Родительское собрание
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Профилактика подросткового суицида: как помочь подростку справиться с депрессией, разочарованием и психологическими травмами?»
Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам детского и подросткового суицида.
Задачи:
- Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
- Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком
Форма–проведения: семинар- практикум
Оборудование: интерактивная доска, презентация, листыА4, А3, ассоциативная карта, анкеты для родителей, тексты для работы с информацией, стикеры, маркеры, памятки для родителей, картинка «Чудесный ларец» для рефлексии.
Святая наука — расслышать друг друга...
Не только расслышать, но и понять и помочь.
Если сделать это вовремя, то, сколько
жизней детей и подростков мы сможем сохранить.
Автор неизвестен
Добрый день уважаемые родители!Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы!Зачитывается эпиграф.
Внимание на доску (просмотр социального ролика «Я не хочу жить, меня все достало»)
Как вы, наверное, уже поняли из сюжета видеоролика, сегодня мы с Вами поговорим на одну из очень важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей, о детско-подростковом суициде.
Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить, трудновоспитуемые и социально запущенные. Как достигается такой результат?
Упражнение «Чистый лист». Уважаемые родители, работайте вместе со мной. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Чистый лист». У вас на столах находятся чистые листы бумаги А4, возьмите их, пожалуйста.
Представим себе, что это душа ребенка (психолог демонстрирует чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........
А что в итоге? (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).
Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как: какиечувстваипереживания, испытывает мой повзрослевший ребенок? Как складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями? Какие проблемы волнуют моего ребенка? Пожалуй, не так часто.
Анкетирование родителей.
Предлагаю ответитьВам на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
3. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
4. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
5. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
6. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
7. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
8. Вы знаете, какой любимый предмет в школе?
9. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
10. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель и почему?
11. Вы первым идете на примирение, разговор?
12. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Если на все вопросы Вы ответили «Да», то значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. А если у вас большинство «Нет», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда!
Нарушения детско-родительских отношений, отсутствие безопасности, каждодневного ухода, заботы формируют чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости и нелюдимости, уходу в себя, что создает условия к попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, побегам детей из дома, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды.
Ассоциативная карта.- Какие ассоциации у вас возникают при слове суицид? (ответы родителей: подросток, смерть, боль, страх, одиночество, депрессия, слабость, подавленность, надежда и т.д.)
Суицид-это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Подростковый суицид - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М.Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994). Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.
Причины и особенности суицидального поведения у подростков проистекают из их личностной нестабильности. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния.
Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
1. непреодолимость трудностей,
2. нескончаемость несчастья,
3. непереносимость тоски и одиночества.
Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:
1. беспомощностью,
2. бессилием,
3. безнадежностью.
В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.
Выделяют несколько форм суицидального поведения:
Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику.
Аффективное суицидальное поведение- тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми в состоянии аффекта.
Истинный суицид - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.
Факторами, провоцирующими суицид, выступают следующие ситуации и проблемы:
- Употребление алкоголя и наркотиков (согласно статистике, этот фактор обуславливает суицидальное поведение в 75% случаев);
- Межличностные конфликты, которые зачастую воспринимаются неадекватно, с преувеличением их значения и травматичности, что вызывает внутренний кризис и драматизацию событий. Неразделенная любовь и ревность, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям. К суициду могут привести, как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, так и неожиданная неудача у одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей. Многим отличникам свойственна привычка относиться к своим решениям, как к единственно правильным, и неукоснительно исполнять их. При переживании поражения эта особенность характера часто подталкивает одаренных подростков к отчаянному шагу;
- Состояние переутомления;
- Распад родительской семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок или прегрешение, действительная или мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, ошибки семейного воспитания: частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения;
- Расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия);
- Конфликт с учителем – протест против несправедливости, либо страх наказания и позора;
- Смерть близкого человека;
- Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное оскорбление, травля среды;
- Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма при соприкосновении с реальностью), «философская интоксикация», кризис утраты смысла жизни.
Среди психологических оснований для истинного принятия решения об уходе из жизни можно выделить следующие мотивы:
Протест (месть) - когда своими суицидальными действиями подросток протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения. Иногда подросток своим самоубийством как бы наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";
Призыв (привлечение внимания) - для того, чтобы изменить невыносимую личностную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";
Избегание неудач - имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";
Самонаказание- суицидальным действием подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никогда не прощу себе...".
Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.
Знаки, сигнализирующие о суицидальном намерении ребёнка.
1.Заметная перемена в обычных манерах поведения;
2.Недостаток сна, повышенная сонливость;
3.Ухудшение, улучшение аппетита;
4.Признаки беспокойства;
5.Признаки вечной усталости;
6.Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду;
7.Усиление жалоб на физическое недомогание;
8.Склонность к быстрой перемене настроения;
9.Отдаление от семьи, друзей;
10.Упадок энергии;
11.Отказ от работы в клубах, кружках;
12. Излишний риск в поступках;
13.Поглощённость мыслями о смерти или загробной жизни;
14.Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;
15.Усиленное чувство тревоги;
16.Выраженная безнадёжность;
17.Приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления;
18.Приведение в порядок всех дел;
19.Составление записки об уходе из жизни;
20.Словесные заявления: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой».
Работа в группах. Мозговой штурм «Ошибки семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков».
Прежде чем, познакомится с ошибками семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков, мы на примере упражнения проанализируем, что ощущает и переживает ребенок в момент совершения родителями ошибки.
Упражнение «Не кричите на ребенка!» Выбираются 2 желающих родителя. Один играет роль ребенка, второй- родителя. Задача родителя: кричать на ребенка, по какому-то придуманному поводу, задача «ребенка»: присесть на корточки, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтобы меня любили».
Вопросы для обсуждения
- Какие чувства испытывали Вы, находясь в роли родителя?
- Какие ощущения испытал на себе «ребенок»?
- Хотелось ли изменить ситуацию? Какие действия хотелось предпринять
Одну из ошибок семейного воспитания, мы с Вами рассмотрели «Не повышать голос на ребенка, сохранять спокойствие и рассудительность». Далее ваша задача с помощью«мозгового штурма» написать на листах А3 «Ошибки семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков» (демонстрация работ родителями)
ОШИБКА ПЕРВАЯ. Родители вольно или невольно провоцируют в ребёнке чувство вины. «Ты огорчаешь меня своим поведением и оценками»; «Мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки. Если бы не ты, мы бы прекрасно отдохнули, а ты расстроил все наши планы» и т.п. Если родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в их плохом настроении, сколько страданий он им доставил, они воспитывают человека, который станет заниматься самоедством. Подросток взвалит всю вину на себя или, в знак протеста, захочет доказать обратное: «Вот я умру, а вы все останетесь виноватыми!».
ОШИБКА ВТОРАЯ. Родители жёстко контролируют поведение, распорядок дня, учёбу и даже настроение ребёнка.Такие родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. В подростковом возрасте чувство беспомощности, возникающее в трудных ситуациях при таком типе воспитания, нередко становится причиной самоубийства.
ОШИБКА ТРЕТЬЯ. Родители относятся к ребёнку, как к своей последней игрушке.«Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.
ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ. Родители стараются объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.
ОШИБКА ПЯТАЯ. Родители постоянно оберегают ребёнка от ошибок.В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.
Меры по профилактике и предотвращению подростковых суицидов.
Суицидологи убеждены: вопреки широко распространенному общественному мнению, попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить. Подтверждением является тот факт, что большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим: 70–80% подростков, совершивших попытки суицида, высказывались до этого о своих намерениях, 10–15% позднее покончили жизнь самоубийством.
Памятка для родителей
Родителям необходимо учить подростков:
1.Сосредотачивать свое внимание на хорошем; уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;
2.Заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;
3.Уметь сотрудничать с людьми, и ровесниками, и взрослыми; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;
4.Реализовывать свои возможности в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, в танцах, путешествиях, занятиях искусством; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов, и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков, секций икурсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.
Действенным инструментом преодоления пессимизма, критичности по отношению к себе и другим, скептицизма - является методика «Диета хороших новостей».
- Каждый член семьи берет на себя обязательство запомнить в течение дня как минимум три своих мысли, эмоции, поступка, за которые он мог бы похвалить себя. Вечером, за ужином в кругу семьи, каждый делится с близкими этими своими наблюдениями за собой. Это помогает снова пережить приятные моменты, а, кроме того, дает возможность родным людям оценить успехи друг друга, сказать добрые слова поощрения и поддержки.
- Если Ваши сын или дочь не готовы к такому общению с близкими людьми, ему можно рекомендовать вспомнить лучшие моменты прожитого дня в одиночестве, готовясь ко сну.
- Тем самым он во-первых, научится выхватывать из жизни своим внутренним взором то, что является, безусловно, положительным; сделает это фокусом своего внимания; во-вторых, перестанет приписывать себе, близким людям и событиям своей жизни отрицательные ярлыки, искажающие его представления о себе и своей жизни.Вовлечение в осуществление этой «диеты» всей семьи, придаст внутрисемейному общению плодотворный вектор развития, научит видеть друг в друге лучшее.
Памятка для родителей по профилактике суицида среди подростков
НЕЛЬЗЯ | МОЖНО |
Стыдить, ругать ребенка за его намерения | Поддержите ребенка, проявите эмпатию, помогите разобраться в причинах суицидальных мыслей |
Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения | Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида. Обратите внимание, не изменилось ли поведение ребенка в последнее время |
Предлагать неоправданные утешения, общие фразы, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию | Проявите заинтересованность, отзывчивость, любовь и заботу. Дайте понять ребенку, что вы его слышите. Помогите выяснить, что конкретно может помочь в создавшейся ситуации |
Оставлять ребенка одного в ситуации риска | Не оставляйте ребенка одного, привлеките других близких, друзей. Покажите ребенку, что окружающие заботятся о нем |
Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка | Будьте для ребенка поддержкой и опорой, что поможет справиться с возникшими трудностями |
Рефлексия «Чудесный ларец». Уважаемые родители! Наш семинар-практикум подходит к логическому завершению. Вы активно и дружно работали, старались выполнять все наши задания и рекомендации. Аплодисменты друг другу.
И в заключении мы хотели бы получить обратную связь. Предлагаем Вам написать на стикерах, что Вы положите в чудесный ларец и возьмете с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....