Формирование навыка правильного речевого дыхания
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
Упражнение 1. Выполняется в положении лежа на спине. Положить ладонь одной руки ребенка на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Предложить ребенку сделать предварительно глубокий выдох, затем плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку ребенка. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
Проделать 3-5 таких плавных ритмических дыханий.
Научить ребенка произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха. Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.
Упражнение 2. «Покачаем игрушку» Упражнение выполняется аналогично предыдущему, только вместо руки ребенка на повздошную область помещается игрушка.
Упражнение 3. «Полный вдох». Упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.
После "предварительного выдоха" сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук, одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота, грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.
Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.
Повторить упражнение 3-6 раз.
Упражнение 4. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком. Мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья).
Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении, движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.
Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
• Правильно произведенный выдох должен:
- происходить без толчков, ровной длительной струей
- производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;
- сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
• Упражнения выполнять в исходном положении сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием: подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.
Упражнение 1. «Фиксированный выдох». После и спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периода чески изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнении 2. Проделать упражнение «фиксированный выдох», распределить длину выдоха на 10-12-15 и более секунд. Во время выдоха ребенка логопед считает до 10-12-15.
Упражнение 3. Распределить длину фиксированного, выдоха до 15 секунд, считая вслух.
Длину выдоха в процессе тренировки необходимо увеличивать постепенно.
Упражнение 4. «Форсированный выдох». Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху») Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и [вверх, как это делается при кашлевом толчке.
Повторить 7-10 раз.
Упражнение 5. Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не "добирать" воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Затем повторить упражнение.
Упражнение 6. «Теплый выдох». Сделать вдох через юс, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.
Проделать на "теплом выдохе" упражнения с мысленным счетом.
Упражнение 7. «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".
Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...
Воспитание правильного речевого дыхания у детей с ОНР
Консультация для родителей. Воспитание правильного речевого дыхания у детей с ОНР...
Формирование правильного речевого дыхания.
Консультация для родителей по формированию правильного речевого дыхания и целеноправленного выдоха, у детей с нарушением речи дошкольного возраста....
Дидактические пособия по формированию правильного речевого дыхания.
Предлагаю вашему вниманию некоторые виды пособий для формирования правильного речевого дыхания. Все пособия изготовлены собственноручно. Деткам очень нравится заниматься с таким пособием, ...
Развиваем правильное речевое дыхание
Предложенные дидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста и их родителей (воспитателей) помогут научить ребенка плавному, свободному выдоху, что так необходимо для формирования прави...
Формирование навыка правильного речевого дыхания.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая и ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голос...
Проект Правильное речевое дыхание
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок...