Артикуляционная гимнастика
консультация
рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Основные упражнения для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_sayt.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика-
это первый и важнейший этап постановки звуков.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для постановки свистящих звуков.
«Улыбка» - губы плотно сжаты и
растянуты в широкую улыбку.
Удерживаем положение 8-10 секунд.
«Заборчик» - зубы плотно сжаты,
губы в широкой улыбке.
Удерживаем положение 8-10 секунд.
«Чистим зубки» - рот открыт,
гладим кончиком языка вправо- влево,
вверх- вниз нижние резцы
(с внутренней стороны)
Выполняем упражнения 15-20 раз.
Упражнения для постановки шипящих звуков.
«Бублик»- зубы сомкнуты, губы
вытянуты вперед, образуют круг.
Удерживаем положение 8-10 секунд.
«Вкусное варенье»- рот широко
открыт, широким кончиком
языка облизываем верхнюю губу,
движениями сверху-вниз 10-15раз.
«Чашечка»- рот широко открыт,
вытягиваем язык вперед и поднимаем
боковые края, образуя чашечку.
Удерживаем положение 8-10 секунд.
Упражнения для постановки звука Л.
«Грибок»- рот широко открыт,
присосать язык вдоль неба.
Удерживаем положение 8-10 секунд.
«Маляр»- рот широко открыт,
кончиком языка гладим небо
движениями вперед-назад.
«Качели»- высунуть язык, выполнять
поочередно движения к носу, подбородку.
Выполнять движения 10-15 раз
.
Упражнения для постановки звука Р.
«Гармошка» - язык плотно присосать
к небу, открываем и закрываем рот,
растягивая подъязычную уздечку.
Выполняем упражнения 10-15 раз.
«Лошадка» - рот широко открыт,
щелкаем кончиком языка.
Выполняем упражнения 10-15 раз.
«Барабан» - рот широко открыт,
стучим кончиком языка по альвеолам
(бугорки за верхними зубами),
произнося звук похожий на Д.
Выполняем упражнения 15-20 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для артикуляционной гимнастики
Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...
Артикуляционная гимнастика с опорными картинками
Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....
Презентация "Артикуляционная гимнастика"
Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...
Как проводить артикуляционную гимнастику.
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.
В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...