Игры и упражнения для развития тактильных ощущений.
консультация
Для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, разминки пальчиков, кистей рук, восстановления кровообращения полезно полезно проводить специальные занятия с использованием тактильных панелей, сенсорных дорожек и др. Подборка специальных игр и упражнений поможет родителям провести такие занятия дома или на отдыхе. Сенсорные пособия можно сделать из самых простых подручных материалов бех лишних затрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры для детей с ОВЗ | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития тактильных ощущений.
Очень полезно проводить занятия для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, разминки пальчиков, кистей рук, восстановления кровообращения. Для развивающих занятий лучше использовать тактильные панели, сенсорные дорожки и т.д. Элементы к такому оборудованию могут быть выполнены в виде фруктов, овощей, ягод, мультипликационных персонажей, что особенно нравится детям. Для взрослых тоже полезно проводить такого рода упражнения. Снимает стресс, нейтрализует агрессивно-эмоциональное состояние, уменьшает тягу к курению (подсознательно, держание и сминание тактильного предмета, заменяет «сигарету в руке»). Очень приятно и полезно использовать тактильные элементы в виде маленьких массажных мячиков. Такими мячиками, которые имеют бугристую поверхность можно делать массаж шеи, предплечий, рук, спины себе и своему приятелю.
Упражнение «Дощечки».
Ход упражнения:
Педагог и ребенок располагаются возле тактильной панели. Взрослый берет пальчик ребенка и ощупывает им панно: сначала — одну сторону, затем — другую. При этом он комментирует свои действия.
Упражнение «Обследование».
Цели: обучение обследованию объектов; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Тактильные панели и развивающие изделия.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание ребенка на тактильную панель с декоративными элементами показывая ему, как нужно обследовать панель: сначала — одним пальчиком, затем — ладонью, потом — пальчиками другой руки и т.д. При обследовании объектов педагог называет их свойства.
Упражнение «Какой предмет?»
Цель: развитие умения ребенка самостоятельно определять качество предметов.
Ход упражнения: педагог обращает внимание ребенка на тактильную панель просит его назвать качество поверхности, показать такую же по качеству поверхность. Ребенок ощупывает и опознает поверхности как правой, так и левой рукой.
Упражнение «Узнай и назови».
Цель: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины; развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов.
Ход упражнения: педагог знакомит детей с тактильной панелью. Они называют цвета ленточек, выемок; определяют форму, признак вкладышей. Если у детей возникают затруднения, то педагог помогает им. Тактильно - акустическая панель.
Упражнение «Как звучит?».
Цель: развитие остроты слуха, слухового восприятия.
Ход упражнения: ребенок садится напротив тактильно - акустической панели Педагог поочередно издает предметами звуки разной громкости (тихо, громко, звонко, глухо и т.д.). Ребенок должен услышать, понять и назвать силу и характер звука.
Упражнение «Узнай и повтори».
Цель: обучение ребенка подражанию звуков. Ход упражнения: дети поочередно пробуют звучание каждого инструмента на тактильно - акустической панели и называют, что это. Затем они подражают звуку предметов.
Упражнение «Узнай по звуку».
Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.
Ход упражнения: ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами по очереди. Ребенок, не оборачиваясь, говорит взрослому, чем произведен звук. Если при выполнении задания ребенок затрудняется ответить, то взрослый знакомит ребенка с источником звука и через некоторое время предлагает ему попытаться распознать звук еще раз.
Упражнение «Кто что слышит».
Цель: развитие слухового внимания.
Ход упражнения: ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами одновременно. Ребенок должен определить и сказать педагогу, какими предметами были произведены звуки.
Упражнение «Сравнилки».
Цель: развитие слухового внимания, воображения, мышления, памяти.
Ход упражнения: педагог предлагает каждому ребенку поочередно вспомнить, какие бывают звуки. Затем детям предлагается вспомнить, представить, с какими предметами связан звук. Например, шуршат — бумага, листья; гудят — паровоз, кран, машина... и т.д.
Упражнение «Движения в такт».
Цель: развитие чувства ритма, умения соотносить звук с движением.
Ход упражнения: педагог предлагает детям послушать звук и назвать его. В такт звуку ребенок должен хлопать в ладоши, затем топать ножкой и одновременно делать движения.
Упражнение «Что нужно делать?»
Цель: развитие слухового внимания, умения его переключать.
Ход упражнения: педагог дает детям инструкцию, например: «Если звучит колокольчик, нужно топать; шуршит кубик — хлопать; свистит свисток — присесть...» и т.д. Воспитатель поочередно издает разные звуки. Дети должны выполнять движения согласно инструкции. При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество звуков.
Упражнение «Характер звука».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, эмоционального мира детей.
Ход упражнения: педагог предлагает детям послушать звук и назвать его. Затем он просит каждого ребенка дать характеристику звуку: шуршит — мягкий, добрый; стучит — злой, грозный и т.д.
Детская сенсорная дорожка.
Сенсорная дорожка предназначена для развития тактильных ощущений. Сенсорная дорожка состоит из 5(пяти) отсеков легко моющейся ткани, которые забиваются различными наполнителями. Наполнители могут быть абсолютно разными. Основное правило, чтобы отсеки чередовались: мягкий/твердый наполнитель, жесткий/гладкий наполнитель. Один из отсеков сенсорной дорожки заведомо поставляется пустым, чтобы занимающийся с подопечными, по своему усмотрению и желанию заполнил его чем-либо или оставил вовсе пустым. Это зависит от сюжетной игры и фантазии взрослых. Приведем самый простой способ знакомства с сенсорной дорожкой. Перед упражнением попросите подопечного внимательно посмотреть на дорожку и постараться запомнить расположение цветных отсеков. Попросите ребенка задержаться на каждом отсеке по несколько минут. Например, на первом отсеке пусть это будет ходьба на месте, на втором бег на месте, на третьем снова ходьба и т.д. по очередности. После каждого упражнения, обязательно узнавайте об ощущениях ребенка. Главное в этом упражнении, чтобы ребенок называл, какой по ощущениям данный отсек. Повторите упражнение еще раз, но в этот раз, попросите ребенка запомнить цвета отсеков. После упражнения, снимите отсеки и спутайте их. Доставайте по одному и показывайте их ребенку. Как только, он назовет верный ответ, передайте отсек и попросите ребенка закрепить его на дорожке так, как это было сделано вначале.
Еще есть прекрасная развивающая игра для малышей с одним из наполнителей отсеков, которая развивает моторику, усидчивость, внимание. Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.
Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.
Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т.д.
Считаем. Разложите фасоль по тарелочкам. Посадите различных животных возле каждой. Теперь посчитайте, всем ли хватит «конфет»? Посчитайте, у кого сколько. Где больше, где меньше?
Заполняем формочки. Возьмите любые формочки (например, для пластилина), поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.
Игры с пинцетом. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Это не совсем просто. Эта игра развивает усидчивость, моторику.
Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А мишка/кукла очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.
Уборка. В эту игру полезно играть, когда Вы видите, что ребенок устал. Возьмите машину (трактор/экскаватор и т.д.). Если на момент игры за окном зима, то скажите ребенку, что фасоль - это снег, который нападал на улицу. Если на улице весна, возьмите горох – скажите, что это желтые листья. Теперь его нужно убрать. Трактор сгребает все в кучу, экскаватор набирает полный ковш и высыпает содержимое в тарелку.
Тактильная дорожка предназначена для того же, что и сенсорная дорожка - для развития тактильных ощущений. Только, на тактильной дорожке можно заниматься взрослым, т.к. основанием для наполнителей служит прочная деревянная основа. Тактильная дорожка состоит из 7 отсеков с различными наполнителями. Для взрослых, ходьба по такой дорожке восстанавливает кровообращение, благоприятно воздействует на жизненно-важные органы человека, ведь на стопах ног находятся нервные окончания и точки, отвечающие за работу организма человека в целом. Попросите взрослого задержаться на каждом отсеке по несколько минут, глубоко вздохнуть-выдохнуть, походить на месте, перешагнуть на следующий отсек, подышать, положить руки на пояс, повернуть корпус сначала влево, потом вправо. Способ игры с детками на тактильной дорожке схож с упражнениями на сенсорной тропе. Различия лишь в том, что все наполнители ребенок может трогать и видеть. В этом случае можно поиграть с детками, к примеру, с песком (вместо песка может быть использована манная крупа). Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение.
Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь, строятся замки, башни. Уже давно известно, что игры в песке снимают психическое напряжение у ребенка. Да и, кроме того, малыш учится общаться с ровесниками, формирует теплые отношения с родителями/воспитателями. Какие инструменты понадобятся ребенку? Лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки, куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные. Во что же можно поиграть?
Лепка куличиков. Ребёнок «выпекает» из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок «угощает» пирожками маму, папу, кукол. Детям до 2х лет понадобится помощь родителей. Малышам больше нравится топтать ножкой куличики, сделанные родителями. Лепка башенки с заборчиком. А за забором можно кого-нибудь спрятать.
Сухой и мокрый песок. Показать ребенку, что мокрый лепится, а сухой рассыпается. Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр). Копание ямок. Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки – норки руками или совочком. Затем воспитатель обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, воспитатель берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек – зайчиков, лисят, медвежат и пр. Насыпание кучек. Строительство замков и рытьё «пещер». Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги). Игры в магазин (куличи являются универсальным продуктом, а в качестве платёжных средств и других продуктов часто используются палочки и листья). Оставляем следы. Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие. Зарывание предметов.
Дождик пошел. Намочите руки и стряхивайте капельки на песок. Закапывание руки. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращаем внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапываем каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. Строительство города, леса. Можно использовать камешки из другого отсека, веточки, цветочки.
Тактильные ячейки
Упражнение «Знакомство»
Цель: ознакомление с разнообразием тактильных ощущений.
Ход упражнения: педагог знакомит детей с разнообразием тактильных ощущений. Затем он начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности. Доставая из ячейки предметы, воспитатель дает детям обследовать их поверхности на ощупь, спрашивая о признаках данных предметов. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог поясняет им, какие это предметы (твердый, шершавый, колючий и т.д.).
Упражнение «На ощупь»
Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.
Ход упражнения: дети вместе с педагогом повторяют, какими могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений. Упражнение «Найди по описанию»
Цель: развитие всех модальностей.
Ход упражнения: педагог описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание.
Упражнение «Какой предмет?»
Цель: развитие тактильного канала восприятия.
Ход упражнения: ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, какой это предмет на ощупь. Если при выполнении задания у ребенка возникают затруднения, педагог знакомит ребенка с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.
Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.
Ход упражнения: на глазах у детей педагог помещает в мешочек различные предметы называя их свойства. Дети повторяют тактильные ощущения предметов. Затем каждый ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, какой предмет он достал, после чего воспитатель просит ребенка найти на ощупь такой же предмет.
Упражнение «Сравнилки»
Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти. Ход упражнения: педагог предлагает каждому ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем детям предлагается вспомнить, представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие — ежик, игла; мягкие — котенок, рука мамы и т.п.).
Упражнение «Характер ощущений»
Цель: развитие тактильных ощущений, памяти, воображения, эмоционального мира детей.
Ход упражнения: педагог предлагает детям потрогать предметы и определить, каков этот предмет на ощупь. Затем он просит ребенка назвать свойства предмета по ощущениям (мягкий, добрый, твердый, колючий, злой и т.д.).
Упражнение «Рассказ»
Цель: развитие всех каналов восприятия, памяти, мышления, воображения. Ход упражнения: педагог вместе с детьми составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Педагог рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа. Например: «Шел колючий ежик» — ребенок выкладывает колючий предмет.
«Сухой душ»
Подвесной элемент в сенсорной комнате «Сухой душ» предназначен для стимуляции и развития тактильных ощущений, зрительной памяти, активации творческой и познавательной деятельности; служит укромным уголком. С помощью душа, так весело и интересно запоминать новые цвета, трогать ленточки и ощущать их гладкость, посмотрев наверх – увидеть себя в окружении разноцветных ленточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Ум ребенка – в пальчиках....
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. ...
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, сл...
Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.
В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы по развитию тактильного волсприя...
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития интеллекта ребенка"
В данном конспекте представлены кинезиологические упражнения с подробным описанием и зарисовкой, которые будут интересны и полезны как родителям так и педагогам воспитанников....
Буклет "Развитие тактильных ощущений"
Буклет в помощь родителям "Развитие тактильных ощущений"...