Артикуляционная гимнастика
консультация

Ралкова Евгения Сергеевна

рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Основные упражнения для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_sayt.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика-

это первый и важнейший этап постановки звуков. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 
          Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 
         
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
          2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
          3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
          4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
          5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
          6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
          7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
         
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Упражнения для постановки свистящих звуков.

«Улыбка» - губы плотно сжаты и

растянуты в широкую улыбку.

Удерживаем положение 8-10 секунд.

«Заборчик» -  зубы плотно сжаты,

губы в широкой улыбке.

Удерживаем положение 8-10 секунд.

«Чистим зубки» - рот открыт,

гладим  кончиком языка вправо- влево,

вверх- вниз нижние резцы

(с внутренней стороны)

Выполняем упражнения 15-20 раз.

Упражнения для постановки шипящих звуков.

«Бублик»- зубы сомкнуты, губы

вытянуты вперед, образуют круг.

Удерживаем положение 8-10 секунд.

 «Вкусное варенье»- рот широко

открыт, широким кончиком

языка облизываем верхнюю губу,

движениями сверху-вниз 10-15раз.

«Чашечка»- рот широко открыт,

вытягиваем язык вперед и поднимаем

боковые края, образуя чашечку.

Удерживаем положение 8-10 секунд.  

Упражнения для постановки звука Л.

«Грибок»- рот широко открыт,

присосать язык вдоль неба.

Удерживаем положение 8-10 секунд.

 «Маляр»- рот широко открыт,

кончиком языка гладим небо

движениями вперед-назад.

«Качели»- высунуть язык, выполнять

поочередно движения к носу, подбородку.

Выполнять движения 10-15 раз

.

Упражнения для постановки звука Р.

«Гармошка» - язык плотно присосать

к небу, открываем и закрываем рот,

растягивая подъязычную уздечку.

Выполняем упражнения 10-15 раз.

 «Лошадка» - рот широко открыт,

щелкаем кончиком языка.

Выполняем упражнения 10-15 раз.

«Барабан» - рот широко открыт,

стучим кончиком языка по альвеолам

(бугорки за верхними зубами),

произнося звук похожий на Д.  

Выполняем упражнения 15-20 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для артикуляционной гимнастики

Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...

Артикуляционная гимнастика с опорными картинками

Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....

Презентация "Артикуляционная гимнастика"

Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.

В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...