Словесные игры
консультация
Предварительный просмотр:
Словесные игры
«Из одного слова — другие». За 1-3 минуты предлагается из готовых слов составить новые слова. За самые оригинальные (не встречающиеся у других слова) дополнительно дается 3 очка. Например: регулировщик — ров, лещ, улов, кулер, луг, гул, ковер, «Лего», лик, век, велик, рок; автоинспектор — тон, нота, спектр, рот, сектор, рота, кот, ток, поток, рост, сок, кит; велосипедист — вес, сев, дело, лес, тело, поле, село, осел, пес, тол, свист, СПИД.
«У кого больше букв "а"». За означенное время участники должны написать по теме «Дорожное движение» различные слова, включающие букву «а». За оригинальные слова, включающие 2 или 3 буквы «а», участники дополнительно получают 2 или 3 очка.
«От А до Я». За определенное время команды составляют свою «азбуку», т. е. подбирают слова на как можно большее количество букв алфавита. Побеждает тот, у кого больше азбука, т. е. тот, кто сумел использовать большее количество букв. Можно использовать другой вариант: предложить командам вытащить карточки (3-5) из мешочка или взять со стола (они лежат тыльной стороной). На каждой карточке написана буква. Задача участников — придумать слова по теме «Дорожное движение» именно на те буквы, которые оказались у них. Например:
А — аккумулятор, автомобиль, автостоп, автокар, авария.
Б — бензин, бензовоз, бумер, буксир, буфер, безопасность.
В — вездеход, велогонки, въезд, выезд, вентилятор, верста, водитель, велосипед.
Г — ГИБДД, гараж, грузовик, «ГАЗель».
Д — дорога, движение, двигатель, домкрат, дети, джип.
Е — езда.
Ж — жезл, жест.
3 — знак, зажигание, запаска, «зебра», ЗИЛ.
И — искра, инспектор.
К — колесо, капот, кондиционер, кювет, камера, кабина.
Л — «Лада».
М — мотор, машина, мост, масло, «Москвич», «Мерседес», «Мазда».
Н — наезд, номер, ниппель.
О — объезд, остановка, отвертка, обочина.
П — пешеход, переезд, пассажир, переход, поворот, площадь, проспект.
Р — разметка, ремень, регулировщик, радиатор, руль, «Рено».
С — светофор, станция, смазка, свисток, спидометр, «Ситроен».
Т — транспорт, трос, такси, тротуар, трасса, «Тойота».
У — улица, угон, УАЗ.
Ф — фара, фланец, фургон, фонарь, «Форд», «Феррари».
X — «Хаммер».
Ц — цепь.
Ч — часы, чистильщик, чехол, черта.
Ш — шестеренка, «Шкода», штраф, шина.
Щ — щетки.
Э — экипаж, эвакуатор, эскалатор, экскаватор, электричка, экспресс.
Ю — юз.
Я — ямщик, яхта, «Ягуар», яма.
IV тур: «Слово в словах». Из предложенных слов за означенное время нужно составить другие слова, включающие в свой состав заданное слово. Используя исходный материал, можно придумывать и другие слова на разные темы. Главное — количество слов! У кого их будет больше, тот и получит больше очков.
Командам можно предложить несколько одинаковых слов или на выбор разные два. Например: авиа-, борт, вело-, авто-, электро-, энерго-, сто, газ, банк.
(Автобаза, автопортрет, автор, автограф, автореферат, авторучка, авторитет, автономия, автомат, автол, автобус)
V тур: «Лестница». Команда составляет лестницу из слов заданной тематики («Дорожное движение»). Каждое последующее слово должно быть больше предыдущего на одну букву. Сколько ступенек в лестнице, столько очков зарабатывает команда. Например:
1) газ
2) фара
3) гараж
4) бензин
5) домкрат
6) движение
7) двигатель
8) шестеренка
9) автостоянка
10) автозаправка
11) автоинспектор
11 слов, следовательно, команда получает 11 очков.
«Шаги»
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8–10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.
Вариант без движений: игроки поочередно называют слова на заданную тему. Тот, кто не нашел нужного слова в свою очередь, выбывает. Последний оставшийся — победитель.
Игра 1. Узнай домашних животных
Инструкция. Слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает какое-то животное, показать картинку в Интернете.
Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
- лиса, собака, обезьяна, заяц;
- лошадь, тигр, енот, медведь;
- петух, индюк, куропатка;
- баран, лось, теленок, белка;
- жираф, курица, коза;
- утка, селезень, журавль;
- синица, гусь, кролик;
- слон, корова, рысь;
- жеребенок, кошка, мышка;
- свинья, кабан, землеройка;
- крот, ягненок, уж;
- цыпленок, волк, козленок;
- бизон, сарай, овца.
Игра 2. Какие слова обозначают транспорт?
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
- грузовик, велосипед, скамейки;
- столб, метро, лодка, вертолет;
- автобус, дорога, море, машина;
- поезд, дом, самокат, магазин;
- трамвай, троллейбус, космос, луна;
- пароход, водитель, ракета, комета;
- дерево, самолет, балкон, телега.
Игра 3. Смысловые ряды
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
- птица-гнездо, собака -…;
- куртка-ткань, сапоги-…;
- лошадь-жеребенок, корова-…;
- книга-обложка, дом -…;
- собака- щенок, человек-…;
- каша-ложка, мясо-…;
- лодка-вода, поезд-…;
- белка-дупло, человек — …;
- цветок-стебель, дерево-…;
- окно-подоконник, шкаф — …;
- береза-листья, сосна — …;
- солнце-светло, ночь-…;
- шуба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
Игра 4. Отгадай предмет
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
- обложка, листы, картинки, буквы (книга);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
- ручки, зубья, (пила);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- растения, садовник, забор, земля (сад);
- подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
- спинки, матрас, ножки (кровать);
- крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
- подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
- глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
- лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
- пол, стены, обои, потолок (комната);
- кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
- подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
Игра 5. Что общее у предметов?
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
- персик, слива (фрукты);
- огурец, морковь (овощи);
- стол, стул (мебель);
- корова, коза (домашние животные);
- шляпа, шапка (головные уборы);
- тюльпан, роза (цветы);
- кастрюля, сковорода (посуда);
- шкаф, кровать (мебель);
- платье, юбка (одежда);
- дождь, снег (осадки);
- сапоги, ботинки (обувь);
- коза, свинья (домашние животные);
- тарелка, ложка (посуда);
- сорока, воробей (птицы);
- Москва, …(название родного города) (города);
- Волга, Дон (реки);
- квас, фанта (напитки);
- самолет, вертолет (воздушный транспорт);
- автобус, троллейбус (наземный транспорт);
- кошка, коза (домашние животные).
- катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
- тарелка, сковорода, чашка (посуда);
- мяч, солнце, шарик (круглые);
- сапоги, ботинки, туфли (обувь);
- пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
- солнце, одуванчик, круг (круглые);
- портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
- лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
Игра 6. Отгадай, о какой группе предметов идет речь (развивает умение давать определения понятиям)
- Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
- Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
- Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
- Носят на ногах (обувь).
- Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
- Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или бодее конкретно — шапки).
Игра 7. Отгадай название предмета по описанию
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
- Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
- Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
- Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
- Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
- Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
- Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
- Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
- Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
- Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
Игра 8. Подберите соответствующих животных к следующим словам
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
- лохматый, косолапый…;
- маленький, звенящий, длинноносый…;
- голодный, серый, зубастый, злой…;
- большой, рогатый…;
- злой, зубастый, зеленый…;
- маленькая, ловкая, проворная…;
- зеленая, пучеглазая…;
- хищный, сильный, полосатый…;
- ловкая, шумная, хвостатая…;
- яркое, теплое…;
- большой, серый, большеухий, толстоногий…;
- маленький, черный, трудолюбивый…;
- длиннохвостая, стрекочущая…;
- серый, колючий….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные игры в коррекционной работе.
В данном разделе опубликованы словесные игры, которые используются в коррекционной работе....
Словесные игры для коррекционной работы родителей с детьми 5-6 лет.
Предлагаемые словесные игры будут полезны дошкольникам с речевыми и другими проблемами. Словесные игры помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями, активизируют процесс из...
Словесные игры для коррекционной работы родителей с детьми 5-6 лет.
Предлагаемые словесные игры будут полезны дошкольникам с речевыми и другими проблемами. Словесные игры помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями, активизируют процесс из...
Словесные игры на уроках русского языка.
Данный материал подготовлен для выступления в рамках единой методической недели по русскому языку. Содержит описание словесных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности....
Презентация "Словесные игры" начало
Презентация "Словесные игры"...
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»
Материал для занятий по развитию речи и обучению грамоте для детей 5-6 лет....