Выступление на родительском собрании «Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания»
классный час

Киселева Кристина Юрьевна

«Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания»:

"8 шагов к успеху"

Советы родителям "психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyamya.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

«Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания»

 Каждый из нас когда-то сталкивался с одной и той же повторяющейся изо дня в день с проблемой – выполнение  домашнего задания. После трудного рабочего дня мы вынуждены просиживать весь остаток вечера со своими детьми, для того, чтобы помочь им выполнить то, что учитель задал на дом. В ход идут самые разные средства: уговоры, переговоры, даже насилие и каждый из нас понимает, что эти способы уже давно испробованы, да и  дети к ним давно привыкли. Родители частенько готовы выполнить это задание за ребенка. Это постоянный стресс и родителей, и для детей.

Неужели все испробовано? Для того, чтобы избежать многих проблем можно воспользоваться нехитрыми советами, которые могут помочь ребенку при выполнении домашних заданий, а  родителям вернуть долгожданный покой.

«8 шагов к успеху»

 1. Необходимо составить  четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Дети могут принять решение когда им делать уроки: сразу после прихода из школы или после ужина?  Как только определили время, необходимо  придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет в частности, справиться с такой проблемой, как усадить ребенка за уроки. Через некоторое время выполнение домашних  заданий  станет вполне естественной частью их ежедневного расписания. Обратим внимание, что время, отведенное на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

     Вечером обязательно надо  проверить выполненную домашнюю работу, чтобы дети не волновались и были уверены в себе при ответах в классе.

 2. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут долго мучиться этой проблемой. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым, и так далее. При этом количественный подход при выполнении домашних заданий например, вместо 4 сделали 3 самый коварный, т.к. возникает ощущение, что не сделали только одно, а не все домашнее задание.

3. Не стоит сидеть и следить за  ребенком, пока он делает уроки.  Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Зачастую  родители, использующие такой метод контроля,  усугубляют  детскую беспомощность. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестают работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это - очень нездоровая "зависимость", потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

         Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы и папы. Проводя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

 Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно. Нельзя  обращать внимание только на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова, решенные примеры. Что касается ошибочных ответов, то можно предложить ребенку еще раз проверить пример и тогда может быть получиться несколько другой ответ.

 Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения. Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.  Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

 Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить.

 Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

 Таким образом,  ребенок получив одобрение,  у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

 Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

 Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.  Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь  чувства  неприязни у ребенка. Возможно, надо  принять  решение завершить работу ребенка после определенного времени и написать  учителю записку, объясняющую обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть решены на встрече с учителем.

 Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.

 Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

 Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

 В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

 6. Обращайте внимание на невербальные сигналы. Родители часто говорят, что не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.  Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

 Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления "языка тела" - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

 Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви. Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

7. Причина успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

 В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.

 Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

 У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.  Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

 Рассмотрите возможность записать главу из учебника на диктофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что она  будет усвоена.

 Так что, имеет смысл записать  главы из учебников по истории, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом,  будут задействованы как визуальные, так и аудиоканалы приема информации.

 Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

 Когда родители доделывают за детей их работу,  это воспринимается ими как собственный провал в работе. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали родители, это только увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

 Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителя, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

 Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучением и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате гнев и растерянность. Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.


Советы родителям "психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)


Правило первое: не бей лежачего. "Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не старался, не учил”

порождает Эхо: "не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты помощи ребенку в выполнении домашних заданий по физике

Выполнение ребенком домашних заданий является проблемной сферой для многих семей. Часто дети не справляются с подготовкой уроков самостоятельно (отвлекаются, делают уроки не на должном уровне или тем ...

Памятка для родителей "Помощь ребенку при выполнении домашнего задания"

Данные рекомендации подскажут вам, как помочь ребёнку при выполнении домашнего задания и не сделать самим за него домашнюю работу...

Помощь ребенку в выполнении домашних заданий

Помощь ребенку в выполнении домашнего задания...

Родительское собрание для родителей 5 класса. Выполнение домашнего задания

При переходе в среднее звено школьники сталкиваются с новыми проблемами и заботами. Для кого-то период адаптации проходит незаметно, успеваемость других снижается. Материал содержит рекомендации для р...

Памятка «Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания»

Памятка«Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания»...

Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания

Памятка родителям. Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания....