ПРОФИЛАКТИКА НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
статья (5 класс)

Жидкова Христина Валерьевна

Компьютер  стал  привычной  и  необходимой  вещью  в  современной жизни.  Родители  гордятся  своим  ребенком,  когда  он  лучше  их  знает,  как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но современные родители не верят или не знают, что у ребенка может возникнуть компьютерная зависимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhidkova-doklad.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Жидкова Христина Валерьевна

МБОУ СШ №16 г. Павлово

xristina.zhidkova@yandex.ru

Компьютер  стал  привычной  и  необходимой  вещью  в  современной жизни.  Родители  гордятся  своим  ребенком,  когда  он  лучше  их  знает,  как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но современные родители не верят или не знают, что у ребенка может возникнуть компьютерная зависимость. Когда взрослые сами проводят за компьютером время, им просто в голову не приходит, что может быть плохого, если ребенок посидит часок за любимой игрой,  заодно  и  мама  отдохнет.  Но  реальность  такова,  что  дети  гораздо больше  подвержены  возникновению  компьютерной  зависимости,  чем взрослые.  

Компьютерная  зависимость  обычно  условно  делится  на два  вида  –

Интернет-зависимость и игровую. В большинстве случаев именно игровая зависимость более распространена в раннем возрасте. Как  ни  странно,  у  детей  возникает  игромания,  которая  в  первую очередь  обусловлена  складом  личности  и  психологическими  причинами.

Ребенок  пытается  защититься  от  внешнего  мира  и  погружается  в  мир компьютерных  игр,  который  поглощает  его  тем  больше, чем  дольше  он играет. Чрезмерная тяга к компьютерным играм должна заставить родителей задуматься  и,  возможно,  пересмотреть  сложившиеся  в семье  отношения. Нужно сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя нужным, понял, что он является равноправным членом семьи и с его мнением считаются.

Ещё  одна  проблема  ухода  в  компьютер  –  недостаток  контактов  с

миром, как ни странно это звучит. В современном мире часто родители не  могут  позволить  себе  много  времени  проводить  с  ребенком,  играть  и

гулять с ним. Не имея такой возможности познавать мир вне школы, где это

становится порой рутинной обязанности, ребенок ищет другие способы его

освоения. В результате вместо прогулок, посещения запрещенных мест он уходит в игры.  

Частой  ошибкой  родителей  в  ситуациях,  когда  возникает компьютерная  зависимость,  является  то,  что  они  берут  на  себя  всю ответственность  за  решение  проблем  ребенка, которые  возникают  из-за чрезмерного увлечения играми.

В  младшем  школьном  возрасте  эта  проблема  выражена  в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её. Важно, чтобы ребенок сам решал свои проблемы, возникающие в том случае, если он слишком много играет.

И он  должен  это  чувствовать.  Например,  нарушение  родительских  запретов может привести к строгому ограничению времени за монитором. Могут быть и другие санкции, например, за ухудшение результатов  в обучении.

Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику  компьютерной  зависимости,  потому  что  проблему  легче предотвратить, чем решить. Выполнение указанных выше правил поможет снизить риск возникновения зависимости в несколько раз.

В рамках родительских собраний необходимо познакомить  с  признаками  компьютерной зависимости.  

Итак, выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:

  • ребенок теряет интерес к другим занятиям;
  • все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером;
  • общение  с  другими  детьми  начинает  сводиться  только к компьютерным играм;
  • происходит постепенная утрата контакта с родителями;
  • ребенок  все  меньше  стремится  к  общению  с  другими,  общение становиться поверхностным;
  • формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров;
  • ребенок  начинает  обманывать,  стремится  любыми  способами заполучить желаемое;
  • ребенок  скрывает,  сколько  на  самом  деле  времени  провёл  за компьютером;
  • на  любые  ограничения,  связанные  с  компьютером,  планшетом  или  телефоном  реагирует  нервно,  сильно  переживает,  злится,  грубит, может плакать;
  • теряет контроль над временем, проведенным  за экраном;
  • ребенок начинает кушать возле компьютера;
  • ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер;
  • ребёнок приходит со школы и первым делом садиться за компьютер.

Если  Вы  замечаете  какие-то  из  этих  признаков  у  вашего  ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее.

Итак,  что  же  можно  посоветовать  родителям,  которые заметили признаки компьютерной зависимости у детей.

1.  Во – первых,  постарайтесь поиграть вместе с ребёнком. Не стоит говорить ребенку, что компьютер — это монстр, он очень вреден. Наоборот — разузнайте, что за игры у вашего ребенка поиграйте вместе, расположите ребёнка к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную  коммуникацию  с  ребёнком.  Ведь  именно  к  этому  привело сближение с компьютером вашего ребёнка — желание уединится. Такими методами вы потихоньку разобьёте одиночество и восстановите общение.

2.  Очень  часто  дети  “уходят  с  головой  в  компьютер”  именно  из-за недостачи  внимания,  может  быть  вы  совсем  не  уделяете  внимание ребенку? Больше  общайтесь,  мягко  расспросите  о  переживаниях, увлечениях. Проявляйте  интерес  к  жизни  ребёнка  как можно  чаще,  дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.

3. Займитесь  чем-нибудь  физическим  с  ребёнком, поделайте  какие - то

поделки. Главное, чтобы тема была интересна. Спортивная секция, спортзал,

бассейн, танцы, хор. Прививайте вашему ребенку хобби, чтобы появились

интересы  в  реальном  мире.  Покажите,  что  в  реальном мире  есть  масса

интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Постепенно

ребёнок втянется и это станет интереснее компьютера.

4. Добейтесь  расположения  ребёнка. Если  видите,  что всё-таки добились расположения,  на  партнёрских  началах  договоритесь ограничить время  пребывания  за  компьютером  во  имя  высшей  цели —  здоровья  в первую  очередь.  Не  стоит  сразу  же  устраивать  жёсткие  ограничения, сокращайте время пребывания за компьютером постепенно.

Для  профилактики  компьютерной  зависимости  родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила. Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для школьника– 20-30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка.  Реагируйте  спокойно,  терпеливо  объясняйте,  отвлекайте другими занятиями,  поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один  из волшебных ключей,  отрывающих  дверь  во  внутренний  мир  наших  детей.  Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную,  спокойную  игру  с  другими  детьми.  В  компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребенка,  подчеркивает  его  способности,  ум,  ловкость,  позитивно реагирует  на  проигрыш  и  ошибки,  в  то  время  как  взрослые  часто относятся  к  промахам  ребенка  противоположным  образом  – раздражаются, срываются на крик; родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка;

Контролируйте  занятость  у  ребенка  (кружки,  широкие интересы). Приобщайте  к  домашним  обязанностям.  Культивируйте  семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры;

Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику  компьютерной  зависимости,  так  как  проблему  легче предотвратить, чем решить.

Литература

  1. Бойков А.Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде. // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С.871-874.
  2. Друзин В.Н. Проблема профилактики компьютерной аддикции подростков. // Инновации в образовании. – 2011. – №5. – С.67-82.
  3. Ларионова С.О., Дегтерев А.С. Интернет-зависимость: вопросы профилактики. // Педагогическое образование в России. – 2013. – №2. – С.232-239.
  4. Марьина О.В. Профилактика Интернет-зависимости молодежи – пути преодоления витруальных девиаций. // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С.17-20.
  5. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. // Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 336.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

       Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...

Презентация "Нехимическая зависимость"

В презентации представлены виды нехимической зависимости....

Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).

Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм;  формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...

«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...