ПРОФИЛАКТИКА НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
статья (5 класс)
Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но современные родители не верят или не знают, что у ребенка может возникнуть компьютерная зависимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhidkova-doklad.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Жидкова Христина Валерьевна
МБОУ СШ №16 г. Павлово
xristina.zhidkova@yandex.ru
Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но современные родители не верят или не знают, что у ребенка может возникнуть компьютерная зависимость. Когда взрослые сами проводят за компьютером время, им просто в голову не приходит, что может быть плохого, если ребенок посидит часок за любимой игрой, заодно и мама отдохнет. Но реальность такова, что дети гораздо больше подвержены возникновению компьютерной зависимости, чем взрослые.
Компьютерная зависимость обычно условно делится на два вида –
Интернет-зависимость и игровую. В большинстве случаев именно игровая зависимость более распространена в раннем возрасте. Как ни странно, у детей возникает игромания, которая в первую очередь обусловлена складом личности и психологическими причинами.
Ребенок пытается защититься от внешнего мира и погружается в мир компьютерных игр, который поглощает его тем больше, чем дольше он играет. Чрезмерная тяга к компьютерным играм должна заставить родителей задуматься и, возможно, пересмотреть сложившиеся в семье отношения. Нужно сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя нужным, понял, что он является равноправным членом семьи и с его мнением считаются.
Ещё одна проблема ухода в компьютер – недостаток контактов с
миром, как ни странно это звучит. В современном мире часто родители не могут позволить себе много времени проводить с ребенком, играть и
гулять с ним. Не имея такой возможности познавать мир вне школы, где это
становится порой рутинной обязанности, ребенок ищет другие способы его
освоения. В результате вместо прогулок, посещения запрещенных мест он уходит в игры.
Частой ошибкой родителей в ситуациях, когда возникает компьютерная зависимость, является то, что они берут на себя всю ответственность за решение проблем ребенка, которые возникают из-за чрезмерного увлечения играми.
В младшем школьном возрасте эта проблема выражена в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её. Важно, чтобы ребенок сам решал свои проблемы, возникающие в том случае, если он слишком много играет.
И он должен это чувствовать. Например, нарушение родительских запретов может привести к строгому ограничению времени за монитором. Могут быть и другие санкции, например, за ухудшение результатов в обучении.
Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику компьютерной зависимости, потому что проблему легче предотвратить, чем решить. Выполнение указанных выше правил поможет снизить риск возникновения зависимости в несколько раз.
В рамках родительских собраний необходимо познакомить с признаками компьютерной зависимости.
Итак, выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:
- ребенок теряет интерес к другим занятиям;
- все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером;
- общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм;
- происходит постепенная утрата контакта с родителями;
- ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным;
- формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров;
- ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое;
- ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером;
- на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать;
- теряет контроль над временем, проведенным за экраном;
- ребенок начинает кушать возле компьютера;
- ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер;
- ребёнок приходит со школы и первым делом садиться за компьютер.
Если Вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее.
Итак, что же можно посоветовать родителям, которые заметили признаки компьютерной зависимости у детей.
1. Во – первых, постарайтесь поиграть вместе с ребёнком. Не стоит говорить ребенку, что компьютер — это монстр, он очень вреден. Наоборот — разузнайте, что за игры у вашего ребенка поиграйте вместе, расположите ребёнка к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Ведь именно к этому привело сближение с компьютером вашего ребёнка — желание уединится. Такими методами вы потихоньку разобьёте одиночество и восстановите общение.
2. Очень часто дети “уходят с головой в компьютер” именно из-за недостачи внимания, может быть вы совсем не уделяете внимание ребенку? Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
3. Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие - то
поделки. Главное, чтобы тема была интересна. Спортивная секция, спортзал,
бассейн, танцы, хор. Прививайте вашему ребенку хобби, чтобы появились
интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса
интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Постепенно
ребёнок втянется и это станет интереснее компьютера.
4. Добейтесь расположения ребёнка. Если видите, что всё-таки добились расположения, на партнёрских началах договоритесь ограничить время пребывания за компьютером во имя высшей цели — здоровья в первую очередь. Не стоит сразу же устраивать жёсткие ограничения, сокращайте время пребывания за компьютером постепенно.
Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила. Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для школьника– 20-30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, отвлекайте другими занятиями, поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, отрывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребенка, подчеркивает его способности, ум, ловкость, позитивно реагирует на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик; родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка;
Контролируйте занятость у ребенка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры;
Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику компьютерной зависимости, так как проблему легче предотвратить, чем решить.
Литература
- Бойков А.Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде. // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С.871-874.
- Друзин В.Н. Проблема профилактики компьютерной аддикции подростков. // Инновации в образовании. – 2011. – №5. – С.67-82.
- Ларионова С.О., Дегтерев А.С. Интернет-зависимость: вопросы профилактики. // Педагогическое образование в России. – 2013. – №2. – С.232-239.
- Марьина О.В. Профилактика Интернет-зависимости молодежи – пути преодоления витруальных девиаций. // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С.17-20.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. // Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 336.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...
Презентация "Нехимическая зависимость"
В презентации представлены виды нехимической зависимости....
Методическая разработка "Технология работы социального педагога по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних через включение в социально значимую деятельность"
Опыт работы с подростками девиантного поведения....
Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).
Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм; формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...
Презентация "Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями"
В данной презентации даются основные понятия системы профилактики, правовая основа деятельности органов и учреждений системы профилактики...
«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...