Формируем кругозор ребенка.
методическая разработка

Пономарёва Анна Викторовна

Мир предметов окружает нас каждый день, поэтому нужно умело направить внимание ребенка на познание окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formiruem_krugozor_rebenka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Веселовский ЦТ

Памятка для родителей

«Формируем кругозор ребёнка»

Подготовила: педагог-психолог

              Пономарёва А.В.

п. Веселый

Рекомендации по формированию у ребенка осведомлённости о мире предметов

•        Мир предметов окружает нас каждый день, поэтому здесь самое – умело направить внимание ребенка на познание окружающего мира.

•        К 7 годам ребенок должен иметь представление о следующих классах предметов: игрушки, школьные принадлежности, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, электрические приборы, рабочие инструменты, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, транспорт.

•        Учите ребенка классифицировать предметы внутри классов: например, отличать мужскую одежду от женской, зимнюю – от летней, выделять воздушный, наземный и водный виды транспорта.

•        Просите ребенка обобщить предметы или, наоборот, конкретизировать понятия. Например, как одним словом назвать кроссовки, тапочки и ботинки? Или, наоборот, просите его назвать обувь, которую он знает. Играйте в «Называлки» (кто назовет больше мебели, посуды и т.д.).

•        Задавайте вопросы о назначении сложных предметов («Зачем нам телевизор, компьютер?» и т.д.).

•        Сравнивайте предметы и находите в них общие признаки. Например, чем похожи масленка, сахарница, хлебница и солонка? (В них хранят продукты питания.)

•        Обращайте внимание ребенка на материалы, из которых сделаны предметы вокруг него. Объясните, что стекло делается из песка, кирпичи – из глины, бумага – из дерева, резина, пластмассам и бензин – из нефти.

•        Расскажите ребенку о сложных предметах: измерительных приборах (секундомер, часы, будильник, линейка, весы, ростомер), оптических приборах (лупа, очки, линзы, телескоп, микроскоп) и т.д. Научите его пользоваться компасом, картой и глобусом.

       

Рекомендации по формированию у ребёнка осведомлённости о себе

•        К 7 годам ребёнок должен знать свои фамилию, имя и отчество, а также имена родителей и их профессии. Выучите их с ребёнком, объясните, где имя, где фамилия и где отчество.

•        Создайте с ребенком «книгу» про него самого. Возьмите альбом для рисования. Озаглавьте «книге» именем ребенка. На первой странице может быть автопортрет. Интересно будет выполнить коллаж: вырезать лицо из фотографии и приклеить, а тело дорисовать.

•        Теперь переходим к дню рождения. Напишите вместе с ребенком дату его рождения: день, месяц и год (конечно, это имеет смысл, только если он умеет читать и знает цифры). Если малышу будет интересно, то можно рассказать ему, в какой день недели он родился, днём это было или ночью и какая тогда была погода.

•        Раз уж заговорили о дне рождения, нельзя обойти тему подарков. Пусть малыш нарисует, что он хочет получить на день рождения.

•        Обведите ладошку ребенка. Её можно превратить в смешную зверюшку (рыбку, медузу, осьминожку и т.п.). То же можно сделать и с контуром ступни.

•        Нарисуйте портрет семьи. Теперь можно подробно рассказать о папе с мамой: отвести им отдельные страницы, нарисовать их или вклеить фотографии. Нужно также обозначить их профессии, написать имена и отчества, возраст или даты рождения. Так же можно поступить со всеми остальными членами семьи, которые живут под одной крышей. Если у вас есть домашнее животное, можно посвятить ему отдельную страничку.

•        Стоит нарисовать и ваш дом: сколько в нем этажей и подъездов, указать стрелочкой, где вы живете. Полезно здесь же написать ваш адрес и телефон. Можно посвятить несколько страниц нашей стране (нарисовать флаг, приклеить герб, написать название страны, столицы и родного города) и планете.

Как вы думаете, что ещё можно включить в книгу о вашем ребёнке?

Рекомендации по формированию у ребёнка осведомлённости о живой и неживой природе

•        Как можно чаще выезжайте с ребенком на природу, наблюдайте за живыми существами вокруг.

•        Обращайте внимание ребенка на то, как связаны живые существа между собой. Например, дятел ест насекомых, которые вредят дереву, таким образом, помогая сохранить лес здоровым.

•        Ухаживайте вместе с ребенком за комнатными цветами и домашними животными. Попробуйте сами посадить семечко и вырастить небольшое растение. Наблюдайте за тем, как оно развивается.

•        Составляйте гербарии. Обращайте внимание ребенка на семена и листья разных деревьев. Объясните ему, что иголки – это тоже листья.

•        Если у вас есть дача, приучайте ребенка к посильному труду: доверяйте ему собрать ягоды с куста, прополоть грядку, полить цветы и т.п.

•        Объясните ребенку, чем живое отличается от неживого. Спросите, почему дерево живое, а камень – нет. Расскажите ему, что все живое размножается (у живого всегда появляются дети: так, семена – это маленькие детки растений). Живое всегда растет, меняется. Неживому не нужно питаться, пить, дышать, а живое без питания, воды и воздуха умрёт. Расскажите, что растения питаются полезными веществами из почвы (поэтому нужны удобрения) и солнечными лучами. Животные и растения дышат по-разному. Животные дышат кислородом и выдыхают углекислый газ, а растения, наоборот, вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород. Поэтому кислород и углекислый газ не заканчиваются на планете.

•        Обращайте внимание ребенка на изменения в погоде. Просите его рассказать, какая сегодня погода.

•        Свойства неживой природы лучше всего изучать с помощью экспериментов:

  • Надуйте и завяжите пакет. Спросите у ребенка, что в нем и почему пакет кажется пустым. Сделайте вывод о том, что воздух прозрачен и мы не можем его видеть, но он окружает нас повсюду.
  • Если взмахнуть веером, то мы ощутим ветерок. Объясните ребенку, что ветер – это движение воздуха.
  • Бросьте кусочек льда в воду, а позже спросите ребенка, куда исчез лёд, почему он растаял.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие качества личности формируются у ребенка (подростка) при занятиях на музыкальном инструменте?

Многие знают, что занятия на музыкальном инструменте развивают многие качества личности ребенка. Но каким образом это происходит и почему - ответ можно узнать в материале данной статьи....

Как формируется речь вашего ребенка

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов....

Формируем положительную самооценку у ребенка

Советы родителям, для всех возрастов...

Детское художественное творчество и присвоение культуры формирующейся личностью ребенка в ситуации культурного выбора

Методическая разработка педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Бассанского Владимира Ивановича....

Как формировать самооценку ребенка

В течение дня Вы постоянно обмениваетесь с Вашим ребёнком посланиями. Они могут быть либо вербальными (словесными), либо невербальными (это язык мимики и жестов). Эти послания могут быть как отрицател...

Газета любознательных родителей "Когда у ребенка формируется совесть?"

Часто можно слышать от мам негодование такого содержания: "Как тебе не совестно?", "Совесть у тебя есть или нет?", "Где у тебя совесть была?"Но они забывают, что у малыше...