Разрешение конфликтных ситуаций
план-конспект занятия (10 класс)

Травина Наталья Олеговна

В основе сценария лежит  немецкая педагогическая технология Leserallye (Читательское ралли). Родители учащихся получают инструкцию и  индивидуально или группами  знакомятся с информацией и доносят её в различных формах до остальных.

Цели собрания: научить родителей 
- правильному поведению для избегания конфликтных ситуаций с детьми;
- выходу из сложившегося конфликта с минимальными последствиями.

Целевая группа:  родителей старших подростков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_razreshenie_konfliktnyh_situatsiy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

                   Сценарий родительского собрания  по теме
                          «Разрешение конфликтных ситуаций»




В основе сценария лежит  немецкая
педагогическая технология Leserallye (Читательское ралли). Родители учащихся получают инструкцию и  индивидуально или группами  знакомятся с информацией и доносят её в различных формах до остальных.

Цели собрания: научить родителей  
- правильному поведению для избегания конфликтных ситуаций с детьми;
- выходу из сложившегося конфликта с минимальными последствиями.

Целевая группа:  родителей старших подростков.

Форма проведения собрания: игра. Педагог, проводящий собрание, только инструктирует и направляет родителей  в ходе игры

Планируемый результат. Родители имеют чёткое представление о неконфликтном поведении в общении с детьми-подростками

Подготовка к собранию:
 - подготовка информационных плакатов для ралли и табличек для заполнения;
- изготовление пирамиды и пазла для итога;
- памятки для родителей;

Необходимое оборудование: компьютер с колонками, цветная бумага, фломастеры, магниты, подготовленные для игры материалы.

                                                     
Ход собрания.
Вступительное слово педагога .
 Детско - родительские конфликты
Откуда у них «растут ноги»? Каждый, мало-мальски понимающий в психологии человек даст очевидный ответ: из детства. Добавим: из самого раннего детства. С того самого мгновения, когда ребёнка начинают лишать выбора, потому что «родители лучше знают», что он хочет съесть или надеть.
Кроха капризничает, по мнению взрослых, когда требует плачем, хныканьем, активным протестом, чтобы считались с его желаниями.
Сегодня вы не учли мнение 4-х летки при выборе одежды для похода в детский сад, завтра купили не тот портфель, который хотел первоклассник, послезавтра посмеялись над выбором подружки и…получаете подростка, отвергающего ВСЁ, что вы предлагаете. Всё воспринимает с недоверием, критикой, протестом, даже если вы 1000 раз правы.

Вы были недальновидны и уже получили то, что получили. Как выйти из конфликта с собственным ребёнком без двусторонних потерь?
Надо разговаривать. Чем раньше вы это поймёте, тем менее болезненными будут ваши стычки «по поводу».
Сегодня в ходе нашего собрания, вы получите знания и умения для разрешения кофликтных ситуаций.

Эпиграфом для нашей работы я хочу предложить высказывание:  «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.» Ямамото И.
И не надо даже много знать, чтоб ответить на вопрос: кто же должен быть мудрее в детско-родительских отношениях?

Чтобы подкрепить ваше желание участвовать в сегодняшнем собрании не пассивно, а получать самостоятельно недостающие знания в малоконфликтном воспитании детей  я предлагаю  вам самопроверку-тест, который  дополнит ваше представление о себе как о родителе.

Отвечаете на мои вопросы без лишних раздумий и на карточках с номерами от 1 до 13, лежащими на ваших столах  (Приложение 1) 
При  вашем ответе
« могу и всегда так поступаю» ставите  3 балла; 
«могу, но не всегда так поступаю» – 2 балла;
«не могу» – 1 балл:    

- Итак, внимание, вопросы: - Можете ли вы

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверьте результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте карточки.

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Каждый из вас теперь имеет представление о себе как о родителе. Но даже те, кто получил максимальный балл не могут избежать возникающих с подрастающими детьми конфликтов. О причинах и последствиях мы сегодня и поразмышляем

Этапы проведения собрания

Слова педагога
Пояснения к этапу

Слова и действия родителей

1

Формулировка темы. Игра «Пазл»

- На столе лежит игра? Какая?

- В чем ее смысл?

- Чем мы руководствуемся при сборе картинки?

- А если образца не будет, сможем ли  мы собрать картинку?

- В нашем собрании что может быть готовой картинкой?

- А что может быть  «деталями пазла»?


- Что мы для этого должны будем сделать?

- Пазл.

- Собрать целую картинку из фрагментов.

- Образцом.

- Да, но на это уйдет больше времени.

- собранная воедино информация о правильном поведении в конфликтных ситуациях.

- примеры конфликтов, советы по их смягчению,

- Проанализировать  фрагменты пазла.

2

Работа с фрагментами по теме собрания. Техника «Читательское ралли»

- В разных местах класса наклеены фрагменты по теме собрания (Приложение 2). Я предлагаю вам индивидуально каждому, подходя к любому (в произвольном порядке) плакату на стене ознакомиться с КАЖДЫМ и заполнить табличку. В табличке прочитанный материал  вы должны коротко отразить одной-двумя фразами (Приложение 3).

Индивидуальная работа родителей с фрагментами и таблицей.

3

Анализ фрагментов произведения

- Понятно ли, что это фрагменты одной темы?

- Как бы определили эту тему?

- несомненно, речь о конфликтах

- этапы развития конфликта и пути его преодоления

4

Определение направленности произведения

На выбор предлагается 4 высказывания о конфликтах .
На стене вывешиваются плакаты с высказываниями
(
Приложение 4)





- Нужно сказать, что каждая из групп права: конфликт –неоднозначное состояние и включает в себя все перечисленные направления.

Родители определяют каждый для себя ценность высказывания, останавливаются возле того, который им ближе. В   результате этого формируются группы, которые после обсуждения должны обосновать свой выбор. Кто-то от группы выступает.

5.

Работа с конкретными ситуациями

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.

Каждая группа получает пример конфликтной ситуации и в течении некоторого времени обсуждает  варианты её решения
Выступления от групп

6.

Заполнение пирамиды.

- Для более полной картины произведения я предлагаю заполнить схему. Для этого воспользуйтесь табличками, которые вы заполняли на основе фрагментов произведения.

- Как вы думаете, как должны располагаться  элементы развития конфликта в пирамиде?

В результате должна получиться заполненная схема развития конфликта в виде пирамиды. Сама пирамида уже нарисована или наклеена на доске, а слова выдаются родителям на разрозненных табличках. Посовещавшись,  таблички вставляют в пирамиду снизу вверх

(Приложение 5)

7.

Работа с пазлом

- Пришла пора собрать наш пазл.
Вы уже многое узнали о конфликтах, постарайтесь  правильно заполнить схему на доске.  
(На доске  нарисована таблица, в каждой ячейке которой  цифры от 1 до 8.  Каждой цифре соответствует   этап разрешения и предотвращения конфликта.   1.нежность –2.юмор -3.компромисс –4.третейский судья –5. анализ своих действий –

-6. умение слушать –7.понимание –8. согласие)




Теперь перевернём  карточки нашего пазла и увидим готовы ли  вы теперь к конструктивному решению спорных вопросов с вашими детьми

На табличках, выданных родителям цифр нет. Каждая группа получает две карточки со словами, характеризующим схему конфликта. Эти карточки они должны повесить (с помощью магнитов) в соответствующее поле с цифрой (Приложение 6)

Разворачивают свои карточки и видят картинку с пожимающими друг другу руки улыбающимися людьми

8

Прослушивание песни

- Мы сегодня потрудились и достойны отдыха, но отдых тоже будет связан с нашей темой.  Я предлагаю прослушать песенку, настраивающую на позитив. Будьте «влюблены» в своих детей и тогда….

(Приложение 7)

Слушают песню
Я ПО ГОРОДУ ИДУ
из мультфильма «Контакты… конфликты…»

Слова: Юрий Энтин 
Музыка: Павел Овсянников
Исполняет Николай Караченцов

9

Итог урока

- нужная ли тема была сегодня нами рассмотрена на собрании? Будете ли вы теперь задумываться прежде чем  отреагировать на неоднозначную ситуацию?  Помогло ли собрание ответить на какие-то жизненно важные вопросы?

Обратная связь


Завершающее слово педагога.
Научитесь спрашивать ребёнка, чего хочет он, просите объяснить свой выбор, постарайтесь услышать его. Если Вы будете делать это, но в итоге, поступите так, как считали правильным изначально - все усилия напрасны.  Сделайте шаг назад и начните сначала. Поверьте, это никогда не поздно.  Скажите своему чаду, что были неправы, когда навязывали ему своё мнение, потому что считали его маленьким и неспособным сделать правильный выбор. Искренне раскайтесь и добавьте, что впредь будете обсуждать все разногласия.
«Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…»
В первое время ребёнок будет испытывать вас, делать совершенно противоположное тому, что хотите вы, и, даже тому, что хочет он сам – постарайтесь выдержать этот недлительный период, чтобы заслужить доверие роднульки, с которым не хотите конфликтовать.  Ваш неслух станет более покладистым и будет доверять вашему опыту и мнению, а не принимать их «в штыки».

В заключении я хочу раздать вам памятки, с краткой информацией о том, что же делать, если конфликты стали неотьемлемой частью вашего общения с подростком. Как сохранить своё и его психическое здоровье (приложение 8).
Сохраните у себя и таблички, заполненные в ходе самоизучения темы.
                                                   
                                                  ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1. Тест для родителей

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитание и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас –вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Тестирование родителей.

Можете ли вы?

Варианты ответов:

Могу и всегда так поступаю – 3 балла

Могу, но не всегда так поступаю – 2 балла

Не могу – 1 балл.

  1.  –
  2.  –
  3.  –
  4.  –

Итого:


Приложение 2.
(фрагменты по теме собрания)


Фрагмент 1. Понятие конфликта.

Какое же определение слову «конфликт» дано в словарях русского языка?

        Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе (БСЭ, т.13, с.84, 1973). Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

                Самое неприятное в конфликте – это страх, злоба, обида, которые испытывают люди по отношению друг к другу. Мало того, они еще и не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

                Конфликты существовали в прошлом тысячелетии, существуют в нынешнем и, наверное, будут существовать в следующем. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной потере индивидуальности, свободы… Они сопровождают человека от рождения до самого последнего дня его жизни. Они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должны быть выигравшие и проигравшие. Противника можно представить партнером и недоразумение будет уладить куда проще.

          Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт)  и предмет спора. (Ситуации: дежурство; перетягивание каната между командами девочек и мальчиков).

                

Фрагмент 2. Анализ и решение конфликтных ситуаций.

          Совсем избежать конфликтов невозможно. Но научиться конструктивно разрешать – целая наука, и этому надо учиться. Необходимо понимать причину появления разногласий и не бояться открыто обсуждать их. Нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий. «Заглаживание» конфликта, уход от его решения может привести к проблемам куда более серьезным:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического план (уход в себя, в сою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.п.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Фрагмент 3 Нарастание конфликта

           Конфликт начинается с тем, что вы с ребёнком не согласны в каком-то вопросе. Обе стороны выражают недовольство тем, что его не слышат и не хотят понять.  Каждый занимает позицию : не уступлю. (Если конфликт все-таки назревает, то надо дать выход своим чувствам. Сказать человеку, с которым конфликтуешь, то, что ты чувствуешь, например: я злюсь, грущу, мне одиноко. Ведь он может и не знать, какая буря эмоций кипит внутри вас. Попробуйте встать на позицию вашего недруга.)
Когда аргументы заканчиваются  люди стараются унизить друг друга, задеть за живое, сделать больно.   Если на этом этапе в родителях не победит разум, то будет  грубая взаимная агрессия приводящая к разрыву отношений на какое-то время.  Избегайте взаимных оскорблений. Учитесь принимать и уважать чужую точку зрения.
Вот так можно представить схему разрешения и предотвращения конфликта:

Фрагмент 4. Способность к конфронтации

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это умение:

  1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу».
  2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества своего партнёра.
  3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.

           

Фрагмент 5 Причины конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте:

  1. Кризис переходного возраста.
  2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
  3. Требование большей автономии во всём – от одежды до помещения.
  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

  1. Нежелание признать, что ребёнок стал взрослым.
  2. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.
  3. Проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте.
  4. Борьба за собственную власть и авторитетность.
  5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.
  6. Неподтверждение родительских ожиданий.

 Фрагмент 6 Решение конфликтов

Почему происходят конфликты? 
(Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть  в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого, не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы).

     Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?

1. Умение слушать.

2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.

3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.

4. Умение критиковать и правильно реагировать  на критику.

5. Умение принимать решение.

6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.

Фрагмент 7. Методы выхода из конфликта

        Для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
  2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
  3. Поставить себя на место другого человека.
  4. Осознать право на существование другой точки зрения.
  5. Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.


Приложение 3

Понятие
конфликта

Анализ и
решение
конфликтных
ситуаций
.

Нарастание
конфликта

Способность
к
конфронтации

Причины
конфликтов

Решение конфликта

Выход из конфликта

Дети

Родители


Приложение 4

(Плакаты с крылатыми выражениями для деления на группы)

«Решение острых проблем обычно ищут за круглым столом.» Иванов А.

«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу.» Домиль В.

«В разгар конфликтного момента, крик не заменит аргумента.» Резникова Е.

 «Негоже злобствовать на противника после того, как конфликт исчерпан.» Исигуро К.

Приложение 5

Ситуации для анализа

(Эти же ситуации желательно проанализировать с  учащимися на классном часе. Это позволяет увидеть не только правильные варианты, которые чаще всего будут давать родители, но и услышать от ребят о реальном поведении в ситуациях как взрослых, так и детей)

Ситуация 1.

        После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

        Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 2.

        Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушёл из дома.

        Что предпринять?

Ситуация 3.

Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…

Ситуация 4. Мама торопиться закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положении», дочка делает тоже. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Приложение 5
Пирамида развития конфликта
Слова вставляемые в нарисованную (наклеенную) родителями совместно и посовещавшись в пирамиду снизу вверх

(на отдельных табличках)
 несогласие –> недовольство –> противодействие –> унижение –> агрессия  -> разрыв



Приложение 6
Пазл 
(на отдельных табличках)
нежность и внимание к друг другу, юмор в трудных ситуациях, компромисс, «третейский» судья в особо спорных вопросах, анализ своих действий,

умение слушать, понимание и вхождение в «шкуру»  ребёнка,  согласие

Приложение 8  
(памятка для родителей)
«Как только ты научишься зеркально смотреть на конфликтную ситуацию – не погружаясь в неё по уши, а созерцая ее со стороны – то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты сам сделал или захотел сделать в данном случае?» Чеповой В.

Что делать, если конфликты стали неотьемлемой частью вашего общения с подростком. Как сохранить своё и его психическое здоровье

– дайте полную свободу выбора сыну или дочке, втайне надеясь, что это подростковое противостояние скоро пройдёт;
- никаких нотаций и нравоучений, как бы вы этого не хотели;
- уступайте, если это не будет во вред самому ребёнку;
- ищите компромиссы;
- не оскорбляйте пренебрежительными замечаниями даже на его грубость - вы опытнее, старше, понимаете почему он такой. Вы – умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в школе как путь к успеху

Решение конфликтных ситуациях в специальной коррекционной школе на примерах классов 8 вида (Презентация)...

Презентация "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

Данная презентация составлена  по методическому пособию Г.А. Стюхиной "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения"....

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма пред...

Урок английского языка с мультимедийной презентацией по теме: "Разрешение конфликтной ситуации" для обучающихя 8 класса

Представленная Вашему вниманию методическая разработка урока английского языка по теме: Разрешение конфликтной ситуации для 8 класса по УМК Spotlight ("Английчкий В фокусе") содержит пояснит...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...