Консультация «Роль словесных игр в речевом развитии детей»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация
«Роль словесных игр в речевом развитии детей»
Подготовила учитель-логопед
Е.В.Кимельфельд
Речь ребёнка формируется постепенно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, успешнее учёба в школе.
Игра занимает особое место в жизни ребёнка. В игре дети быстрее усваивают знания, чем на занятиях. Дети, увлечённые игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Особую роль в развитии речи ребёнка играют словесные игры, помогающие развивать внимание, мышление, логику. Словесные игры знакомят малыша с окружающим миром, обогащают его словарный запас. Играя со словами, дети учатся образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, упражняются в словоизменении (предложно – падежные формы).
Для проведения словесных игр не нужно усаживать ребёнка за стол и создавать атмосферу урока. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.
Существует множество словесных игр
Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки.
«Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».
1.Игра «Отгадай предмет по описанию».
Взрослый называет характерные признаки любого предмета, а ребёнок отгадывает, про что ему рассказывают. ·
- «Это – овощ. Он зелёный, овальный, длинный, хрустящий. Что это?» ·
- «Пушистая, усатая, игривая. У неё острые когти и острые зубки. Она ловит мышей. Кто это?»
2. «Отгадай предмет по его частям»
- «Кабина, кузов, колёса, руль, фары. Что это?»
- «Спинка, сиденье, ножки».
- «Носик, крышка, ручка, дно».
3. «Назови, одним словом».
- Морковь, лук, капуста, помидор. Что это? ·
- Кукла, мяч, пирамидка, кубики. ·
- Волк, заяц, лиса, белка.
4. «Скажи наоборот»
Большой - маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, добрый – злой, грязный – чистый, весёлый – грустный, холодный - тёплый, сухой – мокрый, вдох – выдох, вперёд – назад, вверху – внизу, храбрый – трусливый, твёрдый – мягкий, светло – темно и т. д.
5. «Подбери действия».
- Собака (что делает?) – лает, рычит, скулит, охраняет, бежит, лежит, спит, ласкается, грызёт
- Царапается, мурлычет, мяукает, облизывается, ловит, играет. Кто это?
6.«Как голос подаёт?»
- Собака – лает, рычит, скулит.
- Кошка – мяукает.
- Ворона – каркает.
- Гусь – гогочет.
- Утка – крякает. (Лошадь, лягушка, жук, курица, петух, мышка, свинья и т. д.)
7.«4 – лишний»
- Корова, ёжик, собака, лошадь
- Шкаф, стол, кровать, стакан.
- Платье, сапоги, майка, шорты
- Лук, яблоко, груша, слива
8. «У кого кто?»
У коровы – телёнок, телята. А у козы, лисы, свиньи, лошади, кошки, тигра, оленя, вороны, галки, слона?
9. «Назови ласково»
(Стол – столик, шкаф – шкафчик, заяц – зайчик, заинька, волк – волчок, дом – домик, голова – головушка, зима – зимушка, лиса – лисичка, лисонька, Женя – Женечка, мама – мамочка, мамуля и т. д.)
10. «Назови маму, папу и детёныша»
- Бык, корова, телёнок
- Лис, лисица, лисёнок.
- Волк, волчица, волчонок.
- Ёж, ежиха, ежонок.
11.«Назови профессии»
- Кто лечит больных?
- Кто учит детей?
- Кто готовит обед?
- Кто продаёт товары?
- Кто разносит газеты, письма?
- Кто работает на тракторе?
- Кто управляет самолётом, поездом, машиной, мотоциклом, велосипедом, кораблём, краном? И т. д.
12. «Чем отличаются?»
Автобус и троллейбус, лодка и корабль, кукла и человек, самолёт и птица, птица и бабочка, грузовая и легковая машины, апельсин и лимон и т. д.
13.«Отгадай, кто чем управляет?»
Машинист управляет поездом. А летчик, космонавт, тракторист, крановщик, вертолётчик, мотоциклист …
14. «Кто больше?»
Подобрать как можно больше слов к слову «овощи» (фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда, учебные вещи, перелётные птицы, дикие животные, домашние животные, цветы, деревья, зимующие птицы …)
15. «Кто больше?»
Назвать из окружающей обстановки всё круглое (квадратное, прямоугольное, овальное, красное, синее, железное, пластмассовое …)
- Квадратное окно, квадратный стол, квадратная табуретка.
- Красный помидор, красная ягода, красные карандаши, красное лицо…
16. «Мой, моя, моё, мои»
Подобрать к каждому слову как можно больше слов.
- Мой нос, мой папа, мой карандаш …
- Моя мама, моя кукла, моя рука …
- Мои носки, мои руки …
(Аналогично можно подбирать слова к слову «один – одна», «два – две»).
17.«Путаница»
- Собрать слова в предложение.
- Дети, санки, на, катаются.
- Мама, обед, варить.
- Машина, дорога, едет, по.
- Птичка, гнездо, вылететь, из
18.«Почему?»
- Почему птицы улетают на юг?
- Почему ночью темно?
- Почему летом жарко?
- Почему дома нельзя играть с мячом?
- Почему зимой нельзя купаться в реке?
- Почему в доме делают окна?
Консультация
«Как правильно учить стихи с детьми»
Подготовила учитель-логопед
Е.В.Кимельфельд
Стихи – идеальные «помощники» для развития речи, памяти, кругозора и художественного вкуса ребенка. Но и тут не все так просто: почему-то одни дети учат стихи быстро и с удовольствием, а для других это целая проблема. Как ни странно все зависит от возраста, особенностей развития речи, темперамента и других факторов.
Психологи утверждают, что ребенок легко запомнит строки из незамысловатого стихотворения, если призовет в помощь образное мышление и ассоциативную память. Звучит нелегко? Мы расскажем, как быстро выучить стих с помощью простых методик. Большой плюс в том, что стихотворения, выученные таким образом запоминаются надолго!
ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ
Самый благоприятный возраст для целенаправленного разучивания стихов – это 4-5 лет, когда память развивается очень быстро. Именно в этом возрасте дети начинают осознанно запоминать тексты наизусть.
Есть несколько правил, чтобы быстро выучить стих и не отбить у ребенка охоту. При подборе стихотворений важно учитывать возраст ребенка и его литературный вкус, а именно какие произведения больше нравятся малышу.
Если же желания нет, пусть заколдованное стихотворение будет паролем от волшебного сундучка с сюрпризом! Лучше конечно выбирать классиков.
Впервые, когда ребенок слышит стихотворение оно должно произвести на него сильное впечатление, для этого нужно читать эмоционально и с выражением, иногда даже с интригой, поэтому лучше знать это произведение наизусть.
- СЛУХОВОЙ СПОСОБ
Это способ чаще остальных используется и помогает легко выучить стих. Идеален он для детей с аудиальной (звуковой) памятью.
1. Читаете стихотворение, а ребенка предварительно просите включить свой «магнитофончик» для записи.
2. Потом вместе повторяете какой-то отрывок – выбирайте 2-3 строки, которые будут объединены рифмой. У ребенка именно на рифму будет слухоречевая опора.
3. После ребенок сам проговаривает.
4. Затем проговариваете этот отрывок вы.
2. ПАНТОМИМА В ПОМОЩЬ!
Вы наверняка обращали внимание, что дети очень любят изображать животных, их повадки. Часто можно увидеть, как мальчики изображают отважных героев, а девочки — принцесс.
Во многих забавах, в которые ребятишки играют в детском саду или в группе раннего развития, они изображают не только живые существа, но и явления природы.
Представлять что-то с помощью движений детям нравится. Так давайте используем эту возможность для того, чтобы выучить стих!
Этапы изучения стихотворения (или текста в прозе)
1. Внимательно прочитайте текст вместе с ребенком.
2. Вместе разбейте его на логические куски. Если ребенок мал, то такой отрывок должен включать одну строку, а для более старших детей — 2—4 строки.
3. Выберите в каждом куске 1—2 слова, которые можно показать. Пусть малыш сначала сам попробует придумать, как именно он изобразит это слово. Но и помощь взрослого здесь вполне допустима.
4. Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок показывает движениями ключевые фразы.
5. Малыш вместе со взрослым рассказывает стихотворение, при этом карапуз изображает движения.
6. Ребенок сам старается вспомнить слова и рассказать стихотворение с минимальной помощью взрослого.
7. Ребенок старается продекламировать стихотворение без движений.
Например, попробуйте выучить потешку «Ерши»:
На пруду —камыши,
Расплескались там ерши
Круг —постарше,
Круг —помладше
Круг — совсем малыши!
- Берем первую строчку: «На пруду камыши». Здесь можно показать движения руками снизу вверх, как бы изображая, какой камыш высокий.
- «Расплескались там ерши» — можно показать движения руками, как будто ими бьют по воде, а последнее слово «ерши» изобразить с помощью растопыренных вверх пальцев, показывая какой ерш колючий.
- «Круг постарше…» — это продемонстрируйте с помощью рук, соединенных в круг: большой — руки круглые, но не сходятся, «помладше» — круг меньшего размера, руки сходятся, «совсем малыши» — надо обнять себя и присесть.
Когда ребенок и взрослый подбирают образы и движения, происходит очень важный процесс: малыш узнает много нового. Знал ли он, что камыш — это высокая трава? И что ерш колючий? Кроха познает мир, расширяет кругозор. Займитесь совместным творчеством, пофантазируйте вместе с ребенком, придумывая движения, и процесс заучивания стихотворения станет гораздо привлекательнее для малыша.
Эта методика подходит для детей, начиная с 3 лет. Не стоит беспокоиться, что ребенок на празднике или на уроке начнет показывать все движения. Они сохранятся у малыша на уровне подсознания и помогают ему вспомнить текст в волнительной для него ситуации.
Не требуйте от карапуза в первый же раз рассказать стихотворение без запинки. Даже если кроха продолжает забывать слова, отложите разучивание. Через 2—3 часа повторите 4—7 этапы. На следующее утро повторите снова. И так, пока ребенок не расскажет стихотворение самостоятельно и без явных движений. Происходят заминки? Пусть еще несколько раз расскажет с движениями. Вы можете обнаружить, что малыш, запинавшийся вечером, утром замечательно все продекламирует. А все благодаря волшебной работе долговременной памяти!
3. КАТУШКА ПАМЯТИ
Данный способ больше подходит для детей-кинестетиков. Им важно совместить запоминание и двигательный акт.
1. Берем толстую нитку или нитку с бусинами. И сначала вы сами читаете ритмично стихотворение, а ребенок ритмично наматывает нитку на пальчик как на воображаемую «катушку памяти» (сматывает в клубочек) или нанизывает бусины на нитку.
2. Потом вы вместе по строчке воспроизводите стихотворение, совмещая с ритмичным наматыванием (нанизыванием) и разматыванием.
3. Затем прячем ручки с ниткой за спину. И воспроизводим стихотворение, а наматываем уже нитку или нанизываем бусины понарошку.
4. ПРОСТЫЕ РИСУНКИ
Автор этой методики — Л. А. Валуева дает простые рекомендации, как быстро выучить стих. Педагог предлагает призвать на помощь при запоминании стихотворений любой сложности карандаш, ручку, фломастеры, краски и бумагу.
Суть методики — почти та же, что и в описанной выше, только ключевые понятия ребенок не показывает движениями, а рисует.
Этапы заучивания — те же, а на этапе рисования картинок важно, чтобы малыш проявил фантазию, сам выбрал символ, который обозначит то или иное понятие. Если ребенок затрудняется, взрослый может ему помочь, не навязывая собственного мнения.
Стоит заметить, что чем проще рисунок, тем легче его будет запомнить и воспроизвести. Поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, ограничьтесь простой и понятной картинкой. Если у малыша хорошо развито абстрактное мышление, он может нарисовать не совсем понятные вам композиции, состоящие из фигур и линий. Не стоит требовать конкретизации. Главное — чтобы ребенок был способен вспомнить строки стихотворения, опираясь на созданные им образы.
На финальном этапе запоминания картинки убираются, но ребенок к этому моменту уже настолько запомнил собственные образы, что они остаются у него в памяти и будут помогать вспомнить стихотворение. Д
ля примера возьмем все ту же потешку «Ерши».
На каждую строчку там можно нарисовать по изображению — в зависимости от того, насколько трудно ребенок запоминает.
- Пруд, к примеру, вполне можно изобразить в виде овала с волнами внутри, и камыш тоже рисовать несложно — длинные вертикальные линии с метелками на концах. Первая картинка готова.
- Строчку «Расплескались там ерши» можно изобразить в виде колючего ершика, от которого летят брызги.
- Остальные две строчки нарисовать совсем просто: три постепенно уменьшающихся круга с изображением рыбок — большой, средней и маленькой на каждом из кругов.
Если ребенок хорошо запомнил слова, только нарисовав круги, не стоит его дополнительно заставлять рисовать еще и рыбок. Этого будет достаточно. Данная методика подходит детям, начиная с 3 лет, но пока ребенок не научится хоть немного рисовать сам, картинки должен будет рисовать взрослый, советуясь с малышом. С 4—4,5 лет ребенок может начинать рисовать изображения самостоятельно.
5. ВКЛЮЧАЕМ ЛОГИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ
Логическая память – редкость для ребенка дошкольного возраста и даже для младшего школьного возраста. Но все же такое случается. В данном случае используется опора запоминания на смысловые связи. Если развивать такую память, ребенку будет легче даваться все обучение.
- После первого знакомства со стихотворением читаем снова первые строчки. Делаем остановку и просим ребенка своими словами рассказать, что было дальше.
- В определенный момент останавливаете ребенка и читаете еще строчку. И снова просите его продолжить рассказ по стихотворению.
- Затем читаете 1 четверостишие. Просите ребенка максимально точно воспроизвести, что рассказал автор (словами автора) о событии, явлении.
ДЕЛАЙТЕ ВЫБОР!
Чтобы быстро и легко выучить стих с ребенком, из предложенных методик выберете ту, которая наиболее соответствует темпераменту вашего ребенка. К примеру, методика «пантомима» подходит для активных детей, которые больше любят прыгать, чем рисовать. А методика «рисование» больше подойдет малышам поспокойнее.
После применения одной из выбранных методик вы заметите, насколько легко стало карапузу изображать и находить образы, и с какой уверенностью он теперь рассказывает выученный стишок. Со временем ребенок будет подсознательно создавать себе образы уже без движений и рисования — в уме, и заучивание любого текста наизусть будет даваться ему с легкостью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Речевое развитие детей на разных речевых этапах
Презентация для молодых воспитателей....