План совместной работы родителей и педагогов с неуспевающим и учащимися по математике.
материал
План совместной работы родителей и педагогов с неуспевающими учащимися по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_sovmestnoy_raboty_roditeley_i_pedagoga_s_neuspevayushchimi_uchashchimisya.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План совместной работы родителей и педагога с неуспевающими учащимися
Пояснительная записка.
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
Для организации процесса обучения по математике с такими особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению
Основными признаками неуспеваемости учащихся можно считать:
- Недостаточное семейное воспитание.
- Неблагополучная семья
- Пробелы в фактических знаниях.
- Проблема улицы
- Прогулы
- Плохая наследственность
- Общая неспособность к интеллектуальному труду.
- Нарушение нервной системы
- Физическая ослабленность
- Снижение зрения.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость.
- Родители вынуждены кроме основной работы подрабатывать на другой –ребёнок предоставлен сам себе.
- организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.
Трудности школьника, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины
- Слабое состояние здоровья.
- Несформированность приемов учебной деятельности. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки.
- Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
- Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания
Особенности неуспевающих учащихся
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
- отсутствие познавательного интереса;
- не сформированы элементарные организационные навыки;
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.
- нет опоры на родителей как союзников учителя-предметника.
- Частые пропуски без уважительной причины, что приводит к отсутствию в системы в знаниях.
Цель – формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
- ликвидация пробелов у учащихся по математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
- Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
- Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
- Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты :
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и консультаций.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты :
- Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
- Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
- Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
- Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
Использовать наглядный материал.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Какой же выход из создавшейся ситуации
Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из сложивщейся ситуации?
- Систематизировать теоретические знания по теме.
- Провести психолого-педагогическую диагностику слабоуспевающих учащихся.
- Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников.
Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности
Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
| Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника на об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Работу с неуспевающими обучающимися желательно проводить в несколько этапов.
Первый этап – диагностический.
Цель – выявить причины стойкой неуспеваемости, определить тип неуспевающего ученика, проанализировать ошибки в работах учащихся.
В первую очередь необходимо определить, с какими же истоками неуспеваемости мы имеем дело. Для этого может быть использована психолого - педагогическая типология общего отставания в учении:
1 тип . Низкая интенсивность учебной деятельности. ( Ученик просто не работает).
2 тип . Низкая эффективность учебной деятельности. (Ученик затрачивает значительные усилия на выполнение учебных занятий, но не справляется с ними).
3 тип . Сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. (От переживания неудач к равнодушию).
Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление индивидуальных образовательных программ, индивидуальная работа с обучающимися.
Формируемые отношения | 1этап | 2этап | 3 этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др |
Оказание помощи неуспевающему ученику
Этапы урока | Виды помощи учащемуся |
Контроль подготовленности учащихся. | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала. | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке. | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса. | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости.
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку ,особенно слабоуспевающих учеников |
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.
План работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимся.
мероприятие | сроки |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | сентябрь |
Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком | сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий | В течении года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса | В течение года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником . | В течении года |
Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости) | Мероприятия по работе с учащимися |
Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине. |
|
Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам. |
|
Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики |
|
Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся
Цель: Создание условий для развития личностного потенциала
учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума.
- Задачи:
- - создать коллектив единомышленников, сделать учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и воспитательного процесса
-организовать разнообразную увлекательную, социально-значимую совместную деятельность учащихся и родителей
- организовать всеобуч для родителей
Ожидаемые результаты:
- установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой
и родителями
- формирование у учащихся любви, долга к родителям, близким
- решение проблемы занятости учащихся в свободное от уроков время.
Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа
Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.
Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
Оказание информационной помощи семье.
Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.
Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины) Доводить до сведения случаи нарушения норм и правил поведения в целях современной их профилактики
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность, творческие задания детей вместе с родителями дома, решение кроссвордов, разгадывание математических ребусов, составление математической сказки, игры,
тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на
родительских собраниях, участие родителей на внеклассных мероприятиях по предмету.
Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.
Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
Родители имеют право посещать уроки, на которых учащийся показывает низкий результат.
Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.
В случае уклонения родителей от своих обязанностей на них и ребенка оформляются материалы для комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания.
При правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместной работы учителя русского языка и библиотекаря
В плане представлены мероприятия по совместной работе учителя русского языка и литературы с библиотекарем....
План совместной работы по профилактике правонарушений среди учащихся по МБОУ «ООШ с. Сапеево» Азнакаевского района и ПДН Азнакаевского ОВД на 2012-2013 учебный год
План совместной работы по профилактике правонарушений среди учащихсяпо МБОУ «ООШ с. Сапеево» Азнакаевского района иПДН Азнакаевского ОВД на 2012-2013 учебный год...
План совместной работы с родителями
Рассматриваю совместную работу с родителями учащихся класса дляорганизации сотрудничества и воспитания на основе единой педагогической позиции...
План совместной работы коррекционной школы VIII типа с ОДН
План совместной работы коррекционной школы VIII типа с ОДН на 2013-2014 учебный год....
План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"
План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"...