Консультация для родителей «Игровая деятельность ребенка с ОВЗ. Роль взрослых в её организации».
консультация

Оганнисян Манэ Карписовна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Игровая деятельность ребенка с ОВЗ. Роль взрослых в её организации»

Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации.

  Развитие предметной игры проходит несколько этапов: первый этап заключается в совместной игре со взрослым; на втором этапе дети научаются действовать самостоятельно и могут, переносить полученные знания на другие предметы; на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.

  Особо важное, значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека.

 Для того, чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.

  К сожалению, дети с интеллектуальной недостаточностью, в связи с низкой познавательной активностью, достаточно часто показывают низкий интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой, сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна. Очень часто игра таких детей сводится к неосознанным, непрерывно повторяющимся действиям (снимание-одевание одежды с куклы).

  Еще одной из проблем для детей с интеллектуальной недостаточностью является то, что такие дети достаточно часто отстают в речевом развитие и очень сложно овладевают речью. А речь – это одна из главных составляющих сюжетно-ролевой игры. Дети же с ОВЗ чаще всего выполняют действия молча.

  Взрослый (воспитатель, учитель или родитель) играют важную роль в развитии таких детей.  При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.

  Обучить ребенка с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но, не сильно загружая разнообразием действий единовременно.

  Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.

Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент.

  В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать, как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляя его руками).

  Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно почаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.

  При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.

  Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его   с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет испытать на себе, побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем.

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика;

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие;

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание;

- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость. В игре активно обогащается и развивается словарь ребёнка с ОВЗ. Формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира; систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности; сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Наказывать ли ребенка?Как и зачем?"

Уважаемые родители! Наши дети растут очень быстро и все меньше слушают взрослых. Надеюсь данная информация будет полезна и интересна многим из вас....

Консультация для родителей "Как помочь ребенку заговорить"

Советы логопеда  родителям,  имеющим   детей с   задержкой речевого развития....

Консультация для родителей "Как научить ребенка говорить"

10 советов логопеда,  которые помогут быстрее начать говорить малышу....

Консультации для родителей "Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?"

"Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?"...