Час общения.Твори добро
план-конспект урока (9 класс)

Попович Ирина Ивановна

- поиск наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в целях успешной адаптации школьников

цели:

  • Формирование чувств доброты, милосердия, толерантности, сопереживания, сочувствия, нравственного выбора.
  • Развитие качеств нравственной личности.
  • Формирование навыков групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya_tvori_dobro.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения «Твори добро!»

Методическая цель:

- поиск наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в целях успешной адаптации школьников

цели:

  • Формирование чувств доброты, милосердия, толерантности, сопереживания, сочувствия, нравственного выбора.
  • Развитие качеств нравственной личности.
  • Формирование навыков групповой работы.

Оборудование: плакат с изображением солнца, лучи( по кол-ву человек), рисунок подсолнуха, семена подсолнечника, стаканчики, земля, мягкая игрушка солнце, ручки, 4 листа А4

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Мы начинаем наш час общения.

1. Звучит песня « Дорогою добра»

-Мы не случайно начали наш час общения с этой песни.

- О чем в ней говориться? (о добре, доброте), поэтому и тема нашего разговора будет такова «Твори добро!»

2. Упражнение «Лучи»

У каждого из вас уже есть представление о добре, доброте. Что вы понимаете под этими словами?

А теперь я попрошу вас записать свои мысли на лучах, которые лежат перед вами на столе.

(Пишем определения доброты на лучах, некоторые зачитываем)

Добро- понятие нравственности, противоположное понятию зла,означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

А Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Добро – это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное». Человеческая доброта, душевная чуткость, милосердие, расположение к людям, умение радоваться и переживать за других людей, доброжелательность создают основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. И наоборот, если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один.

3. Упражнение «Найди своё место»

Ребята задумайтесь, кто из вас считает себя добрым человеком? А кто не очень добрым?

-Прошу выйти в сектор « +» справа от меня и» -« слева от меня

-Почему ты занял место в этом секторе?

(возможо оживление, смех).

Я вижу ваши удивленные глаза (я слышу ваши бурные эмоции.) Что же вас так удивило? Может быть, мы не ожидали увидеть здесь некоторых ребят.

Я открою вам небольшую тайну, что на самом деле среди собравшихся здесь никто не слукавил, внутри каждого из нас есть своя индивидуальная мерка- измеритель, она то и подсказывает нам каким надо быть. Некоторые, например, накормят котенка и уже считают себя добрым, хотя он сделал всего лишь доброе дело. Другой может сделать подряд много добрых дел: перевести старушку через дорогу, поднять коляску соседке, поднять мусор за другого и считать это обычным делом, долгом, не приписывая себя славу доброго человека.

Прошу занять свои места.

Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.

Первый шаг к доброте - это доброе слово.

Мы поговорили о проявлении доброты в поступках, а с помощью каких слов мы способны распознать доброе расположение к нам?( дет ответы: спасибо ,здравствуйте, благодарю, доброго вам здоровья).Это не просто проявление элементарной вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность, свое отношение к человеку и к сделанному для нас добру.

4. Упражнение «Эксперимент»

- Давайте сейчас с вами проведем эксперимент. Закройте глаза и поднимите руку те, кто всегда говорит близким и знакомым людям: «Здравствуйте!». Опустите руку, откройте глаза и отметьте на своих карточках +, кто сейчас поднимал руку. Снова закройте глаза и поднимите руку те, кто всегда говорит «спасибо». Откройте глаза и поставьте +. Продолжаем ту же работу: кто всегда говорит «извините»? Ставим себе +. И наконец, кто из вас практически всегда говорит: «Желаю вам всего доброго!». Открываем глаза и считаем, сколько + у вас всего получилось. (спросить у 3-4 человек)

А теперь вспомните тот момент, когда каждый из вас находился в сектор +, посчитав себя добрым человеком. Совпало ли ваше мнение с результатом эксперимента? Выводы вы сделаете сами.

Вывод: Да, эти слова важны для нас, но дело не только в том, чтобы всегда произносить их в нужный момент, сколько в умении отвечать на добро движениями своей души, то есть быть добросердечным, чутким, сопереживающим человеком.

А с чем обычно ассоциируется у людей доброта? С какими предметами, явлениями?

(ответы детей)

Вывод: доброта обычно в нашем представлении ассоциируется, прежде всего, с солнцем, которое светит и согревает всех людей независимо от их характера, поведения, поступков, т.е. независимо от того добрые мы люди или нет.

У нас в классе находится такое солнышко. Но посмотрите на него внимательно, нравится ли вам, как оно выглядит? (Да). Да, оно красивое. Но может ли оно излучать свет, тепло, радость без своих лучей? ( Нет).

Давайте сделаем наше солнце красивым и теплым и прикрепим к нему свои лучики.

(К солнцу присоединяем лучи, на которых написаны выведенные ребятами определения доброты.)

Какие чувства вызывает у вас созданное нами солнце?

5 Притча о мудром индейце

К сожалению, в жизни не всегда присутствует только все доброе, по некоторым, неведомым нам законам, все имеет свою противоположность: если есть белое, значит есть черное, если есть прекрасное, значит будет и безобразное. И если есть сила добра, значит есть и сила зла. В жизни это неминуемо, нам приходится ежедневно делать выбор между ними.

Я расскажу вам притчу, а вы подумайте и объясните, почему я выбрала именно ее. (идут слайды)

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы поняли слова мудрого индейца? О чем он говорил?

(ответы детей)

- От человека, от нас самих зависит, какая сторона души у нас будет преобладать. Это будет зависеть от наших мыслей (дурные они или хорошие),поступков, дел. Чтобы в нашей душе было меньше темных пятен, чтобы она становилась светлее, чище. Необходимо не допускать плохих мыслей, поступков и слов.

Чтобы стать хорошим, достойным человеком, мы должны стремиться быть добрыми, совершая добрые поступки.

6. Групповая работа «Правила доброго человека»

Давайте создадим правила, которые нужно соблюдать, чтобы стать добрым человеком.(4 мин)

( работа в группах: обсуждение и записать на приготовленных листах)

Примерные записи

  • Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
  • прощать ошибки других;
  • не жадничать;
  • жалеть других;
  • не ждать похвалы и награды;
  • быть приветливым и вежливым;
  • внимательным к людям;
  • делать добрые дела;
  • не отвечать злом на зло;

Озвучить.зачитывают дети.

Эти правила помогут вам работать над собой, чтобы стать достойным человеком.

А вот правила, которые предлагает мудрая сова:

Попробуй не наступать, а уступать

Не захватывать, а отдавать

Не кулак показывать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться

Не кричать, а выслушать

Не разорвать, а склеить

Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми

Какое удивительное чувство согрееет сердце,

Старайся ради себя самого не прчинять вреда другому человеку.

;Семечко».

(рисунок подсолнуха на ватмане)

- Перед вами на столе лежат семена. Возьмите каждый себе по семечку.

- Какое растение может вырасти из этого семени? (подсолнечник)

- Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Есть ли это у семени?(нет)

- Что нужно, чтобы из семени выросло прекрасное, здоровое растение? (Свет, вода, тепло.)

- А какими качествами должен обладать прекрасный, добрый, хороший человек? (Дети называют качества личности вежливость, доброжелательность,добродушие, милосердие благородство.)

- А что необходимо, чтобы эти качества развились у человека? (Их надо «вырастить» - воспитать.)

- Есть ли все эти качества у вас? Какое из них вы хотели бы в себе «вырастить», воспитать?

- А что для этого нужно делать? (Работать над собой, прикладывать усилия)

Подумайте сейчас об этом, и посадив в горшочек семечко, ухаживая за ним, помните о том качестве, которое хотите «вырастить» в себе.

(каждый в горшочек сажает семечко, чтобы вырастить в себе качество хорошего, доброго человека)

-Закончить наш разговор мне хотелось бы стихотворением Т. Кузовлевой «Твори добро» .

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

8. РЕФЛЕКСИЯ: Стоя в круге, передаем друг другу солнышко, как символ доброты, добрых поступков.

- Будем, передавая это солнышко, делиться с другими своей добротой.

- Передавая солнышко, вы можете начать свою мысль с фразы: «Сегодня я понял…», «Теперь я знаю…»

Вывод: Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым делом помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...

Час общения «Твори добро!»

Час общения «Твори добро!»...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Цель:Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.Развитие волонтерского движения в колледже, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.За...