"20 советов "
консультация

Михайлова Светлана Александровна

краткие рекомендации логопеда родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20sovetov.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

И тогда он будет говорить хорошо

              Двадцать простых советов логопеда родителям 

1.Начнем с Вас

Даже если Вы молчаливы от природы все равно говорите с малышом. Ребенок 

легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит 

с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2. Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию,но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. 

Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается.

 Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов,  старайтесь чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четко.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. 

Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, 

на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному.

Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте 

порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа",мячик упал, упал

 мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы

 делятся на слова.

5. Но: не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, 

предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите

 то, что хотите услышать. 

6. Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной 

ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, 

чем в нейтральной или  неблагоприятной ситуации.

7. Все чувства - в союзе с речью.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность

 не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать 

его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько

раз - коротко, четко,выразительно.

8. В основе речи - стремление к общению.

Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте 

его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, 

чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный)

диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, 

вокализацию).Поддерживайте его стремление общаться!

9. Стремимся к разнообразию.

Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему 

цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе.

Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их

10. Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, 

выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать 

Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

11. Учите в игре.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички "

ав-ав", "мяу-мяу").

Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится 

звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, 

чтобы игра состоялась. Обратите внимание - побуждаете не

Вы, а - ситуация.

12. Не предупреждайте его желаний.

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто 

предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. 

В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо -

достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть 

опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя 

жест - тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

13. Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это пассивный словарь, говорит это -активный. Активный словарь может 

быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания,

это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. 

И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили 

его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в  пассивный словарь ребенка названия

 вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), 

названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, 

"где ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте: «Где стол?", "Где кошка?" и т.д.

14. Ведите дневник.

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже 

понимает, какие слова, произносит, в каких ситуациях  - так вы сможете день за днем судить о его успехах.

15. Развивайте фонематический слух.

Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое 

обозначение: водичка течет:

с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.

16. Не пренебрегайте звукоподражанием.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать 

слова типа "бух", "куку","оп", "авав", "на", "дай" и другие короткие слова: 

состоящие из одного или двух одинаковых слогов.

 Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают 

ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут

 сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они

нужны вашему ребенку.

17. Читайте, читайте, читайте.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз не бойтесь, что

 это надоест ребенку.Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно,постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте

ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо 

запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать

 последние строки, предоставляя это делать малышу.

Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.

18. Пальцы помогают речи.

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка,

 рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.

Если Ваш малыш неверно произнес какой -либо звук, никогда не смейтесь и 

не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите 

слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет

 повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь.

Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он 

учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с 

Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном 

произношении - это может вызвать обратную реакцию.

20. Только Вы!

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут 

помочь ему развиваться гармонично. 

Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите 

своего малыша.    

                     Учитель – логопед: Михайлова Светлана Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Курирование Совета старшеклассников

В данном документе представлена система работы по школьному самоуправлению. Есть текстовой документ...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Удостоверение   члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации...