Основные направления коррекционной работы с детьми ЗПР
статья
Информация о работе с детьми задержкой психического развития: социально-психологическое сопровождение, педагогическое сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osn_napr_korr_rab_s_detmi_zpr.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок. Это в первую очередь социально-психологические перемены в жизни ребенка — новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль ученика со своими плюсами и минусами. Для безболезненного и успешного вхождения в учебу ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Проблема адаптации детей к начальной школе в настоящее время очень актуальна. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.
В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и испытывают сложности в общении. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Образование таких детей является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Младший школьный возраст — наиболее ответственный этап школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого периода, его позитивные приобретения — необходимые основания для дальнейшего развития ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. При этом дети с ЗПР имеют ряд психологических особенностей, которые нужно учитывать в процессе обучения и воспитания такого_ребенка.
Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатрической, литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Дезадаптация — процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий жизни и соответственно привыканием к другим.
Одна из причин школьной дезадаптации в младших классах, в том числе и у детей с ЗПР, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, в которой он не чувствовал переживание «мы», то он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменным «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптации детей с ЗПР заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Главными причинами школьной дезадаптации мы считаем следующие: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей; неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений; неправильное воспитание или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей_детей).
Под дезадаптацией детей с ЗПР мы понимаем какое-либо нарушение адаптации, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Проявления школьнойдезадаптации у детей с ЗПР различны, к ним относят неумение контролировать свое поведение, неуспешность в овладении учебных программ, нарушения взаимоотношений со сверстниками и педагогическим коллективом.
Нарушения процесса адаптации к школьному обучению у детей с ЗПР связаны прежде всего с повышенной тревожностью, проблемами с самооценкой и несформированностью познавательной мотивации.
Проблема адаптации первоклассников с ЗПР к школьному обучению является весьма актуальной сегодня. В образовательных учреждениях важно организовать квалифицированную психологическую помощь как детям с ЗПР, так и их родителям для наиболее эффективного усвоения такими учащимися образовательной программы и всестороннего развития их личности. Необходима также четко спланированная и глубоко содержательная программа подготовки и переподготовки учителей, воспитателей групп продленного дня, работающих с данной категорией детей.
Основные направления воспитательной работы по социализации школьников начальных классов с ЗПР
Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях. Где, как не в школе, дети готовятся к самостоятельной жизни? В нашей школе разработана модель социализации воспитанника, которая охватывает все стороны адаптации и показывает, насколько они готовы к этой жизни, их умение ориентироваться в социуме.
Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей, в школе применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становится активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное – верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций - одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.
В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа.
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.
Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей школы с нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Поскольку мы проживаем в городе Пушкине, то с огромной любовью и трепетом относимся к историко-культурному наследию этого прекрасного города—дворцово-парковому ансамблю «Царское Село». Для успешной социализации детей был разработан и реализован познавательно-творческий цикл занятий "Отечество нам Царское Село". Пушкин – город, в котором родились и растут наши дети. Это их родина, и мы с детства влюбляем своих воспитанников в один из красивейших городов нашей страны: знакомим с его историей, достопримечательностями, культурным наследием
Следующим направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволило несколько повысить физическую тренированность и активность. Они важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.
Мы анализируем результаты проведенной коррекции по основам социализации и межличностных отношений. Работа в данном направлении даёт положительный результат.
Не останавливаясь на достигнутом, коллектив школы нацелен на следующие задачи:
-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности школы формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в школе;
- стимулировать социально значимые интересы, потребности;
- развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
- проводить работу по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика, потребностями местных предприятий.
- и,самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Обобщение результатов исследования теоретических источников позволило выявить основные проблемы социализации личности ребенка, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе, выявить особенности и условия процесса социализации школьников, изучить особенности развития детей с задержкой психического развития и средства их успешной социализации.
Главная проблема ребенка с ЗПР заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.
Отклонения в развитии приводят к "выпадению" из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития.
Подобное понимание проблемы подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития школьника с ЗПР.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ЗПР – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности.
Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра.
Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-школьника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.
Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше...
Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья....