Семинар-практикум для педагогов ДОУ :"Я говорю, играю или как развивать речь ребенка"
методическая разработка
Семинар-практикум для воспитателей (младший и средний возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_govoryu_igrayu_ili_kak_razvivat_rech_rebenka.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Я говорю, играю или как развивать речь ребенка»
(младший и средний возраст)
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
- Познакомить педагогов с основными факторами, влияющими на речевое развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.
- Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством игровых заданий.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем наш семинар-практикум «Я играю, говорю или как развивать речь ребенка. На нашем практикуме мы с вами рассмотрим младший и средний возраст и подробно остановимся на наиболее эффективных методах и приемах развития устной речи детей.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.
На сегодняшний день каждый 14 ребенок имеет ЗРР. Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет и если родители не обращают на это внимание, то с годами проблемы только усугубляются.
В младшем дошкольном возрасте на первое место выходит работа по формированию звуковой культуры речи.
Развитие речи 2-3 летних детей во многом зависит от того в какой речевой среде находится ребенок. При общении с ребенком необходим зрительный контакт, речь педагога должна быть не торопливой, четкой, правильной, любые попытки говорить должны поощряться. Речевая среда должна быть насыщена потешками, прибаутками, короткими стишками простыми стишками которые дети смогут повторить. Я не буду подробно останавливаться речевых играх младшего возраста, вы все их знаете и успешно применяете. Я хотела бы презентовать вам уникальное пособие, которое поможет вам в работе с детьми.
Пособие содержит комплексную систему занятий по формированию правильной речи у детей от 1,5 до 3 лет.
Последовательно выполняя упражнения, вы поможете малышу перейти от понимания речи к произнесению сначала отдельных звуков и слов, а затем целых фраз и коротких предложений, а также сможете выявить и устранить возможное речевое отставание.
Авторская методика успешно проверена на детях и популярна в российских дошкольных учреждениях. Издание является лауреатом конкурса "Федеральная программа "Лучшее детям" 2008 и 2009 годов, имеет специальный "знак качества".
Пособие имеет удобный альбомный формат и содержит множество цветных иллюстраций.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:
-говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
-спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);
-строить логические предложения из 6-8 фраз;
-понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
-уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч – круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
-понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
-иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
-уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
-без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
-знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;
-без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания;
-уметь отвечать на вопросы о своем время провождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).
Дидактические игры
Найди ошибку
Эта игра позволяет правильно произносить и запоминать слова, в которых много складов, а также активно развивать слуховое внимание. Например, ребенку показывают карточку слоненка и говорят: у него есть хобот (правда), он быстро бегает (неправда), он тяжелый (правда). Кроме названных характеристик, малышу предлагают самому назвать ещё несколько.
Так может быть или нет
Благодаря этой игре дети учатся замечать непоследовательности и активно развивают свое логическое мышление. В отдельных предложениях или небольших историях необходимо определить то, чего не может быть. Например: «Наступила осень и на деревьях начали появляться первые зеленые листики».
Какое время года
Благодаря стихам и описательным рассказам можно очень легко научиться определять время года.
Какой, какая, какое
Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая».
Отгадай растение
Самостоятельное описание предметов и отгадывание описанного взрослым позволяет развивать внимание и память, учиться правильно описывать предметы и угадывать их по признакам.
Какое что бывает
Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево. Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др.
Когда это бывает
На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой).
И в заключении позвольте вам представить еще одно пособие по развитию интеллекта ребенка. Все мы знаем, что развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.
Судите сами: что важнее?
Речь. Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи (расширение и активизация словарного запаса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие грамматического стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).
Восприятие. Является «зеркалом», отражающим действительность в нашем сознании. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.
Внимание. Невозможно себе представить, что какая-либо задача может быть решена, если человек не умеет сосредотачиваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, перерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.
Мышление. «Процессор» нашего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятельности человека, в которой не участвовали бы анализ или синтез, классификация или систематизация, сравнение или абстрагирование информации.
Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.
Вы не смогли ответить, на этот вопрос. Просто ответа на него нет! Все составляющие интеллекта важны. Авторы пособия смогли собрать и систематизировать игры и упражнения по лексическим темам. На освоение материала одной темы отводится одна неделя. В начале каждой лексической темы предлагается тематический словарь, игры и упражнения по данной лексической теме. Материал изложен в простой и доступной форме и может быть использован в работе воспитателями, логопедами, психологами, воспитателями, гувернерами.
Спасибо за внимание. Надеюсь, наша встреча была полезной для вас. В работе с детьми вам пригодятся памятки, которые я для вас приготовила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем речь ребенка, играя.
Материал можно использовать на логопедических стендах и в качестве сообщений на родительских собраниях и индивидуальных консультациях....
Как родителям самостоятельно развивать речь ребенка
Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на приме...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Я говорю, играю, или Как развивать речь ребёнка»
Данныйконспект родительскогособрания направлен на повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....
Как развивается речь ребенка
Что влияет на развитие речи. Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте...
«Как развивается речь ребенка». (консультация для родителей)
Консультация для родителей...
Консультация "Развиваем речь ребенка. С чего начать?".
Консультация для родителей Развиваем речь ребенка. С чего начать? Как известно все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на пример...
Как развивается речь ребенка
Основные этапы развития речи, их характерные особенности...