Семинар - практикум для родителей "Со звуками и буквами играем - учимся читать"
материал
Познакомить родителей с системой обучения грамоте дошкольников в 5 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей
на тему «Со звуками и буквами играем – учимся читать».
Цель: познакомить родителей с системой обучением грамоте дошкольников 5-7 лет.
Задачи:
- показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой;
- закрепить понятия: звук – буква, о твёрдости и мягкости согласных звуков;
- научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза слов;
- познакомить с дидактическими играми на звуковой и слоговой анализ слов.
Логопед.
Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте – это определённый способ формирования навыка чтения и письма.
Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия. К 5 – 6 годам у ребенка должен быть сформирован фонематический слух
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. А уже на основе фонематического слуха формируется фонематический анализ и синтез – умение «раскладывать» и «собирать» звуковую структуру слова.
Сегодня мы будем играть в звуковые игры, «пропустим их через себя», чтобы легко и радостно играть в них со своими детьми.
Игра «Поймай звук»
Логопед. Я вам загадаю загадку: На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Какой первый звук в слове светофор? Сейчас будите «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите: с, з, ц, с, п, к, а, з, ц,
Са, жа, зо, зы, со, ща.
Мак, сыр, мишка, миска, крыша, семь («ловушка»).
Игра «Ушки на макушке»
Логопед. Я многократно произнесу одно и тоже слово, и в тот момент, как только услышите другое слово, вам нужно хлопнуть: сыр, сыр, сыр, сор, сыр;
шар, шар, жар, шар, шар;
стол, стол, стул, стол, стол;
мак, мак, мак, лак, мак, мак.
Игра «Верни шалунишку» (игра в кругу с мячом)
Логопед. Загадка: Красный нос в землю врос,
А зеленый нос снаружи.
Вам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Какой первый звук в слове морковь? Из моих слов убежал звук «м». Поймав мяч, верните его в начало слова: -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка.
Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем звук отличается от буквы? (звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем).
На какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные звуки)
Сколько гласных звуков в русском языке ? (6 звуков – а, о, у, ы, э, и)
Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными ? (при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; гласные образуют слог).
Какие бывают согласные звуки ? (твердые и мягкие). Твердые согласные звуки обозначает синим цветом, мягкие – зелёным, гласные – красным.
Давайте поиграем в игры, помогающие различать твердые и мягкие согласные звуки.
Игра «Тим и Том»
Картинки двух мальчиков. Один – маленький, худенький. Это Тим. Другой – высокий, толстенький, большой. Это Том. Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том – на твердый согласный звук. Кто любит носить кепку, кто панаму? Родители раздают картинки Тиму и Тому.
Игра «Цепочка слов»
Логопед. Для закрепления места звука в слове можно поиграть в игру «Цепочка слов», каждое слово начинается на последний звук предыдущего слова. Самолет, троллейбус, самосвал, лодка, автобус. Как одним словом можно назвать эти предметы? (транспорт).
Игра «Звуковые коробочки» Логопед. Предлагаю выполнить звуковой анализ слов, выложить название картинки звуками (фишками). Картинки: дом, сыр, лимон и т. д. Логопед. Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова: брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, ю, я. ь; выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчеркивать каждый звук в слове. Например, слово «сон» с с с сон – первый звук с, с о о о о н – второй звук о, с о н н н н – третий звук н.
Логопед. Как с ребёнком выучить буквы. Показывая детям буквы, называете твёрдый вариант согласного звука: не «кэ», не «ка», а «к».
Дети намного легче, быстрее и охотнее запоминают информацию, если ее предоставить в виде игры. Так давайте же этим воспользуемся, поиграем в игры.
Игра «Снежные комочки»
Логопед. Я бросаю вам «снежки» - скомканные листы бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу разгладить лист так, чтобы не один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: «допиши букве нужный элемент».
Игра «Зашумленные картинки».
Называете картинку, выделяете первый звук, соотносите с буквой. Букву можно составить из палочек, шнурка, элементов букв, слепить из пластилина, выложить из крупы.
Для того, чтобы выучить буквы, можно их писать разнообразными способами:
• карандашами, мелками, ручками и фломастерами на листике бумаги
• можно писать буквы обычными красками, гуашью, а также пустить в ход пальчиковые краски
• мелом на улице во время прогулок
• мелом или специальными маркерами на мольберте
• вырисовываем буквы с помощью палочки на песке, в манной крупе или на муке, насыпанной на подносе
• пишем на стене во время купания при помощи зубной пасты.
Буквы можно лепить – из глины, пластилина, соленого теста.
Можно вырезать буквы из листа бумаги или картона и предложить их разукрасить в тот цвет, который ребёнку больше нравится.
Интересно изучать буквы с помощью ассоциаций. Буква Д – похожа на дом, О – круглая, как колечко, С – похожа на полумесяц, а Е – на лесенку, Ё – с шишками на голове и т. д.
Опыт работы показывает, что использование данных игр и упражнений позволяет добиться положительных результатов в обучении грамоте дошкольников.
Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!
На память получите список слов для анализа и синтеза, чтения и печатания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Учимся, играя».
Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для родителей по профилактике нарушений звукопроизношения «Учимся говорить правильно»
Семинар-практикум направлен на повышение компетентности и знаний родителей по профилактике нарушений звукопроизношения....

1-2 класс Алфавит -Методическая разработка "Учимся читать букву Gg" с интерактивными играми на сервере LearningApps
АААлфавит -Методическая разработка "Учимся читать букву Gg" с интерактивными играми на сервере LearningApps Вuдеоуроки:Английский для начинающих. Правила чтения в английском языке...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ :"Я говорю, играю или как развивать речь ребенка"
Семинар-практикум для воспитателей (младший и средний возраст)...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» (играем и учимся звуковому анализу слов)
Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками...

Семинар-практикум для родителей «Учимся -игра»
Семинар-практикум проводился с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в направлении коррекционно-развивающих игр с детьми«Игра — это ...