Какими способами дети добиваются значимости в семье
статья
Трудное поведение ребенка нельзя списывать на его характер и темперамент. Причина может быть намного глубже, - втом, что родители не видят реальных потребностей ребенка. В статье способы, которыми дети пытаются удостовериться в своей значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakimi_sposobami_deti_dobivayutsya_znachimosti_v.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Какими способами дети добиваются значимости в семье. Примеры и рекомендации родителям
Трудное поведение ребенка нельзя сразу списывать на его характер и темперамент. Причина может быть намного глубже – в том, что родители не видят реальных потребностей ребенка, а он своими протестами показывает им это. В этой статье – способы, которыми дети пытаются удостовериться в своей значимости, а также рекомендации, которые вы можете дать их родителям.
Ребенку приходится не просто в современном мире. Особенно, если нужно удовлетворить свои потребности и достичь результатов. Здесь он проявляет упорство, хитрость и силу воли. А что может происходить с ребенком, если он стремится быть значимым в своей семье? Ведь он готов прибегать к радикальным мерам, чтобы добиться внимания от родителей. Возникает вопрос – в чем причина потребности быть значимым?
Для ребенка на первом месте всегда стоит потребность чувствовать свою важность и нужность в семье, сохранить привязанность, так как она обеспечивает ему выживание. Чтобы чувствовать свою значимость, ребенок готов пойти на любые действия.
Рассмотрим четыре способа, которые используют дети, чтобы добиться значимости в семье: привлекать внимание, бороться за власть, мстить, проявлять несостоятельность. Именно здесь и будет проявляться проблемное поведение в отношениях с родителями, чтобы удостовериться, что он им не безразличен. Эти способы определили Б.Б. Грюнвальд и Г.В. Макаби.
Способы | Как проявляется | Пример | Рекомендации |
привлекать внимание | Чтобы обратить внимание на себя, ребенок бьет по самому больному месту: если родителям важны хорошие оценки, он будет приносить двойки; если у родителей есть культ здорового образа жизни – будет есть чипсы и прочее. Он будет делать именно то, на что родители острее реагируют. Ребенок добивается внимания, если:
– специально проявляет лень, неопрятность и забывчивость | После того как мама с папой развелись, а отец ушел в другую семью, девочка стала чаще приносить двойки. Когда мама видела двойку, она тут же звонила отцу. Отец бросал все дела и приезжал поговорить с дочкой о ее неудачах в школе. Для отца были важны оценки ребенка, так как сам он был преподавателем в университете. Дочь, чтобы добиться внимания, начала использовать этот метод. На вопрос: «Есть ли поводы встретиться с дочерью, не связанные с ее оценками?», отец ответил: «Никогда. Нет.». | Хвалить и подкреплять желательные действия. Когда же, наоборот, ребенок разбрасывает вещи, приносит двойки, делает назло – не реагировать. Можно просто сказать: «Мне не нравится, когда ты разбрасываешь свои вещи. После того как ты их уберешь, мы с тобой поговорим». Не нужно ругаться, читать нравоучения, не нужно давать эмоций на плохое поведение. И, наоборот, когда ребенок убрал в шкаф за собой вещи, вы это заметили и про себя порадовались, скажите ему об этом, подкрепите своим вниманием: «Я заметила, что ты убрал свои вещи на место. Мне очень это понравилось. Люблю, когда в доме порядок». |
бороться за власть | Если действия ребенка не привели к желаемому результату, то, скорее всего, он начнет размышлять: «Никто не обращает на меня внимания, поэтому я стану самым главным в семье, и тогда меня заметят». Проблема в том, что родители вступают в эту борьбу. Как правило, побеждает всегда ребенок, так как его не тормозят чувства ответственности, вины, нормы и ценности. Ребенок борется за власть, если:
| В семье есть проблема с тем, чтобы накормить ребенка. Мама уже устала и чувствует бессилие: «Чтобы я ни приготовила, все ему не так, все не вкусно. Он может за столом уже передумать есть то, что попросил с утра». Здесь ребенок старается управлять родителем – мама стремится сделать для него все, что угодно. У него можно спросить: «Похоже, тебе важно, чтобы мама делала так, как скажешь ты? Тебе важно самому решать, что кушать? Такое ощущение, что ты самый главный за столом?» | Укрепить свою родительскую позицию, наладить общую стратегию воспитания, чтобы ребенок не подтягивал другого родителя в коалицию в этой битве за власть. Понаблюдать, есть ли сферы жизни, где ребенок получает эту необходимую для себя значимость? Не слишком ли вы критикующий или обесценивающий родитель? Включите в обязанность ребенка (по согласованию с ним) ежедневное задание, допустим, с утра делать всем бутерброды или накрывать на стол, поливать цветы, гулять с собакой. Это позволит ребенку, во-первых, почувствовать свой статус, во-вторых, приучит к тому, что в семье у всех есть свои права и обязанности. |
Мстить | Если ребенку не удалось добиться внимания и необходимого для него места в семье, то он начинает прибегать к более радикальным мерам – к мести. Мрачный, дерзкий, злобный ребенок бьет по самому больному месту, чтобы ощутить свою значимость. Родители могут мстить ребенку в ответ, и этот круговорот мести бывает невыносимым для близких людей. Ребенок мстит, если:
| Каждый раз после ссоры с родителями, дочь задерживалась в школе допоздна и не отвечала на телефонные звонки. Родители очень злились на такое поведение – отбирали все гаджеты и не давали карманных денег. На следующий день девочка в отместку за наказания осталась ночевать у подруги, не сообщив об этом родителям. Этот пример показывает крайнюю меру мести, но существуют и умеренные формы, где ребенок бьет по больному, использует при этом другие способы. | Взрослому важно увидеть, что за местью ребенка стоит реакция на родительское отвержение. Мстят тогда, когда обидно, а обида – это невыраженная злость. За злостью всегда стоит боль и неудовлетворенная потребность, в данном случае потребность в признании и в значимости. Поэтому ребенку важно дать понять, что он любим и необходим. Нужно избегать ответной мести: ударить, наорать, сделать назло. Лучше удалиться с этой ситуации и остыть, принять решение в спокойном состоянии. Если ситуация дошла до мести, сделайте то, что рекомендовано при борьбе за власть и при привлечении внимания. |
Проявлять не состоятельность | Ребенок становится пассивным и прекращает попытки борьбы: «Я неудачник! У меня ничего никогда не получится!». Если ребенок сможет убедить взрослых в том, что он ничего не может, то тогда ему будут предъявлять меньше требований, и таким образом он избежит возможных унижений и неудач. Ребенок проявляет несостоятельность, если:
| Мама девятилетнего сына, жалуется, что он перестал заниматься спортом и плохо учится. Вроде он хочет заниматься – проходя мимо спортивной секции долго смотрит на выходящих ребят, тоскует, но заниматься не идет. Ему и раньше давалась учеба с трудом, но он учился, как мог. Поговорив с мамой, становится понятно, что родители часто ругали сына за промахи, мало хвалили, сравнивали с другими детьми, унижали и наказывали. Мальчику легче думать: «Я бездарь и неудачник», чем чувствовать унижение. | Возвращать ребенку веру в свои силы, повышать самооценку похвалой и за результаты сделанного, и за намерения начать, попробовать. Следить за своей речью: не сравнивать с другими детьми, меньше критиковать и обвинять. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Чаще подчеркивать способности и качества ребенка: «Да, жаль, рисовать тебе не нравится, но как же здорово ты поешь! Да, усидеть на месте тебе сложно, но зато ты такой находчивый и веселый». Чаще просить о помощи, чтобы ребенок почувствовал, что он тоже может вносить свой вклад, что в нем нуждаются. |
Материал взят «Справочник педагога-психолога» № 3. 2019. Алсу Пашина, практикующий психолог, специалист по семейному консультированию, Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Анкета для родителей " Какое место занимает физкультура в вашей семье"
Анкета для родителей детского сада...
7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
Эксперт по лидерству, автор психологических бестселлеров Тим Элмор за время своих исследований выявил типичные ошибки родителей, которые заранее программируют в детях неуверенность и ограничиваю...
Анкета для родителей. «Какое место занимает физкультура в вашей семье »
Анкета для родителей. «Какое место занимает физкультура в вашей семье? »...
Социально-значимый проект « Семья»
Актуальность данного проекта продиктована тем, в последние годы заметно падение популярности семейных отношений, как стиля поведения в обществе, ценности материнства и отцовства. Среди представит...
Социально значимый проект. «СЕМЬЯ - ЭТО СЛОВО ВАЖНОЕ, ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ КАЖДЫЙ»
Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом....
Социально значимый проект:" Семья-это слово важное, об этом знает каждый"
Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его п...