РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
консультация

Рытова Ирина Валерьевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Уделять внимание развитию мелкой моторики стоит уже во время игр с малышами 3-4 месяцев. Это могут быть простейшие игры с захватыванием и удерживанием в руках предметов разной формы и фактуры. Будет полезно, если мама при этом будет комментировать, что малыш держит в руке. Например: «Смотри, какой мячик ты держишь – он круглый и гладкий, а вот этот мяч – шершавый» и т.п. Чтобы ручки малыша стали сильнее и крепче, можно предложить крохе сжимать мягкие резиновые игрушки, чтобы ~ 13 ~ совместить игру с общеукрепляющим массажем, купите для подобных «тренировок» резинового ежика. В 8-9 месяцев ребенок становится активнее, большую часть времени он проводит в движении, поэтому игры для развития мелкой моторики могут стать гораздо активнее. Купите малышу пирамидку с крупными разноцветными колечками. Эта простая игрушка подарит сразу несколько возможностей развивающих упражнений. Самые маленькие могут надевать на карандаш или любую другую палочку более узкого диаметра кольцо пирамидки и аккуратно раскручивать его пальчиками, сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Помимо нанизывания на стержень колечки можно расставлять на полу от большего к меньшему или наоборот, а можно продевать через шнурок, создавая вместе с малышом сказочные бусы для великана. Примерно в этом же возрасте можно начинать игры с матрешками и стаканчиками. Для годовалого малыша сам процесс укладывания меньшего предмета в больший будет серьезной игровой задачей, разрядить обстановку помогут веселые фокусы. Можно, к примеру, спрятать в одну из матрешек конфетку, в другую положить маленький колокольчик, в третью – насыпать бусины и предложить крохе угадать, что спрятано в каждой из них, а потом открыть игрушку и проверит свою догадку. Если матрешки у Вас нет, подобные функции могут выполнить пустые баночки от «киндер-сюрприза» или перевернутые вверх дном стаканчики. Стаканчики вам пригодятся и в ванной, и в песочнице, и на кухне. Просите малыша пересыпать из одного стакана в другой крупу или сахар, песок, переливать воду, перемешивать ее ложечкой или палкой. Во время купания можно предложить малышу при помощи стаканчика вылавливать в воде разные мелкие предметы – детали мягкого конструктора, спички, игрушки. Можно для этих же целей использовать ситечко. В стаканчики и баночки можно раскладывать самые разные мелочи. Годовалые малыши обожают подобные несложные классификации. Вариантов игры может быть множество – от раскладывания предметов по цветам, до сортировки по виду – горошины, пуговицы, камешки и т.п. Детям младшего возраста занятия с крупами можно упростить – насыпаем горошины, рис или гречневую крупу в глубокую миску и опускаем туда ручки малыша. Перебирая пальчиками и перемешивая этот наполнитель, он будет массировать ладошки. Усложнить игровой процесс можно, предложив крохе раскрыть «сундучки с сокровищами». В баночки разного размера складываем разные интересные для малыша «мелочи» и закрываем крышечками. Задача маленького исследователя – раскрыть все «сундучки», достать оттуда «сокровища» и уложить их обратно в банки по собственному усмотрению. Купите набор счетных палочек или возьмите коробок со спичками: из этих палочек можно выкладывать заборчики, буквы и цифры, картинки. Ребятам постарше можно предложить выстроить из спичек колодец, укладывая их по принципу сруба. Еще один вариант рисования, полезного для рук, - выкладывание дорожек для кукол или узоров из веревочек. В раннем детстве Вы предлагали малышу трогать ручками предметы разной формы и фактуры, в более старшем возрасте на основе этого занятия можно провести удивительно веселую игру: даем малышу подержать в руках разные предметы, а затем прячем их в непрозрачный волшебный мешочек. Теперь по очереди засовываем туда руку и пытаемся на ощупь угадать, что там спрятано. В теплое время года обязательно проводите время в песочнице. Сложно найти занятие, которое бы не помогало малышу развить моторику, если речь идет об играх в песке: насыпает ли ребенок песок в ведерко рукой или лопаткой, делает ли куличи и песчаные ~ 14 ~ замки или просто ломает их, рисует ли пальчиком или палочкой картинки или просеивает песок от камней в ситечке. Все эти действия требуют хорошей слаженности движений пальчиков. Пальчиковый театр и куклы би-ба-бо, которые надеваются на ладошку, потребуют от ребенка еще более совершенной координации движения, разовьют фантазию и творческое мышление. Такие игрушки можно сделать самостоятельно или купить готовые наборы. Начинать играть в театр оптимально в период, когда в речи ребенка появляются первые слова и короткие предложения – в 2,5-3 года. Не менее важны для развития моторики игры с различными пазлами, игры для развития мелкой моторики разрезными картинками, шнуровками, рамками-вкладышами, сортерами. Эти игровые упражнения способны надолго увлечь малыша 2-3 лет, главное показать крохе принцип игры и подбодрить его при первых успехах. Мозаика – универсальный способ развить логическое мышление, навыки анализа и синтеза, но на начальном этапе набор с крупными, удобными для захвата фишками станет важным элементом тренировки мелкой моторики рук. Чтобы эта развивающая игрушка не осталась пылиться на полке, важно сделать первые игры с мозаикой яркими и веселыми. Предложите крохе собрать для каждой игрушки собственную дорожку из элементов мозаики подходящего для нее цвета, рассыпать на поле зернышки для цыплят или травку для лошадки (соответственно, фишки желтого или зеленого цвета), а потом – собрать ягодки на лесной полянке или разноцветные цветы на лугу. С такими игровыми сюжетами мозаика надолго останется любимым развлечением дошкольника. В 2-3 года ручки ребенка достаточно окрепли для лепки из пластилина и соленого теста. Начните с простых фигур – колбасок и шариков, постепенно усложняя задания. Чтобы ребенку было интереснее, лепить можно угощение для кукол, яблоки для ежика, батоны для слоненка и т.п. Не менее полезно для развития моторики создание пластилиновых картин. Будьте последовательны и терпеливы и играйте с пальчиками хотя бы 2-3 раза в неделю. Пусть игра будет длиться всего 10-15 минут, важно, чтобы она не вызывала у ребенка негатива и скуки. Интересных игр для развития мелкой моторики рук существует великое множество. Вы всегда можете дополнить их своими вариациями, поэтому малышу они долго не наскучат, а значит, незаметно и весело он подготовит свои ручки к письму, разовьет мышление и речь. РАЗВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....