Чтобы правильно читать
консультация
Предварительный просмотр:
«Чтобы правильно читать»
- «Скоро в школу?
- Да.
- Читаете?
- Зачем? В школе научат. Мы и буквы то не знаем.
Чтобы правильно читать, как говорил Михаил Ефимович Хватцев, надо правильно говорить, правильно понимать читаемое, правильно видеть написанное и правильно соотносить его с произносимым»
Чтение – это в первую очередь мышление, на котором основывается главным образом понимание, интерпретация и оценка литературы. Цель осмысленного чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность.
А что делать тем, у кого недостаточно сформировались психо-речевые процессы? Набивать шишки? Ехать по «разбитой дороге», собирая все кочки и ямы? Ведь ребенок может механически научится читать, а смысловая сторона останется в стороне. Техника чтения высока, а смыслового понятия так и нет.
Коррекционная деятельность выстраивается поэтапно:
- закрепление образа буквы. Это самая продолжительная важная часть и основа чтения в общем. (это то, что должно было усвоится еще в детском саду, но … так и не установлена связь между зрительным образом буквы и ее слуховым эквивалентом).
- тренировка артикуляционного аппарата с целью развития правильности чтения (речевая зарядка, фонетическая зарядка, задания на определение лишних слогов/слов). (такие упражнения полезны для всех сегодняшних учеников).
- формирование умения понимать лексическое значение слов и предложений (понимание значений слов в прямом и в переносных значениях; уяснения смысловой связи между ними).
- формировать умение понимать образные выражения, использованных автором (формирование умений ориентироваться в теме текста. С этой целью используются такие приёмы понимания прочитанного, как подбор синонимов, выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. В ход могут идти задания, направленные на формирование умения отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения, тем самым, способствуя развитию умений определять смысловую структуру текста.
Вроде все легко и просто, но те ребята, у которых недостаточно сформированы процессы устной речи, либо не сформированы совсем, испытывают невероятный груз на своих плечах и проделывают большую тяжёлую работу для того, чтобы начать читать, а самое главное понимать прочитанное.
Поближе к этапам работы освоения смыслового чтения.
Образ буквы.
Закрепить в памяти графический образ буквы можно, используя то, что есть под рукой, весело и разнообразно. (Раскраска, Штриховка, Обводилки. Рисование красками, отпечатками губки, мелом на асфальте (на доске). Лепка буквы из пластилина (соленого теста). Аппликация из кругов (треугольников, квадратов, овалов…), из круп. Вырезание буквы из бумаги. Выкладывание шнурка (ленты, цепочки). Выкладывание из магнитов на магнитной доске (холодильнике). Обычно такие задания идут на отработку в домашних условиях. Так же очень полезны ассоциативные стихи, они развивают образное мышление. Например: Палка, палка и черта – получилась буква А. Или « Ах, бедняжка, буква Ы – ходит с палочкой, увы!», «Буква Э с большущим ртом и длиннющим языком» и др.
А теперь закрепим образ буквы с движениями.
- Речевые, фонетические зарядки
Что произносит пациент, когда у него осматривают горло? (А-а-а-а)
Как дрожат от холода? (В-в-в-в-)
Какой звук слышим, когда стучит молоток? (д-д-д-д)
Наступила весна. Но зима уходить не хочет.
Она злится, посылает вьюги и метели.
Воет вьюга: ззз - ззз - ззз.
Свистит вьюга: ссс - ссс - ссс.
Ветер гнет деревья: шшш - шшш - шшш.
Но вот вьюга стала стихать и затихла.
- поиграем в рифмы – доскажи окончание чистоговорки.
Ра – ра – ра – начинается игра.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
Ос – ос – ос - на поляне много ос.
Лу – лу – лу – стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Жу – жу - жу – дали молоко ежу.
За – за – за – уходи домой коза.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Су – су – су - было холодно в лесу.
Ру – ру – ру – продолжаем игру.
- Добавь слог
3. Закрепляем понимание лексического значения слова, предложения.
Подбери к слову нужную картинку.
Собери логические пары слов.
Подбираем признак к картинке:
Зеленый, веселая, резиновый, вкусное, интересный, пушистый, меховая, новое.
Это малая часть практических заданий и упражнений для профилактики дисграфии. Такие игровые задания помогают детям освоить чтение и прейти на новую ступень осознанного смысла чтения, т.к. дальнейшая работа - это текст.
- Курочка ряба
- Чтение текста и ответы на вопросы.
Чем младше ребенок, тем больше ему присуща наглядно-образная форма мышления, которая зачастую подменяет обдумывание и понимание прочитанного, поэтому обязательно, в параллели, помимо речевых процессов, идет работа на развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения) в виде игр и упражнений.
Хочу сказать, что большинство детей с трудом проходят все этапы к реализации осмысленного чтения, т.к. есть недостатки в речевом развитии, недостаточная сформированность фонематического восприятия, словарь очень беден и только на уровне обихода, недостаточная поддержка дома.
В заключении отмечу, что работа одного логопеда не выведет ученика на ровный асфальт дороги. Совместно с психологической коррекцией, классным руководителем и, конечно же, с огромной и весомой помощью родителей, в совместной работе, мы можем дать положительный настрой на учебную деятельность, желание учится и быть успешным.
Ведь начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно читать?
Главной задачей при обучении чтению является выработка у детей таких навыков как: правильность, выразительность, беглость и сознательность чтения....
Как правильно читать книги на английском языке.
Чтение - один из наиболее интересных и эффективных способов расширения словарного запаса. Чтение очень важно. За счет чтения можно не только узнать много нового, но также значительно повысить общий ур...
Как нужно правильно читать книги на английском языке
Чтение - один из наиболее интересных и эффективных способов расширения словарного запаса. Чтение очень важно. За счет чтения можно не только узнать много нового, но также значительно повысить общий ур...
Статья по проблеме преподавания английского языка «Советы как обучать Ваших студентов, чтобы научить читать по-английски»
Бегающий диктовщикРасположите где-нибудь на стене короткий отрывок текста. Студенты находятся в парах, один идет к тексту, запоминает его раздел, возвращается к партнеру и повторяет его. Сидящий...
Как правильно читать книги на английском языке
Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения качества образования...
"Как правильно читать книгу"
рекомендации для учащихся "Как правильно читать книгу"...
Как правильно читать ребенку сказку? Советы родителям.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным....