Развитие мелкой моторики у детей
консультация
При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.Особое внимание следует уделить играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом. Ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук.
Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия:
- Во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;
- В качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.
Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства од контролем взрослого. Только тогда ребенок может играть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения.
В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.
Вспомните, мама делает «козу рогатую», поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать «козу» и «пугать» взрослых:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает.
Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц:
Гуси летели, лебеди летели,
Аисты летели, журавли летели…
Лунь плывет, карп плывет,
Лещ плывет, сазан плывет…
Движения рук при этом напоминают плавательные.
А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону:
Тятеньке – сажень, маменьке – сажень,
Брату – сажень,
А Колюшке – такую,
Большую – пребольшую!!!
А вот всем известные «ладушки» следует предварять веселой потешкой:
Ой, ладушки, лады, не поливаны сады.
Недосуг поливать – надо в ладушки играть.
Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки «Сорока-белобока»:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила…
(далее следует перечисление заслуг пальцев и
«наказывается» нерадивый, ленивый пальчик)
Сорока-белобока
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному – ложку,
Другом – ложечку,
Третьему – поварешечку…И т.д.
А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листке бумаги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики, и челочки. Получилось? А теперь потешки:
Вот Семен - большак, Вот Васька – указка, Вот Гришка – середка, Вот палец безымянный, Вот крошка Тимошка – Вот моя ладошка. | Мальчик-пальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! |
Большаку –дрова рубить, А тебе – воды носить, А тебе – печь топить. А малышке песни петь, Песни петь и танцевать – Родных братцев потешать! | Вот как пальчики шагают: И мизинец, и большой, Указательный и средний, Безымянный – вот какой! |
О, баю, баю, баю,
Живет дядя на краю.
Он не беден, не богат,
У него много ребят…
(считаем пальцы, загибая их)
А можно представить, что пальчики – это семья ребенка:
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя – вот вся моя семья.
Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул, Спит малыш наш до утра… Утро! Всем вставать пора! Вот дедушка проснулся | И сладко потянулся, Вот бабушка проснулась, И всем нам улыбнулась, Вот папочка проснулся… И мамочка проснулась… А деточка проснулся и заплакал: Где игрушечки - погремушечки? |
У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его.
Две руки – две семьи. Одна семья идет в гости к другой.
И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:
ОДИН (загибается палец) ПАЛЕЦ (загибают другой), ДВА (третий) ПАЛЬЦА (загибают четвертый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут другу руку ребенка: С ЭТИМ (загибают пальчик) ПАЛЬЦЕМ (еще один) ЧЕТЫРЕ (загнул восьмой) ПАЛЬЦА (предпоследний загибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.
Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...
Презентация «Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии при помощи пальцеграфии»
....
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...
Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/
Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...