АПР "Школа родителей"
учебно-методическое пособие
хПрограмма "Школа родителей! - это универсальное средство для работы с родителями как на уровне класса так и школы. В программе предложено использование новых образовательныз технологий таких как: дистанционное обучение, интреативные занятия, он-лайн лекции и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_roditeley.docx | 118.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №27»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ШКОЛЫ РОДИТЕЛЕЙ «SCHOOL#27»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Объём: 9 часов
Срок реализации: 1 год
Категория участников: родители обучающихся с 1 по 11 класс
Составители:
Бакулина Наталья Сергеевна,
зам. по УВР,
Ворожейкина Валерия Васильевна,
первая квалификационная категория,
педагог-психолог,
Маркер Анна Викторовна,
педагог-психолог, канд. психол. наук
Ангарск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ………………………………………
- СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ …
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
#мы вместе
Пандемия COVID-19 заставила жить и работать по-новому. Каждый из участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги и др.) вынуждены находить возможности для получения новых знаний и развивать круг определенных личностных качеств, формируя, таким образом, необходимые для современных условий компетенции.
Компетентность - это обладание основательными знаниями в какой-либо области (С.И. Ожегов). [4] Компетентный родитель, это, в свою очередь, тот, кто готов видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, предпринимать усилия для того, чтобы эту ситуацию менять, а также понимать, что для развития ребенка нужно меняться самому, а именно искать, пробовать, учиться (Р.В. Овчарова). [5]
Следует отметить, что в настоящее время не существует единого мнения в понимании содержательных характеристик родительской компетентности. Наиболее удобной, на наш взгляд, является модель, представленная в пособии «Родительская компетентность как средство профилактики зависимых форм поведения в старшем дошкольном возрасте. [6]
Разработчики программы рассматривают родительскую компетентность с точки зрения:
- мотивационно-личностного компонента (заинтересованность родителей в успешном результате воспитания и обучения детей, эмпатия, личный опыт воспитания);
- гностического компонента (наличие у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании и особенностях развития ребенка);
- коммуникативно-деятельностного компонента (коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения у родителей).
Формирование родительской компетенции – процесс крайне сложный. Для её становления требуются усилия всех специалистов школы и разнообразные формы работы. Хорошо зарекомендовавшими себя формами работы с семьёй являются: родительские собрания, консультирование, оформление стендовых докладов, анкетирование и пр. В условиях пандемии данные формы работы также являются востребованными, однако формат их реализации становится несколько иным. Так, например, для родителей на сайте школы и в группах WhatsApp и Viber дополнительно размещены графики консультаций, ссылки на внешние ресурсы (как проводить досуг вместе с детьми онлайн), памятки, телефоны и пр.
Особой формой взаимодействия с родителями, хорошо зарекомендовавшей себя в условиях удаленного режима работы, является организация школы для родителей «School#27» (формат: онлайн). «School#27» призвана решать сразу несколько задач, способствуя при этом, развитию родительских компетенций.
Круг задач включает в себя:
- консультирование родителей по возникающим вопросам обучения, воспитания, развития;
- организацию семинаров/лекториев с целью устранения пробелов в знаниях, связанных преимущественно с развитием детей, охраной их физического и психического здоровья;
- организацию обучающих занятий для активизации творческих сил, вооружения родителей практическими приёмами работы с детьми;
- приучение к работе с информацией, размещённой на сайте школы (работа с памятками, статьями, ссылками на интернет-ресурсы и пр.);
- содействие в развитии социальной активности семьи, налаживание дополнительных связей и менее формального общения.
Таким образом, основной целью деятельности школы для родителей «School#27», является повышение родительской социально-психологической компетентности.
Наиболее подходящими формами работы с родителями являются онлайн-собрания, включающие как теоретическую, так практическую подготовку. В рамках-онлайн собраний используются следующие развивающие и обучающие методы: лекции различного формата, дискуссии, консультации, беседы, релаксационные методы, психологические упражнения. Также предусмотрено применение диагностических методов исследования (в частности, анкетирование).
Для работы с родителями в формате онлайн-собраний необходимы следующие материалы: компьютер, презентации по темам, прописанными в календарно-тематическом плане. В качестве основной формы контроля предусмотрено анкетирование (Приложение 2).
Реализация программы рассчитана на 9 часов и организация занятий по 1 занятию в месяц. Длительность занятия – 40 минут.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ШКОЛЫ РОДИТЕЛЕЙ «SCHOOL#27» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Обучение по данной программе, будет способствовать следующим личностным результатам:
- более глубокому осознанию роли семьи в жизни ребенка;
- актуализации знаний по психологии детского и юношеского возраста, семейной психологии, психологии конфликта;
- стимуляции готовности к самодиагностике и саморазвитию;
- формированию более конструктивных стратегий взаимодействия с детьми и специалистами образовательного учреждения.
Метапредметными результатами являются:
- интерес к созданию более благоприятных психологических условий жизнедеятельности в семье;
- применение приёмов активного слушания с целью выстраивания конструктивных взаимоотношений с ребенком;
- умение налаживать эффективное сотрудничество в рамках совместной деятельности родителей с учителем и ребёнком;
- грамотная профилактика негативных склонностей ребенка и кризисных ситуаций в семье;
- умение бороться со стрессовыми факторами и обучение собственного ребенка приёмам самопомощи при стрессе;
- владение стратегиями оказания помощи и поддержки в период экзаменационной подготовки;
- владение приёмами «мягкой профессионализации» с учётом знания интересов, способностей ребенка, а также потребностей регионального и российского рынка труда.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ РОДИТЕЛЕЙ «SCHOOL#27»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
РАЗДЕЛ 1. АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ: ТРУДНОСТИ ПЕРИОДА
Данный раздел включает освещение трёх тем, связанных с переходными периодами в школьной жизни ребенка: поступление в школу, переход в среднее звено школы. Родители имеют возможность получить знания о психологических особенностях «перехода» и задать интересующие их вопросы.
РАЗДЕЛ 2. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родители имеют возможность получить представления о востребованности ряда профессий на рынке труда России и региона. Также ключевым является освещение вопросов, связанных со способностями ребенка к определенным видам деятельности, а также их интересами и склонностями. Дополнительно родители формируют представления о путях получения информации о базовой профориентационной диагностике и площадках, где данный вид информации можно получить.
РАЗДЕЛ 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ РЕБЁНКА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В рамках данного раздела освещаются темы, связанные с агрессивным поведением ребенка и конфликтными ситуациями в семье. В свою очередь, родителям старшеклассников предлагается тема, связанная с экзаменационными стрессами, тревожностью и страхами ребенка в этот период. Стимулируется интерес к вопросам отношения ребенка к карманным деньгам, интернету, общению в социальных сетях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Форма проведения | Месяц/часы | Содержание |
РАЗДЕЛ 1.АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ: ТРУДНОСТИ ПЕРИОДА | |||
Адаптация первоклассника | Лекция с элементами дискуссии | Сентябрь 1 ч. | - трудности учащегося 1-го класса; - пути помощи в преодолении трудностей общения (с учителем, с одноклассниками); - организация режима дня; - помощь в повторении и усвоении учебного материала. |
Адаптация пятиклассника | Лекция | Октябрь 1 ч. | - психологические особенности периода адаптации к среднему звену школы; - формы родительской помощи и поддержки; - помощь родителей в подготовке домашнего задания. |
Подготовка к переходу в среднее звено | Лекция | Май 1 ч. | - возрастные особенности; - критерии готовности к обучению в средней школе; - возникающие проблемы; - пути помощи. |
РАЗДЕЛ 2.ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | |||
Профориентация для родителей | Консультация | Декабрь 1 ч. | - профессиональное самоопределение подростков; - обзор предложений рынка труда. Встреча со специалистами Центра занятости. |
РАЗДЕЛ 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ РЕБЁНКА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ | |||
Причины семейных конфликтов. Пути их решения. | Практическое занятие | Ноябрь 1 ч. | - причины конфликтов; - пути решения конфликтов; - семейная медиация; - службы медиации в Иркутске. |
Ребёнок и деньги: за и против | Лекция с элементами дискуссии | Январь 1 ч. | - две точки зрения на проблему карманных денег; - объём суммы, статьи расходов, периодичность; - проблемы, которые могут сформироваться под влиянием неправильной стратегии поведения родителей. |
Прокрастинация | Академическая лекция | Февраль 1 ч. | - понятие прокрастинации и особенности переживаний прокрастинаторов; - академическая прокрастинация (прокрастинация в учебной деятельности). |
Кризисы взросления. Подростковый возраст. | Практическое занятие | Март 1 ч. | - понятие возрастного кризиса; - особенности взросления подростка; - парадоксы подростковой психики; - правила для родителей подростков. |
Помощь в подготовке к экзаменам | Практическое занятие | Апрель 1 ч. | - виды трудностей, возникающие при подготовке к экзаменам; - советы выпускникам и родителям; - понятие эмоциональной устойчивости; - приёмы снижения эмоциональной нагрузки. |
Всего: | 9 ч. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМА 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛАЙДОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Сентябрь
Цели:
- дать информацию о трудностях процесса адаптации первоклассника к школе;
- формировать представление о ключевой роли родителей в профилактике дезадаптации;
- стимулировать использование приемов конструктивного взаимодействия с ребенком, испытывающим трудности;
- способствовать формированию благоприятного психологического климата в семье.
Содержание слайдовой презентации:
Слайд 1
Звенит звонок нам 11 лет подряд,
Уроки начинаются,
И расцветают лица у ребят:
Пришла пора – уроки начинаются.
Слайд 2
- Зачем дети приходят в школу?
- Учиться.
Слайд 3
Некоторые фразы родителей:
- «школа нужна, чтобы научить детей всему»;
- необходимо получить знания, которые могли бы пригодиться в жизни;
- «для обучения ребенка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»;
- «заложить в ребенке основы всех предметов»;
- «школа нужна, чтобы получить среднее образование».
Слайд 4
- Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий все континенты и марки всех машин ребенок, успешный учение?
- Нет.
Слайд 5
- А теперь представим, кокой в ребенок в школе?
- Чего от неё ждёт?
Слайд 6
- Новая жизнь ребятам кажется утомительной и не всегда интересной.
- Школьная дисциплина требует большого напряжения. Первокласснику трудно управлять своими желаниями.
Слайд 7
У беззаботного прежде дошкольника появляются непривычные обязанности:
- он не волен распоряжаться своим временем;
- должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему понятными и разумными (нельзя кричать? шуметь?).
Слайд 8
- Знаете ли вы как менялся ваш ребенок и как он адаптировался?
Слайд 9
Адаптация к школе – это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Слайд 10
Уровни адаптации:
- оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
- высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
- низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
- дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие, невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).
Слайд 11
Трудности, которые возникают у первоклассников:
- в первые дни, недели посещения школы, у ребенка снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура;
- первоклассники отвлекаются, быстро устают, возбудимы, эмоциональны и впечатлительны;
- поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью;
- характерна высокая утомляемость.
Слайд 12
Основные показатели адаптации:
- формирование адекватного поведения;
- установление контактов с учащимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Слайд 13
Наблюдения:
- 70% детей адаптировались к школе в течение первых двух недель обучения;
- 20% детей имеют длительный процесс адаптации;
- 10% детей, адаптация которых связана со значительными трудностями.
Слайд 14
Факторы, влияющие на процесс адаптации:
- личностная готовность;
- волевая готовность;
- интеллектуальная готовность;
- мотивационная готовность.
Слайд 15
Личностная готовность включает в себя:
- умение строить отношения с учителем;
- умение общаться со сверстниками, быть адекватным к критике;
- адекватная самооценка.
Слайд 16
Волевая готовность:
- возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли;
- умение слушать и понимать указания взрослых;
- действовать в соответствии с правилом;
- уметь ориентироваться на образец;
- сосредотачиваться и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Слайд 17
Интеллектуальная готовность:
- определенный запас знаний;
- качество и чёткость представлений (важен не объём, а качество);
- способность слушать, сравнивать, выражать отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному (нужно развивать с дошкольного возраста).
Слайд 18
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер).
Слайд 19
Рекомендации родителям от Джеральдины Чейпи. Они помогу наладить взаимоотношения с ребенком.
Делать или не делать?
Делайте!
Радуйтесь своему ребенку. Разговаривайте с ним. Если он разговаривает с вами, то слушайте его внимательно.
Установите жёсткие, но справедливые требования.
Поощряйте стремление задавать вопросы.
Не скупитесь на награду: похвалу, объятия, поцелуй.
Поощряйте любопытство и воображение.
Поощряйте игры с другими детьми.
Будьте терпеливыми.
Старайтесь, чтобы ребенок участвовал в домашних делах (поливал цветы, убирался в доме и пр.).
Помогите ребенку выучить основные сведения о семье.
Будьте примером для ребенка.
Слайд 20
Не делайте!
Не перебивайте ребенка. Не говорите, что всё поняли. Не отворачивайтесь, когда он что-то рассказывает.
Не заставляйте делать что-то, если он устал. Переключите. Всегда есть возможность вернуться и закончить начатое.
Не требуйте слишком многого. Он научиться новым правилам не сразу.
Не устанавливайте огромное количество правил.
Не стремитесь сразу дать ребенку огромное количество впечатлений, знаний и эмоций.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Слайд 21
«Мой ребенок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … « (закончите фразу).
ТЕМА 2. АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКА
СОДЕРЖАНИЕ МИНИ-ЛЕКЦИИ
Октябрь
Цели:
- актуализировать знания о трудностях процесса адаптации пятиклассника к среднему звену школы;
- сформировать знания о роли родителей в процессе обучения ребенка и в преодолении трудностей в обучении;
- стимулировать использование приемов конструктивного взаимодействия с ребенком;
- способствовать формированию благоприятного психологического климата в семье.
Источник:
Фролова С.С. Родительское собрание в 5-х классах. Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене. (электронный ресурс) / С.С. Фролова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2011/12/22/roditelskoe-sobranie-v-5-kh-klassakh-vozrastnye-osobennosti-i
Содержание мини-лекции:
В последнее время педагоги и психологи образования особое внимание уделяют пятиклассникам. Переход учеников из начального звена школы в среднее не уступает по значимости ситуации поступления ребенка в 1-й класс. С чем это связано?
Возраст 10-11 лет с точки зрения психологов является достаточно стабильным и благоприятным возрастом перехода в подростковый период. В этом возрасте поведение детей можно охарактеризовать как уравновешенное и спокойное. Дети открыто и доверчиво относятся к взрослым, ждут от них помощи и поддержки, что создает большие возможности для дальнейшего их воспитания. Данный возраст создает благоприятные условия для формирования интересов, познавательной активности, даже у тех учащихся, которые считались неуспешными в начальной школе.
Стабильность этого возраста связана со следующими условиями:
- начальная школа, предшествующая данному возрасту, подготовила благоприятную почву в плане развития познавательной сферы учащихся;
- на протяжении всей начальной школы происходила интеллектуализация всех психических процессов, так как это период интеллектуального развития ребенка;
- ребенок умеет контролировать и направлять в нужное русло внимание, память, эмоции, что создает благоприятные условия для овладения самостоятельными формами работы.
Следует отметить, что к концу учебы в начальной школе интерес к учебе несколько снижается. В 5-х классах происходит обратный процесс - этот негатив к обучению сменяется ожиданием перемен, надеждами, что в школе станет интересно. Это проявляется даже у учащихся, которые в начальной школе были неуспешны. Практика показывает, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что они уже не маленькие. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
У учащихся 5-х классов очень сильно выражено эмоциональное отношение к любому виду деятельности, которое они выполняют, в том числе и к учебным предметам. Ученики считают себя способными к любому предмету, причем показателем служит отношение самого учащегося к данному предмету. Такое отношение создает благоприятные условия для стимулирования познавательной активности, развития способностей, умений, интересов. На фоне таких благоприятных предпосылок, как показывает практика, у пятиклассников возникают значительные трудности.
Такими трудностями являются:
- новая организация учебы (надо искать кабинеты, сидим за партами не как хотим);
- появление сложных учебных предметов (математика, русский язык);
- нехватка времени;
- разные учителя и разные требования.
В силу этого, в адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими, или напротив, развязными, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
Помощь родителей в ситуации адаптации:
- в период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий и понятный режим дня;
- укреплять чувства взрослости, то есть важно помочь ребенку освоить эту новую позицию (новый статус – новые обязанности);
- помощь в подготовке домашних заданий (помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий, даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно).
СОДЕРЖАНИЕ СЛАЙДОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Литературный источник:
Эмоциональное здоровье вашего ребенка [Текст] : Пер. с англ. – Москва : Авиценна : ЮНИТИ, 1996. - 400 с.
Примечание:
Презентация предназначена для самостоятельного изучения. Размещается на сайте школы/в группе ВК, рассылается родителям по электронной почте, размещается в группах Viber.
Содержание слайдовой презентации:
Слайд 1
Рекомендации для родителей пятиклассников!
Слайд 2
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Слайд 3
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Слайд 4
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Слайд 5
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
Слайд 6
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Слайд 7
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Слайд 8
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
ТЕМА 3. ПРИЧИНЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. СЕМЕЙНАЯ МЕДИАЦИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ МИНИ-ЛЕКЦИИ
Ноябрь
Цели:
- раскрыть причины семейных конфликтов и познакомить с путями их решения;
- рассказать о службах медиации в сфере образования и независимых услугах медиаторов.
Содержание мини-лекции:
Жизнь любого человека (взрослого, ребёнка) невозможна без конфликтов. Главное здесь, научиться конструктивно эти конфликты решать. Для того, чтобы грамотно разрешать конфликты, с наименьшим количеством последствий, нужно учиться осознавать последствия конфликтов и не бояться открыто их обсуждать. «Заглаживание» конфликтной ситуации, уход от её решения, может привести к более серьёзны проблемам.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ в семье (в рамках детско-родительских отношений):
Первая причина. Возрастное становление ребенка, которое может проявляться в попытках самоутвердиться/защитить себя/в несдержанности при общении и пр. Особенно яркими эти проявления могут быть в подростковом возрасте (начало границ подросткового возраста: 10-11 лет). В этот период происходят изменения в организме (увеличение массы тела, увеличение в росте, гормональные изменения и пр.). Общение со сверстниками для подростка в этот период становится бОльшей ценностью, нежели общение с родителями, учителями (что может вызывать непонимание у последних). Требуя самостоятельности, дети не всегда умеют этими правами и обязанностями правильно распорядиться. Отсюда гнев, протест, и, как следствие, конфликт.
Вторая причина. Противоречивые требования в процессе воспитания. Речь о последовательности в процессе взаимодействия с ребенком, в процессе его воспитания. Семейные нормы, правила поведения, требования к выполнению обязанностей должны быть едины. Все члены семьи, воспитывающие ребенка, должны придерживаться одного кодекса/одного закона воспитания. Если мама требует одно, а папа диаметрально противоположного, то последствиями может быть манипуляция со стороны ребенка (будет выбирать тот подход, который максимально удобен), возросшая конфликтность у всех участников, хитрость/ложь со стороны ребенка и пр. Ситуацию иногда усугубляют «старшие родители» (бабушки, дедушки). Мама, например, может считать, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а бабушка, жалея, вмешиваясь в процесс, ещё более усугубляя ситуацию. Ещё раз: требования должны быть едины!
Третья причина. Конфликты между родителями. Эмоциональное выяснение отношений родителей между собой, может привести к эмоциям и со стороны ребенка. Он может стать участником конфликта или в последующем брать на вооружение именно такой стиль выяснения отношений.
ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (когда есть ресурсы, чтобы справляться с конфликтом своими силами):
Определение проблемы. По возможности, без излишних эмоций, нужно сказать ребенку, что Вы от него ожидаете, что он/она должны сделать. Надо быть точным. Объяснить свои чувства, начиная монолог словами: «Мне хотелось бы … » или «Я чувствую, что … ». Не стоит пользоваться словами, вынуждающими обороняться, например, «Почему ты ... », «Ты всегда ... », «Ты никогда ... ».
Обсуждение конкретной проблемы. Не надо припоминать прошлые обиды. Нужно постараться сконцентрироваться на решении проблемы. Самое главное, чтобы у ребенка не возникло ощущения, что конфликт - это всегда чья-то вина. Лучше пользоваться фразами: «Я тебя слышу, но я не согласна (не согласен). Что нам придумать в этом случае ещё?» Такое поведение поможет ребенку понять ценность «переговоров» + они приобретают чувство контроля над проблемами, которые надо решить.
Избегание негатива: резких обвинений, криков, «перехода на личности». Нужно постараться избежать пустых угроз! Нельзя говорить того, что никогда не сделаешь. Например, «если ты еще раз так сделаешь, я никогда в жизни не буду с тобой разговаривать». Детьми это может иногда восприниматься буквально (вызывать дополнительные переживания), а иногда (если угроза не подтвердилась реальными поступками) не приниматься в последующем всерьёз. Но! При этом, дети должны понимать, что любые чувства имеют право на существование (однако, не любое поведение имеет такие же права). Дети должны понять, что дом - это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех. Главное, уметь правильно эти чувства выражать.
Готовность к изменениям/компромиссам. В некоторых случаях стоит пересмотреть свой образ жизни, способ действий, быть способным к обучению, развитию.
Подчёркивание значимости (того, с кем конфликт) для семьи. Подчеркивание значимости помогает снизить градус накаленности конфликта. Важно уметь высказать благодарность, проявить уважение, несмотря на возникновение спорной ситуации.
Уметь признавать собственные ошибки. Не каждый человек способен согласиться с тем, что был не прав. Психика сопротивляется. Однако признание неправоты вовсе не означает потерю уважения со стороны других, а, наоборот, рассказывает о наличии адекватного восприятия действительности.
Использование чувства юмора. Тактику надо применять осторожно, чтобы юмор не перерастал в откровенную насмешку над действиями супруга/супруги/ребенка.
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТА. Чешский психотерапевт Станислав Кратохвил рекомендует:
- интересоваться мнением/интересами близкого человека;
- слушать;
- не злоупотреблять критикой;
- понимать свои ошибки (если своевременно понять свои ошибки и исправить их, то ссоры или конфликта можно избежать);
- войти в положение другого (если человек попытается поставить себя на место другого, постарается понять ситуацию и переживания, он будет более терпим к нему и найдет правильный выход из положения, что позволит избежать конфликтов);
- улыбаться (приветливость и доброжелательность одного вызывают аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение).
Если конфликтная ситуация достигла апогея, никто не хочет уступать, а все использованные средства ни к чему не привели, то нужно обратиться к профессионалу - человеку, который профессионально занимается урегулированием конфликтов – медиатору.
Медиация (mediare (лат.) – посредничать) – это одна из технологий урегулирования споров во внесудебном порядке, с участием третьей стороны. Процедура семейной медиации может проводиться в случае возникновения конфликта между ребенком и его родителем, когда стороны не в силах урегулировать конфликт самостоятельно. Такие ситуации чаще всего возникают тогда, когда ребенок достиг подросткового возраста и отношения становятся более напряженными. В таких ситуациях важно понимать, что речи не идет о неспособности родителя быть таковым. Наоборот, только по-настоящему ответственный родитель способен во время увидеть то, что его отношениям с ребенком требуется помощь, способен обратиться за нею.
В Иркутске функционирует с 2010 года медиативный центр. АНО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий». Процедуры медиации, которые осуществлял Центр в течение многих лет, касался следующих проблем:
- проблем общения с другим родителем в ситуации раздельного проживания (при наличии вступившего в силу судебного акта);
- по вопросу определения порядка общения с другим родителем (досудебная договоренность либо в порядке рассмотрения дела в суде);
- отношения между родителями ребенка (либо отцом/матерью) и бабушками;
- из-за развода родителей и конфликтом с одним из родителей;
- по вопросам отношений с отчимом;
- из-за разногласий между членами семьи по поводу выбора средств воспитания ребенка (в большинстве ситуаций – выбор между физическим наказанием и иным; между стратегией запретов и дозволением);
- из-за конфликтов в школе (однако, данные ситуации не относятся к школьной медиации в связи с отсутствием второй стороны из образовательного учреждения);
- из-за агрессивного поведения ребенка.
Центр находится на ул. Пискунова, 160, Иркутск (офис 528, этаж 5).
В заключение хочется пожелать мира, понимания. Пусть спорных вопросов будет немного, а понимания - больше.
ТЕМА 4. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СО СПЕЦИАЛИСТОМ ЦЕНТРА
ЗАНЯТОСТИ
Декабрь
Цели:
- дать основные понятия, связанные с профессиональным самоопределением подростка;
- выполнить обзор актуальных предложений рынка труда;
- ответить на интересующие родителей вопросы.
Содержание консультации с опорой на слайдовую презентацию:
Слайд 1
Центр занятости ученикам:
- стажировка молодых специалистов (выпускников средних профессиональных учреждений);
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
Сайт Центра занятости населения: www.irkzan.ru.
Слайд 2
Как помочь детям избежать ошибок в выборе профессии:
- помочь узнать больше о выбранной профессии;
- выяснить пути получения профессии;
- помочь соотнести свои способности с требованиями профессии;
- помочь ребенку осознать и сделать именно СВОЙ выбор (ни вас, ни его/её друзей)
Объяснить ребенку разницу между реальностью профессии и её образом.
Слайд 3
Принципы выбора профессии:
ХОЧУ (склонности, интересы)
МОГУ (здоровье, склонности)
НАДО (спрос на рынке труда)
Слайд 4
Склонности и интересы можно (фактор ХОЧУ) замерять с помощью специальных психологических профориентационных методик. Одна из самых распространенных – методика Е.А. Климова. Методика есть в интернет-пространстве. Можно пройти онлайн.
Слайд 5
Фактор НАДО реализуется через изучение рейтинга профессий. Рейтинг профессий в мире, России и регионе постоянно обновляется. Так, например, в России (в 2020 году) в десятку самых востребованных профессий входили:
1 место: IT-специальности
2 место – Специалисты с медицинским и фармацевтическим образованием
3 место – Менеджеры по продажам
4 место – Дизайнеры
5 место – Маркетологи
6 место – Педагоги
7 место – Психологи и психотерапевты
8 место – Финансовые аналитики
9 место – Инженеры
10 место – Переводчики
Слайд 6.
Психологические основы собеседования
Качества, которые помогут найти работу
Профессиональные качества:
Высокая профессиональная квалификация
Аккуратность и пунктуальность в работе
Хорошее состояние здоровья
Личные качества:
Находчивость
Высокий уровень контактности
Дружелюбие
Готовность помочь
Терпеливость
Упорство в достижении цели
Вежливость, деликатность
Уравновешенность
Преданность
Честолюбие
Опрятность и чистоплотность
Слайд 7
Помните, что у Вас никогда не будет возможности произвести первое впечатление!
Слайд 8
Внешний вид! Одежда должна быть адекватной ситуации!
Слайд 9
Вы пришли на собеседование.
Постарайтесь прийти несколько пораньше, но не торопитесь попасть к интервьюеру, а постараться получше узнать организацию.
НЕ следует стучать в дверь.
Заранее выключить звук на телефоне.
Помните про позу. Открытая поза. Свободные руки. Направленность на интервьюера.
Улыбайтесь.
Слайд 10
На вопросы о возрасте следует отвечать, подчеркивая достоинства своего возраста.
Не собираетесь искать новую работу.
Желание доказать свои способности, самоутвердиться.
Желание работать.
Хорошие физические способности.
Быстро приобретаете новые знания.
Изучение новых передовых технологий.
ТЕМА 5. РЕБЁНОК И ДЕНЬГИ: ЗА И ПРОТИВ
СОДЕРЖАНИЕ МИНИ-ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ
Январь
Цели:
- расширить представления родителей о подходах в вопросах выдачи денежных средств детям, а также распределения денег в семье и между детьми,
- сформировать субьективную позицию родителей в отношении данного вопроса (формирование бюджета с учётом выдачи карманных денег, распределения денег, выдача денег ребенку с учётом возраста и пр.);
- определить алгоритм действий во взаимоотношениях с ребенком по выдаче карманных денег и их расходования.
Содержание лекции:
Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос о том, давать ли ребенку карманные деньги и в каком размере? Безусловно, возможности у каждой семьи разные, но даже при условии стабильного дохода этот вопрос остается сложным и достаточно спорным.
Мнения психологов по этому вопросу расходятся. Некоторые убеждены в том, что давать деньги детям нужно, а другие придерживаются противоположной точки зрения. Почему настолько разнятся мнения о том, нужны ли детям деньги и сколько нужно их давать?
Некоторые психологи считают, что подросткам нужно давать средства, другие, наоборот, выступают против выдачи карманных денег, приводя множество доводов, которые объясняют их точку зрения. Так что же такое карманные деньги: зло или возможность для детей повысить самооценку? На самом деле оба мнения имеют право на существование, однако, и в той, и в другой интерпретации есть и обратная сторона.
Почему нужно давать детям карманные деньги?
(одна из точек зрения)
Развивают самостоятельность
Карманные деньги предполагают, что ваш отпрыск своими силами будет составлять бюджет, в котором учтет все свои расходы. Лишив ребенка карманных денег, вы делаете его зависимым от своих решений и выбора покупок.
Повышают самооценку и придают уверенность в себе
Ребенок должен, прежде всего, комфортно чувствовать себя в мире взрослых. Регулярная выдача наличных средств даст ему возможность тратить их на необходимые вещи. Ведь отсутствие минимальных возможностей может развить у школьника комплекс неполноценности. А у большинства его сверстников наверняка имеются средства для покупки нужных вещей.
Вырабатывают ответственность
Регулярная выдача наличных средств будет формировать у ребенка чувство ответственности. Он будет планировать свои траты, а может даже начнет экономить и копить.
Почему карманные деньги не стоит давать детям?
(вторая точка зрения)
Дети быстро привыкают к постоянному финансированию
Регулярное получение карманных денег может стать привычкой. Если вначале ребенок будет рад даже незначительной сумме, то со временем она его уже не устроит. Кроме того, выдачу средств на личные расходы он будет принимать как должное.
Подросток должен сам себе зарабатывать средства на личные расходы
Стоит отметить, что многие противники карманных денег любят приводить в пример подростков из американских семей, в которых богатые родители вместо того, чтобы полностью всем обеспечить своих детей, учат, как заработать карманные деньги. Они отправляют своих отпрысков на работу, причем не престижную: посыльными, мойщиками машин.
Американцы считают, что только таким образом они смогут привить своим детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать трудом.
В каком возрасте можно давать средства на личные расходы?
Ребенку карманные деньги не нужны до тех пор, пока он не начнет ходить в школу.
От чего должна зависеть сумма?
Прежде всего, сумма средств, выдаваемых школьнику, должна зависеть от возможностей семьи. Однако все же нужно учитывать некоторые факторы:
Каков возраст ребенка?
На что он может потратить деньги?
Сколько средств выдают сверстникам, одноклассникам?
Существует ли договоренность между ребенком и родителями?
От чего сумма не должна зависеть?
По мнению многих психологов, очень важную роль играет договоренность между ребенком и родителями. Лучше всего, если выдача средств является обговоренным мероприятием. Однако сумма не должна зависеть от следующих факторов:
Полученных в школе оценок.
Помощи в домашних делах.
Настроения родителей.
Ни в коем случае нельзя советовать ребенку, как заслужить деньги. Он должен четко понимать, что это личные средства, которые он получит независимо от успеваемости в школе или поведения.
Сколько денег давать младшим школьникам?
Итак, сколько нужно давать денег ребенку? Безусловно, отпрыску-семилетке ни к чему давать сумму с двумя нулями – что он будет покупать? Конечно, если это подарок – другое дело, но если такая сумма будет выделена ребенку на карманные расходы, он может купить что-то совсем ненужное, и, в конечном итоге, родители будут его ругать.
В случае если ребенок ходит в школу (1-3 класс), размер суммы может высчитываться исходя из потребностей:
Средства, которые потребуются на проезд в общественном транспорте;
Деньги на покупку вкусностей, сока, компота в буфете;
Покупка необходимой канцелярии: ручек, линеек, карандашей;
Покупка мелких вещей или игрушек.
Как правило, сумма еженедельных карманных денег для младших школьников не превышает 300-500 руб. Конечно, она может варьироваться в зависимости от потребностей ребенка.
Насколько часто нужно выдавать деньги?
Школьникам не стоит выдавать деньги раз в месяц, поскольку этот срок для них слишком большой. Лучше всего, если наличные будут выдаваться еженедельно, сумма должна быть достаточной, чтобы ее хватало на дорогу, покупку булочек и других продуктов в школьной столовой, а также разных сладостей и прочего.
Подросткам можно выдавать карманные деньги один раз в месяц. Такая периодичность будет приучать их к правильному распределению средств. Однако, сразу делать этого не стоит, лучше увеличивать период между выдачами постепенно.
ТЕМА 6. ПРОКРАСТИНАЦИЯ
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ
Февраль
Цели:
- охарактеризовать понятие прокрастинации в разных психологических подходах;
- расширить представления родителей о причинах академической неуспеваемости детей.
Содержание слайдовой презентации
Слайд 1
Прокрастинация - склонность к регулярному откладыванию важных решений на будущее, игнорирование отрицательных последствий такого откладывания. В научный оборот термин «прокрастинация» ввел в 1977 году П. Рингенбах.
Первоначально феномен «прокрастинация» рассматривался достаточно узко. Исследователи трактовали его с этико-философской точки зрения, чаще всего подразумевая под данным понятием термин «лень», то есть состояние, характеризующееся отсутствием желания что-либо делать, если это требует волевого усилия.
Слайд 2
Существенно расширила понимание данного понятия Кен Лэй, охарактеризовав его как добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на негативные последствия для прокрастинатора (человек, откладывающий действия). Исследователь П. Стилл рассматривал феномен «прокрастинация» в контексте стратегии избегания дел, вызывающих негативные эмоции. Противоположной точки зрения придерживались У. Симпсон, Т. Пичил, Дж. Феррари, связывая прокрастинацию с попыткой человека вызвать «острые» ощущения, выполняя необходимые задачи в предельно краткие сроки.
Слайд 3
Отечественные исследователи чаще всего рассматривали феномен прокрастинации в связи с личностными характеристиками субъектов социальных процессов. Данный феномен связывался ими с синдромом «мотивационной недостаточности» и рассматривался в контексте перцептивно-семантической организации времени и теории перфекционизма.
В.С. Ковылин определяет данный феномен как «тенденцию откладывать выполнение необходимых дел «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается».
Слайд 4
В отечественном подходе прокрастинация представляет собой комплексное явление, которое включает в себя: поведенческий компонент (прокрастинация как закрепленный механизм поведения человека), когнитивный компонент (специфика ощущения результатов деятельности, а также мотивация к выполнению деятельности), эмоциональный компонент (высокая тревожность, эмоциональная перегруженность, страх неудачи и невротизация), а также подсознательный компонент (прокрастинация как защитный механизм личности, срабатывающий при повышении тревоги и оценке ситуации выполнения какой-либо задачи как угрожающей и опасной).
Слайд 5
Механизм образования «снежного кома» и «замкнутого круга прокрастинаторов», объясняющий эмоциональные переживания и мотивы прокрастинаторов, описала Н. Шухова, назвав его «Цикл промедления», поскольку раз за разом он повторяется в одной и той же последовательности
Слайд 6/7/8/9
Цикл промедления представлен в виде формулировок основных мыслей-переживаний откладывающего на каждой фазе:
1. «На этот раз я начну рано». Прокрастинатор, каждый раз приступая к новой работе, полон надежды на своевременное, или даже заблаговременное, начало. Особенностью данной фазы является то, что с одной стороны, он чувствует что неспособен и не хочет начинать работу прямо сейчас, а с другой, продолжает надеяться, что все начнется само собой.
2. «Скоро придется начать». С течением времени и исчезновением иллюзии своевременного начала, у промедлителя возникает беспокойство. Он чувствует, что пора прикладывать некоторые усилия, чтобы действовать. Однако дед-лайн еще далеко, и надежды остаются.
3. «А вдруг я вообще не начну». У прокрастинатора появляется все больше мрачных предчувствий, беспокойство возрастает. Типичные переживания на данном этапе:
«Нужно было начать раньше».
«Я делаю все, но … » – человек начинает делать менее обременительную работу, от которой уклонялся раньше. «Я ничему не могу радоваться» – чтобы отвлечься от неприятных переживаний, прокрастинатор пытается заниматься чем-то приятным: читать, общаться с друзьями и прочее. Однако любое удовольствие омрачается чувством вины и тревогой за результат дела.
4. «Надеюсь, никто не заметит». По мере приближения к крайнему сроку прокрастинатор начинает испытывать стыд, и старается скрыть от других свою бездеятельность.
5. «Со мной что-то не так». На этом этапе становится ясно, что начать выполнение задачи вовремя и завершить без спешки не получится. Прокрастинатор обвиняет себя, и ему начинает казаться, что он лишен чего- то, что есть у остальных – силы воли, самодисциплины, способностей.
6. На данном этапе принимается окончательный выбор – делать или не делать. В случае, если напряжение становится невыносимым, а завершение работы в срок кажется уже невозможным, прокрастинатор заключает, что он провалил дело, и отстраняется. Если же принято решение начинать работу, то промедлитель проходит через следующие этапы переживаний:
7. «Не могу больше медлить». К этому моменту времени напряжение настолько усилилось, что прокрастинатору ничего не делать становится тяжелее, чем включиться в деятельность.
8. «Оказывается, все не так плохо, почему я не начал раньше?». По мере постепенного продвижения в выполнении дела, человек начинает испытывать все большее облегчение, и иногда он начинает сожалеть по поводу беспокойств, которые пришлось пережить: «Я мог бы радоваться и быть спокойным, занимаясь этим делом, ну почему же я не начал раньше?».
9. «Только бы успеть в срок!». Время на выполнение работы подходит к концу, и его не остается на проверку или улучшение сделанного. Промедлитель надеется лишь успеть завершить дело в срок, уже не думая о том, насколько хорошо можно было бы его сделать.
10. «Никогда больше не буду откладывать». Окончательно отбрасывая либо завершая дело, прокрастинатор испытывает облегчение и расслабление. Возможность в будущем пережить этот цикл заново пугает и побуждает дать себе обещание никогда больше не откладывать «на потом».
Таким образом, в Цикле промедления отражены основные характеристики прокрастинации как явления: эмоциональный дискомфорт, высокая степень напряжения, которую приходится переживать прокрастинатору, мрачные предчувствия по поводу предстоящих негативных последствий откладывания.
Прокрастинация может встречаться в любой сфере деятельности, в том числе и учебной.
ТЕМА 7. КРИЗИСЫ ВЗРОСЛЕНИЯ. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Март
Цели:
- актуализировать знания родителей о психологических особенностях подросткового возраста;
- простимулировать поиск решения проблемы в ситуации взаимодействия с подростком через решение психологической задачи.
Источник:
Рогацевич Т.Р. Практикум для родителей "Родители и подростки" // http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/148-treningi-dlyaroditelej/2026-praktikum-dlya-roditelej-qroditeli-i-podrostkiq
Содержание слайдовой презентации:
Слайд 1
Структура личности подростка …
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного.
Все в ней - переход …
(Л.С. Выготский)
Слайд 2
Подростковый возраст - это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Слайд 3
Для подростков характерна полярность в действиях, поступках, эмоциях, настроении:
- целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
- неустойчивость интересов.
Слайд 4
Внешний вид:
- меняется походка, манеры, внешний облик;
- ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, небрежно, опустив руки глубоко в карманы. У него появляются новые выражения.
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Слайд 5
Проблема внутреннего конфликта:
Противоречия:
Я взрослый. Я имею право. Я буду делать так, как считаю нужным.
Я всё еще ребенок. Не знаю как справиться с ситуацией.
Слайд 6
Парадоксы подростковой психики:
- подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать;
- интересно все сразу и ничего;
- хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем»;
- при всей своей самоуверенности подросток очень не уверен в себе.
Слайд 7/8
Решение психологических задач
А) Девочка-подросток и ее мать о чем-то горячо поспорили. Спор закончился тем, что девочка обругала мать.
Чем можно объяснить вспыльчивость ребенка? Как выйти из этой ситуации родителям?
Б) Семья Гавриловых недавно переехала в другой город из-за работы отца. 13-летней Полине было непросто расставаться со школьными друзьями, но ей пришлось принять эту ситуацию и смириться, хотя она до сих пор немного обижена на родителей и при каждом удобном случае не забывает напомнить им про это. Чтобы смягчить ситуацию, родители недавно подарили ей новый дорогой телефон и многое стали разрешать. Полине в целом удалось встроиться в новый школьный коллектив и найти общий язык с учителями. Но в последнее время отношения между ней и мамой стали напряженными. Учеба у Полины стала хромать, посыпались двойки и замечания учителей, она все больше уходит с головой в общение с подругами по телефону вместо того, чтобы исправлять оценки, вообще перестала помогать по дому и периодически игнорирует просьбы родителей. После очередного напоминания мамы, что она должна была прибраться в своей комнате еще 3 дня назад, Полина грубо ответила: «Ну что ты пристала с этой комнатой? Я никому ничего не должна, мне сейчас некогда, потом уберусь. Никто же не умер, от того, что она не убрана. Меня лично вообще все устраивает». А маму совсем не устраивает такое поведение дочери, и она решила поговорить с ней об этом.
Как поговорить с ребенком?
Слайд 9
Рефлексия
Гугл-форма
- мне особенно понравилось сегодня …
- по отношению родителей к детям можно судить о …
- ведущим условием успешного семейного воспитания является …
ТЕМА 8. ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Апрель
Цели:
- совместно охарактеризовать те трудности, которые возникают при подготовке к экзаменам (у детей и их родителей);
- применить приёмы снижения эмоциональной нагрузки в режиме реального времени.
Содержание слайдовой презентации:
Слайд 1
Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.
Слайд 2
Трудности при подготовке к экзамену
Процессуальные (связанные с процедурой)
- недостаточное знакомство с процедурой проведения экзамена.
Познавательные
- недостаточный объем знаний;
- недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями;
- неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
- неумение оперировать учебным материалом.
Личностные трудности
- самостоятельность мышления и действия, целеустремленность.
Слайд 3
Советы выпускникам
Подготовка к экзаменам:
- подготовь место для занятий;
- составь план занятий (для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы);
- начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
- чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв;
- выполняй как можно больше различных тестов по предмету;
- тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
- готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
- оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы;
- научись пропускать трудные или непонятные задания;
- помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься;
- многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят;
- оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки;
- если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции.
Слайд 4
Советы выпускникам
Во время тестирования:
- пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся;
- внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл;
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться;
- начни с лёгкого;
- думай только о текущем задании.
Слайд 5
Советы выпускникам
Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д). Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Слайд 6
Советы выпускникам
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая!
Слайд 7/8/9
Советы родителям
Ваша тревога передается детям, и их волнение только усиливается. Постарайтесь подбодрить ребенка, вселить в него чувство уверенности и желание достичь положительных результатов.
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок, объясните сыну или дочери, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Познакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
Большое значение имеет развитие навыков работы с тестами. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
Не критикуйте после экзамена.
Слайд 10
Родители, посоветуйте детям обратить внимание на следующее:
- необходимо пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- следует внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;
- если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- - если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, положись на свою интуицию и укажи наиболее вероятный вариант.
Слайд 11
Паническая атака: как помочь?
Паническая атака – приступ сильной тревоги, сопровождающийся физическими и психологическими симптомами.
Признаки панической атаки:
- тревога/страх;
- учащенное дыхание, сердцебиение;
- жар или озноб;
- онемение частей тела, мурашки;
- дрожь;
- чувство нереальности происходящего;
- боль в груди.
Слайд 12/13
Паническая атака: как помочь?
Если паническая атака у вас:
- дышите медленно;
- максимально расслабьтесь, лягте или сядьте;
- отвлекитесь (например, начните читать наизусть стихотворение);
- сосредоточьтесь на окружающей обстановке, людях или предметах;
- если боль в груди давящая , не проходит в течение пяти минут, усиливается, отдает в левую руку, вызовите скорую помощь
Если паническая атака у другого человека:
- возьмите человека за руку, обеспечьте комфорт и спокойную обстановку;
- попробуйте вместе дышать в замедленном режиме;
- переключите внимание человека с его ощущений на что-то другое;
- при необходимости вызовите скорую помощь;
- человеку, пережившему паническую атаку, рекомендована помощь психотерапевта.
Слайд 14
Техника «Граундинг» (заземление»)
Важно перестать наблюдать за внутренними ощущениями и переместить внимание вовне: бросить разуму «мячик» - отвлечь от фиксации на неприятных переживаниях.
Внимательно посмотри вокруг и найди!
5 вещей, которые ты можешь УВИДЕТЬ
4 вещи, которые можешь ПОТРОГАТЬ
3 вещи, которые можешь УСЛЫШАТЬ
2 вещи, которые ты можешь ПОНЮХАТЬ
1 вещь, которую ты можешь ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС
Слайд 15
Упражнения для релаксации:
Для рук:
- сжать кисти рук в кулак, разжать;
- максимально растопырить пальцы рук и расслабиться.
Для ног:
- упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение.
- упереться пятками ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение.
Слайд 16
Упражнения для релаксации:
Для лица:
- собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться;
- крепко зажмуриться, подержать, расслабиться.
Для спины и плечевого пояса:
- поднять плечи максимально вверх, подержать и опустить.
Слайд 17
- конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остается хорошая предметная подготовка;
- важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость.
Слайд 18
Самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему необходимые условия для занятий!
ТЕМА 9. ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
МИНИ-ЛЕКЦИЯ
Май
Цели:
- актуализировать представления о возрастных особенностях детей;
- охарактеризовать проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в среднем звене школы, и показать пути их преодоления.
Содержание слайдовой презентации:
Слайд 1
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- стремление обзавестись верным другом;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление стать взрослым и самостоятельным;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- переоценка своих возможностей;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- ярко выраженная эмоциональность.
Слайд 2
За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на взрослых – педагогах и родителях.
Слайд 3
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?».
Если соглпсны с утверждением – «+».
Если не согласны с утверждение – « - ».
Слайд 4
Вопросы:
- Моему ребенку нравится учиться в школе.
- Я думаю, что мой ребенок охотно перешёл бы в другую школу, класс.
- Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
- К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
- В классе у него много друзей.
- Ему мало нравятся учителя в школе.
- Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.
- Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки.
- Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
- Другие интересы и хобби не мешают его учёбе в школе.
Слайд 5
Подсчитайте количество совпадений:
1 + | 6 - |
2 + | 7 - |
3 - | 8 + |
4 - | 9 - |
5 - | 10 + |
Слайд 7
8-10 баллов – у вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникает проблем.
6-7 баллов – у вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникает проблем.
8-10 баллов – у вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем.
6-7 баллов – в школе обстоят дела неплохо.
4-5 баллов – Будьте внимательны! В школьной жизни не всё благополучно!
1-3 балла – Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами и снижением успеваемости.
Слайд 8
Нормативы продолжительности учебных домашних заданий:
Возраст | Класс | Продолжительность занятий |
6 лет | 1 | До 1-го часа (со второго полугодия) |
7 лет | 2 | До 1,5 часов |
8-10 лет | 3-4 | До 2-х часов |
Слайд 9
Подготовка к переходу в среднее звено школы
Какими должны быть пятиклассники?
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Слайд 10
4 класс | 5 класс | |
1 | 8 - 9 предметов | 12 - 14 предметов |
2 | 20 - 22 часа | 25 27 часов |
3 | 1 - 3 учителя | 8 – 10 учителей |
4 | 1 – 2 часа | 2 – 2,5 часов |
Слайд 11
Критерии готовности к обучению в средней школе:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
- новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
- качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Слайд 12
Какие проблемы могут возникать у пятиклассника? Ваши ответы?
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы.
Слайд 13
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
1. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
2. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
3. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
4. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
5. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
6. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Слайд 14
Чем можно помочь?
1. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
2. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
3. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
4. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Слайд 15
Слова которые поддерживают и которые разрушают веру в себя
Слова поддержки | Слова разочарований |
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. | Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше. |
Ты делаешь это очень хорошо. | Эта идея никогда не сможет быть реализована. |
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? | Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. |
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. |
Слайд 16
Всё в ваших руках! Желаем удачи!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вариант анкеты для входного контроля
Уважаемые родители!
Начинает свою работу школа для родителей «School#27». В рамках работы школы, вы сможете обсуждать различные вопросы, связанные с воспитанием детей, получить навыки, которые помогут справиться с возникающими воспитательными затруднениями. Большая просьба ответить на несколько вопросов.
- Какие проблемы воспитания и развития детей Вас особенно волнуют и Вы хотели бы их обсудить.
- Как часто следует организовывать тематические встречи?
- При каких условиях Вы стали бы активным участником школы?
- Каков Ваш родительский стаж?
Вариант анкеты итогового анкетирования
Уважаемые родители!
Благодарим Вас за участие в работе школы родителей «School#27». Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:
- Было ли Вам интересно? (Да/нет)
- Было ли Вам комфортно? (Да/нет)
- Была ли информация встреч Вам полезна? (Да/нет)
- Получили ли Вы ответы на свои вопросы по проблемам детско-родительских отношений? (Да/нет)
- Хотели бы Вы участвовать в подобных встречах в будущем? (Да/нет)
- Ваши пожелания.
Примечание:
Анкета из программы Лобынцевой К. Г. (Лобынцева К.Г. Программа регионального родительского клуба «Эффективность детско-родительских отношений как условие семейного благополучия» - Белгород – 2020 - 29 с.)
Литературные источники:
- Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок … Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
- Коновалова А. М. Отношение подростков к родителям: уважение, любовь, признание авторитета // Семейная психология и семейная терапия. - 2009. - N 4. - С. 100 - 114.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2009. – 1359 с.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие. – М.: Издательство Института психотерапии, 2003. - 319 с.
- Родительская компетентность как средство профилактики зависимых форм поведения в старшем дошкольном возрасте: учебно-методическое пособие / Сост. В.И. Рерке, И.Ю. Танькова, О.С. Балалайкина. – Иркутск : Издательство «Репроцентр А-1», 2017. – 100 с.
Источники:
Сайт «Я родитель» https://www.ya-roditel.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает
материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...
Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано? ...
Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...