Работа с родителями
материал


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей

(выступление на пед.совете)

учитель-дефектолог: Тимербаева З.А.

Для детей с умственной отсталостью значимую роль играет учитель–дефектолог. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы коррекционно-развивающего процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание специализированной помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Учитель-дефектолог помогает ребенку адаптироваться и социализироваться к окружающему миру. Ведь если вовремя начать коррекцию дефицитарности или функциональной незрелости, то последствия можно минимизировать. Для успешного и результативного развития необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это подразумевает под собой сотрудничество, определенный характер взаимодействия родителя и специалиста, партнерство. Процесс этот является трудоемким и длительным. Часто найти взаимопонимание с родителями гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растёт «особенный ребенок». Они упорствуют и пытаются справиться с проблемами в одиночку, или «вообще не видят» существующих проблем развития у своего ребенка. Зачастую у родителей возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста. Возможно, это говорит о недостаточной педагогической информированности родителей или невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка. Такое положение вещей усложняет работу учителя-дефектолога. Ведь именно в семье раскрываются индивидуальные способности, создаются предпосылки для их формирования и актуализации. Вера родителей в возможности своего ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в коррекционно-воспитательной работе, начинать общение с ними необходимо с объяснения им положительных особенностей их ребенка, его сильных сторон, на которых могут базироваться его успехи в дальнейшей жизни. Для этого педагогу надо быть грамотным психологом. Учителю-дефектологу нужно вместе с родителями найти эти сильные стороны и основывать на них коррекционную работу. Данная тактика общения с родителями позволяет сломать барьер непринятия родителями своего «особенного» ребенка», а иногда и помогает наладить взаимоотношения в семье и между родственниками. Это позволяет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, и дает возможность помогать ему развиваться и адаптироваться в современном обществе. В ходе общения с учителем-дефектологом родители получают необходимую информацию о нарушении у ребенка с точки зрения специалиста, а также эмоциональную поддержку, Этим педагог располагает родителей к себе, а родители в свою очередь учатся необходимым приёмам обучения и общения со своим ребёнком. Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее. Ещё немаловажный компонент успешности коррекционной работы — это обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении познавательного материала лежит в основе всей коррекционной работы и создает базу для формирования азов учебной деятельности. Как показывает практика работы, дети с ЗПР очень часто не умеют играть. Коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме и в ходе этих занятий дети развиваются, познают новое и учатся играть. Слыша от ребенка, что он играет с учителем-дефектологом, а не учится, родители очень настороженно и с опаской начинают относится к работе учителя-дефектолога. Но как известно, в дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Именно в игре происходит развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала. Именно в игре происходит развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Тем самым повышается мотивация ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка. Чтобы показать эффективность данной работы, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми в присутствии родителей. В ходе таких занятий создаются условия для объективной оценки родителем успехов своего ребенка. Происходит наглядное обучение родителей методам и формам работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, позволяют адекватно оценить реальные возможности своего ребенка. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся более объективно и позитивно относится к своему ребенку. Они видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху. Так же для достижения положительного результата в коррекционной работе с детьми ЗПР можно использовать метод проектной деятельности. Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на адаптацию ребенка-дошкольника к социальной жизни. Важной задачей для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизирует познавательные процессы, стимулирует проявление индивидуальности каждого ребенка. Метод проектной деятельности, на мой взгляд, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет привлекать родителей к работе над проектом. Работая над проектом с детьми, родители получают возможность не только стать источником информации своего ребенка и оказать помощь ему и педагогам группы, но и самим стать непосредственными участниками образовательного процесса для своего ребенка. Участие в проекте помогает родителям получить свой, новый педагогический опыт и испытать чувство сопричастности к успехам своего ребенка. Совместный успех всегда кажется более значительным и значимым. Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — это деятельность, направленная на активизацию компенсаторных ресурсов ребенка. Это позволяет создавать соответствующее коррекционно-развивающее пространство, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к собственному ребенку. Хороших результатов при таком сотрудничестве можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, находясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая его в сложных периодах. В грамотно организованном сотрудничестве всегда можно добиться большего!

Литература: Взаимодействие с родителями в детском саду. Г. А. Прохорова Практическое пособие. М.: АЙРИС-ПРЕС, 2009. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 2010.
Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56179/ (дата обращения: 12.02.2022).

Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2008. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. А. А. Сагдуллаев. — Дефектология. 1996. № 5 Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. — № 1. Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. В. В. Ткачева. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. — № 6. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. А. И. Баркан. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Сост. З. П. Антонова, У. В. Косарёва, Н. Н. Матвеева; Под ред. Е. Я. Когана, В. А. Прудниковой. — Самара: ООО «Офорт», 2008.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по адаптации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в школе

Книги

Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.

Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.

Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.

Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.

Желателен текст с иллюстрациями.

Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.

Разделять текст на небольшие смысловые части.

В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.

При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.

Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.

Планирование работы в классе

Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.

Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.

Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

Предусмотреть работу в парах, в группах.

Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

Предлагать четкие алгоритмы для работы.

Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.

Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.

Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и  побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.

Обязательное использование наглядных средств.

В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.

Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.

Формулировка

заданий

Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.

Побуждение ребенка к повторению задания.

Задание можно формулировать в несколько этапов.

При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).

Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.

Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

Оценка

Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.

Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

Типичные ошибочные позиции в оценивании учащихся

Педагог обесценивает  свои отметки их постоянным завышением.

Педагог очень скуп на хорошие оценки.

Инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний.

Для повышения эффективности  обучения учащихся

 с ОВЗ создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.
  • Повтор инструкции.
  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
  • Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)
  • Речевой образец.
  • Демонстрация действий.
  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
  • Опора на рифму.
  • Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).
  • Подбор по аналогии.
  • Подбор по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.
  • Начало действия.
  • Сопряженная или отраженная речь.
  • Начало фразы.
  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
  • Многократное усиление функции.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
  • Обращение к товарищу с вопросами.
  • Работа со словарями на время.
  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
  • Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)
  • Найди ошибку.
  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
  • Группировка по общности признаков.
  • Исключение лишнего.
  • Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

6.  Создание ситуации успеха на занятии.

7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

8. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).  

  1.   Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.   Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
  2. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
  3. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене 15-20 минут).
  4. Точность и краткость инструкция по выполнению задания.

Виды помощи учащимся с ОВЗ

Педагоги, работающие со школьниками с ОВЗ, должны уметь оказывать им различные виды помощи: учебную, стимулирующую, направляющую, обучающую.

Учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляющая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.

Цели обучения детей с ОВЗ

Образовательная – должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.

Воспитательная – должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая – должна чётко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой.

Рекомендуем: когда вы говорите или пишите об инвалидах

ИСПОЛЬЗУЙТЕ

слова и понятия, не создающие стереотипы

ИЗБЕГАЙТЕ

слов и понятий,  создающих стереотипы

Инвалид, человек с инвалидностью

Больной, искалеченный,

неполноценный, с дефектом здоровья

Не инвалид, без инвалидности

Нормальный/здоровый (при

сравнении с инвалидом)

Человек, использующий инвалидную

коляску, человек на коляске

Прикованный к инвалидной коляске,

паралитик, парализованный

Врожденная инвалидность, инвалид с

детства

Врожденный дефект/увечье/несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный

паралич)

Страдает ДЦП, «дцпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит

Имеет инвалидность в результате

полиомиелита

Страдает от последствий

полиомиелита, жертва полиомиелита

Ребенок с особенностями в развитии

«Тормоз», слабоумный, ребенок с

задержкой в развитии

Человек с эпилепсией

Люди, подверженные

эпилептическим припадкам

(приступам)

Эпилептик, припадочный

Человек с особенностями

психического развития

Сумасшедший, псих, люди с

психическими проблемами

Незрячий/невидящий, слабовидящий

человек, инвалид по зрению

Слепой, совершенно слепой

Неслышащий, слабослышащий

человек, инвалид по слуху

Глухой, глухонемой, человек с

нарушением слуха, человек с

остатками слуха

Человек с синдромом Дауна

«даун», «монголоид», «даунята»

Требования к режиму организации урока

 в инклюзивном классе

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на

разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученногоДалее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с

интеллектуальными нарушениями (олигофрения и ЗПР):

1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

Начало урока:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям).  Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). После предложить карточки с практическими примерами.

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам. После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение с интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:

Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья. При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а  краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме.

Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).

Письменные задания:

- учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.

3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

4. К.Д.Ушинский придавал большое значение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках в первоначальный период, так как: во-первых, стимулирует элементарные умственные процессы;

во-вторых, развивает устную речь; в-третьих, способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся.

Что должен учитывать и знать учитель при использовании средств наглядности:

- учитывать роль наглядности в решении учебных задач;

- учитывать, будут ли понятны данные пособия учащимся;

- учитывать функции наглядных пособий в данном учебном процессе:

наглядные пособия могут использоваться для создания у учащихся конкретных представлений об изучаемом предмете, явлении или событии; наглядные пособия могут использоваться для каких-либо с ними действий; наглядные пособия могут использоваться как наглядная опора абстрактных понятий;

- знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объем восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта не позволит изучить каждое пособие досконально;

- учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема;

- наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.

5. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен

менять разные виды деятельности:

а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Учимся решать задачи

Тимербаева З.А., учитель

Решение любой математической задачи представляет собой цепочку логических рассуждений. Поэтому математика помогает развивать логические навыки у ребёнка. Занимаясь математикой, ребёнок научится, прежде всего, правильно рассуждать.

Задача №1

Из деревни в город едет автобус, в котором 7 пассажиров. Навстречу автобусу едет автомобиль, в котором 2 пассажира. Сколько всего пассажиров этих транспортных средств направляется сейчас в город?

Рассуждаем: Автобус движется в город. Автомобиль движется навстречу автобусу. Получается, что автомобиль движется не в город, а в деревню. А нас какие пассажиры интересуют? Только те, что направляются сейчас в город. Это пассажиры автобуса. Ответ: 7 пассажиров.

Задача №2

На борту самолёта, который летит сейчас из Москвы в Омск, среди пассажиров есть 6 детей. На борту самолёта, который летит сейчас из Владивостока в Омск, среди пассажиров детей нет. А на борту самолёта, который летит сейчас из Санкт-Петербурга в Москву, среди пассажиров есть один ребёнок. Сколько детей среди пассажиров этих самолётов летит сейчас в Омск?

Задача №3

По дороге из Усово в Крутово идут Алина, Люда, Соня, Катя и Оксана. А навстречу им идут Галя, Валя и Нина. Сколько всего ребят направляется в Крутово?

Задача №4

В вагоне электрички Мытищи-Москва было немноголюдно. Четыре человека смотрели в окно по ходу поезда. Три человека смотрели в окно против хода поезда. А Вася Петров вообще дремал. Сколько человек из этого вагона двигалось по направлению к Москве?

Задача №5

Катя и Лена-сёстры. Других сестёр у них нет. Зато у Кати есть брат. И у Лены есть брат. Сколько всего детей в семье Кати и Лены?

Рассуждаем: У Кати есть брат. Скажем, его зовут Иван. Кем является Иван по отношению к Лене? Так как Катя и Лена- сёстры, то Иван-брат Лены. Получается, что брат Кати и брат Лены-это один и тот же человек по имени Иван. Поэтому в семье трое детей: Катя, Лена и Иван.

Задача №6

Денис и Максим-братья. Других братьев у них нет. Зато у Дениса есть сестра. И у Максима есть сестра. Сколько всего детей в семье Дениса и Максима?

Задача №7

У трёх сестёр по два брата. Сколько всего детей в семье?

Задача №8

У        мамы-зайчихи        3        зайчонка.        У        каждого        зайчонка        по        4 сестрёнки. Сколько всего зайчат у зайчихи?

Задача №9

У врача есть брат Сергей. Но у Сергея нет братьев. Разве такое возможно?

Рассуждаем: Сергей-брат врача. Но у Сергея нет братьев. Следовательно, врач-это не брат Сергея, а сестра Сергея.

Задача №10

У учителя есть сестра Юлия. Но у Юлии нет сестёр. Возможно ли такое?

Задача №11

Два сына, два отца, а всего их трое. Разве такое возможно? Задача №12

Света купила булочку и стакан чая. А Миша купил такую же булочку и стакан кофе. Миша уплатил за свой набор больше, чем Света уплатила за свой набор. Что дороже: кофе или чай? Рассуждаем: И Миша, и Света купили по одной булочке. Влияет стоимость булочки на разницу стоимости покупок Миши и Светы? Нет. Тогда почему Миша заплатил больше Светы? Потому что кофе дороже чая.

Задача №13

На одной чаше весов находятся арбуз и пакет сахара. На другой чаше весов находятся дыня и точно такой же пакет сахара. Чаша с арбузом перевесила. Что тяжелее:арбуз или дыня?

Задача №14

В парке берёз и тополей растёт больше, чем берёз и сосен. Каких деревьев растёт в парке больше: тополей или сосен?

Задача №15

На покупку мороженого и пирожного у Гали денег не хватает. Тогда она купила пирожное и стакан сока. Что дороже: мороженое или стакан сока?

Задача №16

У Веры было 4 конфеты. Одну конфету Вера отдала Славе. После этого у Веры и у Славы конфет стало поровну. Сколько конфет было у Славы сначала?

Рассуждаем: Вспомним условие задачи. Сначала у Веры было 4 конфеты. Одну конфету Вера отдала Славе. Тогда у Веры осталось 4-1=3 конфеты. После этого у Веры и у Славы конфет стало поровну. Значит, теперь у Славы тоже 3 конфеты. Но среди этих конфет одна конфета получена от Веры. Поэтому сначала у Славы было 3-1=2 конфеты.

Задача №17

На одной тарелке лежит на 4 яблока больше, чем на другой тарелке. Сколько яблок надо переложить с одной тарелки на другую тарелку, чтобы яблок на тарелках было поровну?

Задача №18

В первой коробке на 8 кубиков меньше, чем во второй коробке. Сколько кубиков и из какой коробки в  какую коробку надо переложить, чтобы в каждой коробке было одинаковое число кубиков?

Задача №19

На первой ветке сидели 7 птичек, а на второй ветке - 5 птичек. С первой ветки на вторую перелетела одна птичка. Лена говорит, что теперь птичек на ветках поровну. А Катя утверждает, что на первой ветке по-прежнему птичек больше. Кто же из них прав?

Задачи, приведённые здесь, существенно отличаются от привычных математических задач для дошкольников. Они требуют взглянуть на проблему с разных (даже не математических) сторон. Привычные алгоритмы здесь, как правило, бессильны. Очень многое будет зависеть от родителей. Именно их грамотные наводящие вопросы способны направить мысль ребёнка в нужном направлении. Не паникуйте, если ребёнок не сможет сразу решить задачу. Вот увидите, что при соответствующей тренировке со временем он будет справляться с такими задачами даже лучше вас.

Удачи вам!

Список литературы

Просветов Г.И. Рассуждай, и решение придет. Занимательная математика/

Г.И. Просветов. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2012.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками. Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...