Консультация для родителей «Игровая деятельность ребенка с ОВЗ. Роль взрослых в её организации».
консультация
"Консультация для родителей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Игровая деятельность ребенка с ОВЗ. Роль взрослых в её организации»
Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации.
Развитие предметной игры проходит несколько этапов: первый этап заключается в совместной игре со взрослым; на втором этапе дети научаются действовать самостоятельно и могут, переносить полученные знания на другие предметы; на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.
Особо важное, значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека.
Для того, чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.
К сожалению, дети с интеллектуальной недостаточностью, в связи с низкой познавательной активностью, достаточно часто показывают низкий интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой, сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна. Очень часто игра таких детей сводится к неосознанным, непрерывно повторяющимся действиям (снимание-одевание одежды с куклы).
Еще одной из проблем для детей с интеллектуальной недостаточностью является то, что такие дети достаточно часто отстают в речевом развитие и очень сложно овладевают речью. А речь – это одна из главных составляющих сюжетно-ролевой игры. Дети же с ОВЗ чаще всего выполняют действия молча.
Взрослый (воспитатель, учитель или родитель) играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.
Обучить ребенка с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но, не сильно загружая разнообразием действий единовременно.
Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.
Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент.
В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать, как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляя его руками).
Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно почаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.
При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.
Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет испытать на себе, побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем.
Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика;
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие;
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание;
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость. В игре активно обогащается и развивается словарь ребёнка с ОВЗ. Формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира; систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности; сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Речевая культура ребенка рождается в семье"
консультация для родителей...

Консультация для родителей " Наказывать ли ребенка?Как и зачем?"
Уважаемые родители! Наши дети растут очень быстро и все меньше слушают взрослых. Надеюсь данная информация будет полезна и интересна многим из вас....

Консультация для родителей "Как помочь ребенку заговорить"
Советы логопеда родителям, имеющим детей с задержкой речевого развития....

Консультация для родителей "Как научить ребенка говорить"
10 советов логопеда, которые помогут быстрее начать говорить малышу....
Консультация для родителей " Если с ребенком никто не дружит"
Если с ребенком никто не дружит...

Консультации для родителей "Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?"
"Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?"...