Информация о жестоком обращении с детьми
методическая разработка
Информация о жестоком обращении с детьми: что такое?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhestokoe_obrashchenie_s_detmi._chto_eto_takoe.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
- Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
-открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
-угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о физическом насилии:
- необъяснимые травмы или ожоги на теле ребенка (особенно повторяющиеся);
- ребенок уходит от разговора об этих травмах;
- нежелание ребенка ходить в шортах и футболке в жаркие дни;
- ребенок боится идти домой и боится встречи с родителями;
- неоднократные побеги ребенка из дома.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о сексуальном насилии:
Дети в возрасте до 5 лет:
- нет ощущения безопасности и полные страха глаза;
- в присутствии конкретного человека показывают очень сильный страх (более чем в 90% случаев это известный человек или родственник, почти 50% собственных родителей);
- наличие повреждения гениталий, анальной области;
- регресс как защитный механизм, уход на более ранние ступени развития, когда ребенок был младше;
- проблемы с приемом пищи;
- играя в куклы или другие игры дети имитируют сексуальное поведение;
- потеря интереса к игре;
- словарный запас ребенка отличается наличием бранных слов.
Дети от 5 до 12 лет:
- ребенок начинает лгать, воровать, ругаться, чтобы привлечь внимание к себе;
- ребенку становятся скучными мероприятия, которые ранее ему были интересны;
- ребенок не желает посещать уроки физкультуры
- у ребенка появляется не пропорциональная возрасту сексуальная активность.
- у ребенка появляются инфекции мочевыводящих путей, кровотечения или повышенная чувствительность в области гениталий или анальной области;
- у ребенка появляются проблемы с приемом пищи - анорексия или переедание;
- подавленное настроение;
- покушение на самоубийство;
- плохое мнение о себе, как правило, причинение вреда самому себе;
- побег из дома;
- регрессия в поведении;
- у ребенка появляются попытки сексуального надругательства над другими детьми;
- у ребенка нет желания идти домой.
Дети старше 13 лет (также относится к любой предыдущей)
- у ребенка подавленное настроение;
- ребенок употребляет ПАВ (наркотики, алкоголь);
- у ребенка появляются проблемы с памятью;
- ребенок хронически страдает от кошмаров, боится темноты;
- ребенок не в состоянии сосредоточиться;
- ребенок стремится к одиночеству;
- для эмоциональных реакций ребенка характерны вспышки гнева;
- наличие у ребенка неоправданного чувства вины.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о психическом (эмоциональном) насилии:
- боязнь новых ситуаций;
- попытка суицида;
- невротические симптомы;
- выражения неопределенности в отношениях с большинством других людей, неспособность устанавливать дружеские контакты;
- чрезмерно пассивное поведение, или, наоборот, чрезвычайно агрессивное;
- замечание о возможном наказании;
- недоверие к взрослым людям, которые пытаются помочь детям, или, наоборот, чрезмерная зависимость от опекаемого поведения взрослого и постоянное выражение благодарности за любое внимание;
- ребенок находит любые причины, чтобы не оставаться в своей собственной семье, хотя это совершенно неуместно;
- ребенок убежден, что никто его не любит.
Подготовила социальный педагог
отделения психолого-педагогической помощи
Центра «Вега» Риль Н.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Информация жестокое обращение с детьми
Виды жестокого обращения...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...