СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ МАЛЫША (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)
консультация

Кузяхметова Валерия

СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ МАЛЫША (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornye_sposobnosti_malysha.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЫША

                         НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

            Каждый человек имеет от рождения мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира.  Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т.е. воспринимать бесконечное  разнообразие окружающей среды. Формированию полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное развитие. Основная задача сенсорного восприятия – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

            Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению с цветом, формой, величиной предметов  является  принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.  

            Сенсорное развитие на первом году жизни  служит основой для формирования всех линий развития ребенка, поэтому сенсорному развитию уделяется приоритетное внимание. Специально организованные игры-занятия обеспечивают своевременное формирование представлений детей  о цвете, форме, величине, фактуре и других свойствах предметов и явлений.

         От рождения до 2,5-3  месяцев

- слежение за перемещающимися яркими предметами (с 10-12 дня)

- сосредоточение  взгляда на предметах и рассматривание их (с 14-20 дня)

- прислушивание и отыскивание по звону колокольчика, погремушки (с 24-30дня )

   Первые 2,5-3 месяца – первоначальный этап в развитии сенсорных способностей. При этом большая часть информации воспринимается дистантно с помощью органов зрения и слуха.

        От 2,5-3 месяцев до 6 месяцев

- ощупывание и случайное захватывание игрушек (с 2,5-3 мес.)

-  целенаправленное схватывание игрушек (с 4-4,5 мес.)

- разнообразное манипулирование предметами разной формы, величины, фактуры (с 4,5-5 мес.)

     С 2,5-3 мес. до 5-6 мес. происходит интенсивное накопление и развитие сенсорных впечатлений на основе осязания. Развитие движений руки позволяет ребенку сочетать их со зрительным восприятием. Вначале он только ощупывает предметы (распашонку, собственные руки и др.), не видя их. Потом учится направлять руки в сторону интересующего его предмета, схватывать и удерживать его. При этом он не только раскрывает ладонь, чтобы схватить игрушку, но и ощупывает мелкие детали. Хватая большие и маленькие игрушки, предметы разной формы, ребенок определенным образом раскрывает ладонь и размещает пальцы в соответствии с величиной и конфигурацией тех или иных предметов.

      В 2-2,5 мес. у ребенка появляется любимый цвет (салатовый, розовый, голубой). Он пристально всматривается в игрушки, предметы этого цвета, улыбается им. Любимый цвет обычно совпадает с цветом одежды матери или другого взрослог7о, который кормит ребенка. Дети в возрасте от 2,5-3 мес. до 5-6 мес. любят подолгу рассматривать разнообразия цветовых сочетаний на коврах, шторах, пытаются схватить цветы, изображенные на скатерти или яркой шали.

        От полугода до 9-10 месяцев

- при овладении горизонтальным пространством формирование взаимодействия с игрушками, предметами, находящимися на разном расстоянии.

- манипулирование предметами разной формы, величины, фактуры, цвета в вертикальном пространстве, стимулирование вставания к игрушкам, находящимся выше зоны досягаемости, сбрасывание их сверху вниз.

    Вначале овладение  пространством ограничивается  расстоянием, на котором младенец может достать игрушку, протянув руку, затем расстоянием, на котором он может прикоснуться к игрушке, а взять ее не может. Постепенно к 9-10 мес. расстояние увеличивается до 50-150 см.

     Начиная вставать, младенец тянется вверх за различными предметами, но с еще большим удовольствием бросает или сталкивает игрушку вниз.  Он прислушивается к тому, как игрушка стучит, ударяясь об пол, наблюдает, как она окатывается и т.д.

     

        От 9-10 мес. до года

- ощупывание, сжимание, постукивание – активное включение мелких движений руки при исследовании фактуры и динамики предметов – откатить мяч, шар, сжимать и разжимать резиновые игрушки, постукивать металлическими и деревянными предметами и т.д.

- активное включение сенсорной памяти в ходе запоминания места нахождения предметов при складывании в емкости и доставании мелких предметов, игра в прятки и т.д.

- соотнесение деталей игрушек, предметов при снимании и надевании колец на стержень, проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия коробок.

      Итак, основное условие успешного сенсорного развития ребенка первого года жизни заключается в том, чтобы обеспечить достаточным разнообразием внешних воздействий для активизации деятельности анализаторов, приспосабливающихся к окружающему миру. Необходимо так организовать зрительную, слуховую, осязательную среду, чтобы все сенсорные системы развивались своевременно. Отставание в сенсорном развитии на этом этапе может оказаться невосполнимым в течение всей жизни.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. «Ранее детство: познавательное развитие», 2004г

                       ЛЮБЕРЕЦКИЙ ДОМ РЕБЕНКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЫША

                   НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ»

                                              учитель-дефектолог Кузяхметова В.М.

                                          2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психомоторное развитие ребенка на первом году жизни»

«Психомоторное развитие ребенка на первом году жизни» Логопед рекомендует обратить внимание. «Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» роди...

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей

Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни

В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Мультимедийные музыкально - дидактические игры как средство развития сенсорных способностей инвалидов.

Доклад на тему:" Мультимедийные музыкально - дидактические игры как средство развития сенсорных способностей инвалидов" содержит материал о значении и задачах сенсорного развития инвалидов,...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

В соответствии с действующим ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности....