Родительское собрание "В каждом ребёнке солнце, только дайте ему светить"
материал (5 класс)
Педагог-психолог даёт пояснения понятиям "Одарённость", "талант". Даёт советы родителям , как помочь ребёнку в раскрытии своего таланта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 п. КАТАСОН БУДЁННОВСКОГО РАЙОНА»
«В каждом ребёнке солнце,
только дайте ему светить»
(План-конспект родительского собрания по взаимодействию с одарёнными детьми)
Подготовила кл. руководитель
Кудрявцева Татьяна Викторовна
2024-2025 уч. год
Цель родительского собрания: ознакомление с методическими и практическими рекомендациями по выявлению и развитию способностей ребенка в МОУ СОШ №8 п. Катасон и семье.
Задачи:
1. Привлечь внимание родительского коллектива к проблеме развития детской одарённости.
2. Способствовать созданию условий для развития и реализации способностей одарённых детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
3. Дать советы и рекомендации родителям одарённых детей.
Оборудование: презентация, аудиозапись, мультимедиа, распечатки.
Ход собрания:
Звучит веселая музыка. Родители собираются в зале.
I.Организационный момент (Слайд 1.)
Кл. руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рады всех вас сегодня видеть. Сегодня на нашем собрании присутствует психолог нашей школы Елманбетова Галина. Юрьевна. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики.
(Слайд 2.)
Дети – это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам
Мы пред будущим в ответе
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях наша сила.
Неземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
II.Основная часть.
1. Звучит аудиозапись песни «Губки бантиком…» в исполнении К. Орбакайте с презентацией «Детства листая страницы…».
2. Лекция психолога с презентацией.
- «Сто тысяч «Почему»?» Всем до боли знакомая тема. Очень часто мы раздражаемся по этому поводу, отмахиваемся от всех «почемучек», ссылаясь на занятость. Но как показывает практика, делать этого, ни в коем случае нельзя. Ведь таким образом можно «на корню обрубить» все желания и стремления ребёнка к познанию, «заглушить» предпосылки одарённости. (Слайд 1)
«В каждом ребёнке солнце, только дайте ему светить». Эти слова Сократа станут эпиграфом к нашей сегодняшней теме «Одарённый ребёнок. Какой он?»
(Слайд 2)
Ещё в 5 веке до нашей эры Конфуций размышлял об одарённых детях и предлагал отбирать и развивать их интенсивно. Их обучали при дворе правителя, развивая в них творческую фантазию, способность к написанию стихов и романов, у них была безошибочная память и чрезвычайно логическое мышление.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодёжь – это будущая профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования в целом. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Талант – дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я".
Как познает мир новорожденный? По улыбке мы можем судить о реакции ребенка на окружающий мир. Пока это только лопотание, пританцовывание, но в будущем это может перерасти в произведение искусств, которым будут восхищаться целые поколения. Мы не знаем, кем станет малыш, когда вырастет. От родителей, педагогов, окружения зависит, какой талант в нем проснется, И равнодушие со стороны взрослых может оказаться губительным для будущих Менделеевых, Кулибиных и Пушкиных.
У каждого есть шанс в жизни заявить о себе. Надо только пытаться, рисковать и не сдаваться.
В современной психолого-педагогической литературе "одарённость" рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном иди нескольких видах деятельности. (Слайд 3)
Сегодня одаренные дети — это дети, которые выделяются среди сверстников яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в каком-то виде деятельности, или же имеют внутренние предпосылки для таких достижений. Как определить каким талантом обладает ребенок?
Различают следующие виды одарённости:
- Интеллектуальная. Связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребёнок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью.
- Академическая. Проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребёнок отличается глубиной, лёгкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников.
- Творческая. Ребёнок находит новые решения, получает оригинальные результаты. Он отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения.
- Социальная. Ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми. Он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берёт на себя инициативу, становится лидером, организатором.
- Психомоторная. Ребёнок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы). (Слайд 4)
«В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить», – сказал когда-то великий Сократ. Чтобы «солнце засветило в ребенке», еще со школьной скамьи нужно создавать условия для развития природных задатков детей, раскрытия их способностей и талантов, выявлять среди них наиболее одаренных.
Интерес к одаренной личности в настоящее время очень высок. Это объясняется, прежде всего, потребностью общества в неординарных, творческих людях. Как высказался в свое время Генри Форд, «более одаренные люди ведут общество вперед, облегчая остальным условия жизни».
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить одаренных детей, интересующихся различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одной из главных задач системы образования страны. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, организовываются слеты, летние и зимние школы, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Наши дети регулярно участвуют и зачастую становятся призерами в различных олимпиадах, конкурсах и конференциях всероссийского уровня.
В нашей школе применяются различные формы работы с одарёнными детьми
- групповые занятия с одарёнными детьми;
- индивидуальные консультации;
- факультативы;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах различного уровня;
- интеллектуальный марафон;
- публичные выступления;
- защита творческих и исследовательских проектов;
- участие в муниципальных и региональных конференциях;
- участие во всероссийских конкурсах.
Как определить каким талантом обладает ребенок? Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэндфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:
- Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
- Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
- Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
- Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
- Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
- Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одарённости ребёнка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и.т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одарённого ребёнка, прежде всего внимание родителей. Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки разумного. Помогайте ребёнку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолётную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать её понятной для окружающих.
- Спасибо всем. В заключении я хочу процитировать великого педагога Амонашвили «Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят…»
- До свидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания
Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

«В каждом есть солнце, только дайте ему светить!»
В преддверии нового 2012- 2013 учебного года августовская конференция работников образования прошла по теме «Задачи педагогических коллективов по развитию си...

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»
Конспект занятия элективного курса «Психология общения» с элементами арт - терапии...
«В каждом человеке - солнце. Только дай ему светить!»
Классный час для учащихся...

В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.
В нашем детском доме – школе есть категория детей, которой нужно особенное внимание так как эти дети социальные сироты при живых родителях, из неблагополучных семей.....

Мастер-класс «В каждом ребёнке солнце. Дайте ему светить!»
Цель выступления:трансляция опыта работы на уровне школы для создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и професс...

родительское собрание "Каждый ребёнок индивидуальность"
Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивиду...