"Как разговорить молчуна"
статья
В статье предлагаются советы и рекомендации по стимуляции речевого развития детей раннего возраста и дошкольного возраста с нарушением речи в семье. Описываются игровые упражнения и задания, направленные на формирование речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razgovorit_molchuna.docx | 55.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?
Вашему ребенку скоро 3 года, а он молчит, отворачивается , когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би», да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, а должна быть уже фраза и словарный запас 1,5 тысячи слов. Родители с нетерпением все ждут, когда же их малыш, наконец, заговорит и поразит тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!
Речь – это важнейшая психическая функция человека. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к отражению окружающей действительности, к планированию и регуляции своих намерений и действий (Р.Е.Левина)
Речь – это сложная организованная функция, подверженная влиянию вредных воздействий (биологических, социальных, психогенных). В связи с этим речевые нарушения занимают значительное место среди других нервно-психических заболеваний, встречающихся в раннем возрасте (С.Ю. Танцюра, С.М. Мартыненко, Б.М. Басангова)
Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий:
- нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем),
- постоянного приглашения к разговору
- и (как давно доказано учеными) уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены рядом и тесно взаимодействуют. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов пальцев. Поэтому, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.
Исходя из этого, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
И, если с мелкой моторикой все примерно понятно. Ребёнку необходимо предлагать всё трогать, гладить, хватать, предлагая при этом различные игрушки (гладкие, шершавые, мягкие, твердые, холодные). Разбирать-собирать пирамидки, кубики, мозаики, пазлы, рамки-вкладыши, нанизывать бусины на нитку, шнуровки. А также рисовать пальчиковыми красками, пластилином и крупами, лепить, вырезать ножницами. То развитие речи зависит только от желания и настроя родителей.
Что делать?
Общее правило - разговаривайте с ребенком. Разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма. Важно чтоб ребёнок слышал правильную, грамотную речь, чтобы в дальнейшем мог её подражать.
Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.). Если это куклы или животные, то описывайте их переживания, произносите за них реплики. Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно говорите с ребёнком чуть медленнее и делайте паузы, чтобы малыш усваивал речь и тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.
- Развиваем дыхание.
Задача: Развивать дыхание.
Для произнесения некоторых звуков («С», «З», «Ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Существует ряд не сложных упражнений, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.
Например:
- На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.
- Научите малыша выдувать мыльные пузыри (это к тому же просто хорошо тренирует губы).
- Подвесьте дома бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала.
- Нарвите несколько клочков ваты (малыш может сделать это и сам), а затем предложите сдуть их с ладони или чуть сложнее - со стола: «Снег пошел!»
- Играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки.
- Пальчиковые игры-потешки.
Задача: развивать мелкую моторику
Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» «Этот пальчик дедушка» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, а также заряд положительных эмоции!
Мама и малыш рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных перчаток).
Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басом, собачка лает. Пока ребёнок не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п.
- Звукоподражание.
Задача: побуждать к самостоятельному образованию звуков.
Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (ту-ту, тик-так, ку-ка-ре-ку и т.д.) и шаг к тому, чтобы простое «му-му» превратилось в вожделенное «мама».
Как играть?
Вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «Мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).
Вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «мяу» - это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает.
Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.
- Игры на развитие словарного запаса.
Задача: расширение объёма активного и пассивного словаря.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями.
Например:
- «Какого цвета?» Осваивать цвета можно постоянно: рассматривая с ребенком книжки с картинками или гуляя по улице. Называйте цвета окружающих предметов, не скупитесь – пусть в лексиконе со временем появится и фиолетовый, и розовый, и бежевый – чем больше, тем лучше.
- « Кто какой?» Не забывайте о прилагательных. Рассказывая ребенку сказки, важно упоминать не только кто и что сделал, но и как он выглядел и как именно говорил. Описания делают язык богаче, а истории увлекательнее. Никакие сухие учебные пособия, карточки с отдельными словами или переводные мультфильмы не научат ребенка говорить ярко и образно.
- «Кто? Чья мама?» Увидев на улице или на картинках животных, называйте всё «семейство»: мама – курица, папа-петух, ребенок-цыпленок и так далее. Если с кошкой, котом и котенком всё понятно, то многие названия далеко не очевидны - как ни странно, но многие дети даже в 6-7 летнем возрасте часто не могут сказать, как же зовут ребенка овечки. Классические стихи про зверей, например, «Детки в клетке» Маршака» или «Что ни страница - то слон, то львица» Маяковского, будут, как всегда, кстати.
- «А наоборот?» Когда словарный запас ребенка будет уже достаточно большим, можно начинать играть в подбор слов противоположных по смыслу (антонимов): длинный-короткий, большой-маленький, внизу-вверху, близко-далеко и т.п. Поскольку маленькому ребенку сложно представить что-то умозрительно, спрашивайте конкретно: Слон какой? (можно и руками для верности показать) – Большой! А мышка какая? – Маленькая!
- Игры на стимуляцию речи
Задача: развивать речь, тренировать память.
Взрослый даёт поручению ребёнку и просит передать его другому лицу: «Скажи папе, чтобы он вставал». Если ребёнок не спешит выполнять задание, взрослый повторяет поручение. Если ребёнок не выполняет задание, другой взрослый помогает наводящими вопросами: «Что тебе сказали?», «Папа должен встать?» Он также даёт поручение ребёнку.
Постепенно количество поручений увеличивается, они усложняются. Поручения, безусловно должны быть понятными ребёнку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий разговора с учащимися 8 класса "Разговор о вредных привычках",
Классный час о вредных привычках...
Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»
В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...
Разговор с родителями "Как вести разговоры при детях?"
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!.....
Помощь ребенку-молчуну
В статье даны рекомендации родителям для развития речи у молчаливого ребенка....
Как начать разговор о войне с маленьким читателем? Нужный, обязательный разговор.
Как начать разговор о войне с маленьким читателем? Нужный, обязательный разговор. Можно читать вместе стихи, рассматривать старые фотографии, слушать рассказы дедушки или бабушки, сходить в музей, а м...
Консультация для родителей «Как разговорить молчунов»
Консультация для родителей «Как разговорить молчунов»...
Как разговорить молчуна
Консультация для родителей ...