Игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у будущих первоклассников
консультация

Ахмерова Лия
•Базовой предпосылкой овладения письмом является развитое фонематическое восприятие. Под фонематическим восприятием — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
•Для чего нужен  ребенку хорошее фонематическое восприятие? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического восприятия у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
•К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
•Каким же образом развивать у ребенка фонематическое восприятие? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya5.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у будущих первоклассников Рекомендации логопеда для родителей И ПЕДАГОГОВ Составил: учитель-логопед Ахмерова Л.Ф.

Слайд 2

Игра «Поймай нужный звук хлопком» Инструкция: Если услышишь звук [к] в слове - хлопни в ладоши. Взрослый произносит слова: Kран , морKовь , шалаш, ботиноK . . . То же с любыми другими звуками: Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

Слайд 3

Напомните будущему первокласснику, что звуки, которые можно петь и тянуть, называются гласными. В нашем русском языке всего шесть гласных звуков: У, А, И, О, Э, Ы. Они обозначаются красным цветом. Остальные звуки родного языка петь и тянуть не получится. Эти звуки называются согласными .

Слайд 4

Обсудите с дошкольником, что звук в слове может быть в начале, середине или конце слова

Слайд 6

Попросите ребёнка назвать гласный звук в слове д о м, м а к, л у к и т.д .

Слайд 7

Упражнение «Определить место звука в слове» Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок... Аналогично для других звуков .

Слайд 8

Игра «Придумать слова на заданный звук»

Слайд 9

Игра «Весёлый поезд» Какие животные поедут в вагончике со звуком «С»? Ребёнок должен назвать животных, в названии которых есть звук «С». Назови животных, которые поедут в вагончике со звуком «Ш».

Слайд 10

Повторение цепочек слогов Взрослый произносит три слога подряд, ребёнку предлагается правильно повторить. Можно произносить слоги с разной силой голоса, выделяя ударением один из них. ( са -ША- са ), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые-мягкие , свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов , давайте сначала два слога: са-ша , ша-са .

Слайд 11

Повторение цепочек слогов Примеры слоговых цепочек: Са - за -за, за-за- са , са - за - са , за- са -за Са -ша-ша , ша-ша- са , са- ша -са , ша- са -ша Ла - ра - ра , ра -ла-ла, ра - ла - ра , ла- ра -ла Ша -ща-ща, ша - ща - ша , ща- ша - ша , ща- ш а -ща Та - тя - тя , т я -та-та, та- тя -та , тя -та- тя

Слайд 12

Игра «Угадай слово» Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п , к-о-т, р-о-т, н-о-с, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с- ть

Слайд 13

В путешествии по реке нам встретились животные. Но их названия «рассыпались»! Послушай звуки (взрослый называет звуки медленно по отдельности): «С», «О», «М» Собери звуки вместе, чтобы получилось слово. Для этого произнеси эти звуки слитно. Кто встретился нам на пути?

Слайд 14

Это …сом!

Слайд 15

Собери следующие звуки в слово: «Г», «У», «СЬ» Какое слово получилось?

Слайд 16

Это … ГУСЬ!

Слайд 17

Наша река стала морем! Кого мы тут встретили? Слушай звуки: «КЬ», «И», «Т» Собери звуки в слово.

Слайд 18

Получился …КИТ!

Слайд 19

«Произнести по порядку все звуки в слове» Начинаем с коротких слов: например, ДОМ: д-о-м. Попросите будущего первоклассника н азвать первый, второй и последний з вуки в слове. В случае затруднения произнесите слово медленно, чётко проговаривая каждый звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития фонематического восприятия.

Подборка игр и упражнений для работы над фонематическим восприятием....

Упражнения для развития фонематического восприятия.

В данном разделе опудликована подборка упражнений для развития фонематического восприятия....

упражнения на развитие фонематического восприятия

данные упражнения направлены на развитие умения определять последовательность букв в слове,  развитие  слухового внимания, умения  быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, на оп...

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

Занимательные игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей

Дааные игры и занимательные упражнения подобраны для занятий родителями с детьми. Эти игры не только способствуют развитиб фонематических процессов у детей, что важно для профилактики дисграфии, но и ...

Консультация для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР"

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построен...

Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»

Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;-замечать их форму, цвет;-формировать действия с предметам...