Кодификатор требований к необходимому уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
тест по теме

Требования, действующие в рамках федеральной "Системы сертификации компьютерной грамотности и икт-компетентности в сфере образования".

I. Требования к уровню компьютерной грамотности

Тема

Знать/уметь

1.  Основания информатики

1.1. Информация и информационные процессы

Знать
1.1.1.Различные подходы к определению понятия "информация".
1.1.2.Виды информационных процессов.
1.1.3.Примеры источников и приемников информации.
1.1.4.Единицы измерения количества и скорости передачи информации.
1.1.5.Принцип дискретного (цифрового) представления информации.
1.1.6.Виды цифровой информации.
1.1.7.Определение бита как единицы информационного содержания сообщения.
Уметь
1.1.8.Выделять виды информационной деятельности.
1.1.9.Определять информационный объем сообщения заданной длины в заданном алфавите.
1.1.10.Оценивать скорость передачи информации, объем переданной информации при заданной пропускной способности канала.
1.1.11.Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.

1.2.Информационные модели и системы

Знать
1.2.1.Понятие модели и назначение моделирования.
1.2.2.Общность и различие между натурными и информационными моделями.
1.2.3.Что такое математическая модель и вычислительный эксперимент.
1.2.4.Что такое имитационная модель.
1.2.5.Об алгоритмах как моделях работы исполнителя.
Уметь
1.2.6.Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем).
1.2.7.Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

2. Вычислительная техника

2.1. Компьютер как средство обработки информации

Знать
2.1.1.Программный принцип работы компьютера.
2.1.2.Принципы архитектуры персональных компьютеров.
2.1.3.Состав персонального компьютера.
2.1.4.Назначение и характеристики основных элементов персонального компьютера: центрального процессора и системных шин, ОЗУ, ПЗУ, кэш.

2.2. Основные устройства ЭВМ

Знать
2.2.1.Основные устройства компьютера, их назначение и взаимодействие.
2.2.2.Назначение групп клавиш клавиатуры. Назначение и виды координатных устройств ввода.
2.2.3.Различие между внешней и внутренней памятью.
2.2.4.Основные виды и назначение периферийного оборудования. 
2.2.5.Внешние запоминающие устройства, основные характеристики устройств и носителей информации.
2.2.6.Разновидности устройств ввода/вывода и их основные характеристики. 
Уметь
2.2.8.Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (включение, выключение, выполнение простейших операций, и т.п.).
2.2.9.Использовать различные запоминающие устройства для хранения информации.
2.2.10.Следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.
2.2.11.Применять устройства для ввода/вывода информации различного вида.

2.3. Операционные системы

Знать
2.3.1.Состав программного обеспечения компьютера.
2.3.2.Назначение и функции операционных систем.
2.3.3.Понятия файловой системы и файловой структуры, операции над файлами и папками и основные приемы их выполнения.
Уметь
2.3.4.Пользоваться меню и окнами, справочной системой.
2.3.5.Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты.
2.3.6.Работать в среде графической операционной системы (операции в основном меню, пользование справочником, работа с окном "Мой компьютер, программой "Проводник" т.д.).

2.4. Сервисные программы

Знать
2.4.1.Назначение программ-архиваторов.
Уметь
2.4.2.Архивировать и разархивировать информацию.

3. Технологии обработки информации

3.1. Создание и обработка текстовой информации

Знать
3.1.1.В чем состоят задачи обработки текста.
3.1.2.Назначение и основные функции текстовых редакторов и процессоров.
3.1.3.Приемы ввода, редактирования и форматирования текста.
Уметь
3.1.4.Производить ввод и редактирование текста, работать с текстовыми блоками, устанавливать основные параметры форматирования шрифтов, абзацев и страниц.
3.1.5.Структурировать текст, используя нумерацию страниц, маркированные и нумерованные списки.
3.1.6.Производить проверку правописания.
3.1.7.Внедрять в текстовый документ таблицы, диаграммы, рисунки.

3.2. Создание и обработка графической информации

Знать
3.2.1.Виды компьютерной графики.
3.2.2.Принципы кодирования графической информации. 
3.2.3.Основные форматы графических файлов.
Уметь
3.2.4.Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, с использованием основных операций простого растрового графического редактора.
3.2.5.Осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
3.2.6.Вводить изображение с помощью сканера.

3.3. Создание и обработка числовых таблиц

Знать
3.3.1.Назначение электронных таблиц и табличных процессоров. 
3.3.2.Структуру электронной таблицы, способы адресации ячеек и диапазонов таблицы.
3.3.3.Основные стандартные функции.
Уметь
3.3.4.Создавать и использовать динамические (электронные) таблицы, в частности - в практических задачах.
3.3.5.Осуществлять ввод и редактирование данных в ячейках
3.3.6.Производить простейшие расчеты в электронных таблицах.
3.3.7.Копировать фрагменты электронной таблицы, используя относительную и абсолютную адресации.

3.4. Создание и обработка баз данных

Знать
3.4.1.Назначение баз данных (БД), классификацию БД.
3.4.2.Назначение и основные функции систем управления базами данных (СУБД).
3.4.3.Назначение и способы создания таблиц и запросов в реляционной СУБД
Уметь
3.4.4.Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных.
3.4.5.Создавать структуру однотабличной БД.
3.4.6.Заполнять данными таблицы БД.
3.4.7.Осуществлять сортировку данных.

3.5. Создание презентаций, технологии мультимедиа

Знать
3.5.1.Назначение презентации.
3.5.2.Основные этапы создания презентаций.
3.5.3.Основные возможности одной из программ подготовки презентаций.
3.5.4.Что такое "мультимедиа".
3.5.5.Структуру презентаций.
3.5.6.Основные приемы работы с одной из программ подготовки презентаций.
3.5.7.В чем заключаются эффекты анимации.
Уметь
3.5.8.Создавать презентации на основе шаблонов.
3.5.9.Задавать структуру слайда, добавлять и удалять слайды.
3.5.10.Работать с разными режимами презентаций.

3.6. Защита информации

Знать
3.6.1.Виды угроз для цифровой информации.
3.6.2.Основные технические и организационные меры по защите информации (резервное копирование, антивирусная проверка и т.п.).
Уметь
3.6.3.Пользоваться антивирусной программой на уровне пользователя.

3.7. Автоматизированные информационные системы

Знать
3.7.1.Назначение автоматизированных информационных систем (АИС), виды и состав АИС.

4. Компьютерные сети и телекоммуникации

4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети

Знать
4.1.1.Различие между локальными и глобальными компьютерными сетями.
4.1.2.Основные аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей.
4.1.3.Назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей.

4.2. Сетевые технологии обработки информации

Знать
4.2.1.Принципы адресации компьютеров, пользователей и ресурсов в сети Интернет.
4.2.2.Назначение и элементы Всемирной паутины WWW (страницы, сайты, серверы, порталы).
4.2.3.Что такое гипертекст. 
4.2.4.О возможностях поиска информации в Интернете с помощью поисковых серверов.
4.2.5.Назначение электронной почты.
Уметь
4.2.6.Работать с почтовой программой.
4.2.7.Работать с браузером.
4.2.8.Формировать простые запросы на поиск информации в одной из поисковых систем.

5. Алгоритмизация и программирование

5.1. Алгоритмы

Знать
5.1.1.Понятие алгоритма. Компьютер как формальный исполнитель алгоритма.
5.1.2.Основные свойства алгоритмов.

5.2. Языки программирования высокого уровня

Знать
5.2.1.Стандартные типы данных, понятия "переменная", "выражение".
5.2.2.В одном из процедурных языков программирования знать: операторы языка; организацию ветвлений; организацию циклических вычислений; организацию процедур.

6. Социальная информатика

6.1. Информационные процессы в обществе

Знать
6.1.1.Понятие "Информационное общество".
6.1.2.Определение и основные виды информационных общественных ресурсов.
6.1.3.Примеры цифровых информационных ресурсов.
6.1.4. Правовые и этические нормы при работе с информацией.

6.2. Правовое регулирование информационной деятельности

Знать
6.2.1.О правовом регулировании в сфере информационных отношений.
6.2.2.О правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации.
6.2.3.О правах личности на информационную безопасность.
6.2.4.О видах преступлений в сфере компьютерной информации.
Уметь
6.2.5.Использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
6.2.6.Соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией.

_______________________________

* Здесь и далее данная колонка является дополнительной к левой от нее

II. Составляющие ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности учителя (преподавателя) - инвариантная часть*

Тема

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1. ИКТ и новые модели обучения

1.1. Информационные технологии обучения

Знать
1.1.1.1.Новые информационные технологии обучения.
1.1.1.2.Принципы программной организации педагогической информации: электронные учебники, учебные сайты, базы данных, базы знаний.
1.1.1.3.Принципы интеграции новых информационных технологий и традиционных методов обучения.

Уметь
1.1.2.1.Инициировать применение педагогическим коллективом новых информационных методов в учебном процессе.
1.1.2.2.Работать с электронными учебниками, учебными сайтами.
1.1.2.3.Готовить учебные, методические, информационные материалы.

1.2. Применение ИКТ во внеучебной работе

Знать
1.2.1.1.Принципы организации информационного центра образовательного учреждения.
1.2.1.2.Принципы автоматизация деятельности библиотеки.
1.2.1.3.Принципы организации  телевизионной сети учреждения, радиоузла.

Уметь
1.2.2.1.Организовать работу информационного центра.
1.2.2.2.Организовать автоматизацию библиотеки.
1.2.2.3.Организовать создание и работу средств информации учреждения с применение ИКТ. 
1.2.2.4.Организовать дистанционные формы консультирования учащихся.

2. Применение ИКТ в учебном процессе

2.1.Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности

Знать
2.1.1.1.Основные ЦОР и ЭОР по предмету.
Уметь
2.1.1.2.Загружать и устанавливать ЭОР с сайта ФЦИОР.
2.1.1.3.Комбинировать различные ЦОР и ЭОР при изучении определенной темы.

Уметь
2.1.2.1.Оценивать дизайн и эргономичность ЦОР.
2.1.2.2.Оценивать содержательное наполнение ЦОР с точки зрения соответствия образовательным стандартам и другим нормативным документам.
2.1.2.3.Подбирать материалы к занятию, используя различные ЦОР.
2.1.2.4.Подбирать материалы для самостоятельной работы учащихся, используя различные ЦОР.
2.1.2.5.Подбирать материалы для самостоятельной работы по предмету, используя различные ЦОР.
2.1.2.6.Разрабатывать занятия разных типов с использованием ЦОР.
2.1.2.7.Адаптировать материалы ЦОР для учащихся с разным уровнем успеваемости с целью индивидуализации обучения.
2.1.2.8.Осуществлять мониторинг эффективности применения материалов ЦОР в учебном процессе.
2.1.2.9.Разрабатывать концепцию и дидактическую карту-план при создании собственных ЭОР.
2.1.2.10.Разрабатывать собственные ЭОР.

2.2.Использование сетевых технологий в образовательной деятельности

Знать
2.2.1.1.Общие Интернет-ресурсы образовательного назначения.
2.2.1.2.Интернет-ресурсы по предмету.
2.1.3.Принципы сетевого этикета.
Уметь
2.2.1.4.Уметь использовать поисковые системы для подбора материала к занятиям.
2.2.1.5.Уметь пользоваться каталогами и Интернет-порталами образовательной тематики.
2.2.1.6.Применять принципы сетевого этикета

Знать
2.2.2.1.Возможности социальных сервисов Веб 2.0. в учебной деятельности.
Уметь
2.2.2.2.Участвовать в предметных форумах и телеконференциях.
2.2.2.3.Участвовать в учебных телекоммуникационных проектах. 
2.2.2.4.Находить и использовать электронные учебники.
2.2.2.5.Обеспечивать безопасную работу учащихся в Интернет.
2.2.2.6.Использовать возможности социальных сервисов Веб 2.0. в учебной деятельности.
2.2.2.7.Использовать коммуникационные программы в целях профессиональной деятельности.
2.2.2.8.Создавать (отбирать) содержание для дистанционных курсов.

2.3.Использование ИКТ для оценки знаний учащихся

Уметь
2.3.1.1.Использовать компьютерные тесты.
2.3.1.2.Использовать материалы ЦОР.

Уметь
2.3.2.1.Рассчитывать время, необходимое для выполнения учащимися заданного теста.
2.3.2.2.Разрабатывать тесты.
2.3.2.3.Обрабатывать результаты тестирования.
2.3.2.4.Использовать нетестовые формы контроля.

2.4.Использование средств ТСО

 

Уметь
2.4.2.1.Использовать интерактивные доски (составлять сценарии для работы с такими досками).
2.4.2.2.Использовать цифровую технику (фотокамеры, видеокамеры, др.).
2.4.2.3.Использовать коммуникационные устройства.
2.4.2.4.Использовать GPS.
2.4.2.5.Использовать для проведения опытов оборудование, подключаемое к компьютеру.

2.5.Использование ИКТ для тематического планирования по предмету

Уметь
2.5.1.1.Использовать специализированное программное обеспечение для планирования учебной деятельности.

Уметь
2.5.2.1.Использовать для указанной цели прикладное ПО общего назначения.

2.6.Использование ИКТ в профессиональной деятельности классного руководителя

Уметь
2.6.1.1.Заполнять электронный журнал.
2.6.1.2.Использовать специализированное программное обеспечение.

Уметь
2.6.2.1.Размещать информацию для родителей в Интернет.
2.6.2.2.Вести веб-страницы класса (группы) на сайте учебного заведения.
2.6.2.3.Использовать ИКТ при проведении классного часа, внеучебного мероприятия.

2.7.Использование элементов дистанционного обучения

Знать
2.7.1.1.Знать принципы организации дистанционного обучения.
Уметь
2.7.1.2.Подбирать для учащихся ресурсы для работы в микрогруппах, самостоятельной работы и др.

Уметь
2.7.2.1.Использовать элементы дистанционного обучения при работе с сильными и со слабо успевающими учащимися.

 

_______________________________

* Вариативная часть, связанная с предметной сферой учителя, в данной работе не выделена

III. Составляющие ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности административно-управленческого персонала образовательных учреждений - инвариантная часть*

Тема

Базовый уровень

Продвинутый уровень

 

1. Модернизация системы образования на базе ИКТ

 

1.1. Нормативная база информатизации образования

Знать
1.1.1.1.Систему информатизации образования в РФ.
1.1.1.2.Государственные и региональные программы информатизации образования.
1.1.1.3.Составляющие государственных образовательных стандартов и программ, региональных программ в области информатики и ИКТ.

Уметь
1.1.2.1.Находить нормативные документы на Web-представительствах государственных и региональных органов образования.
1.1.2.2.Находить законодательные акты и документы в правовых информационно-поисковых системах.
1.1.2.3.Доводить до сведения педагогического коллектива, административных и хозяйственных работников государственные и региональные программы информатизации образования.
1.1.2.4.Организовывать работу педагогического коллектива с учетом государственных образовательных стандартов в области информатики и ИКТ.

 

1.2. Модели и опыт информатизации образования

Знать
1.2.1.1.Состояние, проблемы и перспективы информатизации и компьютеризации образовательных учреждений разных ступеней.
1.2.1.2.Модели и опыт информатизации образования в регионе, в России и за рубежом.
1.2.1.3.Принципы аккумуляции опыта педагогов и управленческого персонала в сфере ИКТ.
1.2.1.4. Состояние системы повышения квалификации работников образования в области ИКТ.

Уметь
1.2.2.1.Формировать информационную культуру педагогического коллектива.
1.2.2.2.Контролировать разработку и выполнение плана повышения квалификации в области информатизации всех категорий сотрудников учреждения.
1.2.2.3.Организовать консультацию и методическую поддержку преподавателей в использовании ИКТ-технологий в обучении.
1.2.2.4.Систематизировать информационные, методические и дидактические ресурсы учреждения.

 

1.3. Информатизация образовательного учреждения

Знать
1.3.1.1.Цели и задачи информатизации образовательного учреждения.
1.3.1.2.Перспективный план информатизации образовательного учреждения.
1.3.1.3.Функции персонала по информатизации образовательного учреждения.
1.3.1.4.Принципы мониторинга процесса информатизации образовательного учреждения.

Уметь
1.3.2.1.Ставить цели и задач информатизации образовательного учреждения.
1.3.2.2.Создавать план информатизации образовательного учреждения.
1.3.2.3.Описывать функции по информатизации руководителей различных рангов.
1.3.2.4.Контролировать уровень информатизации образовательного учреждения.
1.3.2.5.Организовать обслуживание, ремонт технических средств.

 

2. ИКТ и новые модели обучения

 

2.1. Информационные технологии обучения

Знать
2.1.1.1.Новые информационные технологии обучения.
2.1.1.2.Принципы программной организации педагогической информации: электронные учебники, учебные сайты, базы данных, базы знаний.
2.1.1.3.Принципы интеграции новых информационных технологий и традиционных методов обучения.

Уметь
2.1.2.1.Инициировать и контролировать применение педагогическим коллективом новых информационных методов в учебном процессе.
2.1.2.2.Работать с электронными учебниками, учебными сайтами.
2.1.2.3.Готовить учебные, методические, информационные материалы.

 

2.2. Применение ИКТ во внеучебной работе

Знать
2.2.1.1.Принципы организации информационного центра образовательного учреждения.
2.2.1.2.Принципы автоматизация деятельности библиотеки.
2.2.1.3.Принципы организации  телевизионной сети учреждения, радиоузла.

Уметь
2.2.2.1.Организовать и контролировать работу информационного центра.
2.2.2.2.Организовать и контролировать автоматизацию библиотеки.
2.2.2.3.Организовать и контролировать создание и работу средств информации учреждения с применение ИКТ. 
2.2.2.4.Организовать дистанционные формы консультирования учащихся.

 

3. Информационные технологии управления образованием

 

3.1. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности в образовании

Знать
3.1.1.1.Принципы функционирования электронного офиса. 
3.1.1.2.Технологию организации рабочего времени и деловых встреч.
3.1.1.3.Информационные технологии документооборота.
3.1.1.4.Сетевые технологии работы с финансово-кредитными организациями.
3.1.1.7.Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.
3.1.1.8.О методах статистической обработки данных (на уровне понятий).

Уметь
3.1.2.1.Управлять расписанием рабочего времени и деловых встреч.
3.1.2.2.Организовать электронный офис.
3.1.2.3.Работать с финансово-кредитными организациями с помощью их сетевых представительств.
3.1.2.4.Применять электронную подпись.
3.1.2.5.Публиковать личные Web-страницы.

 

3.2.Сетевые технологии в образовании

Знать
3.2.1.1.Принципы дистанционного образования.
3.2.1.3.Организацию образовательных порталов.
3.2.1.5.Организацию сетевых встреч и собраний.
3.2.1.7.Структруру образовательных ресурсов Интернета.
3.2.1.8.Сайты государственных органов управления образования.
3.2.1.9.Банки педагогической информации.

Уметь
3.2.2.1.Использовать возможности виртуального офиса.
3.2.2.2.Применять образовательный портал для управления процессом обучения.

 

3.3.Технические средства информатизации образования

Знать
3.3.1.1. Общую характеристику технических средств информатизации учебного заведения.
3.3.1.2.Технические средства организации теле и видеоконференций.
3.3.1.3.Виды проекционного оборудования, экраны и интерактивные доски.
3.3.1.4.Состав и характеристики оборудования локальной сети учреждения.
3.3.1.5.Состав и характеристики оборудования для видео- и фотостудий, создания анимаций.
3.3.1.6.Состав и характеристики оборудования для компьютеризированных лабораторий кабинетов физики, химии, астрономии, черчения.
3.3.1.7.Состав и характеристики оборудования для системы внешнего и наружного наблюдения за учреждением в целях обеспечения безопасности.
3.3.1.8.Правила технической безопасности, эргономические правила, ресурсосбережение при использовании компьютерной техники.

Уметь
3.3.2.1.Контролировать разработку и исполнение плана модернизации технической базы информатизации образовательного учреждения.
3.3.2.2.Инициировать применение современных аппаратных средств педагогическим и хозяйственным коллективом образовательного учреждения.
3.3.2.3.Контролировать соблюдение гигиенических и эргономических норм в учебных компьютерных классах, на рабочих местах педагогов, административных и хозяйственных работников.
3.3.2.4.Контролировать рациональное использование компьютерной и офисной техники, средств телекоммуникаций в профессиональной деятельности с соблюдением правил технической безопасности.

 

4. Автоматизация процесса управления образовательным учреждением

 

4.1. Автоматизация функционирования образовательного учреждения

Знать
4.1.1.1.Состав и функции автоматизированной системы управления образовательным учреждением.
4.1.1.2.Принципы автоматизации делопроизводства.
4.1.1.3.Принципы автоматизации отдела кадров.
4.1.1.4.Принципы автоматизации бухгалтерии, библиотеки и медиатеки, работы хозяйственной части.
4.1.1.5.Состав автоматизированного рабочего места руководителя, завуча, учителя-предметника.
4.1.1.6. Примеры компьютерных информационных систем в образовательных учреждениях.
Уметь
4.1.1.7.Использовать автоматизированное рабочее место руководителя.

Уметь
4.1.2.1.Контролировать внедрение, развитие и модернизацию информационной систем организации, ее применение на всех уровнях образовательного учреждения.
4.1.2.2.Контролировать использование автоматизированных рабочих мест работниками образовательного учреждения.
4.1.2.3.Проектировать базы данных педагогического коллектива и административных работников.
4.1.2.4.Размещать информационные ресурсы учреждения в информационной системе, вести их поиск.

 

4.2. Автоматизация организации учебного процесса

Знать
4.2.1.1.Принципы автоматизации управления учебным процессом.

Уметь
4.2.2.3.Составлять расписание учебных занятий, дополнительного образования, воспитательной работы.
4.2.2.4.Организовывать информационные базы данных об учащихся.
4.2.2.6.Создавать и вести электронные классные журналы.

4.3. Информационное пространство образовательного учреждения

Знать
4.3.1.1.Принципы организации единого информационного пространства образовательного учреждения.
4.3.1.2.Организацию взаимодействия администрации, педагогического коллектива, обучающиеся, технические работники с помощью автоматизированного информационного пространства.

Уметь
4.3.2.1.Организовать и контролировать создание и развитие единого информационного пространства образовательного учреждения.
4.3.2.2.Использовать единое информационное пространство в управлении образовательным учреждением.
4.3.2.3.Контролировать использование информационного пространства всеми структурами образовательного учреждения.

 

4.4. Контроль и мониторинг обучения

Знать
4.4.1.1.Автоматизированные методы контроля и мониторинга качества образования.
4.4.1.2.Понятия теста и тестирования, виды тестовых заданий.
4.4.1.3.Методику и технология создания компьютерных тестов.

Уметь
4.4.2.1.Контролировать применение в учебном процессе автоматизированных тестов, составленных с учетом методических и эргономических требований.

 

 

_______________________________

* Вариативная часть, связанная с частными сферами деятельности сотрудников административно-управленческого персонала, в данной работе не выделена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кодификатор требований к необходимому уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности

I. Требования к уровню компьютерной грамотности

Тема

Знать/уметь

1.  Основания информатики

1.1. Информация и информационные процессы

Знать
1.1.1.Различные подходы к определению понятия "информация".
1.1.2.Виды информационных процессов.
1.1.3.Примеры источников и приемников информации.
1.1.4.Единицы измерения количества и скорости передачи информации.
1.1.5.Принцип дискретного (цифрового) представления информации.
1.1.6.Виды цифровой информации.
1.1.7.Определение бита как единицы информационного содержания сообщения.
Уметь
1.1.8.Выделять виды информационной деятельности.
1.1.9.Определять информационный объем сообщения заданной длины в заданном алфавите.
1.1.10.Оценивать скорость передачи информации, объем переданной информации при заданной пропускной способности канала.
1.1.11.Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.

1.2.Информационные модели и системы

Знать
1.2.1.Понятие модели и назначение моделирования.
1.2.2.Общность и различие между натурными и информационными моделями.
1.2.3.Что такое математическая модель и вычислительный эксперимент.
1.2.4.Что такое имитационная модель.
1.2.5.Об алгоритмах как моделях работы исполнителя.
Уметь
1.2.6.Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем).
1.2.7.Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

2. Вычислительная техника

2.1. Компьютер как средство обработки информации

Знать
2.1.1.Программный принцип работы компьютера.
2.1.2.Принципы архитектуры персональных компьютеров.
2.1.3.Состав персонального компьютера.
2.1.4.Назначение и характеристики основных элементов персонального компьютера: центрального процессора и системных шин, ОЗУ, ПЗУ, кэш.

2.2. Основные устройства ЭВМ

Знать
2.2.1.Основные устройства компьютера, их назначение и взаимодействие.
2.2.2.Назначение групп клавиш клавиатуры. Назначение и виды координатных устройств ввода.
2.2.3.Различие между внешней и внутренней памятью.
2.2.4.Основные виды и назначение периферийного оборудования. 
2.2.5.Внешние запоминающие устройства, основные характеристики устройств и носителей информации.
2.2.6.Разновидности устройств ввода/вывода и их основные характеристики. 
Уметь
2.2.8.Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (включение, выключение, выполнение простейших операций, и т.п.).
2.2.9.Использовать различные запоминающие устройства для хранения информации.
2.2.10.Следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.
2.2.11.Применять устройства для ввода/вывода информации различного вида.

2.3. Операционные системы

Знать
2.3.1.Состав программного обеспечения компьютера.
2.3.2.Назначение и функции операционных систем.
2.3.3.Понятия файловой системы и файловой структуры, операции над файлами и папками и основные приемы их выполнения.
Уметь
2.3.4.Пользоваться меню и окнами, справочной системой.
2.3.5.Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты.
2.3.6.Работать в среде графической операционной системы (операции в основном меню, пользование справочником, работа с окном "Мой компьютер, программой "Проводник" т.д.).

2.4. Сервисные программы

Знать
2.4.1.Назначение программ-архиваторов.
Уметь
2.4.2.Архивировать и разархивировать информацию.

3. Технологии обработки информации

3.1. Создание и обработка текстовой информации

Знать
3.1.1.В чем состоят задачи обработки текста.
3.1.2.Назначение и основные функции текстовых редакторов и процессоров.
3.1.3.Приемы ввода, редактирования и форматирования текста.
Уметь
3.1.4.Производить ввод и редактирование текста, работать с текстовыми блоками, устанавливать основные параметры форматирования шрифтов, абзацев и страниц.
3.1.5.Структурировать текст, используя нумерацию страниц, маркированные и нумерованные списки.
3.1.6.Производить проверку правописания.
3.1.7.Внедрять в текстовый документ таблицы, диаграммы, рисунки.

3.2. Создание и обработка графической информации

Знать
3.2.1.Виды компьютерной графики.
3.2.2.Принципы кодирования графической информации. 
3.2.3.Основные форматы графических файлов.
Уметь
3.2.4.Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, с использованием основных операций простого растрового графического редактора.
3.2.5.Осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
3.2.6.Вводить изображение с помощью сканера.

3.3. Создание и обработка числовых таблиц

Знать
3.3.1.Назначение электронных таблиц и табличных процессоров. 
3.3.2.Структуру электронной таблицы, способы адресации ячеек и диапазонов таблицы.
3.3.3.Основные стандартные функции.
Уметь
3.3.4.Создавать и использовать динамические (электронные) таблицы, в частности - в практических задачах.
3.3.5.Осуществлять ввод и редактирование данных в ячейках
3.3.6.Производить простейшие расчеты в электронных таблицах.
3.3.7.Копировать фрагменты электронной таблицы, используя относительную и абсолютную адресации.

3.4. Создание и обработка баз данных

Знать
3.4.1.Назначение баз данных (БД), классификацию БД.
3.4.2.Назначение и основные функции систем управления базами данных (СУБД).
3.4.3.Назначение и способы создания таблиц и запросов в реляционной СУБД
Уметь
3.4.4.Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных.
3.4.5.Создавать структуру однотабличной БД.
3.4.6.Заполнять данными таблицы БД.
3.4.7.Осуществлять сортировку данных.

3.5. Создание презентаций, технологии мультимедиа

Знать
3.5.1.Назначение презентации.
3.5.2.Основные этапы создания презентаций.
3.5.3.Основные возможности одной из программ подготовки презентаций.
3.5.4.Что такое "мультимедиа".
3.5.5.Структуру презентаций.
3.5.6.Основные приемы работы с одной из программ подготовки презентаций.
3.5.7.В чем заключаются эффекты анимации.
Уметь
3.5.8.Создавать презентации на основе шаблонов.
3.5.9.Задавать структуру слайда, добавлять и удалять слайды.
3.5.10.Работать с разными режимами презентаций.

3.6. Защита информации

Знать
3.6.1.Виды угроз для цифровой информации.
3.6.2.Основные технические и организационные меры по защите информации (резервное копирование, антивирусная проверка и т.п.).
Уметь
3.6.3.Пользоваться антивирусной программой на уровне пользователя.

3.7. Автоматизированные информационные системы

Знать
3.7.1.Назначение автоматизированных информационных систем (АИС), виды и состав АИС.

4. Компьютерные сети и телекоммуникации

4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети

Знать
4.1.1.Различие между локальными и глобальными компьютерными сетями.
4.1.2.Основные аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей.
4.1.3.Назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей.

4.2. Сетевые технологии обработки информации

Знать
4.2.1.Принципы адресации компьютеров, пользователей и ресурсов в сети Интернет.
4.2.2.Назначение и элементы Всемирной паутины WWW (страницы, сайты, серверы, порталы).
4.2.3.Что такое гипертекст. 
4.2.4.О возможностях поиска информации в Интернете с помощью поисковых серверов.
4.2.5.Назначение электронной почты.
Уметь
4.2.6.Работать с почтовой программой.
4.2.7.Работать с браузером.
4.2.8.Формировать простые запросы на поиск информации в одной из поисковых систем.

5. Алгоритмизация и программирование

5.1. Алгоритмы

Знать
5.1.1.Понятие алгоритма. Компьютер как формальный исполнитель алгоритма.
5.1.2.Основные свойства алгоритмов.

5.2. Языки программирования высокого уровня

Знать
5.2.1.Стандартные типы данных, понятия "переменная", "выражение".
5.2.2.В одном из процедурных языков программирования знать: операторы языка; организацию ветвлений; организацию циклических вычислений; организацию процедур.

6. Социальная информатика

6.1. Информационные процессы в обществе

Знать
6.1.1.Понятие "Информационное общество".
6.1.2.Определение и основные виды информационных общественных ресурсов.
6.1.3.Примеры цифровых информационных ресурсов.
6.1.4. Правовые и этические нормы при работе с информацией.

6.2. Правовое регулирование информационной деятельности

Знать
6.2.1.О правовом регулировании в сфере информационных отношений.
6.2.2.О правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации.
6.2.3.О правах личности на информационную безопасность.
6.2.4.О видах преступлений в сфере компьютерной информации.
Уметь
6.2.5.Использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
6.2.6.Соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией.

II. Требования к уровню ИКТ-компетентности учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

(дополнительно к соответствующим требованиям к компьютерной грамотности)

Тема

Знать/уметь (общее образование, НПО, СПО)

Знать/уметь (ВПО)*

1. Основания информатики

1.1.Информация и информационные процессы

Знать
О языке как способе представления информации.
О естественных и формальных языках.
Схему Шеннона передачи информации по техническим каналамсвязи.

Знать
1.1.2.1.Информация как философская категория. Функциональный и атрибутивный подходы к понятию "информация".
1.1.2.2.Информация как феномен физического мира.
1.1.2.3.Принципы кодирования и декодирования информации.
1.1.2.4.Международные системы байтового кодирования.
1.1.2.5.Понятие сигнала, как средства передачи информации, носители информации, каналы связи, данные, кодирование, передача хранение, извлечение и отображение информации. 
1.1.2.6.Характеристики информации.

1.2.Информационные модели и системы

Знать
1.2.1.1.Классификацию моделей.
1.2.1.2.Формы представления моделей.
1.2.1.3.Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
Уметь
1.2.1.4.Различать виды и типы моделей.
1.2.1.5.Проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов.

Знать
1.2.2.1."Система" и "модель" как метапонятия.
1.2.2.2.Основные методы и технологии создания моделей.
1.2.2.3.Примеры функционального моделирования с использованием ИКТ (процессов управления, процессов обучения, процессов проектирования, процессов интеллектуальной деятельности и др.).
1.2.2.4.Примеры вычислительного (математического) компьютерного моделирования. 
1.2.2.5.Основные виды характеристик объектов модели, характеристики моделей интеллектуальных систем.
Уметь
1.2.2.6.Выбирать формы моделей для решения конкретной задачи.

1.3. Математические основы компьютерных технологий

Знать
1.3.1.1.О записи чисел в позиционных системах счисления.
1.3.1.2.Значения логических величин и основные логические операции.
Уметь
1.3.1.3.Переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять основные арифметические операции в различных системах счисления.
1.3.1.4.Выполнять операции сложения, вычитания, умножения в двоичной арифметике.
1.3.1.5.Переводить числа из десятичной системы в двоичную и обратно.
1.3.1.6.Получать внутреннее представление для целых чисел.
1.3.1.7.Вычислять логические выражения, строить таблицу истинности логического выражения.

Знать
1.3.2.1.Основные понятия формальной логики; высказывание и суждение; истинность и ложность высказываний.
1.3.2.2.Основные логические операции и формулы.
Уметь
1.3.2.3.Применять логические операции; представлять логические выражения в виде формул; определять истинность и ложность высказываний; строить логические схемы.

2. Вычислительная техника

2.1. Компьютер как средство обработки информации

Знать
2.1.1.1.Историю ЭВМ, принципы фон-Неймана.
2.1.1.2.Формы представления целых и вещественных чисел в памяти ЭВМ
2.1.1.4.Логические основы ЭВМ.
2.1.1.5.Назначение мультипроцессорных систем и вычислительных кластеров.
2.1.1.6.Назначение и характеристики микропроцессорных систем.
2.1.1.7.Классификацию современных ЭВМ.

Уметь
2.1.2.3.Использовать конфигурацию компьютера для организации информационно-вычислительных процессов.

2.2. Основные устройства ЭВМ

Знать
2.2.1.1.Свойства оперативной памяти: дискретность, адресуемость.
2.2.1.2.Видео- и звуковые адаптеры. Назначение, разновидности и основные характеристики.
Уметь
2.2.1.3.Тестировать компьютер.

Знать
2.2.2.1.Назначение и характеристики сканеров, принтеров, плоттеров, мониторов.

2.3. Операционные системы

Уметь
2.3.1.1.Настраивать интерфейс пользователя операционной системы.

Знать
2.3.2.1.Назначение и структуру системного программного обеспечения компьютера, характеристики составляющих его элементов.
2.3.2.2.Классификацию операционных систем.
2.3.2.3.Базовые технологии работы в ОС.
2.3.2.4.Основные характеристики ОС MS DOS.
2.3.2.5.Технология работы в MS DOS.
2.3.2.6.Основные особенности семейства операционных систем MS Windows.
2.3.2.7.Назначение файловых менеджеров типа Windows Commander, Far Manager. 
Уметь
2.3.2.8.Работать в среде одного из файловых менеджеров.

2.4. Сервисные программы

Знать
2.4.1.1.Виды программ-утилит.
2.4.1.2.О методах сжатия данных.

Знать
2.4.2.1.Основные принципы сжатия (архивации) файлов. Сжатие с потерями и сжатие без потерь.
Уметь
2.4.2.2.Использовать сервисные программы: форматирование диска, дефрагментация данных на диске, проверка состояния диска и др.

3. Технологии обработки информации

3.1. Создание и обработка текстовой информации

Знать
3.1.1.1.Структуру таблиц символьной кодировки.
Уметь
3.1.1.2.Кодировать и раскодировать символы с помощью заданной таблицы кодировки.

Уметь
3.1.2.1.Создавать маркированные и нумерованные списки.
3.1.2.2.Вставлять колонтитулы.
3.1.2.3.Изменять параметры страницы.
3.1.2.4.Создавать формы.
3.1.2.5.Создавать в тексте таблицы, рисунки, формулы.
3.1.2.6.Создавать стили, форматировать текст с помощью стилей.
3.1.2.7.Структурировать текст, используя ссылки и оглавления.

3.2. Создание и обработка графической информации

Уметь
3.2.1.1.Работать в среде графического редактора векторного типа.

Знать
3.2.2.1. Принципы растровой и векторной графики.
3.2.2.2.Типы линий в векторной графике.
3.2.2.3.Понятие фрактальной графики.
3.2.2.4.Основные понятия трехмерной графики.
3.2.2.5.Способы описания цвета, цветовые модели.
Уметь
3.2.2.6.Выполнять основные операции в редакторах Adobe Photoshop и CorelDraw.

3.3. Создание и обработка числовых таблиц

Уметь
3.3.1.1.Переходить от одного представления данных к другому.
3.3.1.2.Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.

Знать
3.3.2.1.Уровни защиты информации в табличном процессоре MS Excel.
Уметь
3.3.2.2.Организовывать структуру файла MS Excel, используя листы и книги.
3.3.2.3.Назначать типы данных ячеек.
3.3.2.4.Осуществлять вычисления с использованием встроенных функций, 
3.3.2.5.Осуществлять сортировку и фильтрацию списков.
3.3.2.6.Защищать листы и книги.

3.4. Создание и обработка баз данных

Знать
3.4.1.1.Способы организации связей между таблицами. 
Уметь
3.4.1.2.Создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
3.4.1.3.Определять первичный ключ записи в соответствии с содержательной постановкой задачи.
3.4.1.4.Организовывать отбор и поиск данных по различным условиям, используя конструктор запросов.
3.4.1.5.Создавать и заполнять многотабличные структуры БД, создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных.

Знать
3.4.2.1.Основные модели представления данных; их достоинства и недостатки. 
3.4.2.2.Основные понятия реляционной модели данных.
3.4.2.3.Общие сведения о проектировании баз данных, нормализации баз данных.
3.4.2.4.Основные возможности и особенности СУБД MS Access,
3.4.2.5.Принципы работы с объектами СУБД MS Access.
3.4.2.6.Модели представления знаний: логическая, сетевая, фреймовая, продукционная.
3.4.2.7.Принципы организации баз знаний.
Уметь
3.4.2.8.Использовать модели хранения баз данных и баз знаний. 
3.4.2.9.Проектировать структуры таблиц баз данных; создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных.
3.4.2.10.Создавать запросы различных типов, формы для ввода данных, отчеты.

3.5. Создание презентаций, технологии мультимедиа

Знать
3.5.1.1.Принципы кодирования звуковой информации.

Знать
3.5.2.1.Форматы графических, аудио, видео, файлов. Параметры, влияющие на размер файлов. Технологию преобразования графических файлов.
Уметь
3.5.2.2.Настраивать эффекты анимации в презентации.
3.5.2.3.Добавлять гиперссылки в презентацию.
3.5.2.4.Вставлять таблицы в презентацию.
3.5.2.5.Вставлять диаграммы в презентацию.
3.5.2.6.Использовать звуковые эффекты в презентации.
3.5.2.7.Вставлять видеоролики в презентацию.
3.5.2.8.Записывать звуковое сопровождение презентации.

3.6. Защита информации

 

Знать
3.6.2.1.Классификацию компьютерных угроз по различным признакам и способы защиты от них.
3.6.2.2.Способы предотвращения и нейтрализации распространения компьютерных угроз.
3.6.2.3.Средства и способы защиты информации в компьютерных сетях.
3.6.2.4.Что такое криптография, шифрование данных (методы и основные понятия).
3.6.2.5.Основные методы шифрования данных.
3.6.2.6.Механизмы обеспечения безопасности.
3.6.2.7.Что такое электронная подпись.
Уметь
3.6.2.8.Применять методы безопасного использования сервисов Интернет.
3.2.2.9.Применять методы и технологии защиты информации.
3.2.2.10.Обнаруживать и предотвращать распространение компьютерных угроз.
3.2.2.11.Применять технические средства защиты информации.

3.7. Автоматизированные информационные системы

Знать
3.7.1.1.Информационные основы управления (модель управления, прямая и обратная связь, самоуправляемые системы).
Уметь
3.7.1.2.Использовать АИС для ориентации в информационном пространстве.
3.7.1.3.Работать с распространенными АИС.

Знать
3.7.2.1.Назначение и функции автоматизированных систем управления и их разновидности.
3.7.2.2.Назначение и функции геоинформационных систем.
3.7.2.3.Назначение и функции экспертных систем.

4. Компьютерные сети и телекоммуникации

4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети

 

Знать
4.1.2.1.Основные требования к вычислительным сетям, понятие протокола.
4.1.2.2.Топологию и архитектуру сетей, способы подключения компьютеров к сети.
4.1.2.3.Назначение коммуникационного оборудовании (шлюзов, мостов, маршрутизаторов, концентраторов, модемов, кабельные соединения), его характеристики.
4.1.2.4.Операционные системы локальных сетей, их назначение и функции.
Уметь
4.1.2.5.Различать и расшифровывать IP-адрес, доменное имя компьютера, универсальный адрес ресурса.

4.2. Сетевые технологии обработки информации

Знать
4.2.1.1.Назначение и основные положения протоколов TCP/IP.
4.2.1.2.Инструментальные средства создания веб-сайтов.
Уметь
4.2.1.3.Предоставлять доступ к файлам и папкам своего компьютера в локальной сети и получать доступ к файлам и папкам удаленного компьютера в сети.
4.2.1.4.Различать и расшифровывать IP-адрес, доменное имя компьютера, универсальный адрес ресурса.
4.2.1.5.Создавать гипертекстовые документы.

Знать
4.2.2.1.Назначение и особенности использования службы имен доменов (DNS), удаленного управления компьютером (Telnet), списков рассылки (Mail list), телеконференций, электронной почты (e-mail), службы передачи файлов, ICQ-службы и IRC-сервиса, служб каталогов, поисковых служб. 
4.2.2.2.Модели взаимодействия открытых систем, понятие протокола.
4.2.2.3.Общую характеристику World Wide Web (WWW). Принципы иерархической организации. 
4.2.2.4.Назначение и возможности языка гипертекстовой разметки Web-документов HTML.
4.2.2.5.Поисковые машины WWW, их особенности.
4.2.2.6.Назначение и возможности обмена файлами по протоколу FTP.
Уметь
4.2.2.7.Использовать средства сетевых сервисов.
4.2.1.8.Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов).

5. Алгоритмизация и программирование

5.1. Алгоритмы

Знать
5.1.1.1.Типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл.
5.1.1.2.Понятие вспомогательного алгоритма.
5.1.1.3.Понятие переменной величины, типы переменных. 
5.1.1.4.Правила выполнения операции присваивание.
Уметь
5.1.1.5.Записывать и выполнять основные алгоритмические структуры (следование, ветвление, цикл) на языке конкретного исполнителя, языке блок-схем и алгоритмическом языке.
5.1.1.6.Вычислять результат выполнения последовательности операций присваивания.
5.1.1.7.Разделять задачу на подзадачи.
Уметь
5.1.1.8.Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы для учебных исполнителей.
5.1.1.9.Строить и выполнять вспомогательные алгоритмы с параметром и без параметров.

Знать
5.1.2.1.Назначение формализации понятия "алгоритм". О существовании алгоритмически неразрешимых задач.
5.1.2.2.Принципы разработки алгоритмов и программ для решения прикладных задач: операционального подхода, структурного подхода, объектного подхода, декларативного подхода.

5.2. Языки программирования высокого уровня

Знать
5.2.1.1.В одном из языков программирования: типы переменных, правила описания переменных, основные операторы.
Уметь
5.2.1.2.Исправить ошибки во фрагменте программы на одном из языков программирования.
5.2.1.3.Составлять программы линейной структуры.
5.2.1.4.Составлять программы с применением операторов ветвления.
5.2.1.5.Составлять программы с применением операторов цикла.
5.2.1.6.Составлять простейшие программы по работе с массивами (заполнение, ввод, суммирование, поиск элементов по условию, сортировка и др.).

Знать
5.2.2.1. Основные типы и структуры данных, используемых в прикладном программировании.
5.2.2.2.Различия между машинно-ориентированными языками и языками высокого уровня.
5.2.2.3.Что такое алфавит, синтаксис и семантика языков высокого уровня.
5.2.2.4.Понятия трансляции, компиляции, интерпретации, их различие.
5.2.2.5.Об использовании грамматик при разработке языка программирования.
5.2.2.6.О способах описания языков программирования (метаязыках).
5.2.2.7.Основные этапы развития языков программирования.
5.2.2.8.Классификацию языков программирования.
5.2.2.9.Основные понятия объектно-ориентированного программирования.
Уметь
5.2.2.10.Выделять организацию ветвлений в программах на языке высокого уровня.
5.2.2.11.Выделять организацию циклов в программах на языке высокого уровня.
5.2.2.12.Выделять процедуры (модули) в программах на языке высокого уровня.
5.2.2.13.Различать структуры и типы данных языков программирования.

5.3. Технологии программирования

Знать
5.3.1.1.Назначение и функции систем программирования.

Знать
5.3.2.1.Основные этапы создания программных продуктов. 
5.3.2.2.Основные принципы формализации задач, алгоритмизации и программирования.
5.3.2.3.Назначение интегрированных сред программирования.
5.3.2.4.Технологию создания программ, методы отладки и тестирования.
5.3.2.5.Технологию структурного программирования, подпрограммы.
5.3.2.6.Технологию объектно-ориентированного программирования. 
5.3.2.7.Основные понятия объектно-ориентированного программирования: классы, объекты, свойства, методы, события. Наследование, инкапсуляция, полиморфизм.
Уметь
5.3.2.8.Выделять основные этапы создания программных продуктов. 
5.3.2.9.Формализовать задачу для ее решения на компьютере, разрабатывать блок-схемы, составлять программы на языке высокого уровня.
5.3.2.10.Разрабатывать небольшие программы с использованием технологии структурного программирования, подпрограммы.
5.3.2.11.Отличать программы, разработанные с использованием технологии объектно-ориентированного программирования.

6. Социальная информатика

6.1. Информационные процессы в обществе

 

Знать
6.1.2.1.Путь человечества к информационному обществу.
6.1.2.2.Особенности экономики информационного общества.
6.1.2.3.Культура и образование в информационном обществе.

7. Информационные технологии в сфере профессиональной деятельности

 

Знания и умения, связанные с профильным (предпрофессиональным) обучением в школе или профессиональным обучением в учреждении НПО или СПО

Знания и умения, связанные с профессиональной деятельностью

 

_______________________________

* Здесь и далее данная колонка является дополнительной к левой от нее

II. Составляющие ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности учителя (преподавателя) - инвариантная часть*

Тема

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1. ИКТ и новые модели обучения

1.1. Информационные технологии обучения

Знать
1.1.1.1.Новые информационные технологии обучения.
1.1.1.2.Принципы программной организации педагогической информации: электронные учебники, учебные сайты, базы данных, базы знаний.
1.1.1.3.Принципы интеграции новых информационных технологий и традиционных методов обучения.

Уметь
1.1.2.1.Инициировать применение педагогическим коллективом новых информационных методов в учебном процессе.
1.1.2.2.Работать с электронными учебниками, учебными сайтами.
1.1.2.3.Готовить учебные, методические, информационные материалы.

1.2. Применение ИКТ во внеучебной работе

Знать
1.2.1.1.Принципы организации информационного центра образовательного учреждения.
1.2.1.2.Принципы автоматизация деятельности библиотеки.
1.2.1.3.Принципы организации  телевизионной сети учреждения, радиоузла.

Уметь
1.2.2.1.Организовать работу информационного центра.
1.2.2.2.Организовать автоматизацию библиотеки.
1.2.2.3.Организовать создание и работу средств информации учреждения с применение ИКТ. 
1.2.2.4.Организовать дистанционные формы консультирования учащихся.

2. Применение ИКТ в учебном процессе

2.1.Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности

Знать
2.1.1.1.Основные ЦОР и ЭОР по предмету.
Уметь
2.1.1.2.Загружать и устанавливать ЭОР с сайта ФЦИОР.
2.1.1.3.Комбинировать различные ЦОР и ЭОР при изучении определенной темы.

Уметь
2.1.2.1.Оценивать дизайн и эргономичность ЦОР.
2.1.2.2.Оценивать содержательное наполнение ЦОР с точки зрения соответствия образовательным стандартам и другим нормативным документам.
2.1.2.3.Подбирать материалы к занятию, используя различные ЦОР.
2.1.2.4.Подбирать материалы для самостоятельной работы учащихся, используя различные ЦОР.
2.1.2.5.Подбирать материалы для самостоятельной работы по предмету, используя различные ЦОР.
2.1.2.6.Разрабатывать занятия разных типов с использованием ЦОР.
2.1.2.7.Адаптировать материалы ЦОР для учащихся с разным уровнем успеваемости с целью индивидуализации обучения.
2.1.2.8.Осуществлять мониторинг эффективности применения материалов ЦОР в учебном процессе.
2.1.2.9.Разрабатывать концепцию и дидактическую карту-план при создании собственных ЭОР.
2.1.2.10.Разрабатывать собственные ЭОР.

2.2.Использование сетевых технологий в образовательной деятельности

Знать
2.2.1.1.Общие Интернет-ресурсы образовательного назначения.
2.2.1.2.Интернет-ресурсы по предмету.
2.1.3.Принципы сетевого этикета.
Уметь
2.2.1.4.Уметь использовать поисковые системы для подбора материала к занятиям.
2.2.1.5.Уметь пользоваться каталогами и Интернет-порталами образовательной тематики.
2.2.1.6.Применять принципы сетевого этикета

Знать
2.2.2.1.Возможности социальных сервисов Веб 2.0. в учебной деятельности.
Уметь
2.2.2.2.Участвовать в предметных форумах и телеконференциях.
2.2.2.3.Участвовать в учебных телекоммуникационных проектах. 
2.2.2.4.Находить и использовать электронные учебники.
2.2.2.5.Обеспечивать безопасную работу учащихся в Интернет.
2.2.2.6.Использовать возможности социальных сервисов Веб 2.0. в учебной деятельности.
2.2.2.7.Использовать коммуникационные программы в целях профессиональной деятельности.
2.2.2.8.Создавать (отбирать) содержание для дистанционных курсов.

2.3.Использование ИКТ для оценки знаний учащихся

Уметь
2.3.1.1.Использовать компьютерные тесты.
2.3.1.2.Использовать материалы ЦОР.

Уметь
2.3.2.1.Рассчитывать время, необходимое для выполнения учащимися заданного теста.
2.3.2.2.Разрабатывать тесты.
2.3.2.3.Обрабатывать результаты тестирования.
2.3.2.4.Использовать нетестовые формы контроля.

2.4.Использование средств ТСО

 

Уметь
2.4.2.1.Использовать интерактивные доски (составлять сценарии для работы с такими досками).
2.4.2.2.Использовать цифровую технику (фотокамеры, видеокамеры, др.).
2.4.2.3.Использовать коммуникационные устройства.
2.4.2.4.Использовать GPS.
2.4.2.5.Использовать для проведения опытов оборудование, подключаемое к компьютеру.

2.5.Использование ИКТ для тематического планирования по предмету

Уметь
2.5.1.1.Использовать специализированное программное обеспечение для планирования учебной деятельности.

Уметь
2.5.2.1.Использовать для указанной цели прикладное ПО общего назначения.

2.6.Использование ИКТ в профессиональной деятельности классного руководителя

Уметь
2.6.1.1.Заполнять электронный журнал.
2.6.1.2.Использовать специализированное программное обеспечение.

Уметь
2.6.2.1.Размещать информацию для родителей в Интернет.
2.6.2.2.Вести веб-страницы класса (группы) на сайте учебного заведения.
2.6.2.3.Использовать ИКТ при проведении классного часа, внеучебного мероприятия.

2.7.Использование элементов дистанционного обучения

Знать
2.7.1.1.Знать принципы организации дистанционного обучения.
Уметь
2.7.1.2.Подбирать для учащихся ресурсы для работы в микрогруппах, самостоятельной работы и др.

Уметь
2.7.2.1.Использовать элементы дистанционного обучения при работе с сильными и со слабо успевающими учащимися.

 

_______________________________

* Вариативная часть, связанная с предметной сферой учителя, в данной работе не выделена

IV. Составляющие ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности административно-управленческого персонала образовательных учреждений - инвариантная часть*

Тема

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1. Модернизация системы образования на базе ИКТ

1.1. Нормативная база информатизации образования

Знать
1.1.1.1.Систему информатизации образования в РФ.
1.1.1.2.Государственные и региональные программы информатизации образования.
1.1.1.3.Составляющие государственных образовательных стандартов и программ, региональных программ в области информатики и ИКТ.

Уметь
1.1.2.1.Находить нормативные документы на Web-представительствах государственных и региональных органов образования.
1.1.2.2.Находить законодательные акты и документы в правовых информационно-поисковых системах.
1.1.2.3.Доводить до сведения педагогического коллектива, административных и хозяйственных работников государственные и региональные программы информатизации образования.
1.1.2.4.Организовывать работу педагогического коллектива с учетом государственных образовательных стандартов в области информатики и ИКТ.

1.2. Модели и опыт информатизации образования

Знать
1.2.1.1.Состояние, проблемы и перспективы информатизации и компьютеризации образовательных учреждений разных ступеней.
1.2.1.2.Модели и опыт информатизации образования в регионе, в России и за рубежом.
1.2.1.3.Принципы аккумуляции опыта педагогов и управленческого персонала в сфере ИКТ.
1.2.1.4. Состояние системы повышения квалификации работников образования в области ИКТ.

Уметь
1.2.2.1.Формировать информационную культуру педагогического коллектива.
1.2.2.2.Контролировать разработку и выполнение плана повышения квалификации в области информатизации всех категорий сотрудников учреждения.
1.2.2.3.Организовать консультацию и методическую поддержку преподавателей в использовании ИКТ-технологий в обучении.
1.2.2.4.Систематизировать информационные, методические и дидактические ресурсы учреждения.

1.3. Информатизация образовательного учреждения

Знать
1.3.1.1.Цели и задачи информатизации образовательного учреждения.
1.3.1.2.Перспективный план информатизации образовательного учреждения.
1.3.1.3.Функции персонала по информатизации образовательного учреждения.
1.3.1.4.Принципы мониторинга процесса информатизации образовательного учреждения.

Уметь
1.3.2.1.Ставить цели и задач информатизации образовательного учреждения.
1.3.2.2.Создавать план информатизации образовательного учреждения.
1.3.2.3.Описывать функции по информатизации руководителей различных рангов.
1.3.2.4.Контролировать уровень информатизации образовательного учреждения.
1.3.2.5.Организовать обслуживание, ремонт технических средств.

2. ИКТ и новые модели обучения

2.1. Информационные технологии обучения

Знать
2.1.1.1.Новые информационные технологии обучения.
2.1.1.2.Принципы программной организации педагогической информации: электронные учебники, учебные сайты, базы данных, базы знаний.
2.1.1.3.Принципы интеграции новых информационных технологий и традиционных методов обучения.

Уметь
2.1.2.1.Инициировать и контролировать применение педагогическим коллективом новых информационных методов в учебном процессе.
2.1.2.2.Работать с электронными учебниками, учебными сайтами.
2.1.2.3.Готовить учебные, методические, информационные материалы.

2.2. Применение ИКТ во внеучебной работе

Знать
2.2.1.1.Принципы организации информационного центра образовательного учреждения.
2.2.1.2.Принципы автоматизация деятельности библиотеки.
2.2.1.3.Принципы организации  телевизионной сети учреждения, радиоузла.

Уметь
2.2.2.1.Организовать и контролировать работу информационного центра.
2.2.2.2.Организовать и контролировать автоматизацию библиотеки.
2.2.2.3.Организовать и контролировать создание и работу средств информации учреждения с применение ИКТ. 
2.2.2.4.Организовать дистанционные формы консультирования учащихся.

3. Информационные технологии управления образованием

3.1. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности в образовании

Знать
3.1.1.1.Принципы функционирования электронного офиса. 
3.1.1.2.Технологию организации рабочего времени и деловых встреч.
3.1.1.3.Информационные технологии документооборота.
3.1.1.4.Сетевые технологии работы с финансово-кредитными организациями.
3.1.1.7.Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.
3.1.1.8.О методах статистической обработки данных (на уровне понятий).

Уметь
3.1.2.1.Управлять расписанием рабочего времени и деловых встреч.
3.1.2.2.Организовать электронный офис.
3.1.2.3.Работать с финансово-кредитными организациями с помощью их сетевых представительств.
3.1.2.4.Применять электронную подпись.
3.1.2.5.Публиковать личные Web-страницы.

3.2.Сетевые технологии в образовании

Знать
3.2.1.1.Принципы дистанционного образования.
3.2.1.3.Организацию образовательных порталов.
3.2.1.5.Организацию сетевых встреч и собраний.
3.2.1.7.Структруру образовательных ресурсов Интернета.
3.2.1.8.Сайты государственных органов управления образования.
3.2.1.9.Банки педагогической информации.

Уметь
3.2.2.1.Использовать возможности виртуального офиса.
3.2.2.2.Применять образовательный портал для управления процессом обучения.

3.3.Технические средства информатизации образования

Знать
3.3.1.1. Общую характеристику технических средств информатизации учебного заведения.
3.3.1.2.Технические средства организации теле и видеоконференций.
3.3.1.3.Виды проекционного оборудования, экраны и интерактивные доски.
3.3.1.4.Состав и характеристики оборудования локальной сети учреждения.
3.3.1.5.Состав и характеристики оборудования для видео- и фотостудий, создания анимаций.
3.3.1.6.Состав и характеристики оборудования для компьютеризированных лабораторий кабинетов физики, химии, астрономии, черчения.
3.3.1.7.Состав и характеристики оборудования для системы внешнего и наружного наблюдения за учреждением в целях обеспечения безопасности.
3.3.1.8.Правила технической безопасности, эргономические правила, ресурсосбережение при использовании компьютерной техники.

Уметь
3.3.2.1.Контролировать разработку и исполнение плана модернизации технической базы информатизации образовательного учреждения.
3.3.2.2.Инициировать применение современных аппаратных средств педагогическим и хозяйственным коллективом образовательного учреждения.
3.3.2.3.Контролировать соблюдение гигиенических и эргономических норм в учебных компьютерных классах, на рабочих местах педагогов, административных и хозяйственных работников.
3.3.2.4.Контролировать рациональное использование компьютерной и офисной техники, средств телекоммуникаций в профессиональной деятельности с соблюдением правил технической безопасности.

4. Автоматизация процесса управления образовательным учреждением

4.1. Автоматизация функционирования образовательного учреждения

Знать
4.1.1.1.Состав и функции автоматизированной системы управления образовательным учреждением.
4.1.1.2.Принципы автоматизации делопроизводства.
4.1.1.3.Принципы автоматизации отдела кадров.
4.1.1.4.Принципы автоматизации бухгалтерии, библиотеки и медиатеки, работы хозяйственной части.
4.1.1.5.Состав автоматизированного рабочего места руководителя, завуча, учителя-предметника.
4.1.1.6. Примеры компьютерных информационных систем в образовательных учреждениях.
Уметь
4.1.1.7.Использовать автоматизированное рабочее место руководителя.

Уметь
4.1.2.1.Контролировать внедрение, развитие и модернизацию информационной систем организации, ее применение на всех уровнях образовательного учреждения.
4.1.2.2.Контролировать использование автоматизированных рабочих мест работниками образовательного учреждения.
4.1.2.3.Проектировать базы данных педагогического коллектива и административных работников.
4.1.2.4.Размещать информационные ресурсы учреждения в информационной системе, вести их поиск.

4.2. Автоматизация организации учебного процесса

Знать
4.2.1.1.Принципы автоматизации управления учебным процессом.

Уметь
4.2.2.3.Составлять расписание учебных занятий, дополнительного образования, воспитательной работы.
4.2.2.4.Организовывать информационные базы данных об учащихся.
4.2.2.6.Создавать и вести электронные классные журналы.

4.3. Информационное пространство образовательного учреждения

Знать
4.3.1.1.Принципы организации единого информационного пространства образовательного учреждения.
4.3.1.2.Организацию взаимодействия администрации, педагогического коллектива, обучающиеся, технические работники с помощью автоматизированного информационного пространства.

Уметь
4.3.2.1.Организовать и контролировать создание и развитие единого информационного пространства образовательного учреждения.
4.3.2.2.Использовать единое информационное пространство в управлении образовательным учреждением.
4.3.2.3.Контролировать использование информационного пространства всеми структурами образовательного учреждения.

4.4. Контроль и мониторинг обучения

Знать
4.4.1.1.Автоматизированные методы контроля и мониторинга качества образования.
4.4.1.2.Понятия теста и тестирования, виды тестовых заданий.
4.4.1.3.Методику и технология создания компьютерных тестов.

Уметь
4.4.2.1.Контролировать применение в учебном процессе автоматизированных тестов, составленных с учетом методических и эргономических требований.

 

_______________________________

* Вариативная часть, связанная с частными сферами деятельности сотрудников административно-управленческого персонала, в данной работе не выделена

http://www.icttest.edu.ru/useful/kdf/100/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Компьютерная грамотность и ИКТ - компетентность в сфере образования

Компьютерная грамотность и ИКТ - компетентность в сфере образования...

Необходимость повышения финансовой грамотности старшеклассников

Повышение финансовой грамотности молодежи  – задача учителей образовательных учреждений...

Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников

Кодификатор требований  по всем разделам включает в себя требования к  уровню подготовки выпускников образовательныхорганизаций (базовый уровень)...

Статья на тему: "Необходимость использования компьютерных технологий при обучении английскому языку"

Статья рассказывает об использовании компьютерных технологий при обучении английскому языку в школе....

Опыт повышения уровня функциональной грамотности учащихся по физике в контексте соответствия современным требованиям

Представлен опыт по внедрению заданий функциональной грамотности в образовательный процесс по физике....

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...