлежит американскому ученому-лингвисту Н. М. Хомскому, который еще в 60-е годы ввел и понятие "компетенция".
Утверждение названных понятий обусловлено достижениями современной зарубежной и отечественной психологии и лингвистики, а именно: теории речевой деятельности, коммуникативной и когнитивной лингвистики.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языко вом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но практическими на выками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование ком муникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Выделение компетенций как целей образования связано с разгра ничением языка и речи. Еще в 40 - е годы М. М. Бахтин выдвинул в каче стве новой цели обучения русскому языку рождение языковой индиви дуальности ученика, формирование "индивидуального лица" говоряще го и слушающего человека. В последние десятилетия в лингвистике и методике преподавания русского языка развивается тенденция рассмот рения языковой системы в тесной связи с личностными особенностями того, кто произносит речь. Этим объясняется возрастание интереса лин гвистов и методистов к таким понятиям, как "языковая личность", "че ловеческий фактор в языке", "коммуникация", "средства речевого об щения".
Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она вклю чает в себя такие знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.
В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах "Развитие речи" и "Культура речи" на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.
Владение основными речеведческими понятиями осуществляется при комплексном анализе текста. Текст является одним из важнейших средств для создания на уроках русского языка речевой среды, направ ленной на развитие коммуникативной способности учащихся, на фор мирование "языковой личности". Работа с текстом создает условия для функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтак сиса; для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных и межпредметных связей (русский язык и литерату ра). Опора на текст позволяет соединить процессы формирования язы ковой, лингвистической, коммуникативной и социокультурной компе тенций. Это осуществляется при условии, если при комплексном анализе текста присутствуют следующие компоненты:
- композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли, количества микротем и др.);
-стилистический (обоснование принадлежности данного текста к определенному стилю, выделение характерных для этого стиля языко вых средств и стилистических приемов);
-типологический (определение ведущего типа речи, опознавание различных типовых фрагментов);
-лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, анализ правопи сания слов и пунктуации в предложениях, указанных учителем, выделе ние выразительно-изобразительных языковых средств).
Различные по стилю, типу, жанру тексты используются как дидак тический материал, с помощью которого учащиеся "впитывают" рече вые образцы на неосознанном уровне и опираются на них на завершаю щем этапе занятий по усвоению форм языка, а именно: при создании собственных текстов, отражающих тип "языковой личности".
Для развития “языковой личности” на уроках русского языка я предлагаю учащимся следующие коммуникативные установки
- вы разить согласие или несогласие, подтвердить сказанное, дополнить собе седника, выразить свое отношение к событиям, фактам, высказываниям и т. д., выразить языковыми средствами чувства радости, огорчения, сомнения, удивления и др.;
- установки, побуждающие к совершению языкового действия (попросите, пригласите, предложите), требующие уточнения, выяснения (поправьте, уточните, выясните, объясните, возразите).
Все это стимулирует не только речевую, но и познавательную дея тельность школьников. Такого рода установки побуждают учащихся к высказыванию, вызывают потребность в общении.
Таким образом, уроки русского языка и развития речи становятся единым процессом, овладение речевой деятельностью идет в единстве с языковым развитием.
Одной из эффективных форм формирования коммуникативной компетенции является приобщение школьников к публичной речи, ора торскому искусству. Чаще всего такие уроки проходят в старших классах (9-11 кл).
Сюда входит
-участие в диалоге, дискуссиях, диспутах;
-выступление в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него, даю щего справку;
-в роли ведущего, председателя, секретаря и т. д.
Эта речевая деятельность способствует овладению публицистическим и официально-деловым стилями, культурой речи, ораторским искусством, искусством полемики, умениями диалогической речи.
Важным средством создания возможностей общения на уроках русского языка является решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения в конкретных жизненных ситуациях, умению ориентироваться в них; выбирать языковые средства, соответствующие особенностям речевой ситуации; реализовать функционально-деятельностный подход к обучению. При этом учащиеся усваивают языковые средства, с помощью которых реализуется уместность речи (зачем, кому, в каких условиях не что должно быть сказано) и выбирать языковые средства, обеспечиваю щие коммуникацию.
Коммуникативно-ситуативные задачи позволяют повысить уровень культуры речевого общения, соблюдение норм русского литературного языка, этических норм и правил речевого поведения. Они создают мотив обращения к речи, потребность, желание говорить, осознание того, с ка кой целью ученик вступает в общение.
2. Основная часть. Практический раздел.
2.1. Формы и методы работы по УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В.Львова.
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка продолжается в 5 классе.
Учебная деятельность, направленная на развитие речи учащихся, предусматривает работу по овладению нормами литературного языка и по обогащению словаря и грамматического строя ученической речи. В результате формируются навыки построения слова, словоформы, воспитывается умение правильного, целесообразного, уместного употребления языковых средств в речи.
Обогащению словарного запаса школьников специально отобранными словами, активизации процесса усвоения лексики способствует УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова. Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету.
Центральной единицей обучения по УМК под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова является текст как речевое произведение. Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. В условиях апробации данного учебно-методического комплекта (в нашей школе обучение по УМК под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова проводится третий год) требуется большая, серьезная подготовка к каждому уроку русского языка.
В ходе подготовки анализируется весь отобранный материал, и выделяются слова, которые требуют разъяснения. При отборе таких слов учитывается степень новизны слова для детей, важность его для понимания текста или предложения, необходимость введения слова в активный словарный запас учащихся. Отобранные слова могут быть записаны на доске, на плакате. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу произношения и правописания. Затем записываются в тетрадь те слова, которые наиболее ценны для коммуникации и введения их в активный словарный запас.
Повышению уровня языковой культуры, обогащению словаря учащихся способствуют такие виды работ, которые я провожу, как письмо по памяти. Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту можно предложить выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.
Например:
Тихо струи (тся, ться) река с_ребристая
В царств_ в_чернем зеленой весны.
Со(?)нце сади(тся, ться) за горы л_систые,
Рог золотой выплыва_т луны.
(С. Есенин).
Задание: 1. Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания. 2. Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу. 3. Является ли данный отрывок текстом? Определите стиль речи.
Формируют речевые умения и навыки такие упражнения как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства. На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого – языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок.
Например:
Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль?
Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов...
Формированию навыков монологической речи способствуют упражнения «Устное высказывание». Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в учебнике, следует обратить внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам:
1. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
2. Какова роль этого предложения в тексте?
3. Что представляет собою этот текст – описание, повествование, рассуждение? Почему?
После такой подготовительной работы следует составление плана в соответствии с композицией текста и устное высказывание. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную содержанию языковую форму, а это требуется навык соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.
Необходимо отметить, что в учебник под редакцией С. И. Львовой включены тексты для изложений. Наличие такого текста в самом учебнике характеризуется следующими положительными моментами:
- подобрав текст для изложения, авторы действительно облегчили труд учителя, теперь мы тратим меньше времени на поиски литературного материала;
- тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты;
- тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке: лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.
Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим устным пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в классной беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника – надёжная опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной. Рассмотрим такой вид работы на примере текста упражнения 206.
Добрая берёза не только согр_вала, осв_щала, оч_щала, исц_ляла, но и укр_шала жизнь русского человека. Д_вным-д_вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в_личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сеёчас сохр_нилось в укр_инском языке название апреля – березень.
«Берёзовый» Новый год на Руси просуществовал до середины тринадцатого века, когда начало года было перен_сено на сентябрь – время сбора ур_жая. А праздник берёзки остался, им отм_чали ок..нчание в_сенних п_левых работ.
Шли в л_са девушки и н_ряжали берёзку лентами, венками, в_дили хороводы, расп_вали песни, г_дали.
Праздник берёзки сохр_нился в некоторых деревнях, где бер_гут добрые традиции русского народа.
Данный текст относится к типу речи – повествование, заключает в себе познавательный аспект, требует внимания к языковому анализу, к деталям. Текст входит в раздел «Орфография», поэтому для анализа предлагаются следующие задания:
- вставить пропущенные буквы, выделить корни в этих словах, объяснить написание;
- написать подробное изложение по данному тексту.
Таким образом, в ходе обучения по учебнику, который является частью УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова, реализуется системный подход в обучении русскому языку в современных условиях, совершенствуется речевая деятельность учащихся, формируется система лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, проводится начальная подготовка к единому государственному экзамену.
Но главное заключается в том, что наличие текста в учебнике влияет и на методику проведения изложения. В этом случае, необходимо сделать работу учащихся при подготовке к изложению наиболее результативной.
Обычно учитель имеет в своём распоряжении один экземпляр текста; учитель читает, учащиеся слушают, а затем – пишут.
Учащимся трудно вникать в текст, они не всматриваются в те языковые средства, которые автор использует для выражения своих мыслей. Не всегда ученик, вслушиваясь, понимает фразу до конца, у него нет возможности перечитать её ещё раз.
Когда раскрыто содержание, обращается внимание на его языковую форму. И очень важное условие для работы над языком – наличие текста у учащихся. При анализе языка писателя иногда бывает важно держать в поле зрения какое-то предложение или абзац, неоднократно возвращаться к нужному слову или фразе, зрительно воспринимать весь текст. Учащимся трудно, а порой совершенно невозможно охватить при устной работе порядок слов в предложении, структуру словосочетания, особенности в построении синтаксических конструкций, членение текста. Для этого нужно вчитаться в текст, подумать над ним. Учебник создаёт благоприятные условия для проведения изложений с языковым разбором, потому что учитель не только прочитает текст, но и объяснит, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие, почему он построил предложения так, а не иначе и расположил именно в таком порядке, поможет учащимся понять приёмы писательской работы, чтобы при изложении ученик воспользовался ими сознательно.
Первым чтением, бесспорно, должно быть чтение текста учителем. Так как он находится перед глазами учащихся, разумно предложить прочитать его выразительно ученикам, а не пересказывать устно. Такое чтение поможет закрепить анализ.
Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Ученик видит слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения.
Когда на уроках изложения используется текст учебника, учащиеся проявляют большую активность, текст помогает включиться в работу и слабым ученикам. Для такого учащегося текст в учебнике – надёжная опора, а для учителя – возможность дифференцированно подойти к каждому.
Как учебник помог учащимся справиться с текстом изложения по учебнику, проследим на примере одного из уроков.
(Приложение №2).
Работы, выполненные учащимися, показывают, что хорошо осмыслив содержание, учащиеся пишут свободно, уверенно, они не боятся изменить авторский вариант словесного оформления содержания. Такой подготовкой к изложению речевые ошибки сводятся к минимуму, а методика работы становится более гибкой, более эффективной.
Еще один вид уроков – это уроки, проведенные по технологии развивающего обучения. 12 декабря 2008 года в 6 «А» классе был проведен такой урок на тему «Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в тексте».
Урок обуславливает повышение познавательных возможностей и самостоятельности детей, что способствует положительному переживанию чувства удовлетворения, радости от процесса познания.
Меняя формы и методы ведения урока, делая их разнообразными, я стараюсь сделать каждого обучающегося активным участником процесса. Ученик в процессе должен стать субъектом учения, то есть иметь желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации, с чего должен начинаться каждый урок.
На данном уроке я использовала следующие методы:
- объяснительно – иллюстративный (содержание учебного материала было представлено в наглядном виде);
- репродуктивный (для формирования знаний, умений и навыков);
- частично-поисковый (Я использовала этот метод, потому что для решения моих задач он применяется наиболее успешно: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу. Знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их надо было добывать самостоятельно. Учащиеся под руководством учителя решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности - анализ текста).
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
В работе с этим классом на данном уроке я учитывала развитие ребенка и использовала принцип культуросообразности – введение моих учеников в мир музыкальной культуры (представлена для прослушивания музыка Эдварда Грига «Утро», написанная композитором к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт») и создание ими творческих работ на основе ассоциативных впечатлений о музыке. Моя деятельность как учителя на уроке – оказать педагогическую помощь и поддержку, создать ситуацию успеха.
На уроке действовал принцип толерантности – я учитываю мнение любого ученика, не выделяя сильных учеников и слабых.
Конечную цель вижу в том, чтобы научить ребенка самостоятельно мыслить, знания должны стать для него не скучным сводом правил, а радостным открытием.
На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
- Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ.
- Функциональный: определяли роль прилагательного в тексте.
- Коммуникативно-деятельный: работа с текстом, работа со словарями.
- Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текста (фрагменты из стихотворения в прозе И.С, Тургенева «Русский язык», из произведения М.Е.Салтыкова - Щедрина).
- Организация самостоятельной деятельности обучающихся: при выполнении самостоятельной работы в роли консультанта, практической работы.
(Приложение №3.)
2.2. Об эффективности работы по картине для развития мышления и речи учащихся.
Сочинение по картине - это один из элементов работы по развитию связной речи учащихся, предусматривающей последовательное развитие у школьников определенных коммуникативных умений и навыков самостоятельной работы над этим видом сочинения. Обучение сочинениям по картине в системе повышает эффективность всей работы по развитию связной речи, способствует формированию у детей умения выражать свое собственное отношение к описываемому, умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, умения писать сочинения определенной композиционной формы. С другой стороны, обучающиеся приобретают огромный багаж знаний по изобразительному искусству. Они знакомятся со спецификой живописи (изображение на плоскости при помощи красок), с особенностями произведений изобразительного искусства, в которых выражается отношение художника к изображаемому; с языком живописи (тема, сюжет картины, цвет, колорит, светотень, форма, рисунок, композиция); с жанрами живописи (бытовой, исторический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет); с творчеством художников и историей создания картин.
Мною представлена лишь одна разработка урока в системе работы. Описание картины А.А. Пластова «Первый снег».
Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег» дает широкие возможности для обогащения лексики учащихся образно – выразительными средствами языка и тренировки их наблюдательности. Это тонкое лирическое произведение художника, превращающего самую обыденную сценку в праздник, в светлое поэтическое постижение красоты жизни. На уроке учащимся во время беседы показываю, что А.А. Пластов видит красоту в будничном, неожиданное в давно привычном. То, что подчас незаметно проходит мимо нашего внимания в жизни, оказывается интересным, волнующим в изображении художника, раскрывающего красоту русской природы. Предполагаю, что предлагаемая методика работы над сочинениями по картине эффективна. Она способствует повышению уровня развития речи учащихся, эстетическому воспитанию детей, повышает общую культуру школьников, привлекает интерес к урокам родного языка.
(Приложение №4).
2.3. Методика работы по культуре речи. Анкетирование.
Внимательное, вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться прежде всего в школе. А потому знания по культуре речи, умение безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами необходимы и каждому ученику, и каждому преподавателю любого предмета. Вместе с руководителем школьного МО учителей русского языка Серединой М.П. и с учениками – консультантами было проведено анкетирование по культуре речи. Прежде всего нужно было сделать «срез» культурно – речевых знаний и навыков. Необходимо было оценить уровень владения нормами современного русского литературного языка, а затем активно работать над формированием правильной и выразительной речи учащихся, корректируя выявленные недостатки. Наблюдения оказались интересными не только словесникам, но и учителям других предметов.
Ученики в основном работали в V – VIII классах.
(Приложение №5)
2.4. Уроки русского языка в форме лабораторных работ.
Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «В природе все производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве не появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы готовой информацией.
В связи с установкой на развитие мышления учащихся учителя все чаще применяют такие методы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности. Привычным делом для учащихся являются лабораторные работы по химии, физике, биологии.
Я решила провести лабораторные работы по русскому языку.
Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов. Перед учениками ставятся учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающие новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.
Тематика соответствует требованиям учебной программы, касающихся характера, материала, связи с другими формами учебной деятельности.
Задания при исследовательской методике предлагаются различные. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
-выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- выяснение связей изучаемого явления с другими;
- проведение лингвистического эксперимента;
- решение лингвистической задачи;
- обобщение результатов и формулировка вывода. ( Приложение №6, №7).
2.5. Чтение по технологии Зайцева В.Н.
НА своих уроках я использую элементы технологии В.Н.Зайцева, который рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению – в темпе разговорной речи,- обеспечивающему осмысление. Это темп 120-150 слов в минуту. А для письма норма – 60-90 букв в минуту.
Как же добиться оптимальной скорости чтения и письма?
Я проводила работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), высказываниями лингвистов, иллюстрированными поэтическими текстами, беседы для активизации речевой деятельности, предоставляла возможность детям самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., давала им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке.
Кроме того, использовала ежедневно тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", "Буксир", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.
Например, в начале каждого урока выделяла 5 минут на чтение любимой книги вслух (особенно хорошо действует этот приём в 5-7 классах).
На уроке литературы также использовала упражнения, рекомендуемые Зайцевым В.Н.: чтение по цепочке (по 1-2 предложению), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга. Для повышения скорости письма, рекомендовала учащимся дома переписывать небольшие по объёму тексты художественных произведений, уменьшая высоту букв до 2 – 2,5 мм.
А чтобы не падала осмысленность чтения, использовала пересказ (самостоятельный, в парах) лингвистических (тексты брали из учебников М.М.Разумовской.) и художественных текстов.
Каждую четверть мною проводились контрольные замеры скорости чтения и письма, результаты которых заносились в диагностическую ведомость, доводились до сведения родителей. Многие родители, зная, что чтение 150 слов в минуту – это на "5", старались чаще заставлять детей читать дома.
2.6. Факультативы.
Проведение занятий факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" также способствовало развитию умения учащихся правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме, помог приобщить школьников к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающими выработать самостоятельность мышления, способствовал формированию мировоззренческих идей, умения отстаивать свои убеждения.
Занятия проводились 1 раз в неделю. На них я использовала такие же формы и методы работы, элементы новых технологий, что и на обычных уроках русского языка и литературы. Но отбирая материал и методы работы, я ориентировалась на сильных учащихся, давала задания учащимся, учитывая их способности.
Приведу примеры используемых мною приёмов, стимулирующих литературное творчество, развивающих творческое воображение: проблемное изложение теоретического материала; самостоятельное наблюдение учащихся над текстом, совершенствование рукописи (самостоятельное, коллективное редактирование); рецензирование работ учащихся (в том числе и взаимное); сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной литературы; устные высказывания различного характера.
2.7. Внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Немаловажную роль в достижении поставленных целей сыграла и внеклассная работа по русскому языку и литературе. Активное участие школьников во внеклассных мероприятиях дало им возможность проверить свои знания и умения на практике. Мною были проведены следующие мероприятия: "Вечер русского языка", игра "Я деловой человек", познавательная игра "Этих дней не смолкнет слава", конкурс стихотворений и песен, посвящённых Великой Отечественной войне, "Своя игра", литературная игра "Раз в крещенский вечерок", Есенинский вечер,«И божество, и вдохновенье» - музыкально – литературный вечер ко дню рождения А.С.Пушкина
Ребята стали не только участниками этих мероприятий, но и организаторами, ведущими, членами жюри, ассистентами, актёрами.
Стали проявлять больше активности во внеклассной работе:
- Стребняк Маргарита (2005-2006 г.г.) заняла 2 место и денежную премию за лучшее сочинение «Письмо почтальону». Конкурс проводила редакция газеты «Сальская степь».
- Шабаршина Татьяна на протяжениие 3 лет посещала «Школу одаренных детей» кафедру словесности в городе Сальске и 1 год была слушателем в областной школе.
- постоянными ведущими общешкольных мероприятий являются Шишадская Виктория (2007г.), Шабаршина Т., Мешков Костя, Павлов Дмитрий (2008г.); сочинение Шабаршиной Т. было напечатано в районной газете "Сальская степь", как одно из лучших.
- Цой Ирина(2008 год) в конкурсе рефератов " Виталий Александрович Закруткин – певец Донского края" (См. Приложение «Работы учащихся» № 9) заняла II место, Шишадская В. – 3 место в этом же конкурсе.
- Шишадская Вика долгое время являлась юнкором «Сальской степи», «Спектренка».
- В областном конкурсе юнкоров «Взрослый мир глазами детей – диплом I степени» - Шишадская В.);
- 22 ученика из 26 (2007г.) выбрали экзамен по русский язык в форме ЕГЭ (средний балл – 57, средняя оценка- 4, "5"- 3, "4" –18, "3" -1, успеваемость 100%);
- лучший результат показала Гордиенко Юлия – 83 балла;
- все 25 учеников (2008г.) сдавали экзамен по русскому языку – средний балл- 67, средняя оценка - 4, 5"-9, "4" -11, "3" –5, успеваемость – 100%;
- лучшие результаты показали Скрынников С. - 83 балла, Солнцева Н., Цой И., Шишадская В. -79 баллов.
- Шишадская В. написала и блестяще защищала на экзамене реферат по литературе (см. в Приложении рецензию на работу учащейся №10);
- выпускница Шишадская В. награждена золотой медалью, 6 выпускников – Тарасенко Д., Тарасенко С., Филоненко О., Цой И., Пак Н., Солнцева Н. награждены серебряными медалями;
- учащиеся 2007 года – 23 человека из 26 стали студентами высших учебных заведений, 1 из них – курсант Рязанского Высшего военного училища,1 – курсант Школы милиции (г. Ростов), 3 – студенты техникумов.
2.8. Анализ работы и результатов ЕГЭ выпускников 2006-2007, 2007-2008 учебных лет.
Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко возрастающего разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, когда в отечественном образовании со всей остротой встала задача повышения качества образования, обеспечение единого содержания образования для всех выпускников, повышение объективности и стандартизации выпускных и вступительных экзаменов.
Все проверочные задания в рамках ЕГЭ обязательно соотнесены с содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим проверяется уровень сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.
Рассмотрев структуру и содержание контрольно – измерительных материалов к ЕГЭ, исследовав уровень подготовки выпускников по русскому языку, обобщила и систематизировала изученное и нацелила работу на повторение трудных тем: «Фонетика, «Лексика», «Речеведение», «Словообразование».
Большое внимание уделяю анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод; отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных текстов.
Создание текста – это сложный, творческий процесс, и не всегда сразу удается написать лучший вариант. Поэтому на уроках отрабатывались навыки саморедактирования. На что следует обращать внимание при саморедактировании? В какой последовательности редактировать текст? Какие ошибки в нем могут встретиться? Как довести текст до совершенства?
Работа по русскому языку на ЕГЭ предполагает проверку чтения и письма. Несмотря на то, что на ЕГЭ говорение не проверяется, можно судить о развитии этого вида речевой деятельности опосредованно, т.к. овладение умениями чтения может стать основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения. В отличие от основной школы в старшей школе приоритетной является задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для выпускников ситуациях учебно-научного и делового общения. Базой для формирования соответствующих умений становятся знания языковых норм и их разновидностей. Второй год в КИМах по русскому языку есть ряд заданий, проверяющих речемыслительные умения и навыки на базовом уровне (А7, А8, А12), связанные со структурно- смысловым и языковым анализом микротекста (лексическим анализом слова в контексте). Для того чтобы правильно выполнить эти задания ученик должен понять структуру текста, его содержание и форму, т. е. он должен осмыслить структуру текста, опирающуюся на основные понятия, передающие смысл, содержание, и, кроме того, на основные связи и отношения между понятиями, т. е. на логическую основу.
Задания открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков, т. е. призвано дать представление о том, владеет ли выпускник школы монологической речью, умеет ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.
Написание эссе - одно из сложных заданий на экзамене. При его выполнении обучающиеся должны были показать знания по стилистике, уметь выбрать соответствующие синтаксические конструкции и т.д. и, опираясь на знания, полученные при изучении русского языка, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести нужные аргументы в обоснование своей позиции. В результате работа представляет собой рассуждение, в котором выдержана логическая линия.
Подготовку к ЕГЭ начинаю с 5 класса и продолжаю в течение всех лет обучения. Это кропотливая каждодневная работа с мониторингом выполняемых заданий и специальные уроки. Предлагаю лишь одну разработку урока и презентацию к нему.
(Приложение №11.) Презентация «Опять она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна»).
(Приложение №12).Конспект урока. «Опять она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна».
Таким образом, знаниевая ориентация школы сменяется компетентностно-ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.д.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и др.) ресурсы для достижения поставленной цели.
Важнейшей целью введения ЕГЭ является формирование объективной системы оценки качества, подготовки выпускников образовательных учреждений. С помощью результатов ЕГЭ мы впервые получаем реальную картину, позволяющую судить о качестве образования.
Итоги моей работы таковы:
В 2007 году уровень обученности по школе составил100%. Ученики 11 «А» класса показали 95% качества.
В 2008 году уровень обученности по школе составил100%. Ученики 11«А»
Класса показали 80% качества
Результаты единого государственного экзамена в 2006-2007,
2007-2008г.г. (в %)
График 1
Сравнительная диаграмма качества обученности выпускников 2007 г.
за период с 2003г. по 2007 г.
Данная диаграмма свидетельствует о тенденции роста качества обученности моих учеников за последние 4 года учебы в школе и высоком уровне подготовки к ЕГЭ.
График 2
Сравнительная диаграмма качества обученности выпускников 2008 г.
за период с 2006 г. по 2008 г.
Данная диаграмма свидетельствует о тенденции роста качества обученности учеников за последние 2 года учебы в школе и высоком уровне подготовки к ЕГЭ.
График 3
Введение ЕГЭ не только «не разрушает» образование, но напротив, позволяет мне правильно планировать свою деятельность по улучшению образовательной ситуации, например, поменять учебники, изменить учебный план и т. д.
Плотность распределения учащихся по количеству набранных
баллов на ЕГЭ-2007
Распределение тестовых баллов за выполнение экзаменационной работы по русскому языку представлено на рисунке
График 4
Таблица 1
Плотность распределения учащихся МОУ СОШ №7 по количеству набранных баллов | |||||||||||
(русский язык 2007 г.) | |||||||||||
класс | 0-10 | 11- 20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | 91-100 | учитель |
11А |
|
|
|
| 13 % | 64 % | 18 % | 5 % |
| Гордиенко Е.В. | |
11Б |
|
|
|
| 33,3 % | 33,3 % | 33,3 % |
| Лиманская И.А. |
Плотность распределения учащихся по количеству набранных
баллов на ЕГЭ-2008
График 5
Таблица 2
Плотность распределения учащихся МОУ СОШ №7 по количеству набранных баллов | |||||||||||
(русский язык 2008 г.) | |||||||||||
класс | 0-10 | 11- 20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | 91-100 | учитель |
11А |
|
|
|
| 27% | 45% | 9% | 9% | 9% |
| Гордиенко Е.В. |
11Б |
|
|
|
| 30% | 70% |
|
|
|
| Капустян Г.М. |
IV. Заключение.
Данная творческая работа убедила меня в том, что развитие речи обучающихся на уроках русского языка (а порой это целесообразно и во внеклассной деятельности) играет огромную роль. Создание мотивации, в первую очередь, способствует развитию речи детей, дает возможность более глубоко усвоить изучаемый материал. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения. Уровень грамотности учащихся повысился: о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ.
Считаю, что проводимая мною работа по развитию речи является подтверждением выдвинутой гипотезы: формирование коммуникативных (речевых) компетенций учащихся школы будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если обучение строится на использовании разнообразных современных методов обучения. В специально созданных педагогических условиях возможно повышение уровня культуры речи учащихся. А ведь это так важно в современном мире. Культура речи человека говорит об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – успех в обществе, авторитет, перспектива продвижения по работе. Я считаю, что на уроках русского языка я довольно объемно показываю, в чем заключается богатство русского языка, какими возможностями он обладает, как овладеть этим богатством и рационально его использовать, как сделать свою речь содержательной, грамотной, выразительной, оригинальной, убедительной.
Предлагаемые мною разработки уроков, анкетирование, презентации, сама творческая работа рекомендую учителям использовать на уроках русского языка, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к самому предмету, формирует коммуникативное умение и повышают орфографическую грамотность.
V.Литература.
- Альбеткова Р. И. О чем говорит стилистическая окраска слова. Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". — 2OO1, N 25.
- Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. «Русский язык в школе», №2, 2004.
- Бех Н. Н., Савилова И. В., Сайкова Н. В. Школьные изложения и тип языковой личности /Естественная письменная речь: исследовательский и образовательный аспекты // Проблемы письменной речи и развитие языкового чувства. Материалы конференции. – Москва, АГУ, 2002.
- Введенская Л.А.., ПавловаЛ.Г., Кашаева., Русский язык и культура речи, Ростов-на-Дону, 2003г., с.30-42, с.68-73.
- Гульчевская В.Г., Педагогические основы современного образования, Г.Ростов-на-Дону, ИПК и ПРО, 2006 г.
- Жадрина М.Ж. Подход к построению технологии развития жизненных навыков и компетенций // ж. «Открытая школа» № 2, 2005 г.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р., Русский язык и культура речи, Проспект, М.,2006.
- Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1990.
- Максимов В.И., Русский язык и культура речи, Гардарики, М., 2005
- Мурзалинова А.Ж., Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку в X-XI классах школы нового типа. М.,2002. С.307.
- Обучение русскому языку в школе // под ред. Е.А. Быстровой. Дрофа, М., 2004.
- Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски. - М., 1985.
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления, Ростов-на-Дону, Феникс, 2001г., с.29.
- Ходякова Л.А.Использование живописи в преподавании русского языка.
Приложения.
- Электронное приложение №1.
- Приложение №2. (Изложение в 5 классе).
- Приложение №3 .(Урок по развитию речи в 6 классе).
- Приложение №4. (Сочинение – описание картины А.А. Пластова «Первый снег»).
- Приложение №5. Описание эксперимента. Анкетирование.
- Приложение №6. (Урок русского языка в форме лабораторных работ в 5 кл.)
- Приложение № 7 (Урок русского языка в форме лабораторных работ в 10 кл.)
- Приложение №8.«И божество, и вдохновенье…»(Музыкально – литературный вечер ко дню рождения А.С.Пушкина).
- Приложение № 9. Реферат «Виталий Александрович Закруткин – певец донского края» (Работа ученицы 11 класса Цой Ирины).
- Приложение №10. Рецензия на реферат « Образ Петербурга в произведениях писателей и поэтов русской литературы XVIII, XIX, XX веков».
11.Презентации.
а) «Приставки – труженицы»;
б) «Зачем нужны знаки препинания»;
в) «Малые жанры фольклора»;
г) «Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в тексте».
д) «Опять она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна».
Приложение № 12. Конспект урока «Опять она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения
Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....
« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»
Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...
Использование аутентичных документов для развития речевой компетенции учащихся при изучении французского языка.
Статья с материалами для урока французского языка в 10 классе школы с углублённым изучением французского языка. В программе 10 класса по французскому языку предусмотрено решение коммуникативных задач ...
Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.
Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.Кожухарь Т.А. (МБОУ СОШ №5 пос. Октябрьский Красноармейский район Краснодарский край) В последние годы в работе учителей английского языка...
Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся
Опыт работы был обобщен на районном методическом объединении учителей иностранного языка.Учитель делится своими наработками и считает, что применение на уроках иностранного языка интерактивных техноло...
Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Высокую продуктив...
Создание дидактических материалов как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка.
Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения. Учитель показывает. как разработанный им дидактический материал способ...