«Особенности адаптации пятиклассников»
статья
В помощь родителям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 5 классе
«Особенности адаптации пятиклассников»
Цель собрания: оценить адаптационный период в классе, выявить возникающие у детей проблемы и наметить пути их решения.
Задачи: познакомить родителей с психологическими особенностями периода адаптации пятиклассников; проанализировать состояние класса и отдельных учащихся в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины воникающих трудностей учащихся и наметить пути их решения.
Форма проведения: консилиум
Участники: классный руководитель, родители учащихся, учителя- предметники.
Ожидаемые результаты: собрание поможет родителям осознать важность взаимодействия семьи и школы, познакомит родителей с требованиями учителей- предметников.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Здравствуйте, уважаемые родители.
Для ваших детей закончился первый этап школьной жизни – начальная школа. Дети повзрослели. Они уже чувствуют себя взрослыми, но на самом деле пока психологически не сильно отличаются от учеников младшей школы. Теперь – они пятиклассники! Вашим детям предстоит понять и принять требования средней школы и приспособиться к ним.
Переход учеников из начальной школы – период достаточно сложный и ответственный; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит в дальнейшем вся их школьная жизнь. Наша с вами задача – понять, что происходит сейчас с нашими детьми, о чем они волнуются и беспокоятся, с какими сталкиваются проблемами, и самое главное мы должны определить, какую реальную помощь сможем оказать ребятам.
В переходный период дети нередко меняются, становятся тревожными без видимых причин, могут становиться робкими или, наоборот, раскрепощенными, иногда излишне суетятся. Как результат - у них снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации в этом возрасте зависит не только от интеллектуальной готовности пятиклассника к учебе, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и учителями, соблюдать школьные правила, быстро приспосабливаться к новым ситуациям.
Давайте с вами разберем, в чем же заключаются сложности этого периода и как их избежать.
Среди самых распространенных проблем в этом возрасте можно выделить следующие:
1.Большое количество учителей, у каждого из которых свои требования. Учителей нужно запомнить и привыкнуть к ним. Их требования нужно учитывать и выполнять.
2.Новое расписание, большая учебная нагрузка, большое количество новых предметов. Большой поток информации, незнакомые термины, которые необходимо запоминать.
3.Кабинетная система, тогда как до этого занятия проходили в одном кабинете. К этому тоже необходимо привыкать.
4.Новый классный руководитель.
5.Проблемы со старшеклассниками.
Итак, давайте рассмотрим проблемы школьной адаптации более подробно.
Изменение условий обучения
Ребенок в начальной школе привык выполнять требования одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. И учитель очень быстро привыкал к детям, знал, как можно им помочь, хорошо разбирался в их психологии. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, он привык к требованиям оформления тетрадей. Все было для него привычно. А учитель – для них практически вторая мама, которая подскажет, подбодрит, направит.
При переходе в пятый класс все становится по- другому. Во-первых, стало много учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов становится много.
Рушится привычный мир, и, конечно, нашим детям освоить все это бывает непросто. Для того чтобы выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов, требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет проходить. Необходимо также помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, но не у одного учителя, а у многих, пытаться выстроить отношения со многими учителями. Ребята волнуются, пугаются - а в итоге становятся более тревожными и рассеянными.
Изменение требований
У каждого учителя- предметника свои требования. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть несколько. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадку в качестве словаря, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценится, когда дети высказывают собственные мысли, а на уроках истории необходимо учить все даты наизусть. И все эти требования надо запомнить, соблюдать, и не перепутать, где и что надо делать.
Чем мы можем помочь.
Во-первых, увидеть плюсы этих трудностей переходного периода. Эти «мелочи», которые поначалу осложняют ребенку школьную жизнь, приносят и определенную пользу. Дети учатся учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учатся взрослой жизни, где требований всегда достаточно много.
Во-вторых, все эти сложности учат подростка выстраивать отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Вы, как родители должны помочь ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Можно попробовать составить совместно с ним расписание на каждый день недели, чтобы соотнести нагрузку и отдых. И стараться не отступать от этого расписания.
Отсутствие контроля
На протяжении первых четырех лет в школе у ваших детей был один учитель, который их учил, был их классным руководителем и контролировал их.
Он постоянно находился с ними, быстро определял их особенности, помогал контролировать учебный процесс. Ему удавалось отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками из класса. И дети чувствовали его поддержку постоянно.
Но при переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Есть только класс в целом. У каждого учителя- предметника достаточно большая нагрузка и много учащихся. Запомнить особенности всех учеников подчас бывает непросто и даже невозможно. Именно поэтому у ребенка создается впечатление, что они учителям не нужны, что можно «халявить» и даже если он что-то не сделает, учитель может не заметить, ведь детей в классе много. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Мы не следим за поведением ребенка на всех переменах. Не организовываем в полной мере досуг после уроков. Поэтому дети могут пытаться хвостом ходить за классным руководителем, либо уходить к своей первой учительнице, чтобы там почувствовать себя нужным. Это может отражаться и на учебе.
Чем мы можем помочь.
С одной стороны вам, родителям в это время кажется, что учителя неправы. Что необходимо искать индивидуальный подход к каждому ученику. Конечно, в этом я с вами соглашусь. И мы, учителя, этот подход ищем. Но только быстро это сделать не получится.
И здесь мы с вами снова можем найти плюсы: идет постепенное приобщение к миру взрослых. К тому же подросткам предоставляется больше свободы, которой многим так не хватает в этом возрасте. Вот пусть и попробуют, какова она эта свобода на вкус.
Обращаясь к вам, я хочу сказать, будьте, пожалуйста терпеливы к своим детям. Разговаривайте с ними чаще о школьной жизни, контролируйте поначалу выполнение ими домашнего задания. При этом учитывая требования учителей.
Участвуйте в организации досуга детей, чтобы помочь классному руководителю.
Если вы замечаете, что у ребенка проблемы, не откладывайте, подойдите к классному руководителю, к учителям – предметникам. Постарайтесь совместно с ними выявить причину возникших сложностей.
Пробелы в знаниях
В пятом классе не происходит постоянного отслеживания тем, которые ребенок не понял. И не поняв тему, к тому же если он не подошел за разъяснениями к учителю или к родителю, ребенок может не понять следующую. А материал будет только усложняться. Со временем начнут появляться плохие оценки. Не до конца усвоенные темы в начальной школе, в среднем звене начинают проявляться достаточно явно, наблюдается отставание в материале. У ребят могут появиться сложности в усвоении учебного материала из- за недостатка речевого развития, внимания, памяти маленького словарного запаса.
Чем мы можем помочь.
Перед тем, как ребенок выполняет домашние задания, найдите время проверить, как им усвоен материал в классе. Важно чтобы он понимал задания и мог выполнить аналогичные самостоятельно. Пусть он вам объяснит, как выполняет упражнения, почему именно так необходимо решать данную задачу и т. д.
Старайтесь развивать внимание, память и мышление у детей. Это все сможет помочь усвоить материал. Подбирайте для своих детей хорошие книги по возрасту, пусть чтение станет хорошей привычкой. Это очень сильно поможет им в учебе.
Некоторые проблемы пятиклассников
1.Могут пропускать буквы в письменных работах.
2.Знают правила по русскому языку, но не умеют их применять.
3.С трудом справляются с математическими задачами.
4.Трудно дается пересказ, бывают невнимательны и рассеяны.
5. Неусидчивы во время уроков.
6.Не умеют работать самостоятельно.
7.Не всегда понимают объяснения учителя.
8.Постоянно что- то забывают (вещи, учебники).
9.Боятся уроков, учителей, контрольных работ.
10.Есть сложности в общении с одноклассниками.
Как вам относиться к отметкам ребенка.
Не ругайте своего ребенка за плохую оценку. Им очень хочется быть в ваших глазах хорошими. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает изворачиваться и врать, чтобы все равно остаться хорошими для вас.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не оправдался. Постарайтесь ему объяснить, что важен не только высокий результат. Большую ценность имеют знания, которые он сможет приобрести, если будет ежедневно, упорно трудиться.
Золотые правила воспитания для родителей
Любите своего ребенка любым, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте все достоинства и недостатки ребенка.
Находите в нем самое лучшее, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребенка, чаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не надо пытаться реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а только личный пример.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.
Помните, что ваш ребенок неповторимый и уникальный.
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше сходить в школу и самостоятельно разобраться со сложной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Пусть ребенок научится у вас уважать старших (незнакомого человека или учителя). Неуважительное отношение к старшим– плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
И всегда помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Желаю вашим детям успехов в учебе, хороших друзей и много интересных событий в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/10/picture-61555-1349887610.jpg)
Презентация к родительскому собранию "Особенности адаптации пятиклассников"
Презентация может быть использована педагогами при проведении родительского собрания в школе или интересующимися родителями....
Особенности адаптации пятиклассников
Материал для проведения родительского собрания в 5 классе, разработка, презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-368892-1397746855.jpg)
Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Разработка родительского собрания....
отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»
«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев...