Доклад для родительского собрания " «Функциональная грамотность как образовательный результат»
учебно-методическое пособие
Доклад для родительского собрания " Функциональная грамотность как образовательный результат". Раскрывается значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за пределами, в обычной жизни Ваших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rod_sobranie.docx | 26.03 КБ |
dlya_vystupleniya.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании по теме:
«Функциональная грамотность как образовательный результат»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Не секрет, что в последнее время в школе уделяют большое количество времени разным инновационным продуктам. Вполне возможно, что термин «функциональная грамотность» знаком Вам и из средств массовой информации, и из уст Ваших детей.
Вот и хочется раскрыть значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за ее пределами, в обычной жизни Ваших детей.
Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:
- Что такое формирование функциональной грамотности?
- Зачем это моему ребенку и как это применять в жизни?
- На каких уроках этому будут обучать?
- Не приведет ли это к увеличению нагрузки на детей в виде дополнительных домашних заданий и контрольных работ?
Я постараюсь последовательно ответить на эти вопросы и показать, что этот образовательный феномен сможет только расширить возможности обучения для Ваших детей и принести огромную практическую пользу.
В далеком 1957 году ассоциация ЮНЕСКО впервые использовала это понятие, которое предполагало наличие базовых навыков чтения, счета и письма. Именно эти навыки позволяют человеку решать простейшие бытовые задачи.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач И/ИЛИ умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
- Вы спросите, для чего нужна функциональная грамотность?
Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:
• адекватно выбрать будущую профессию;
• решать бытовые задачи,
• взаимодействовать с людьми,
• организовывать деловые контакты,
• выбирать программы досуга,
• ответственно относиться к обязанностям гражданина,
• ориентироваться в культурном пространстве,
• использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,
• контактировать с различными социальными структурами и организациями,
• взаимодействовать с природной средой.
Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон и т.д.
В России международные эксперты обозначили уровень функциональной неграмотности в пределах от 25 до 40 % от общего количества населения страны
С помощью исследования PISA выявлены проблемы российского образования, приведём примеры некоторых из них:
• около 30 % наших учащихся не приступали к выполнению заданий, предполагавших свободную форму ответа;
• только около трети школьников готовы высказывать свое мнение в связи с прочитанным текстом;
• отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации;
• низкий уровень работы с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, графиках, рисунках и др.;
• большинство российских учащихся не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях.
Делаем вывод, что под функциональной грамотностью в современном мире подразумевается способность человека использовать свои знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Такие задачи становятся все сложнее и сложнее. Поэтому так важно становится умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и вызовам общества.
Современная школа (как средняя, так и высшая) зачастую дает огромный багаж знаний в различных сферах науки, но теоретические знания и практическое использование полученной информации, к сожалению, далеко не всегда идут рука об руку.
Вот вам пример Во время одной вечеринки для создания необычного эффекта «парения» устроителями праздника в бассейн с водой, был добавлен сухой лед. Однако организаторы не учли, что выделяющийся при химической реакции углекислый газ тяжелее воздуха, а значит, перекрывает доступ кислорода к людям, находящимся в бассейне. Участники этой вечеринки, находящиеся в бассейне получили травмы дыхательных путей .
Самым жутким является тот факт, что одной из участниц была девушка, окончившая химико-фармацевтическую академию, но она не смогла применить свои знания по химии и физиологии, чтобы предотвратить трагедию.
Случай этот трагичный, но, к сожалению, наши дети достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда они не могут применить полученные знания и навыки как в быту, так и в профессиональной деятельности. Основной задачей формирования функциональной грамотности как раз и является преодоление той пропасти, которая лежит между багажом накопленных знаний и способностью их применения в реальной жизни.
Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной грамотности.
Функциональная грамотность делится на несколько составляющих:
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Важнейшим направлением является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность и умение ориентироваться в тексте и продолжить рассуждения. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Теперь поговорим о самих заданиях на формирование функциональной грамотности. Они отличаются от традиционных задач, так как это задачи вне предметных областей, но при этом опираются как на знания, так и на жизненный опыт учащегося. Отличаются формулировками, часто носят проблемный характер, имеют множество решений. Все задания составлены простым, понятным школьнику языком. В задании моделируется жизненная ситуация, сопровождаемая дополнительными средствами визуализации – графиком, схемой, рисунком или фото.
Задания такого вида постепенно вводятся в разные предметные области, учащиеся начинают встречать их на разных уроках.
В качестве примера могу привести задачи из экзамена по математике для 9-классников, где по рисунку-схеме приусадебного участка предлагается ответить на вопросы различного характера, от простейших:
- Где располагается сарай или теплица?
(Учащиеся по схеме и описанию участка находят номер объекта)
до более сложных, требующих математических вычислений:
- Сколько упаковок плитки требуется купить для мощения дорожки, при условии, что в упаковке находится 3 кв.м. плитки?
(Необходимо вычислить площадь дорожки и произвести деление с остатком)
Какие сложности, могут возникнуть у учащихся при выполнении задач такого вида?
Умение рассмотреть схему и соединить с ней текст. Умение выделить ключевую информацию и понять, как именно записать ответ.
К сожалению, зачастую именно неумение правильно прочитать задание ведет к неправильному выполнению задачи не только по математике, но и по другим предметам учебного цикла. Вне школьных рамок мы встречаемся с ситуациями, когда не только учащиеся, но и взрослые, успешные и образованные люди, испытывают затруднения при заполнении форм или заявлений. А отвечает за эти умения именно функциональная грамотность.
Когда же необходимо начинать формировать функциональную грамотность?
Безусловно, с первых шагов ребенка в школе – с первого класса, когда он сталкивается с первыми задачами по математике, с первыми схемами и рисунками по окружающему миру, таблицами или правилами по русскому языку…
Именно поэтому понятие формирования функциональной грамотности было включено в стандарты начального и основного общего образования приказом Министерства Образования от 31 мая 2021 года.
На данный момент самый большой банк заданий по функциональной грамотности находится на электронной платформе Российской Электронной Школы:
Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.
Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней , что бы решать сложные жизненные задачи.
В нашем школе введен данный курс в начальном общем образовании и 5-6 классах средней школы, но весь педагогический состав не остается в стороне и учителя стараются включать задания на развитие функциональной грамотности на своих уроках.
Такие задания интегрированы в предметные курсы и не приводят к увеличению домашних заданий
Делая выводы можно сказать, что введенный новый учебный курс Функциональная грамотность не дань моде, а благо и необходимость для подрастающего поколения
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодиться им применять в жизни, когда они вырастут».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Функциональная грамотность » Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность помогает: выбрать будущую профессию решать бытовые задачи взаимодействовать с людьми ориентироваться в культурном пространстве взаимодействовать с природной средой
Функциональная Неграмотность Модель оценки функциональной грамотности PISA-201 9
функциональная грамотность Общая грамотность Коммуникативная Информационная Компьютерная Грамотность при решении бытовых проблем Считать без калькулятора Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать сочинение, рефераты Выбирать продукты, товары и услуги Использовать различные технические бытовые устройства пользуясь инструкциями Ориентироваться и незнакомом городе ,пользуясь справочником, картой Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия Расположить к себе других людей Находить и отбирать информацию из книг, энциклопедий и др. Использовать информацию из СМИ( газеты, журналы, телевидение) Читать чертежи, схемы, графики Искать информацию в сети Интернет Пользоваться электронной почтой Создавать и распечатывать тексты
Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной гр амотности
« Основные направления формирования функциональной грамотности » 1 Математическая грамотность 2 Читательская грамотность 3 Естественнонаучная грамотность 4 Финансовая грамотность 5 Глобальные компетенции 6 Креативное мышление
Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и ф ормулирования основанных научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения присущие созидательному , заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности
Глобальные компетенции Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) Решений. Креативное мышление Э то многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия. Финансовая грамотность Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами. Формирование представлений о возможных а льтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта НОО и ООО» ФГОС НОО и ООО (новый) С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Функциональная грамотность не дань моде , а благо и необходимость для подрастающего поколения.
«Детей надо учить тому, что пригодиться им применять в жизни, когда они вырастут». ф илософ Аристипп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к родительскому собранию
Доклад на родительском собрании: « Повышение роли родителей в воспитательно-образовательном проц...
Доклад на родительском собрании "Сила родительского примера"
Материал данного доклада можно применять учителям на родительских собраниях....
Проблемный доклад для родительского собрания: "Родительский авторитет".
Доклад с которым я выступала на общешкольном родительском собрании: "Влияние родительского авторитета на фомирование личности ребенка"...
доклад на родительское собрание "Деятельность образовательного учреждения в области укрепления интеграционной связи «семья – школа»"
«Педагогика должна стать наукой для всех:и для учителей, и для родителей» ...
Доклад для родительского собрания (презентация к докладу в разделе видео)
Кондиционная физическая подготовленность, как основной показатель физического здоровья...
Доклад на родительское собрание "Родительский контроль "
Информация об организации родительского контроля за использованием ребёнкомкомпьютера....
Доклад на родительское собрание "Сила родительского приема"
Главную роль в воспитании ребенка играет воспитательная сила семьи, родительский пример.Семья становится коллективом, в котором ребенок получает первые уроки гуманизма, трудолюбия, гражданственности.М...