Трансляция опыта. Участие в конференциях, вебинарах, публикации. Экспертная деятельность, мастер-классы и др.
консультация
Я и мой ребенок. Ключи к благополучным отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_ya_i_moy_rebenok._klyuch_k_blagopoluchiyu.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Я и мой ребенок. Ключ к благополучным отношениям.
Семья – это самое главное в жизни ребенка. Семья – это близкие и родные люди, которые желают добра и счастья своему малышу, заботятся о нем, любят его и являются примером для своего ребенка. Именно в семье дети учатся любви, заботе, уважению и ответственности.
Воспитание - дело трудное,
и улучшение его условий – одна из священных
обязанностей каждого человека, ибо нет ничего
более важного, как образование самого себя и
своих близких.
Сократ
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, организации взаимодействия с микросоциальным окружением ребенка в соответствии с особенностями отношения к нему в семье: системой требований, запретов, уровнем удовлетворения потребностей, проявлением интереса к его внутренним переживаниям, успехам, достижениям.
Ход мастер-класса.
1. Разминка
Настрой на внутреннюю психологическую работу.
Приветствие педагога-психолога: «Отключитесь от всех проблем, оставьте их за дверью. Внутренне улыбнитесь сначала себе, а затем всем присутствующим. Молодцы! Я вновь рада видеть вас, ваши глаза и улыбки!»
2. Правила работы группы
Педагог-психолог обращает внимание на необходимость соблюдения следующих правил:
- общения в доверительном стиле (рассказывая другим о себе, мы надеемся на получение ответной информации);
искренности в общении;
- конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе (каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения не выйдут за пределы группы);
- оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;
- обсуждения только проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
3. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»
Педагог-психолог: «Проговорим для себя ободряющие слова и будем повторять их каждый день».
‒ Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
‒ Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию, займусь полезным делом, не буду лениться и заставлю работать свой ум.
‒ Именно сегодня я буду жить проблемами нынешнего дня. Я не стану стремиться сразу решить проблему здоровья моего ребенка, бояться жизни и собственного счастья. Я буду верить, что те, кого я люблю, любят меня и верят мне.
Основная часть.
1. Тематический опрос «Точка опоры в жизни», «Каково мое отношение к моему ребенку».
Цель: помочь вербализовать и структурировать позиции участников группы, способствовать осознанию ими своих проблем.
Педагог-психолог: «Мы продолжаем большую и серьезную работу над собой. У каждого из нас есть те или иные достоинства, которые помогают нам в жизни, а также недостатки, которые мешают. Давайте обозначим их и определим у себя наличие таковых, ответив на вопросы».
Затем педагог-психолог раздает участникам группы заготовленные бланки опроса, на заполнение которых отводится не более 5-7 минут.
Полученные результаты обсуждаются. Тот, кто не желает оглашать свою позицию, может пометить ее галочкой или крестиком. Однако ему следует обратить на эти позиции особое внимание, так как они как раз и отображают основные трудности участников занятия. Выявленные проблемы следует отработать позже с помощью других коррекционных техник.
2. Арт-терапия. Рисование на тему «Мой ребенок: каким я представляла его до рождения и он сейчас».
Педагог-психолог: «Вспомните ощущение, с которым вы ожидали вашего ребенка. Изобразите его красками. Не бойтесь несовершенства своей художественной техники, для вас главное ‒ совершенствование ощущений и чувств».
‒ Каким вы видите своего ребенка в настоящее время? Не надо стремиться передать в рисунке все проблемы, которые в вашем сознании связаны с ним. Каким бы он ни был, он все равно ваш ребенок, который нуждается в вашей любви и заботе. А чувства во все времена прекрасны. Желаю вам успехов на этом пути!
3. Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка».
Психокоррекционный эффект от работы с родителями достигается с помощью специально написанных рассказов (методика В.В. Ткачевой) ‒ литературной обработки житейских историй матерей больных детей. Помимо типичных для мам ситуаций и обобщенного опыта в них представлены и новые философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц. Форма рассказа позволяет обсуждать от третьего лица особо значимые для группы жизненные ситуации, что и является ведущим механизмом коррекционного воздействия.
Есть два типа рассказов: рассказ-образец (повествует о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и с ребенком) и проблемный рассказ, где нет готовых советов, и выход из сложной ситуации находят члены группы. К этой группе рассказов относится и рассказ-размышление «Соломинка».
Вопрос первый: может ли быть счастлива женщина, которая родила неполноценного ребенка (инвалида)?
‒ Какая я несчастная, ‒ хотя бы раз в жизни думала каждая из таких женщин.
‒ Почему это случилось именно со мной? Почему я и мой ребенок должны страдать?
‒ Как много подобных «почему?» и «за что?»! Это очень трудные вопросы, на которые никто не ответит…
‒ Итак, ответ нет. Что же дальше? Как жить с червоточиной в душе, сердце, сознании? Как дальше строить свою жизнь? На чем?
‒ История человечества показывает, что в мире нет ничего прекрасного и человечного, чем материнская, родительская любовь. И боль, и страдание меньше любви. Они ее части, так как в процессе страдания за свое чадо каждая мать познает себя: насколько она любит его и насколько любима им.
Значит, скажете вы, счастье в любви, но и вот тут возникает следующий вопрос.
‒ Вопрос второй: но как же любить его такого? Как любить ребенка с обезображенным внешним обличьем, без членораздельной речи, иногда полностью обездвиженного или передвигающегося на исковерканных конечностях? Как он, лишенный радости воспринимать всю гамму красок и звуков окружающего мира, увидит теплоту моих глаз и услышит нежность моего голоса? Как он, лишенный возможности понимать смысл происходящего, узнает, что я люблю его? Нет ответа…
‒ Вопрос третий: как могла я, молодая (а может, и не очень молодая), здоровая и красивая, полная сил и энергии, родить такого ребенка? Как? Как Я могла? На этот вопрос также нет ответа.
‒ Подобные мысли глубоко ранят сердце матери больного ребенка. Что же спасает ее от таких мыслей? На этот вопрос также трудно дать ответ.
‒ Кто или что может избавить от страданий? Кто из больного, изувеченного ребенка может сделать здорового? Нет ответа.
‒ А ведь с ребенком, которого родила, нужно как-то жить, причем долго, всю свою и его жизнь. Неужели же все время страдать? Страдать из-за него? Или все-таки из-за себя? Из-за собственного неприятия его таким, какой он есть?
‒ Неужели он не приносит радости? Или мне нужна только та радость, которая принимается и разрешается всеми?
‒ Если думать так, то на вопрос о том, может ли неполноценный ребенок приносить матери радость, нужно дать только отрицательный ответ. Но как ни удивительно, особенность нашего мира заключается в том, что и такой ребенок может приносить радость. Да-да, именно такой. И радость эта заключается в том, что он просто есть у вас, что он существует.
‒ Каждая из таких матерей может сказать себе «Это мой ребенок. У меня нет другого такого. И никакой другой ребенок не может занять его место».
‒ Материнство приносит женщине радость. И пусть в рассматриваемом случае такая радость дается ей несравнимо труднее, чем в обычной ситуации, но все равно это радость первого взгляда, первого звука и первого движения.
Более того, жизнь с таким ребенком может быть не просто радостью, а счастьем!
‒ Он любим. Чувство любви к нему может быть как более, так и менее ощутимым. В минуты особой боли и отчаяния мать могут посещать мысли о том, что все проблемы связаны только с ним. Но потом приходит прозрение. Иногда это случается почти мгновенно.
‒ Без него не было бы и меня, ведь он мой ребенок и всегда будет оставаться моим, даже когда ему будет за двадцать.
‒ Он научил меня особой, самоотверженной любви, несмотря на непреодолимые преграды. Он научил меня радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям. Он сделал меня другой.
‒ Какой? ‒ спросите вы.
‒ Любящей, дарующей свое тепло, счастливой.
‒ Нет, не страдания принес он в мою душу. Он принес любовь! Любовь! Любовь!
Педагог-психолог: «Какие выводы вы сделали? Что полезное почерпнули из рассказа»?
4. Музыкальная релаксация «Ручеек ‒ полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников, отрывки из первой симфонии.
Педагог-психолог: «Сейчас вы вновь закроете глаза и постараетесь
представить себе те образы и картины, которые я буду описывать. Постарайтесь отключиться от ваших проблем и сосредоточьтесь на том, что услышите. Итак, начали…»
‒ Я маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из-под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мною и шумит, как густой, дремучий лес…
‒ Но я быстро бегу, петляя по полю, и понемногу становлюсь все шире и сильнее. Вот во мне начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. За мною уже и не угнаться! Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Вот я и стал рекою, сильной, быстрой, смелой, сметающей на своем пути все препятствия. Мне все нипочем! Я все могу!
‒ Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.
‒ Каждый появляется на свет, чтобы стать счастливым. И я хочу бытсчастливой! Я счастлива! Я счастлива, счастлива, счастлива!
‒ Вздохнули глубоко. Открывайте глаза.
Педагог-психолог предлагает участникам сформулировать свое жизненное кредо.
5. Аутотренинг (по Э. Джекобсону и И. Шульцу)
Цель: развитие способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, переключаемостъ с психотравмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
Педагог-психолог объявляет новый этап занятия и знакомит участников с его целью и содержанием. Затем предлагает всем удобно сестьи закрыть глаза. Читая текст, изменяет звучание своего голоса, который приобретает оттенки внушения: «Займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться, но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая его часть. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (произносит трижды). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (произносит трижды). Вы легки, проворны и сильны (произносит трижды). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (произносит трижды). Вы отдохнули…Открывайте глаза. Как вы себя чувствуете?».
Затем педагог-психолог проводит опрос каждой из участниц занятия, определяя степень ее включенности в данную форму работы.
Педагог-психолог: «Удалось ли вам отключиться от реальных проблем, и если да, то на какое время? Получилось ли у вас отдохнуть во время релаксации?».
6. Подведение итогов.
Педагог-психолог предлагает дать проведенному занятию оценку с использованием следующей шкалы, «Шкала оценки мастер-класса его участниками 0%-100%»:
- практическая польза;
- новизна информации;
- качество занятия;
- усвоение содержания.
Тест-вопросы «Каково мое отношение к моему ребенку»:
1. Что мне неприятно в моем ребенке:
- его внешний вид;
- его интеллектуальные возможности;
- его речь;
- его поведение;
- его двигательная неловкость;
- другое.
2. Считаю ли я, что у меня добрый, любящий меня ребенок:
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:
- он ласкается ко мне;
- он целует, обнимает меня;
- он говорит мне, что любит меня;
- ему нравится, когда я его ласкаю;
- он делает то, что мне нравится.
4. Что я делаю, когда ребенок чем-то раздражает меня:
- кричу на него;
- могу шлепнуть;
- подавляю свой гнев, но при этом мне становится плохо.
5. Что я испытываю, подавляя гнев, который ребенок чем-либо вызвал во мне:
сильное раздражение;
- желание наброситься на него и сделать все по-своему;
- слабость, подавленность. Чувство собственной беззащитности;
- мне хочется плакать;
- испытываю желание оставить его на некоторое время;
- потребность в том, чтобы побыть одному.
Памятка «Что могут сделать родители, чтобы преодолеть кризис»
Не придавать большого значения упрямству и капризности. Принять к сведению приступ, но не очень волноваться за ребенка. Во время приступа оставаться рядом, дать ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытаться в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
Быть в поведении с ребенком настойчивым. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдаваться даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
Постараться схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка..).
«А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для участия во Всероссийском конкурсе учителей родного языка "Мастер класс"- 2019.
Эссе, оценка педагогической деятельности......
Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».
Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).
Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...
4. Результативность участия в конференциях, вебинарах
Сертификаты участия педагога в семинарах, конференциях, вебинарах расположены по ссыоке: https://nsportal.ru/node/5907891...
Трансляция опыта. Участие в конференциях, вебинарах, публикации. Экспертная деятельность, мастер-классы и др.
Сказкотерапия-один из методов работы с классом. Методика направлена на сплочение коллектива....
Трансляция опыта. Участие в конференциях, вебинарах, публикации. Экспертная деятельность, мастер-классы и др.
Детские страхи и пути их коррекции....