Работа с родителями
материал
Мероприятия, консультации, памятки для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания. «Условия эффективного воспитания ребенка в семье»
Целевая аудитория: родители учащихся 6,7 классов
Добрый день уважаемые родители! В современной школе активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.
Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - часто являются результатом неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами имели сложности во взаимоотношениях с родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения — большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.
Исходя из этого, нами были выделены следующие направления работы с родителями:
- Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
- Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
- Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
В рамках этих направлений мы проводим данное собрание:
Цели:
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
- Укрепление связей “родитель—ребенок—школа”.
Задачи:
- Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
- Воспитание положительных качеств и формирование личности ребенка.
- Предупреждение возможных ошибок родителей в процессе воспитания.
Практическая часть
Уважаемые родители, обычно мероприятия традиционно проходят в форме лектория, и вы, как правило, являлись просто слушателями. Сегодня мы предлагаем быть активными участниками, поделится опытом воспитания и поработать в группах. С вами наши уважаемые педагоги (классные руководители), которые будут активно помогать вам в решении поставленных задач.
Итак, мы делимся на 4 группы, каждой из которой будет выдана карточка с проблемной ситуацией. Прежде чем выполнить задание, и ответить на поставленные вопросы, вам необходимо обсудить варианты решения проблемы, и исходя из собственного опыта, предложить решение, сложившейся ситуации. Для нас ценно каждое мнение. После выступления группы, остальным участникам можно задавать вопросы, вносить дополнения. На обсуждение дается 10 минут. Для фиксации результатов мы подготовили бланки обсуждения, а так же ватманы и маркеры для презентации ваших выступлений.
Карточки с заданиями:
1 группа
Ситуация 1: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
2 группа
Ситуация 2: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату… Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
3 группа
Ситуация 3: Ваш ребенок стал приходить очень поздно, вести себя скрытно и агрессивно… Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
4 группа
Ситуация 4: Ваш ребенок прогуливает уроки, не хочет ходить в школу… Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах
Причины возникновения проблемы | Каковы цели решения проблемы? | Необходимые действия родителей (выбор решения) | Типичные ошибки родителей при решении проблемы |
Уважаемые родители, спасибо вам за активную работу. Сегодня мы выслушали мнения о формах и методах воспитания.
Подводя итоги можно прийти к выводу о том, что:
Каждый родитель должен знать, что его ребенок — это не средство для воплощения родительских замыслов и интересов. У него есть свои мечты. Вы лишь выступаете помощником в этом сложном деле – найти правильный путь в жизни.
Не унижайте ребенка и не вымещайте на нём свою злость. Прислушивайтесь к проблемам, интересуйтесь его мнением, обсуждайте возникшие трудности. Запомните, что авторитарные методы не всегда хороши в воспитании.
Будьте честными со своими детьми. Показывайте это на своём примере, иначе ребенок будет копировать ваше поведение. Каким бы ни было ваше настроение, как бы устало вы себя ни чувствовали, найдите время, чтобы пообщаться с ребенком.
Не ограничивайте свободу выбора. Не думайте, что если вы это сделаете, то оградите его от всех проблем. Попробуйте обсудить с ребенком ту или иную ситуацию и попросите рассказать, как бы поступил он в такой момент. Выслушав мнение, предложите ему ещё один вариант решения, не навязывая своего мнения. Пусть это выглядит как совет. Это поможет развить в ребенке самостоятельность.
Не приказывайте, а просите. Так дети охотнее будут следовать вашей просьбе. Попросив сделать что-то, объясните ребенку, как вам нужна его помощь. За хорошо выполненную работу, похвалите его.
Сотрудничайте со своим ребенком. Дети всегда открыты для этого. Это родители чаще всего закрываются. Важно любить своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
Чтобы добиться внимания ребенка старайтесь говорить как можно меньше, но понятно. Так он получит только ту информацию, которая должна быть им услышана, и усвоит её. Наверняка родители замечали, что ребенок больше прислушивается к песням, телевизору или друзьям, нежели к просьбам взрослых. Скорее всего, он уже не реагирует на ваши крики и угрозы. Как ребенок научится слышать, если его родители сами не делают этого. Покажите, как нужно правильно действовать на своём примере. Постарайтесь слушать ребенка больше, чем говорить.
Если вы добиваетесь своего криками, приказами, чтением нотаций и т. п., то ребенок просто не будет обращать на вас никакого внимания. Задумайтесь о том, как бы вы повели себя, если на вас кричали или навязывали собственную точку зрения? Общайтесь с ребенком по тому образцу, который хотели бы видеть в отношении себя.
Говорите только тогда, когда ребенок обратил на вас внимание. Нужно сесть на уровне с ребенком и просить его о чем-то, смотря прямо в глаза. Так вы сможете получить не только внимание ребенка, но и его расположение. Это шанс, что ребенок вас услышит.
Родителям нужно помнить, что в воспитании своего ребенка они являются командой. Этот процесс нужно обсуждать, чтобы потом не возникло разногласий. У родителей всё должно быть общим: методы общения и линия воспитания. И это, несмотря на то, что вы разные по характеру и установкам.
Главным условием эффективного воспитания ребенка в семье являются знания о возрастных физиологических и психологических особенностях его развития. Для совершенствования навыков родителей по эффективному воспитанию, необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать уровень знаний. Взаимодействие родителей с педагогами и специалистами школы являются залогом гармоничного развития ребенка. Мы ждем вас по всем интересующим вопросам, и готовы оказывать помощь в любых ситуациях, связанных с воспитанием и развитием вашего ребенка.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Советы родителям по воспитанию ребенка с повышенным уровнем тревожности.
Правила общения:
- Избегайте состязаний, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его за определенные заслуги.
- Чаще обращайтесь к ребёнку вежливо по имени.
- Будьте образцом уверенного поведения, показывайте во всем положительный пример ребёнку.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
- Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребёнка, наказывая его, особенно в присутствии других.
Предварительный просмотр:
Подростковая тревожность.
Что же такое подростковая тревожность? Как она влияет на самооценку ребенка, и как помочь подрастающей личности стать увереннее в себе?
Все, кто когда-либо был подростком, знают, как это непросто. Школа и родители призывают жить по правилам, приятели смотрят оценивающе, внутри гормональный переполох и множество противоречий. Чувство напряжения и тревожности становится довольно частым явлением.
Но если беспокойство из временного явления, которое бывает даже полезно, поскольку помогает собраться и принять решение, перерастает в поведение, возникающее в любых (и благополучных тоже) ситуациях, она становится устойчивой чертой личности. Чтобы этого не произошло, родителям нужно внимательно наблюдать к эмоциональным проявлениям своих детей. Как распознать повышенную тревожность у подростка и что делать в этой ситуации?
Как распознать чрезмерную тревожность? О повышенной тревожности у подростка сигнализируют такие признаки как подавленность, настороженность, трудности во взаимодействии с окружающими, он видит все в черном цвете, включая свое будущее, страдает самооценка.
Часто дети пытаются скрыть свою тревожность за дерзким, хулиганским поведением, нелепыми выходками. Таким образом, они пытаются найти одобрение, привлечь внимание окружающих.
В тяжелых случаях на фоне повышенной тревожности могут развиться пищевые расстройства – булимия и анорексия.
Иногда подростки начинают много фантазировать о себе, рассказывать какие-то небылицы, чтобы привлечь внимание взрослых или, напротив, пытаясь заслужить одобрение, становятся чрезмерно услужливыми и дружелюбными. Последнее также не является положительным качеством, поскольку может перерасти в будущем зависимость от одобрения окружающих.
Все это является признаком того, что у вашего ребенка есть проблемы, с которыми лучше немедленно обратиться к детскому психологу. При этом, как утверждают специалисты, мальчики чаще подвержены тревожности в детском возрасте - до 12 лет, а девочки – в подростковом. При этом у девочек вызывает тревогу взаимоотношение с другими девочками и то, что о них думают в коллективе, а у мальчиков – страх наказания взрослыми или быть побитыми сверстниками.
Причины тревожности:
1. Основной из причин возникновения повышенной тревожности у подростка является атмосфера в семье: если отношения в ней натянутые, родители постоянно напряжены, мнительны, то, скорее всего, и ребенок «срисует» их модель отношения к миру.
2. Информация извне. Также нужно обратить внимание на то, какие фильмы смотрит ребенок, книги читает, на каких сайтах проводит время. Возможной причиной повышенной тревожности могут стать средства массовой информации, новости, в которых часто нагнетается напряжение.
3. Воспитание. Еще одна причина тревожности у ребенка – авторитарный стиль воспитания. Когда родители подавляют в ребенке все попытки к самостоятельности и принятию решений, ребенок испытывает чувство страха перед ними. Например, постоянно беспокоится о том, чтобы оправдать их ожидания, боится сделать ошибку, поступить неправильно, высказать свое мнение.
Как предотвратить повышенную тревожность у подростков?
Чтобы ситуативная тревожность не превратилась у вашего ребенка в устойчивую черту личности, родителям необходимо контролировать свои реакции в отношении подростка на различные ситуации, следить за своими словами и поступками.
1. Не внушать ребенку, что мир это страшное место, а жизнь – сложная штука, в которой лишь одни препятствия и неудачи. Если речь идет о трудностях, то нужно говорить и о способах их решения.
2. Не относиться слишком требовательно к достижениям ребенка, не делать акцент на результат и достижение целей. В таком случае возрастет риск того, что подросток будет бояться, не оправдать ваши ожидания.
3. Ребенок должен понимать, что вы любите его вне зависимости от его успехов, а просто потому, что он ваш ребенок.
4. Не вызывать искусственно чувство страха, запугивая негативными последствиями его поступков. Это не поможет ему достичь цели, а напротив, будет тормозить.
5. Давать ребенку право на собственное мнение, принятие решений, самостоятельные поступки.
Предварительный просмотр:
Правила взаимодействия с агрессивным ребенком.
- Будьте внимательны к нуждам и потребностям своего ребёнка.
- Демонстрируйте модель неагрессивного поведения в семье.
- Будьте последовательны в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребёнка.
- Обучайте вашего ребенка приемлемым способам выражение гнева.
- Дайте ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно фрустрирующего события.
- Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивайте способность к эмпатии.
- Расширяйте способы конструктивного поведения ребёнка.
- Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учите брать ответственность на себя.
Как научить ребенка брать ответственность на себя за свои поступки
Условия позитивных детско-родительских отношений
- Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.
- Не занимайтесь попутно каким-либо другим делом.
- Заранее подготовьте то, что вы хотите сказать.
- Исключите из своего высказывания негативные оценки (« бездельник» и др.) и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
- Говорите о конкретных действиях.
- Говорите о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
- Заверьте ребенка в своем дружеском участии в его делах.
- Не превращайте все в нудную, долгую нотацию.
- Следите за реакцией ребенка.
- Завершите дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу).
Обязанность родителей - не допустить такого положения, при котором ребенок переживает чрезмерный страх, тоску, длительное состояние тревоги, отчаяния, беззащитности, одиночества, безвыходности своего положения, глубокое унижение.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА.
Признаки повышенной тревожности ребенка.
Инструкция: Пожалуйста, ответьте на вопросы либо «да», либо «нет».
Да | Нет | |
1. Не может долго работать не уставая |
|
|
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то |
|
|
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство |
|
|
4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован |
|
|
5. Смущается чаще других |
|
|
6. Часто говорит о возможных неприятностях |
|
|
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке |
|
|
8. Жалуется, что снятся страшные сны |
|
|
9. Руки обычно холодные и влажные |
|
|
10. Нередко бывает расстройство стула |
|
|
11. Сильно потеет, когда волнуется |
|
|
12. Не обладает хорошим аппетитом |
|
|
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом |
|
|
14. Пуглив, многое вызывает у него страх |
|
|
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается |
|
|
16. Часто не может сдержать слезы |
|
|
17. Плохо переносит ожидания |
|
|
18. Не любит браться за новое дело |
|
|
19. Не уверен в себе, в своих силах |
|
|
20. Боится сталкиваться с трудностями |
|
|
Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.
Повышенный уровень тревожности от 15 до 20 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Ошибки родителей.
Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...